Восточные ветви скифских племён, проживавшие в I тыс. до х. э. в степях к востоку от Каспийского моря, имеют собирательное название са́ки. Название восходит к скифскому слову saka — ‘олень’.
Значит, саки — это "олени". Может быть, так же, как христиане называются по имени Иисуса Христа, так и саки назывались по имени какого-то мифического Оленя?
Вообще говоря, изображения оленей находят на всей территории проживания скифов.
курган Толстая Могила |
Но, чем далее на восток, тем чаще встречаются олени.
древнее святилище Калбак-Таш («плоский висячий камень») на Алтае |
оленные камни в Монголии |
Если судить по оленям Артемиды, можно сделать предположение о том, что у саков олени тоже являлись частью женского культа.
В частности, в сарматских захоронениях олени встречаются в могилах женщин-жриц.
Если и существовал "сарматский матриархат", он был связан с высоким положением сарматских жриц.
Если же принять во внимание, что сарматы, по сравнению с "царскими" скифами Причерноморья, сохранили более архаичный общественный уклад, то придётся признать, что женское жречество существовало у всех скифов.
Да, и здесь ещё необходимо отметить, что у коренных сибирских народов, например у хантов, созвездие Большой Медведицы называется Лосем. Академик Рыбаков доказывает, что этот образ первоначально носил не мужскую, а женскую природу, и речь шла о небесных лосихах, которых древние люди ассоциировали с созвездиями Большая и Малая Медведицы.
Кстати, у хантов есть предания о шестиногих оленях, а их скандинавской мифологии мы знаем о восьминогом шаманском коне Слейпнире. Очевидно, и олени, и лоси как-то связаны с путешествиями шаманов в Иномирье. Кажется, в песне "Лесной олень" есть что-то из тех древних путешествий: "умчи меня, олень, в свою страну оленью...".
Комментариев нет:
Отправить комментарий