22 августа 2022

Последние отблески "золотого века" в Африке.

Африканист В. А. Корочанцев сообщает:

"Африканцы никогда не унывают. Анья, живущие в Береге Слоновой Кости, в районе Бваке - Абиджан, бесшабашно пляшут даже на похоронах. Семенящей, подпрыгивающей походкой с весёлыми выкриками следуют они за телом усопшего. У динка, нилотского народа на юге Судана, умиравший, прощаясь с жизнью, распевал песни.


-  Человек не умирает, а перебирается в мир всесильных предков, - объясняют эти люди, не верящие в «естественность» смерти. - Он воссоединяется с предками, которых мы любим и помним, становится нашим покровителем. Мы радуемся и тому, что среди нас жил такой достойный человек, как он, что свою честность, доброту и заботливость он оставляет нам в наследство, что теперь он будет хранить нашу деревню от бедствий и зла.

-  Ну а слёзы всё-таки бывают? - поинтересовался я.

-  Конечно, жаль на время расставаться с ним, особенно родственникам. Горе часто пересиливает, и появляются слёзы. Но улыбок больше…"

И далее В. А. Корочанцев рассказывает про христианское богослужение в Африке. В Яунде священник Клод Нгуму проповедует народу о крестных муках Спасителя:

-  Иисуса Христа распяли, ему было очень больно. Он так страдал… - стараясь быть предельно понятным, обращается Нгуму к пастве.

-  И-и-и-и, - горестно отзываются молящиеся. Женские тонкоголосые вопли перекрывают мужские басы и звучат долго.

-  Но не тут-то было, - вдохновенно восклицает проповедник. - Христос воскрес, ожил.

-  Ха-ха-ха-а-а-а-а, - раздаётся общий одобрительный смех.

Затем начинаются песнопения. Они ведутся под мвет, балафон (африканский ксилофон) и другие народные инструменты. Хор, отдаваясь ритму и забывая о тексте псалма, ритмично раскачивается. Подпевая ему, производит колебательные движения весь приход. С каждым псалмом ритм пения убыстряется, и вот уже вся толпа пляшет. В некоторые моменты пляска напоминает обыкновенный твист. Задорно и очень вольно. Даже самые печальные псалмы певчие в красно-белых мантиях поют с весёлыми улыбками.


Стихи понравились.

«Христос воскрес», — поют во храме;
Но грустно мне... душа молчит:
Мир полон кровью и слезами,
И этот гимн пред алтарями
Так оскорбительно звучит.

Когда б Он был меж нас и видел,
Чего достиг наш славный век,
Как брата брат возненавидел,
Как опозорен человек,

И если б здесь, в блестящем храме
«Христос воскрес» Он услыхал,
Какими б горькими слезами
Перед толпой Он зарыдал!

Пусть на земле не будет, братья,
Ни властелинов, ни рабов,
Умолкнут стоны и проклятья,
И стук мечей, и звон оков, —

О лишь тогда, как гимн свободы,
Пусть загремит: «Христос воскрес!»
И нам ответят все народы:
«Христос воистину воскрес!»

Дмитрий Мережковский 1887


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21 августа 2022

Многомужество или брак по-тибетски.

"В Тибете полиандрия, и фактически, матриархат существует с давних времён, и объясняется она здесь не любвеобильностью женщин и не их дефицитом, а, прежде всего, экономическими причинами. Дело в том, что бедным семьям легче дать калым только за одну невесту, сделав её женой сразу для всех сыновей, и сохранив для них общий родительский кров. Поэтому самая главная причина многомужества в Тибете — возможность сохранить семейное имущество, раздел которого мог разорить многих тибетцев.

В таких семьях принято женить только старшего сына, который наследует всё семейное имущество, а младшие братья просто присоединяются к этому браку. Все братья вместе ведут хозяйство, а брачное ложе жены они посещают строго по очереди, оставляя в качестве предупредительного знака для остальных обувь возле двери. Кстати, связь свекра с невесткой в таких семьях тоже считается естественной. Вопрос об отцовстве в таких браках поднимается очень редко. Все дети имеют общую мать, которая их воспитывает, и все мальчики, также как и их отцы будут иметь общую жену.

История рассказанная девушкой, которая посещала международные курсы английского языка:

Несколько лет назад я ходила на курсы английского, на которых учились люди с разных концов света. На занятиях мы постоянно делали сообщения о традициях или культуре своих стран (что очень интересно, т.к. одно дело, когда читаешь об этом, и совсем другое, когда абориген сам рассказывает. Опять же вопрос задать можно). И был среди нас тибетский монах-расстрига. И рассказал он нам дивную историю о традиционных семейных отношениях…

Итак, НДжи доложил нам, что модель семьи, которая к нынешним временам уже отмерла, но в глухих деревнях местами ещё держится, - многомужие. Женщина выходит замуж за всех братьев семьи, переезжая в их дом.

Мой дом - моя крепость.

Пишут о том, что "укреплённое поселение, относящееся к периоду расцвета "культуры Керос-Сирос", было открыто Хр. Думасом в окрестностях Панорма на Наксосе. Оборонительная стена толщиной около 1 м опоясывала, по-видимому, всё поселение. По существу же эта стена не может считаться самостоятельным фортификационным сооружением, поскольку она была образована сплошной линией наружных стен жилых домов. Всё поселение, таким образом, воспринимается как большое коммунальное жилище наподобие более или менее синхронного с ним жилого комплекса в Миртосе на востоке Крита. Всё население такой "цитадели" вполне могло состоять из одной-единственной большой семьи" (Источник).

Лично я не вижу здесь никакой "цитадели". Да и от кого обороняться жителям крохотного островка? Однако характерно, с какой поспешностью объявляют "фортификационными сооружениями" любые более или менее крепкие стены.
 

Матчество

"В истории известны случаи, когда вместо отчества детям давалось матчество – именование по материнской линии. Такое бывало и на Руси, и в Европе. Например, если мать была более знатного рода, или если ребёнок был незаконнорожденным. Так было с сыном князя Ярослава Владимировича Олегом от наложницы Настасьи – Олегом Настасьичем (а не Ярославичем). Сын Мстислава Владимировича тоже имел матроним: как ребёнок второй жены князя и мачехи Мстиславовых детей от первого брака он звался Владимиром Мачешичем (а не Мстиславичем). Племянник Кнута Великого Свен тоже именовался по матери, сестре короля Эстрид.
В народной культуре матчество можно найти у финно-угров, некоторых мерян. К примеру, ещё в XIX веке матчества были распространены среди марийцев, коми и удмуртов. В Удмуртии имя женщины-прародительницы могли носить целые роды. Этнографы замечают, что эта особенность – след матриархата или же остатки от явления группового брака. Более того, кое-где матчества мелькали и в XX веке, причём не только как неофициальные величания по матери, но и настоящие записи в документах – вероятно, исходя из позиции конкретных служащих, ответственных за запись, ведь официального запрета на матчества не было.
Монгольский Сталин Хорлогийн Чойбалсан (1895–1952) получил матроним, так как был незаконнорожденным сыном пастушки Хорло".
Александр Радаев. Источник.

20 августа 2022

Трипольские "дамы пик".

Статуэтки археологической культуры Кукутень-Триполье. Ноги этих "дам" сделаны таким образом, чтобы можно было "втыкать" эти статуэтки в мягкий грунт. Зачем? Для чего? Я не знаю, но может быть "трипольцы" использовали их во время своих сельскохозяйственных полевых работ так же, как племя сенуфо?

Африканист В. А. Корочанцев рассказывает:

"Сенуфо населяют обширные пространства в Мали, Береге Слоновой Кости и Верхней Вольте. Подмога старикам и слабым, взаимопомощь во время полевых работ - закон для молодых односельчан сенуфо. Накануне страды молодёжь сенуфо организуется в группы, специализирующиеся на возделывании определённых культур (проса, риса, сорго, клубнеплодов и др.). Внутри этих групп, которые сенуфо именуют обществами, создаются трудовые бригады. Каждый отряд имеет собственную эмблему в виде статуэтки, закреплённой на конце древка и украшенной перьями, разноцветным бисером и кусочками цветной прозрачной ткани. Эти эмблемы к началу полевых работ готовят лучшие мастера села. Когда обрабатывается земля под просо, статуэтка представляет женщину, несущую мелкое, широкое блюдо со съестным или сосуд с прохладным просяным пивом. Если работы происходят на рисовом поле, то ремесленник обязательно вырезает грациозную фигуру сидящей женщины, на голове у которой присел зимородок.

…Наступает день работ. Юноша, слывущий лучшим работником, втыкает древко со статуэткой в землю в конце поля. Темп работы членов бригады быстр и задаётся двумя-тремя тамтамистами и хором женщин. Музыкальное сопровождение полевых работ - типичное явление в африканской деревне. Музыканты и певицы внимательно следят за ходом трудового процесса, поют панегирики вырвавшемуся вперёд, подбадривают дружескими, ироническими куплетами отстающих. Бригада выстраивается вдоль поля шеренгой, точно спортсмены вдоль линии старта. Каждому отводится своя полоска, так что шансы всех равны. Раздаётся первый удар тамтама, и бригада приступает к делу. Тот, кто добирается до межи, обозначенной воткнутым в землю древком с эмблемой, получает право перенести эмблему на новый рубеж. Так организуется соревнование, победители которого награждаются песней и, если они холосты, любовью лучших девушек села". 


Кстати, у сенуфо до сих пор сохранился т. наз. "гостевой брак": мужчина приходит к своей жене с разными вкусностями, проводит с ней некоторое время, а потом уходит в родительский дом, где его ждут другие женщины - сёстры и мать. Всё потому, что общество сенуфо относится к группе матрилокальных - здесь полагается жить в материнских родовых группах (Источник).   

Петроглифы Нагорного Дагестана.

 

Ущелье Харитани, близ селения Чирката в святилище богини плодородия (примерная датировка IV - III тысячелетие до нашей эры). Перед нами предстаёт в позе оранты огромная женская фигура, окружённая почитателями и скотом. Окружающие её небольшие фигурки людей находятся в позе адорации. Особое внимание привлекает конусовидная одежда центрального персонажа, декорированная ромбовидным пересечением параллельных полос. А. А. Формозов, обратив внимание на конусовидную форму одеяния, сопоставил её с изображениями людей в конусовидных плащах из Зарауткамара (Узбекистан). Также одежда поминает юбку, подобия которой встречаются и в неолитических расписных глиняных статуэтках богини из Сескло, и в более поздних статуэтках кносских богинь. Источник

Вероятно, петроглифы относятся к куро-аракской культуре. Она зародилась в Передней Азии, а затем распространилась на весь Кавказ. В 1988—2000 гг. сирийской экспедицией археологов РАН выявлено сходство артефактов Майкопской культуры и местной Лейлатепинской культуры с артефактами, найденными в ходе раскопок древнего города Телль Хазна l на севере Сирии. Постройка Телль Хазны датируется 4 тыс. до н. э. Это указывает на возможную миграцию на Южный и затем и на Северный Кавказ племён Убейд-Урукского круга Ближнего Востока.  

Царевна Софья.

Участь царских дочек на Руси была незавидной. Перспективы счастливой семейной жизни почти отсутствовали. Выходить замуж за западноевропейских монархов им не давал строжайший запрет переходить из православия в католицизм, а искать женихов среди даже самых родовитых бояр не полагалось по чину. Царевны росли, редко покидая женскую половину царского дворца, а по достижении 20−25-летнего возраста родители сплавляли их в монастыри. Даже грамоте их почти не учили — образование ограничивалось зазубриванием нескольких молитв да обучением премудростям рукоделия.

Софье, родившейся в 1657 году дочери «тишайшего» царя Алексея Михайловича, судьба готовила такую же участь. Девочка была шестой из 16 детей своего плодовитого отца. Но не даром её имя по-гречески означает «мудрость»: маленькая царевна с юных лет отличалась любознательностью. По её настоятельным требованиям ей выделили персонального учителя. По счастью, им оказался русский ученый и первый профессиональный поэт Симеон Полоцкий. Под его руководством Софья овладела грамотой, иностранными языками (греческим и латынью), начала интересоваться историей. Из книг, хранившихся в царской библиотеке, она узнала, что в мировой истории встречались монархи женского пола. Рассказами о деяниях английской королевы Елизаветы девочка зачитывалась.

До 19 лет Софья отличалась от сестёр разве что эрудицией и грамотностью. Всё изменилось в 1676 году, когда Алексей Михайлович умер и престол перешёл к его старшему сыну, слабому здоровьем Фёдору Алексеевичу. Под предлогом необходимости ухаживать за больным братом Софья попала в царские покои. Там она быстро перезнакомилась с боярами и ближайшими советниками хворого царя. Наиболее тесный контакт установился у неё с князем Василием Голицыным, который при Фёдоре заведовал ключевым пушкарским приказом. 

Красотой царевна не блистала. Прижизненных портретов её не сохранилось, но описания современников весьма выразительны. Вот мнение французского посланника при русском дворе Фуа де ла Нёвилля: «Она ужасно толстая, у неё голова размером с горшок, волосы на лице, волчанка на ногах, и насколько её стан широк, короток и груб, настолько ум тонок, остёр и политичен».

Поздний портрет Софьи. Источник: wikipedia.org


19 августа 2022

Интересное про змей.

Африканист В. А. Корочанцев сообщает:

"Кобра, или очковая змея, встречается в саванне, в лесу и даже… в городах. Общительное существо предпочитает селиться поблизости от теплых человеческих жилищ. Обладая отчаянным правом, она в поисках пищи пробирается даже в дом, где старательнее кошки охотится за грызунами. Грызуны же в Африке - не только похитители домашних припасов, по и разносчики самых страшных болезней, вплоть до чумы. Так что несколько украденных кур или яиц - мизерная плата за ту пользу, которую страшная кобра добровольно приносит человеку. Кобры живут на земле, деревьях и в воде. Укус кобры опасен, но редок, так как она боится человека и молниеносно уползает при его приближении.

Аббат Жан-Поль Байеми рассказал мне однажды:
-  У нас, в сёлах вблизи Яунде, есть такой обычай. Женщины плетут из веток рафии люльки для детей. Отправляясь на полевые работы, они оставляют детей в этих корзинках на земле. Иной раз, пока мать отсутствует, в люльку забирается змея и обвивается вокруг ребёнка. Ребёнок таким образом «пригревает» около себя змею. Когда мать возвращается и видит змею, она, естественно, издаёт крик ужаса, а змея, не обидев ребёнка, выскальзывает из люльки и исчезает в кустах. Я ещё не знаю такого случая, чтобы змея укусила грудного ребёнка в его люльке.

Французский герпетолог Ив Виаль выловил за свою жизнь не одну сотню африканских змей. Он как никто изучил мир этих удивительных пресмыкающихся. Виаль признаёт жестокость змеиных инстинктов, но больше верит в благонамеренность змей. Вот его слова:
-  Когда знаешь их повадки, змеи не производят столь пугающего впечатления. Соблюдая некоторые правила предосторожности, человек почти ничем не рискует.

Филипп Бабио ежедневно убирал корпункт ТАСС в Яунде. Кроме того, он был моим советником-экскурсоводом по флоре и фауне Камеруна.
-  Филипп, - спросил я его, - почему вы одновременно боитесь и почитаете змей?
-  Мы их не боимся, - возразил он, а затем, помолчав, добавил: - Один очень старый человек сказал однажды людям: «Не трогайте змей, и они вас не тронут. Змеи не злые. Укус змеи случаен, и в нём больше виноват человек, чем змея».

Змеиный яд как "живая" и "мёртвая" вода.

Африканист В. А. Корочанцев рассказывает:

"Из 2500 видов змей, живущих на пашей планете, только 300 представляют реальную опасность. Укусы почти всех змей из этих 300 не смертельны. Своевременная помощь может легко устранить последствия прикосновения змеиного «жала». Бывают и курьёзы: в Бамако одного болгарского товарища, страдавшего от ревматизма, ужалила змея. Благодаря этому он полностью излечился".

Наверно, это не единственный такой случай в истории. Люди и раньше наблюдали нечто подобное. Змеиный яд смертельно опасен, но иногда он исцеляет от болезней. И, конечно, это выглядело как чудо: то, от чего один человек умирает, другой получает исцеление и живёт. Немного перефразируя древнеримскую поговорку "in vino veritas" («истина — в вине»), можно было бы сказать, что "истина — в змеином яде". Яд проявлет истинную натуру человека так же, как и вино. Доброму человеку он во влаго, а злому — на погибель.  Интересно, существовали ли змеиные ордалии? Напомню, что орда́лии — в широком смысле это то же, что и «Божий суд». В основе «Божьего суда» лежит религиозное представление о том, что истина может быть установлена только вмешательством Божества. Между спорящими назначались поединки: считалось, что «высшие силы» обеспечат победу правому над лжецом и преступником. Можно себе представить, как лжеца кусает змея и он умирает, а праведник при этом торжествует. Ведь сила духа - вещь немаловажная. Когда мы смотрим игру в футбол, мы всякий раз ликуем при победе духа, ибо по всем параметрам обе команды находятся в совершенно одинаковых условиях, - у них равное количество физических сил и молодого "мяса", - и можно победить только если к этому "мясу" добавить "плюсом" силу духа.  

Очередной промежуточный итог моих matriarchal studies.

На улице дождь льёт как из ведра. Вообще, это лето выдалось дождливым. Трава в саду и огороде "прёт" как на дрожжах. Грибы шампиньоны в саду выросли, я целое ведро набрал.

Пока появился вынужденный перерыв в ремонте кухни, напишу-ка я очередной промежуточный итог моих matriarchal studies.

Как я вижу теперь, матриархат имеет 4 аспекта. У марксизма - три составных части, а у матриархата - четыре.

1. Матриархат "коренится" в центральном положении матери в семье. Даже в самых кондово-патриархальных обществах часто бывает так, что с появлением в семье детей мать начинает верховодить. Она требует от отца не для себя, а для детей, и отец превращается в "исполнительный механизм".

Центральное положение женщины как бы само собой складывается из-за того, что она является домохозяйкой. Она - неподвижное "солнце", вокруг которого вертится по орбите благоверный супруг. Она готовит пищу и раздаёт её: "этому дала, этому дала...". Следовательно, с нею связаны представления о справедливости, о справедливом распределении пищи и всего остального.

Очевидно, её центральное положение связано ещё и с тем, что мать + её дети + их бабка составляют тот самый "междусобойчик", который фундирует понятие рода. Отсюда происходит матрилинейное наследование. По сути, именно материнское чрево определяет родство. 

Здесь можно привести притчу Иисуса о семени: "вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать" (Мф. 13:1-8). Так вот, "сеятель" - это мужчина, а "добрая земля" - это женщина. Без "доброй земли", сколько бы мужчина ни изливал своё семя, никакого плода у него не получится. Ну и, соответственно, всякое растение коренится в "доброй земле". Отсюда происходит генеалогия. Слово происходит от др.-греч. γενεαλογία «генеалогия», далее из γένος «род, происхождение», далее из праиндоевр. *gene- «рождать, рождаться». "Генеалогия" и "жена" - слова однокоренные"; ср. др.-прусск. genno зв. п. «женщина!»

18 августа 2022

Блаженные миротворцы бороро.

Африканист В. А. Корочанцев рассказывает про скотоводов бороро:

"Это замкнутое пастушеское племя, странствующее за своими стадами между Мали и Камеруном, некоторые этнографы упорно считают потомком древних египтян, хотя уже установлено, что это часть фульбе, отделившаяся от остальной массы народа. 

Круглый год кочуют бороро в поисках воды и травы для своих стад. В сухой сезон зебу пытаются настичь исчезающие травы быстро лысеющей саванны, в период дождей они чуть ли не в панике отступают под напором разливающихся озёр и болот.

Бороро скитаются по исстари установленным маршрутам, презрев государственные границы. Сегодня они - в Нигере, а завтра - в Чаде или Камеруне. Этот народ исключительно миролюбив. Бороро стараются ладить с многочисленными народами обширного района, по которому пролегают пути их перекочёвок. 

В засуху иногда возникают конфликты с владельцами колодцев - туарегами, с бывшими рабами туарегов - бузу, такими же скотоводами, как и бороро. Бывает, что из-за драгоценных капель колодезной воды приходится поступаться вошедшим в легенду миролюбием и воевать. Чаще же они получают разрешение пользоваться колодцем в обмен на несколько зебу. Иногда бороро даже приобретают колодец, но их кочевая душа но терпит осёдлости, и через некоторое время они покидают район, добровольно возвращая колодец его бывшим владельцам".

Матриархат в "стае по типу прайда".

samarka_14 в записи "Что прикрыли матриархатом?" выражает своё несогласие с библейской историей о первобытной моногамной семье Адама и Евы, и говорит, что

"исторической, то есть естественной формой жизни людей была стая по типу прайда. Девочки оставались в стае, а мальчиков отпускали на все четыре стороны по достижении полового созревания, либо убивали в детском возрасте. Во главе прайда был один-два самца, чей век был короток. Самки всегда оставались при своём интересе и всегда с победителем. В каком-то смысле это можно считать матриархатом, при том условии что власть-то всё равно оставалась у мужчин, которые менялись с телеграфной скоростью. 

Это знание объясняет очень многое и идеально сочетается с природой человека (ориентация женщин на хозяйство, на поиск материального интереса, готовность создавать устойчивая женские коллективы со своей иерархией, зацикленность на корысти). Становится понятней безусловное правило, когда во всех местностях земля принадлежала женщине (местной царице), а муж мог только управлять, вступив в официальный брак. 

Становятся более понятными всяческие похищения прекрасных сабинянок Ромулом и Рэмом —  это ничто иное как набег мужской банды на слабый прайд.

Можно предположить, что неизбежно шло совершенствование структуры прайдов. Усложнение с целью большей эффективности. Так называемый король - это всё та же глава прайда, который ограничивался ритуальным правом первой ночи и разного рода гаремами (теремами, в которых девицы сидят).  Ясно, что попасть в гарем или терем было для женщины нормальной и самой правильной траекторией, полностью совпадающей со всей тысячелетней историей человечества. 

Становится объяснима роль женщин в развитии сельского хозяйства, ведь только они и были заинтересованы в развитии осёдлого хозяйства. Мужчинам это даром было не нужно. Главу прайда практически содержали, а свободные мужчины промышляли разбоем, охотой и грабежом. Им некогда было выводить новые сорта пшеницы". 

Матриархат как кот Шрёдингера.

Вот интересная штука: на первый взгляд всё кажется простым, а чуть копнёшь поглубже — и начинаются парадоксы. Весь мир "соткан" из парадоксов. Как там Нильс Бор говорил? «Ваша теория безумна, но недостаточно безумна, чтобы быть истинной».

И здесь возникает вопрос: что стоит за этой парадоксальностью? Ведь её могло бы и не быть. Ведь мир мог бы быть простым как ситцевые трусы. Ну, или как домик из детских строительных кубиков. Зачем и к чему вся эта "навороченность"? Зачем в мире все эти антиномии? Зачем эта уму непостижимая смесь хаоса и порядка во Вселенной? С одной стороны - хаос в виде столкновения галактик, а с другой стороны - порядок в виде закона всемирного тяготения и других "законов природы". И вот ещё странность: в микромире любая попытка наблюдения (измерения) изменяет квантовую систему.

Чем-то это напоминает компьютерную игру: я могу "гулять" по какой-то улице виртуального города, и я хорошо вижу её на экране монитора, но я не могу одновременно видеть и другие улицы этого города. Чтобы их увидеть, нужно "зайти" туда, то есть проявить акт воли. 

В квантовой физике элементарная частица не летит по какой-либо траектории — её «путь» представляет собой систему эволюционирующего набора вероятностей того, какими путями она может двигаться. В данный момент времени эта частица находится нигде. А когда мы начинаем непосредственное наблюдение, мы видим мы её лишь в одном из всех возможных положений.

17 августа 2022

Маски тайных союзов.

В Западной Африке тайные союзы получили особое развитие: они более многочисленны, более влиятельны, прочнее организованы, чем, например, в Меланезии. Если в Меланезии это по преимуществу мужские союзы, деятельность которых направлена в значительной степени против женщин, то в Западной Африке это не так. Здесь, во-первых, крепче традиции материнского рода и женщины лучше умеют за себя постоять, а во-вторых, складывавшиеся здесь формы примитивной государственности требовали организации полицейской власти, и тайные союзы в значительной мере выполняли именно эту роль.

Тайные союзы являются общественной организацией, характерной для эпохи разложения общинно-родового строя. Это один из важнейших рычагов ниспровержения материнского рода и установления господства мужчины в семье и в обществе. В то же время тайные союзы — орудие управления в руках отслаивающейся верхушки общества, которое движется по пути социальной и имущественной дифференциации.

Участники тайного союза Поро (культ Гбон) в масках "огнеизвергателях" (firespitter mask), Кот Д'Ивуар, 1970 г.

Генетически тайные союзы, основанные обычно на так называемых мужских домах, восходят к системе инициации эпохи первобытной общины, представляя их позднейшую модификацию. Свою историческую роль — борьбу с материнско-родовым обществом и укрепление власти экономически сильных элементов общины — тайные союзы выполняют путём применения террористических средств, запугивая население и подавляя силой всякие попытки протеста. Это — одна из зародышевых форм примитивной государственной власти.

Участники тайного союза Поро с масками типа "огнеизвергатель" (firespitter mask), Кот Д'Ивуар

Интересно, что маски вырезают там, где поблизости нет женщин. Если взгляд женщины упадёт на незаконченную маску, то её волшебная сила улетучится.

Два холма.

Я зомбоящик не смотрю, но в Сети узнал, что там, по дуроскопу, показывают комедийный сериал "Два холма". 

"Сюжет комедийной утопии переносит в 2140 год. Чуть более века назад на планете произошла третья мировая война (в текущих условиях далеко не лучший повод для шутки), Северная Корея скинула на США бомбу с вирусом, уничтожающим прицельно мужское население страны. Естественно, что-то пошло не так, и вирус распространился по всему миру, оставив в живых меньше 5 процентов мужчин. Россия теперь называется Матушкой Россией, Москва давно заброшена, зато образовались технологичные центры-матриархаты, где царят покой, красота, порядок и взаимопонимание. Один из таких искусственных городов – Два холма, где живёт главная героиня по имени Рада (Пелагея Невзорова). Рада – учительница, судя по всему, истории или окружающего мира, так что в её задачи входит рассказывать ученицам о так называемых «приматах» — уцелевших мужиках, которые живут на развалинах цивилизации, думают только о сексе, круглые сутки чешут свои пятые точки и меряются членами" (Источник).

Итак, после третьей мировой войны "повсеместно к власти пришли женщины. Они восстановили мир, исправили экологию и теперь живут счастливо. Немногочисленные мужчины либо отделились и скатились в первобытное состояние, — теперь их называют «приматами», — либо живут в специальных резервациях, где их используют как «хранителей семени»" (Источник).

Хоть это и комедия, однако же характерно, что именно матриархат связан с культурным началом. В принципе, и я о том же говорю. А патриархат - это когда "меряются членами", как верно подметила Татьяна Мирин.

Ещё молоко на губах не обсохло.

Из бездны Вечности, из глубины Творенья
На жгучие твои запросы и сомненья

Ты, смертный, требуешь ответа в тот же миг,
И плачешь, и клянешь ты Небо в озлобленье,
Что не ответствует на твой душевный крик…

А Небо на тебя с улыбкою взирает,
Как на капризного ребёнка смотрит мать.
С улыбкой — потому, что всё, все тайны знает,
И знает, что тебе ещё их рано знать!

А.Н. Майков. "Из Аполлодора Гностика". 1892

Хасиды и "хлысты".

Читая статью Дмитрия Полюховича "Как хасиды украинский язык «освятили»", я отметил много параллелей между хасидами и христоверами ("хлыстами"). 

«Хасидский танец», худ. Г.Гольд

"На украинской земле родился хасидизм с его напевами, бесшабашными плясками и радостью служения Всевышнему".

"Любопытна история о том, как основоположник хасидизма Баал Шем Това (БЕШТ) жил отшельником в пещере, питаясь только лепёшками из пресного теста, подсушенного на раскалённых солнцем камнях. Для иудаизма отшельничество нехарактерно, но именно во времена БЕШТА на Галичине и Подолье оно стало популярным, и в каждом урочище можно было найти беглеца от суетного мира".

Далее автор рассказывает про появившиеся в XVIII веке хасидские нигуны («напевы», — иврит), вписавшиеся в концепцию служения Богу с радостью. "Это специфическая манера исполнения почти без музыки, но с ритмическим хлопаньем и даже художественным свистом. Отсутствие инструментального сопровождения объясняется  исполнением нигунов преимущественно в шабат, когда запрещено играть на инструментах. В большинстве случаев напевы представляли собой просто набор мелодичных звуков. Считалось, что благодать нисходит на исполнителей в виде различных тонов, а не слов, поэтому ритмические хлопки плюс лишённое смысла «ля-ляканье» быстро вводили прихожан в состояние транса. Кроме того, любая песня рано или поздно заканчивается, а «ой-йой-йой-ой…» можно тянуть бесконечно.

16 августа 2022

Немного про Окунёвскую культуру.

"Окунёвская культура — южносибирская археологическая культура скотоводов бронзового века. Сложилась в результате миграций преимущественно мужского позднеямного-раннекатакомбного населения из Северо-Западного Прикаспия на территорию Южной Сибири и его смешения с местным неолитическим женским субстратом" (Источник).

Интересно. Арии-"ямники", прям как Юлий Цезарь, пришли, увидели и победили. То есть "овладели" местным неолитическим женским субстратом. А как же местный неолитический мужской субстрат? Очевидно, арии сделали ему "секир-башку". Впрочем, история об этом умалчивает.

Другой источник сообщает:

"Во второй половине XXVI века до нашей эры в Минусинскую котловину проникают группы нового населения, в результате чего складывается окуневская археологическая культура, просуществовавшая до XVIII века до нашей эры, то есть около 800–850 лет. Накопленные на сегодня данные позволили предположить, что в эпоху ранней бронзы на Средний Енисей мигрировала группа мужчин-скотоводов европеоидного облика. Они полностью вытеснили или истребили, живших там афанасьевцев, включив в свою популяцию лишь единичных мужчин. В брак же окуневцы вступали с женщинами монголоидного облика — потомками местного неолитического населения, оттеснённого афанасьевцами. Благодаря этому достаточно быстро антропологический облик окуневцев стал полностью монголоидным".

Здесь ещё интереснее. Оказывается, арии-"ямники" истребили не только местный неолитический мужской субстрат, но и ариев-"афанасьевцев", которые, по сути, были теми же "ямниками", но пришедшими на Енисей раньше. Это похоже на то, как более поздняя "волна" греков-дорийцев уничтожила греков-ахейцев, представителей первой "волны" арийской экспансии в Элладе.

Как мы знаем, на территории Эгеиды греки-ахейцы "заразились" матриархальной культурой от догреческого субстрата. Похожим образом дело обстояло и на Среднем Енисее. 

Композиция с роженицей на пункте Тепсей-IV. Ольга Советова и Ольга Шишкина / Археологические вести, 2022

Катастрофичное обмеление рек.

Вчера увидел в Сети вот эту картинку:

Франция, река Луара в районе Сомюра.

Примерно такое же изображение реки Рио-Гранде в США я видел неделю назад. Там у них ещё и Колорадо "усыхает".

У нас в России в прошлом году много писали о бедственном положении Северной Двины; из-за неумеренной вырубки леса она тоже сильно обмелела. Мелеют и другие реки. "В былые времена, ещё в СССР, для судоходства в стране использовалось (если верить Большой Советской Энциклопедии — а ей верить можно) 146 тысяч километров водных путей. В России по состоянию на 2004 год (если верить уже Википедии) было уже 102 тысячи километров для «внутреннего» судоходства. А через 10 лет, то есть сейчас, осталось 86 (по другим данным — 65) тысяч километров пригодных внутренних водных путей, фарватеры которых регулярно обслуживаются в том числе и с помощью дноуглубления. Куда остальное делось, почти половина? Высохло, что ли?" - задаётся вопросом Андрей Михайлов (Источник).

Может быть в отдалённом будущем какие-нибудь инопланетяне будут рассматривать в свои телескопы безжизненную поверхность Земли и отмечать пересохшие русла рек. Так же, как мы ныне рассматриваем марсианские "каналы" на красной планете (Источник).

15 августа 2022

"Благодать" от благо + дать.

Африканист В. А. Корочанцев, рассказывая о своём пребывании в племени вобе на западе Берега Слоновой Кости, замечает между прочим: "Считают также, что юноша, прошедший специальный обряд посвящения во взрослые, может, не опасаясь укуса, брать гадюку в руки во время церемонии".

Так, разберём всё по порядку.

Как сообщает Википедия, "в первобытных обществах инициация, как правило, сопряжена с различными испытаниями, часто весьма мучительными; по некоторым оценкам, в традиционных обществах охотников-собирателей в ходе инициации погибает каждый десятый инициируемый" (Источник).

Церемония инициации, деревня Корога на реке Сепик, Папуа-Новая Гвинея, 1975.

То есть, так или иначе, иницианта доводят до предсмертного состояния, когда он одной ногой уже находится в могиле. 

Очевидно, в таком состоянии у иницианта "едет крыша" и вместо ординарного сознания он обретает сознание неординарное. В неординарном (или изменённом) состоянии сознания реальность как бы "плавится" и в проступивших "лакунах" появляется реальность неординарная, супраментальная.

Умные собаки.

Африканист Владимир Алексеевич Корочанцев говорит: "Я также наблюдал, как умный бродячий пёс, собрав заливистым лаем к берегу проголодавшихся рептилий [1] со всей реки, вдруг стремглав нёсся метров двести вверх против течения и хладнокровно переплывал водный поток".

Ну а я собственными глазами много раз видел, как городские бездомные собаки сидят и ждут, когда загорится зелёный свет светофора, и затем перебегают улицу по "зебре".

Конечно, далеко не все собаки такие умные. Видел я и таких, которые совершенно по-глупому гибнут под колёсами автомобилей. Но и про людей нельзя сказать, что все они — умные. Как выразился Кузьмич в фильме "Особенности национальной рыбалки", "на Руси дураков лет на сто припасено".

А если взять умную собаку и глупого человека, - кто из них будет симпатичнее? Вопрос, конечно, риторический. Каждый выбрал бы себе в друзья собаку. 

А если глупый человек заведёт себе умную собаку и станет держать её на цепи, морить голодом да бить, чтоб она не гавкала и не тревожила его царственный покой?

А вот корейцы едят собачатину. Причём, конечно, там попадают в суп и умные собаки, которые поумнее иных корейцев.

---------------------------------------------------------

[1] Здесь имеются в виду крокодилы.

14 августа 2022

Догоны как горные козлы.

В Сети часто можно увидеть картинки горных козлов на отвесных скалах с подписями типа "Горные козлы, на которых не распространяются законы физики", "Горные козлы не знают, что такое закон притяжения", "Горные козлы плюют на гравитацию", и т. п. 

Конечно, не от хорошей жизни козлы взбираются на горные кручи. Они с удовольствием паслись бы и на лугах, кушая зелёную травку, но там, внизу, у них много врагов. Люди, пожалуй, даже страшнее и опаснее волков. Поэтому они и уходят в горы, "от дураков подальше". Многие из них срываются со скал и гибнут, но там, на неприступных вершинах, у них всё же есть шанс выжить, а в полях и лесах — нет.

В. А. Корочанцев говорит про догонов:

"На востоке республики Мали южнее излучины Нигера поднимается причудливо изрезанное кристаллическое плато Бандиагара и самая высокая гора страны Хамбори (тысяча метров). Массивной отвесной стеной навис уступ Бандиагары над выжженной саванной долины Нигера. Среди труднодоступных скал, отсечённых друг от друга глубокими впадинами, в течение веков находят убежище догоны.

Что толкнуло целый народ поселиться на вершинах голых скал, добровольно пойти на лишения и трудности? Некогда догоны обитали в районе Манде (на территории царства Мали в XIII веке). Под напором несметных полчищ врагов они отступили к нагорью. На пути у них, если верить легенде, неожиданно оказалась широкая река, но беглецам помогли крокодилы. «Добрые» рептилии образовали мост, по которому догоны переправились на противоположный берег, оторвавшись от преследователей".

«Добрые» крокодилы наводят на антропологические размышления. 

"Животный" патриархат.

13 августа 2022

Под женским покрывалом.

Давным-давно, утверждает легенда, туареги были наголову разгромлены врагами в отчаянной сече. Потеряв даже верблюдов, они с позором бежали с поля битвы на юг к родным стоянкам. Удручённые жалким видом воинов, женщины стали срывать с себя покрывала и швырять их побеждённым мужьям. «Мы стыдимся вас! Скройте этими платками свои испуганные лица!» - восклицали они. С тех пор арабы называют туарегов «ал-мулас-самин» - «завешивающие лицо покрывалом».