15 ноября 2022

Огонь преисподней.

капище

Ариэль Голан говорит, что ритуальные огни возжигали при каком-либо бедствии, очевидно, чтобы умилостивить бога, воплощавшегося в огне и считавшегося источником этих бедствий. При этом полагалось целесообразным, чтобы в обрядовом костре горело девять различных пород дерева и чтобы в операции участвовали девять человек; а число 9 связывалось с богом преисподней. Далее, считалось полезным, чтобы верёвка, которой вращали механизм для добывания ритуального огня трением, была той, посредством которой была совершена казнь повешением (это, видимо, потому, что умерщвлением путём повешения приносились человеческие жертвы богу преисподней), и чтобы дерево, предназначавшееся для этого огня, было срублено братьями-близнецами (а близнецы считались сыновьями бога преисподней). В древности по всему Средиземноморью, от Сардинии до Иудеи, было принято, как только человек умер, зажигать в доме огонь; это потому, что огонь считался атрибутом загробного мира. В Танахе (еврейское название Ветхого Завета) сказано, что жертвы, приносимые богу, надо сжигать, ибо "пища огня есть жертва Господу"; это явно констатация традиции тех времён, когда Господом считался бог преисподней, владыка огня. Старый русский обычай осенять себя крестным знамением, если в комнату вносят зажжённую свечу или если прозвучит гром, основан на почитании божества огня и молнии (молния - это огненный змей, бог преисподней, поднявшийся в небо). На Руси в старину огонь называли богач, а в украинском языке костёр - багаття [1]; если эти слова происходят от "бог", то это потому, что огонь считался воплощением божества; если же они родственны слову "богатство", то это потому, что змей преисподней обладал несметными богатствами. На этих примерах видно, что огонь считался олицетворением бога преисподней, - заключает Ариэль Голан. 

Любопытно с этой точки зрения взглянуть на обычай сжигания старых домов в Трипольской культуре и других культурах Старой Европы.

Карта, показывающая масштабы практики сожжения домов в Юго-Восточной Европе  

Кукутень-Трипольские поселения полностью выгорали каждые 60—80 лет, оставляя после себя последовательные слои, состоящие в основном из большого количества обломков от обрушившихся глинобитных стен. Эти обломки в основном состояли из керамического материала, возникавшего, когда сырая глина, использовавшаяся для обмазывания стен, остекловывалась от сильного жара. Пожар, уничтожавший здания, остекловывал глину, окрашивая её в ярко-оранжевый цвет, сходным образом с тем, как предметы из необработанной глины превращаются в керамические изделия в процессе обжига в печи. Более того, огромное количество обломков из обожжённой глины, найденных на месте каждого дома поселения, указывает на то, что огонь огромной силы бушевал во всём поселении, чтобы создать такой объём найденного материала. Сербский археолог Мирьяна Стеванович пишет: «…маловероятно, что дома сгорели в результате серии несчастных случаев или по каким-либо конструктивным и технологическим причинам, а скорее то, что они были разрушены в результате преднамеренного поджога и, скорее всего, по причинам символического характера». Стеванович утверждает, что для производства большого количества обожжённой глины, найденной в руинах, необходимо было разместить огромное количество дополнительного топлива рядом со стенами, чтобы создать достаточно тепла для стеклования глины.

Эксперимент по сжиганию кукутень-трипольского дома; обратите внимание на дополнительное топливо (солому и дерево), добавленное к внешней стороне глиняных стен, чтобы увеличить температуру, необходимую для стеклования керамики

Вот и возникают вопросы:  может ли быть, что такого рода кострища были ритуальными жертвоприношениями рогатому богу преисподней? Типа,
"на тебе, боже, что нам негоже"? А может быть, этот обряд мыслился как ритал передачи жертвы божеству с тем, чтобы оно, удовлетворившись и пресытившись, не искало новых жертв среди живых?

--------------------------------------------------------------------------------

[1] Праслов'янський корінь походить від праіндоєвроп. *bhog (інший варіант реконструкції — *bʰeh₃g-) — «жарити», «пекти», - сообщает украиноязычная Википедия (Источник).

Комментариев нет:

Отправить комментарий