В Сети часто можно увидеть картинки горных козлов на отвесных скалах с подписями типа "Горные козлы, на которых не распространяются законы физики", "Горные козлы не знают, что такое закон притяжения", "Горные козлы плюют на гравитацию", и т. п.
Конечно, не от хорошей жизни козлы взбираются на горные кручи. Они с удовольствием паслись бы и на лугах, кушая зелёную травку, но там, внизу, у них много врагов. Люди, пожалуй, даже страшнее и опаснее волков. Поэтому они и уходят в горы, "от дураков подальше". Многие из них срываются со скал и гибнут, но там, на неприступных вершинах, у них всё же есть шанс выжить, а в полях и лесах — нет.
В. А. Корочанцев говорит про догонов:
"На востоке республики Мали южнее излучины Нигера поднимается причудливо изрезанное кристаллическое плато Бандиагара и самая высокая гора страны Хамбори (тысяча метров). Массивной отвесной стеной навис уступ Бандиагары над выжженной саванной долины Нигера. Среди труднодоступных скал, отсечённых друг от друга глубокими впадинами, в течение веков находят убежище догоны.
Что толкнуло целый народ поселиться на вершинах голых скал, добровольно пойти на лишения и трудности? Некогда догоны обитали в районе Манде (на территории царства Мали в XIII веке). Под напором несметных полчищ врагов они отступили к нагорью. На пути у них, если верить легенде, неожиданно оказалась широкая река, но беглецам помогли крокодилы. «Добрые» рептилии образовали мост, по которому догоны переправились на противоположный берег, оторвавшись от преследователей".
«Добрые» крокодилы наводят на антропологические размышления.
У животных есть комплекс инстинктов, который, в общем, определяет "львиность" льва или "тигриность" тигра. А у человека инстинктов нету, поэтому и нет такого понятия, как "человечность". Лев или тигр не могут "беспредельничать", а человек - может. Поэтому человек, как "беспредельник", гораздо опаснее льва или тигра.
По сравнению с человеком-"беспредельником" даже крокодил может выглядеть симпатичнее. Потому что, когда крокодил съел антилопу и утолил свой голод, он лежит в воде как бревно и не реагирует на стоящих в трёх метрах от него животных. А человек может убивать, будучи сытым, просто ради "спортивного интереса".
Засуха. Крокодилы терпят бедствие. |
Вместо инстинктов у человека есть культура. И именно культура формирует и определяет человечность. Но, увы, сплошь и рядом бывает так, что человек утратил животные инстинкты, а высокую культуру не приобрёл, от одного берега отчалил, а к другому так и не пристал. Очевидно, именно это "межеумочное" состояние имел в виду Карл Юнг, когда сказал: "Человек — это животное, которое сошло с ума. Из этого безумия есть два выхода: ему необходимо или снова стать животным, или же стать большим, чем человек".
И, возвращаясь вновь к догонам, можно взглянуть на их "исход" в горы под углом зрения Карла Юнга. Может быть, перед ними стоял выбор: либо сохранить человечность, с перспективой достижения сверхчеловечности, либо деградировать до уровня зверей. И, очевидно, они выбрали первое,
удалившись в "самоизоляцию", как горные козлы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий