10 января 2023

Эх, жизнь моя, птичка-невеличка!

Говорят, в галактике Млечный Путь, в которой меня угораздило жить, находится до 400 миллардов звёзд. А наблюдаемая часть Вселенной содержит не менее 100 миллиардов галактик! Никто не знает границ Вселенной, так что их может быть гораздо больше. Если 400 млрд умножить на 400 млрд, то получится 160 000 000 000 000 000 000 000 звёзд, 160 секстильонов звёзд! Умопомрачительно! Но совсем "чёкнуться" можно от осознания того факта, что, оказывается, все эти звёзды и галактики являются ни чем иным как "ржавчиной" на основном массиве Вселенной. На звёзды приходится лишь 0,4% массы Вселенной. А всё остальное — это тёмная энергия, тёмная материя и межгалактический газ. 


И что такое "звезда по имени Солнце" по сравнению с этой массой? Песчинка на берегу моря наверно будет представляться более "значительной" и заметной, чем Солнце во Вселенной. А про Землю и говорить нечего. Это исчезающе малая величина. 

С одной стороны — за всеми этими цифрами стоит позитивное знание, а, с другой стороны, кажется, что это какой-то морок, чертовщина. "Да ну, нах! Не может такого быть!" Потому что, если оно действительно так, то что же такое человек?! Что бы он ни сделал, все его деяния обесцениваются этой подавляющей массой Вселенной. 1 + бесконечность = бесконечность. И 1 млрд + бесконечность = бесконечность. Как же назвать тех людишек, которые пыжатся, топорщатся, изображают из себя невесть что?

Реинкарнация физического тела?

"Беременность может возникнуть и спонтанно, без всякого оплодотворения. В яичниках девушек, погибших при случайных обстоятельствах, находили зародыши на ранних стадиях развития. Не только внешние половые покровы не были нарушены, но растущий зародыш даже не покинул ещё пределы яичника. Такой способ беременности без мужчин называют девственным развитием (партеногенез). Количество хромосом в ядре половой клетки самоудваивается, и возникает зародыш, который в принципе может развиваться дальше. Документированных случаев рождения непорочных детей нет. Но Дева Мария, по преданию родившая Иисуса Христа от Духа Святого, вполне могла это сделать. Проблема заключается в том, что должен был родиться не мальчик Иисус, а девочка, так как самоудваиваются хромосомы матери, которые не содержат мужской половой хромосомы Y, а только женские XX. Но дела Божьи, как и его мысли, неисповедимы…" (А. И. Белов. Антропологический детектив).

Это перекликается с моей записью Раковая опухоль как попытка отравленного организма "родиться заново". Потом я развил её в записи Женщина-"сосуд". Недавно я писал о том, что у мужчин, бывает, при смерти происходит семяизвержение (перед глазами стоит сцена из фильма "Плоть и кровь"), а здесь говорится, что у погибших девушек находят зародыши на ранних стадиях развития. Тут есть о чём задуматься... И прошептать про себя словами Мити Карамазова: "Нет, широк человек, слишком даже широк, я бы сузил. Чёрт знает, что такое даже, вот что!" К "широте" человеческой можно добавить ещё и бездонную "глубину". Ведь есть же, есть в человеке начатки бессмертия, даже на чисто физиологическом уровне! Да, сей "сосуд скудельный" ныне обречён на умирание, но, кто знает, может быть в будущем из этих начатков появятся какие-то новые формы жизни, и станут люди самоудваиваться-клонироваться? Вроде как, такая "опция" иногда встречается у людей.

09 января 2023

Ещё немного о ювенализации человечества.

А. И. Белов в своей монографии "Антропологический детектив. Боли, люди, обезьяны..." пишет:  

"Мысль о том, что человек похож на детёныша, а не на взрослую обезьяну, высказывали давно. Так считал французский натуралист Сент-Илер ещё в 1836 г. Той зрелости скелета, которую имеет новорожденная макака, человек достигает только к трём годам. Он рождается на свет недоразвитым, и его мозг продолжает расти. Если у новорожденного вес головного мозга составляет 23 % от веса тела, то полностью сформированный, набравший свои положенные кило триста, мозг появляется у человека лишь лет в двенадцать-пятнадцать. У новорожденного шимпанзе размер мозга составляет 40 % от того, каким он должен стать у взрослого животного, у новорожденной макаки уже 65 %, а у некоторых примитивных приматов мозг после рождения и не развивается вовсе. Основываясь на этих весьма интересных данных, Л. Больк в 20-е гг. XX столетия предположил, что человек есть недоразвитая обезьяна. В биологии это называется фетализацией, или неотенией, когда особь, не достигая своей взрослой стадии, получает возможность размножаться и оставлять потомков, таких же недоразвитых, как она.

Но тут же возникает вопрос: если кто-то недоразвился, так сказать, не дошёл до кондиции, то по каким причинам не произошло наступление взрослости? Вразумительного ответа на этот вопрос со стороны учёных не последовало. Обезьяны живут и в ус не дуют. Взрослеют, горбятся, их руки вытягиваются и достают до земли, челюсти развиваются и укрепляются, зубы растут, тело покрывается обильной шерстью..."

И далее А. И. Белов говорит, что "новорожденные детёныши появляются на свет «головастыми» и «мозгастыми» по сравнению со взрослыми формами. Эмбрион человека в возрасте 4,5 недели имеет 60 % мозга по отношению к размеру остального тела. Постепенно в процессе развития доля головного мозга по отношению к размеру тела неуклонно сокращается. После рождения рост тела опережает рост мозга. А у многих зверей мозг практически не растёт после рождения, зато интенсивно растёт тело".

Я, ради интереса, написал в поисковике слово "гуманоид", и появилась целая куча однотипных картинок.

Кровь и раса — ничто, дух и культура — всё

"Спустившись с гор, индо-арийцы обнаружили в районе реки Инд (современные Пакистан и штат Пенджаб) крупнейшие центры хараппской культуры, заселённые низкорослыми австралоидами, как это показали современные археологические раскопки руин и исследования. Мохенджо-Даро, Хараппа и другие города были разрушены ими. Недаром бог Индра в «Ригведе» прославляется как разрушитель крепостей. Австроазиатские племена были вытеснены ариями на юг Индостана, где продолжали вести в джунглях дикий образ жизни. В связи с этим любопытна такая деталь. Во всех школьных учебниках истории утверждается, что у австралоидов сохранился первобытнообщинный строй. Действительно, австралийские аборигены у своих примитивных шалашиков выглядят как первобытные люди. Кто бы мог подумать, что их далёкие пращуры в III тысячелетии до н. э. построили такие города в долине Инда, в которых был водопровод, канализация и ванные, сложенные из кирпича, в каждой квартире в многоквартирных двух- и трёхэтажных домах! Не является ли это ярким примером деградации, произошедшей за 5 тыс. лет, отделяющих современных аборигенов от цивилизации в долине Инда?", - задаётся вопросом А. И. Белов.

Белову вторит Википедия: "Дравидийские народы являются основными создателями одной из древнейших и самых развитых мировых цивилизаций — цивилизации долины Инда, или Хараппской цивилизации, в культуре и мифологии которой довольно чётко прослеживаются дравидийские элементы. Предполагается, что в период, когда эта древнейшая цивилизация уже клонилась к упадку, в результате серии экологических катастроф и волнового индоарийского (расово представлявших собой европеоидов) натиска, города в бассейне Инда были разрушены, а коренное население — в частности, дравиды — было вытеснено, либо мигрировало на юг полуострова Индостан. <...> У всех дравидов — особенно в Северной и Северо-Восточной Индии — помимо веддоидной, прослеживаются также черты австралоидной расы. Веддоидная и австралоидная малые расы являются частью большой австрало-веддоидной расы".<...> В прошлом популяции веддоидов были распространены намного шире, о чём говорят данные находок в некрополе города Гонур-Депе в Туркмении, а также веддоидные признаки, отмечаемые среди некоторых групп населения в Западной Азии, в частности, у бедуинов Хадрамаута в Йемене".

Поразительно это несоответствие между высокоразвитой цивилизацией в долине реки Инд и австралийскими аборигенами! Антропологический тип практически один и тот же, а культура отличается как небо от земли. 

Изучение индо-хараппской цивилизации архиважно в том отношении, что мы можем найти там "золотой ключик", как в сказке про Буратино, но не от волшебной дверцы в каморке папы Карло, а "ключ" к знанию, каким образом дикари в одном случае построили удивительную цивилизацию, а в другом случае не построили ничего, так и оставшись дикарями. Как должно быть построено общество и какие силы должны доминировать в этом обществе, чтобы оно пришло к культурному процветанию, - это нужно знать и в современной России, и во всём мире. Да, и в школьных учебниках по истории древнего мира можно, в качестве поучительного примера, привести рядом две фотки представителей австрало-веддоидной расы, похожих как братья-близнецы, с комментарием, что один из них потомок индийских дравидов, а другой - австралийский абориген. С подписью внизу большими буквами: "Кровь и раса — ничто, дух и культура — всё". 
 

08 января 2023

Могут ли межрасовые различия дойти до нескрещиваемости народов?

А. И. Белов говорит, что "существуют весьма малочисленные, но задокументированные факты нескрещиваемости представителей разных народностей друг с другом. Так, Ч. Дарвина весьма заинтересовала отмечаемая у тасманок и некоторых австралиек неспособность забеременеть от белых мужчин".

Интересно было бы проверить, да вот незадача - не осталось в живых ни одной тасманийки.

До прибытия в 1803 году британских колонистов контакты европейцев с аборигенами носили дружелюбный и взаимовыгодный характер – так, тасманийцам привезли собак, которых ранее на острове не было и которые оказались полезны туземцам в охоте. Однако с основанием в Тасмании постоянных поселений отношения с местным населением стали напряжёнными. Оказалось, что туземцы совсем не понимают, что такое частная собственность, и охотятся на домашних овец колонистов так же, как на диких кенгуру [1]. Далее предоставим слово Андрею Буровскому:

"В 1830 году поселенцы окончательно решили тасманийский вопрос, провели «чёрную войну» с мешавшими им формами жизни: в один прекрасный день они встали на побережье острова так, чтобы каждый видел двух других. И начали сходиться от побережья к центру острова. По дороге они стреляли из ружей во всех тасманийцев и всех сумчатых волков, которых видели. К вечеру этого дня было убито около 4 тысяч сумчатых волков и примерно 6 тысяч тасманийцев. В одном лагере «дикарей» заметили: в дупле огромного дерева кто-то ещё шевелится. Вроде все взрослые уже мертвы, — наверное, забрались туда дети.

Цивилизованные собственники, оберегавшие свои стада, заложили в дупло пороховой заряд и рванули… Они оказались правы — среди обломков дерева валялось шесть обгорелых трупиков детей от 3 до 10 лет. Одна девочка лет 6 ещё дышала… Её совсем было собирались добить ножами, да один поселенец сообразил: это же последняя тасманийка! Давайте подарим это существо губернатору колонии Новый Южный Уэльс! Идея понравилась. Девочку вылечили и подарили…

Конец хороший: губернатор удочерил ребёнка и воспитал её вместе со своими тремя дочерьми. Труганини скончалась в 1876 году, в возрасте примерно 70 лет. Её обычно называют последней тасманийкой".

Труганини (справа) - последний чистокровный тасманиец

Да, тут нужно ещё сказать, что на острове Огненная Земля случилось то же самое. Там тоже "овцы съели людей".
---------------------------------------------------------------

[1] Кстати, и в Африке конфликты между бурами и аборигенным населением возникали на той же почве. Например, масаи считали, что весь скот во всём мире принадлежит им, и уводили скот у буров просто потому, что считали это возвратом того, что когда-то принадлежало им.

Неандерталец — Homo degeneratus?

"Многие учёные сейчас рассматривают европейских неандертальцев, а также их «сотоварищей» палеоантропов из Азии и Африки не как наших предков, а как боковые и деградирующие ветви. Это подтверждается тем, что более ранние неандертальцы значительно ближе к нам по своему морфотипу, чем более поздние, являющие собой явно дегенеративные формы", - говорит А. И. Белов.

Череп раннего атипичного неандертальца. Возраст – 90 тыс. лет. Из учебника «Антропология» для ВУЗов по спец. «Биология», 2004.

 

Череп позднего классического неандертальца. Из учебника «Антропология» для ВУЗов, 2004.

 

Дуремары готтентотов.

"У готтентотов имелись и профессиональные колдуны, в обязанности которых входило защищать людей от злых чар враждебных колдунов и лечить причинённые последними недуги. Защитная сила представлялась в материальной форме, как пот и скопляющаяся на коже грязь. Колдун никогда не мылся, и его тело было покрыто слоем грязи, которую он соскабливал по мере надобности; эта грязь составляла основной ингредиент всех изготовлявшихся им снадобий. 

Если община начинала подозревать чародея в злых кознях, об этом доносили вождю. Вождь приказывал искупать колдуна, и его карьера этим заканчивалась, он становился рядовым членом общины" (Н. Н. Непомнящий).

Культ предков.

Н. Н. Непомнящий вкратце сообщает о погребальных обычаях готтентотов.

"В вырытой могиле труп обкладывали камнями, зарывали, сверху набрасывали груду камней. Эти холмики, сложенные из камней, почитались всеми. Они были разбросаны по всей стране готтентотов, особенно в узких горных проходах, на перекрёстках путей и дорог. Каждый проходящий присоединял к груде новый камень, ветку или прикреплял обрывок кожи от плаща. В случаях болезни и бедствий готтентоты шли к ближайшему холмику за помощью".

Как это мило и по-детски наивно! У кого же ещё просить помощи, как не у мамы?!

Вспоминается сказка про Крошечку-Хаврошечку, сироту, которая приходила к корове и жаловалась ей:

— Коровушка-матушка! Меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят.


Про богомолов и богомолок.


Такой вот страшный богомол (или богомолка?). Экспонат Национального музея этрусского искусства (итал. Museo Nazionale Etrusco di Villa Giulia).

Мне ничего не известно о положении этого насекомого в мифологии этрусков. Однако известно, что богомол почитается бушменами и их соседями в Южной Африке — готтентотами. Центральная фигура религии бушменов - Ц’агн, воплощением которого считался кузнечик-богомол (Mantis religiosa). Европейские путешественники XVIII века и колонисты-буры назвали это насекомое «готтентотским богом». Однако оно занимает гораздо более видное место именно в религии бушменов, и, очевидно, от последних этот образ был заимствован готтентотами. По описанию авторов XVIII века, во время засухи все взрослые члены общины, мужчины и женщины, пели и плясали всю ночь. Плясали до полного изнеможения, так что некоторые падали навзничь на землю, и у них из носа начинала идти кровь. Упавших помещали в центр хоровода, вокруг них возобновлялась пляска, они считались особенно близко связанными с Ц’агном. К нему взывали: «О, Ц’агн! О, Ц’агн! Разве мы не твои дети, разве ты не видишь нашего голода? Дай нам пищи!».

07 января 2023

Люди-леопарды.

Н. Н. Непомнящий в своей монографии "Тайные общества Чёрной Африки" описывает ужасы, творимые так называемым обществом леопардов. "С 1907 но 1912 год в Сьерра-Леоне от «леопардов» погибло такое количество людей, что власти решили предпринять радикальные меры: было арестовано более 400 человек, в том числе - несколько вождей племён. Судебные преследования лишь на время остановили вакханалию смерти. Сектанты перебрались в другую африканскую страну и в середине сороковых годов XX века вновь напомнили о себе. Так, в местечке Калобора в Нигерии с 1945 по 1947 год леопардами было убито около ста ни в чём не повинных людей. Рядом с каждым изувеченным телом полицией были обнаружены следы лап леопарда. Нигерийская полиция обыскала все джунгли и выловила несколько сотен сектантов. Восемнадцать из них, являвшихся адептами кровавого культа, власти решили казнить. Предполагалось, что казнь будет публичной, дабы доказать местному населению, что люди-леопарды никакие не сверхъестественные создания. Но в итоге на это мероприятие пригласили лишь вождей племён. А на следующий день, когда вернувшиеся с казни домой вожди успокаивали народ, говоря, что члены культа леопарда вовсе никакие не сверхъестественные существа, а самые обыкновенные люди-убийцы, невдалеке от места казни были обнаружены восемнадцать тел мёртвых леопардов! Это как бы подтверждало легенду о том, что между членом общества леопардов и настоящим леопардом во время церемонии посвящения устанавливалась кровная связь. Когда человек умирал, то находили мёртвым и животное - и наоборот.

Сектанты вновь затаились и в очередной раз заявили о себе уже в девяностых годах. В 1994 году в отделение Международного Красного Креста одного из провинциальных либерийских городков неизвестные люди тайно доставили восемь зверски растерзанных тел женщин и детей. Двое - женщина и ребёнок - были ещё живы, но, объятые ужасом, ничего не рассказали. Весь местный персонал госпиталя, увидев характер ран на трупах, немедленно разбежался. Хирург из Коста-Рики, осмотревший с помощью одного из местных санитаров трупы, обратил внимание на явные следы человеческих зубов. Пока Р. Буркатти, представитель Красного Креста, связывался с полицией, женщина, оставшаяся живой, из палаты исчезла, а оба медика, принимавшие участие во вскрытии изуродованных тел, были зверски убиты. На месте происшествия полиция обнаружила следы... леопарда! Дело приобрело международную огласку. В страну прибыла бригада сыщиков Интерпола, специалистов по борьбе с террористами. Полгода интерполовцы искали пятнистых братьев, но их и след простыл. Вернее, они растворились среди нормальных людей, какими они и были вне людоедских церемоний и ритуалов своего тайного общества".

Читающие по дыму.

- Впервые я столкнулся со способностью к телепатии, которую демонстрировал маленький клан бушменов, живущих в Калахари у границы Бечуаналенда, - рассказывает Л. Грин. - Считается, что пустыни располагают к появлению того, что называют психической осведомлённостью, ибо в их бескрайней тишине нет никаких отвлекающих факторов. Я был там вместе с Дональдом Бейном, знаменитым проводником по Калахари и другом бушменов. Как-то днём я увидел в отдалении столб дыма и сказал Бейну, что горит буш.

«Это не пожар в буше», - ответил Бейн. Он подозвал старого бушмена, говорившего на африкаанс, и мы спросили его об этом дыме. Бушмен сказал, что его люди были на охоте и сигналят, что они упустили антилопу гемебока, но убили двух спрингбоков недалеко от сухого русла реки Носсоб. Они также сообщают, что собрали корешки и мёд. Мёд был особенно кстати, так как теперь они смогут сварить крепкое пиво.

Я внимательно наблюдал за дымом, но так и не видел ничего, что могло бы позволить предположить о подаче каких-то сигналов. Он поднимался прямо в безветренное небо без перерывов. «Как это делается?» - спросил я. Бейн объяснил мне, что «радио Калахари», - это не какая-то бушменская кодовая система наподобие азбуки Морзе, а нечто более загадочное. «Они просто смотрят на дым, и послание приходит к ним», - сказал Бейн.

После долгих подробных расспросов старого бушмена я сделал вывод, что дым - это скорее «знак выхода на связь», а не какой-то сигнал, несущий информацию. Он означал, что охотники, находившиеся вдали, что-то просто хотели сообщить. Затем все концентрировались на этом дыме, и вскоре некоторые люди знали, что происходит, и сообщали об этом другим. Одни могли «читать дым», другие - нет. Бейн считал, что дым в данном случае служит для бушменов тем же, что и кристалл для ясновидцев. Пристально глядя на дым, они как бы вводят своё сознание в нужные рамки, что позволяет принять послание. Но это делалось посредством чтения мыслей, а не подачей сигналов дымом. Бейн также уверял меня, что дым даже не обязателен и что члены бушменских кланов часто общаются на больших расстояниях и без него. Много лет спустя я прочёл описание того, как используют дым австралийские аборигены. «Я делаю дым для того, чтобы другой человек знал, что я думаю, - объяснил один из них. - И он тоже думает, и таким образом он думает мои мысли». Это было удивительным подтверждением того, о чём говорил старый бушмен. Примитивные люди на разных континентах общаются друг с другом посредством абсолютно одних и тех же методов.

Если тайна телепатии когда-либо будет разгадана, то, возможно, это будет сделано с помощью примитивных народов и, вероятно, в одной из пустынь Африки. Кеннет Уолкер подчёркивал, что «экстрасенсорное восприятие» (научный термин, обозначающий телепатию, ясновидение и подобные феномены) очень распространено среди аборигенов (Н. Н. Непомнящий).

Немного о хирургии африканских "дикарей".

- Много лет назад, путешествуя по Бельгийскому Конго, я подружился с французским врачом, очень любознательным человеком, никогда не упускавшим шанса проникнуть в тайны африканской медицины, - рассказывает Л. Грин. - Как-то раз на речной стоянке он заметил на берегу группу туземцев и пригласил меня посмотреть на одну, совершенно, на мой взгляд, невообразимую операцию. У пациента на предплечье был глубокий порез. Его товарищи набрали крупных и страшно свирепых чёрных муравьёв, которых по одному помещали на рану. И тут же каждый муравей впивался челюстями в плоть, соединяя края раны. В конце концов рана оказалась зашитой так аккуратно, словно на ней поработала игла искусного хирурга. А заражение, спросите вы? В Конго об этом позаботится солнце.

Много лет назад доктор Фелкин видел в Уганде, как один совершенно «дикий» туземец делал кесарево сечение, причём с очень успешным результатом. Пациентка, двадцатилетняя женщина, рожала первого своего ребёнка, когда назрела необходимость операции. Её одурманили сильнодействующим местным напитком, банановым вином. Перед началом операции хирург вымыл руки в алкоголе, им же протёр живот женщины. Одним надрезом он рассёк одновременно брюшную полость и полость матки. Кровотечение останавливали прижиганиями раскалённым железом. Лекарь извлёк младенца и массировал матку до тех пор, пока она не сократилась. Для зашивания раны использовали хорошо заточенные металлические гвозди с намотанной на них крепкой ниткой. Эти гвозди извлекли к концу первой недели, а уже на одиннадцатый день рана совершенно затянулась. Всю эту процедуру доктор Фелкин описал в «Эдинбургском медицинском журнале» в 1884 году.

Ещё в период неолита в Африке делали трепанацию черепа, чтобы снять повышенное внутричерепное давление в случае черепной травмы. Показательно, что некоторые пациенты умудрялись после этой операции выжить. Об этом свидетельствуют черепа, хранящие совершенно очевидные следы перенесённой операции. Вместо стерильных инструментов эти первобытные хирурги использовали осколки камней или вулканического стекла. Травы, огонь и спирт служили антисептиками (Н. Н. Непомнящий).

О феномене лозоходства.

Африканист Н. Н. Непомнящий рассказывает об удивительном феномене — лозоходстве. 

"Вода в Кару, этих пустынных плато в Капской провинции, часто ценится больше, чем золото. В каждом районе Кару есть свой ватервейсер - человек, который может находить подземные источники воды. Ивовый прут в его руке двигается, указывая водный поток под раскаленным солнцем песком.

Как правило, южноафриканские лозоходцы предпочитают пользоваться раздвоенным прутом из плакучей ивы. Некоторые лозоходцы работают босиком, чтобы обеспечить прямой контакт с таинственными подземными силами. Лозоходец держит руки перед грудью ладонями внутрь, сжав палочку так, чтобы «рогатка» смотрела вверх. Он ходит туда-сюда по вельду в поисках скрытого источника воды, и когда приближается к нужному месту, прутик поворачивается вниз в сторону, противоположную привычному действию мышц запястья. Иногда прутик ломается. Некоторые лозоходцы клянутся, что прутики порой двигаются с такой силой, что сдирают кожу с ладоней. Некоторые лозоходцы уверяют, что их руки сильно дрожат и лицевые мышцы сокращаются, когда они проходят над водой. Щекотка в ступнях - ещё один симптом. Некоторые лозоходцы утверждают, что в их тело через ступни входят «волны», когда они проходят над водой. Отмечалось некоторыми и ощущение удушья. Но исследования способности находить подземную воду, «видеть сквозь толщу земли», никогда не были особенно тщательными и глубокими. Природа «излучения», которое действует на лозоходца с той или иной силой, всё ещё остаётся тайной.

В анналах этого странного искусства часто фигурируют простые мальчишки. В 1949 году фермеры Намакваленда возлагали большие надежды на двенадцатилетнего цветного мальчика Давида Бранда. Свой авторитет он приобрёл в результате успешного нахождения скрытых под землёй источников воды не только в Намакваленде, но и в безводных пустынях Бушменленда и Юго-Западной Африки. Давид был пастухом на ферме Яна Тилли ван Никерка, расположенной около Гамупа. Он впервые продемонстрировал своё искусство случайно, когда однажды с сыном своего хозяина Корнелисом был на просторах вельда. Корнелис потерял в песке деньги и пули. Как только Давид услышал об этом, он прямиком вышел на нужное место и нашёл всё, что потерялось. Давид также заявлял, что способен видеть содержимое желудка больных телят. Позже он говорил Корнелису, что он может видеть людей насквозь и что эти способности пугают его.

Священные куры, крокодилы и другие "чудеса в решете".

Н. Н. Непомнящий в своей монографии "Тайные общества Чёрной Африки" рассказывает, как африканские колдуны находят убийц.

"... Аналогичного рода испытание наблюдал однажды на Ниле известный исследователь Африки Дж. Х. Драйберг и был совершенно потрясён. Восемь подозреваемых в убийстве расселись по кругу на корточках, перед каждым лежал камень. В центре круга находился колышек с привязанной к нему на верёвке курицей.

Колдун побрызгал курицу водой, пробормотал какое-то заклинание и велел птице искать убийцу. И тут же молниеносным движением отсёк ей голову. Обезглавленная птица заметалась по кругу и упала на один из камней. Вскоре выяснилось, что она действительно указала на преступника. Драйберг настоял на том, чтобы колдун повторил испытание. Представление повторяли раз десять, и всякий раз курица «выявляла» одного и того же человека. «Все сомнения отпали, - вспоминает Драйберг. - Это безусловно был какой-то фокус, но как он делается, разгадать так и не удалось»".

Как тут не вспомнить про священных кур у древних римлян? Многие древние авторы рассказывают о консуле Клавдии Пульхре, который командовал римским флотом во время первой войны с Карфагеном. Когда накануне решающего сражения священные куры отказались клевать зерно, предвещая поражение, консул приказал выбросить их за борт, прибавив: "Не хотят есть - пускай напьются!", и дал сигнал к бою. И в этом сражении римляне потерпели сокрушительное поражение.

Другой пример относится ко второй Пунической войне. Консул Гай Фламиний, как положено, совершал птицегадания со священными курами. Жрец, кормивший кур, видя, что у них нет аппетита, советовал перенести бой на другой день. Тогда Фламиний спросил его, а что он должен будет делать, если куры и тогда не станут клевать? Тот ответил: "Не трогаться с места". "Славное же это гадание, - заметил нетерпеливый консул, - если оно обрекает нас на бездействие и толкает в бой в зависимости от того, голодны или сыты куры". Затем Фламиний приказывает построиться в боевой порядок и следовать за ним. И тут оказалось, что знаменосец никак не может выдернуть из земли древко знамени. Фламиний, однако, пренебрёг и этим знамением. Стоит ли удивляться, что через три часа и войско его было разбито, и сам он погиб?

06 января 2023

Б. Малиновский о табу на инцест.

Бронислав Малиновский высказывает интересные мысли об инцесте:

"Нет ни малейшего сомнения в том, что экзогамия коррелирует с запретом на инцест, что это просто расширение этого табу, так же, как институт клана с его классификацией родственных связей - просто расширение семьи и свойственной ей номенклатуры родства.

Для ясности картины полезно вспомнить, что, по мнению биологов, кровосмесительные союзы не оказывают неблагоприятного воздействия на вид. Был бы инцест разрушителен в природных условиях, если бы стал регулярным явлением, - вопрос академический. В природных условиях молодые животные, достигнув зрелости, покидают родительскую группу и спариваются беспорядочно с любыми самками, встречающимися им в период гона. Инцест в лучшем случае может быть только спорадическим событием.

В то время как для животных инцест не представляет ни биологической опасности, ни соблазна и, как следствие, против него не существует инстинктивных барьеров, у людей, напротив, во всех обществах самый мощный барьер и главный запрет связаны с инцестом".

Б. Малиновский объясняет это тем, что при тех механизмах, которые управляют человеческой семьёй, возникает большой соблазн инцеста. Например, эскимосы живут в тесном иглу, а спят ещё теснее, прижавшись и согревая друг друга под одной шкурой, родители и дети. И далее он говорит очень важные вещи:

"Функция матери состоит в обучении, наставлении, культурном влиянии и домашней власти. Подрастающий сын реагирует на эту её функцию подчинением и почитанием. В течение детства, т. е. в течение этого чрезвычайно продолжительного в психологическом отношении периода, который начинается с отлучения от груди и заканчивается достижением зрелости, эмоции почитания, зависимости, уважения, а также сильной привязанности должны стать доминирующими в отношении мальчика к матери. В такую ситуацию тенденция к инцесту внесёт деструктивный элемент. Любое сближение с матерью с чувственными или эротическими намерениями будет означать разрыв построенных с таким трудом отношений. Совокуплению с ней, как и всякому совокуплению, должны предшествовать период ухаживания и тип поведения, совершенно несовместимый с подчинением, независимостью и почитанием. Мать, более того, не одна. Она замужем за другим мужчиной. Любой чувственный соблазн полностью расстроит не только отношения между сыном и матерью, но также, косвенно, отношения между сыном и отцом. Активное враждебное соперничество заменит гармоничные отношения, заключающиеся в полной зависимости и подчинении руководству".

О великой роли семьи в первобытном обществе.

Б. Малиновский говорит, что у людей, в отличие от животных, "возникает элемент культурного образования. Существует не только потребность в полном развитии инстинктов, как у животных, которые обучают детенышей находить пищу и совершать специальные манёвры, но и необходимость в развитии ряда культурных привычек, настолько же значимых для людей, насколько инстинкты значимы для животных. Человек должен обучить своих детей ручному труду и навыкам ремесла, языку и традициям нравственной культуры, манерам и обычаям, составляющим социальную организацию.

Всё это требует особого взаимодействия двух поколений, когда старшее передаёт, а младшее перенимает традицию. И здесь семья - мастерская культурного развития, так как непрерывность традиции, особенно на низших уровнях развития, - важнейшее условие существования человеческой культуры, а эта непрерывность зависит от организации семьи. Нужно отметить, что в случае человеческой семьи эта функция, поддержание непрерывности традиции, имеет то же значение, что и размножение. Человек не смог бы выжить, если был бы лишён культуры, а культура не выжила бы, если бы не было человеческой расы, чтобы её продолжать. Более того, новейшая психология говорит нам, что первые ступени воспитания, осваиваемые в семье, имеют образовательное значение, полностью проигнорированное прежними исследователями. Но если влияние семьи настолько велико в наши дни, оно дожно было быть ещё более серьёзным на заре культуры.

И здесь мы должны отметить то, что можно, пожалуй, назвать глубочайшим изменением инстинктивных тенденций, так как сохранение семейных связей после достижения зрелости в человеческом обществе не соответствует инстинктивному поведению, характерному для животных. Мы видим, что животные не склонны сохранять семейные связи после того, как уходит биологическая потребность. У людей целесообразность и функциональность семейных связей, длящихся на протяжении всей жизни, обусловлены культурными факторами, а не биологическими потребностями. Культура создала у человека новую потребность, потребность близких отношений между родителями и детьми на протяжении всей жизни. С одной стороны, эта потребность вызвана передачей культуры от одного поколения другому; с другой - потребностью в сохранении связей, служащих моделью и отправной точкой всякой социальной организации".

Кувада.

Б. Малиновский говорит, что "кувада — одна из наиболее экстремальных форм утверждения отцовства". 

Не экстремальная форма существовала, например, в Древнем Риме. Напомним, что главой римской семьи был так называемый pater familias, самый старший представитель семьи мужского рода. Любой родившийся в семье ребёнок становился новым членом семьи только после того, как старший мужчина признавал его. По традиции, младенца клали возле ног отца семейства. Если он брал ребёнка на руки, у него появлялись сын, дочь, внук или внучка. Вот такая была у римлян форма утверждения отцовства — взять младенца на руки. Признанные дети римского гражданина помечались специальными амулетами: буллами мальчики и лунулами девочки. Это было нужно для того, чтобы любой прохожий мог без труда понять, каких детей можно бить и насиловать, а за каких засудят.

По одной из версий, которая была выдвинута в 1861 году И. Бахофеном, кувада зарождается во время перехода от матриархата к патриархату с целью утверждения отцом своих прав на ребёнка. Так как старая традиция была очень живучей, то, для того чтобы её преодолеть, отцам пришлось совершать обряды, делающие их как бы второй матерью по отношению к ребёнку.

По сути, Б. Малиновский подтверждает версию И. Бахофена. Когда мужчина ложится в постель и симулирует родовые схватки, он тем самым заявляет о своей сопричастности родам данного младенца. Месседж сего обряда вполне прозрачен и понятен. Муж как бы говорит: "я сопереживал, я сострадал жене в её родах, значит, я такой же родитель, как и роженица, и имею такие же права на ребёнка, как и мать". Соответственно, если муж по каким-либо причинам отказывался от ребёнка, он просто не ложился в постель и не "рожал"; типа, "я тут ни при делах". 

Кстати, подобные обычаи существовали и у белорусов, а также в Смоленской губернии ещё в XIX веке (Википедия). После этого совсем по-иному звучат слова Тараса Бульбы, обращённые к своему сыну: «Я тебя породил, я тебя и убью!».

Шах и мат Иоганну Бахофену.

"У обезьян процесс ухаживания начинается с изменений женского организма, которые определяются физиологическими факторами и автоматически вызывают сексуальную реакцию у самца. Затем самец переходит к ухаживанию в соответствии с тем, какой тип поведения доминирует в данном виде. В этом принимают участие все особи, оказавшиеся в соответствующей зоне, так как их непреодолимо влечёт состояние самки. Гон даёт возможность самцам показать себя, а самкам - сделать выбор", - сообщает Б. Малиновский и задаётся вопросом:

"Может ли антрополог вывести такую формулу ухаживания и спаривания для человеческого вида? Очевидно, что нет. Во-первых, мы видим, что для человека не существует периода гона, и это значит, что мужчина готов к ухаживанию, а женщина готова откликнуться на него в любое время; и это, как все мы знаем, не упрощает отношений между людьми. Ничто в человеческом обществе не действует так же однозначно, как начало овуляции у самок млекопитающих. Означает ли это, однако, беспорядочное спаривание среди людей? Мы знаем, что даже в самых вольных в этом смысле культурах не существует и не могло существовать ничего подобного «промискуитету»".

Шах и мат Иоганну Бахофену с его "первобытным гетеризмом", то есть беспорядочными половыми связями в первобытном обществе! Бахофен, будучи христианином, намеренно представлял архаичную матриархальную религию в виде какого-то "теллуризма", слепого поклонения тёмным энергиям Земли. Вся космическая и человеческая история для Бахофена — борьба женской, материальной силы с нематериальным, чисто духовным отцовским началом, выраженным в христианской религии.

Эту схему впоследствии развивал во всех своих сочинениях Ю. Эвола, хотя и давал ей иное толкование. По его словам, «взгляды Бахофена, которые во многих пунктах можно считать традиционными, следует… по меньшей мере, дополнить там, где они указывают на нечто вроде стихийной эволюции от низшего к высшему, в частности, когда они принимают элемент, связанный с Землёй и Матерью, за более древний, за исходную точку. В действительности речь идёт о формах скрещивания низшего (южного) элемента с высшим (гиперборейским)». Эвола приписывал промискуитет не первобытному обществу как таковому, а только его «низшим, южным» элементам.

"В каждой человеческой культуре, - продолжает Б. Малиновский, - мы находим прежде всего чётко выраженные табу, которые жёстко разделяют определённые группы людей противоположного пола и исключают целые категории потенциальных партнёров. Важнейшее из этих табу полностью исключает половую связь между людьми, которые обычно контактируют естественным образом, т. е. членов одной семьи, родителей и детей, братьев и сестёр. Как развитие этого принципа, в ряде примитивных сообществ мы находим более широкий запрет на сексуальные отношения, не допускающий интимную близость между целыми группами людей. Это закон экзогамии. Следующий по важности после запрета на инцест - запрет на адюльтер. Если первый имеет целью сохранение семьи, второй охраняет брак.

Но культура оказывает на сексуальный импульс не только негативное влияние. В каждом обществе помимо запретов и ограничений также действуют стимулы к ухаживанию и возникновению любовного интереса. Периоды различных праздников, когда люди танцуют и показывают себя, обильно питаются и употребляют спиртные напитки, также служат сигналом для любовных поисков. В это время вместе собираются множество мужчин и женщин, и молодых мужчин сводят с девушками не из их семейного круга и обычного круга знакомых. Очень часто снимаются некоторые традиционные ограничения, и мальчикам и девочкам позволяют встречаться беспрепятственно и неподконтрольно. Действительно, в такие периоды ухаживание облегчается благодаря алкоголю, развлечениям и праздничному настроению". 

Наталья Пешкова. Ночь на Ивана Купалу

В ночь на Ивана Купалу

05 января 2023

Семья как "альфа" и "омега" рода человеческого.

Бронислав Малиновский говорит, что "семья - это единственный вид объединения, который человек перенял у животного. Однако в процессе перехода природа и структура этой единицы изменились кардинально, хотя форма и осталась удивительным образом неизменной. Объединение родителей и детей, постоянство материнской привязанности, отношение отца к ребёнку - всё это такие явления в человеческой культуре, удивительные параллели с которыми прослеживаются и в мире высших животных. Но по мере того как семья начинает регулироваться культурными механизмами, инстинкты, единственные её регуляторы у животных, трансформируются в нечто такое, что не существовало до человека: я имею в виду культурные связи социальной организации".

До этого пассажа Малиновский полемизирует с теми антропологами, которые напрямую "выводят" человеческое общество из обезьяньего стада. "Очень часто антропологи исходят из того, что человечество произошло от обезьян, живущих стаями, и что человек унаследовал от своих предков так называемый «стадный инстинкт». Эта гипотеза совершенно несовместима с принятой нами точкой зрения, что единственный исток общей социальности - это расширение семейных связей".

Здесь я полностью на стороне Малиновского. Какую социальную структуру ни возьми, все они, в идеале своём, позиционируют себя как большая Семья. Это, конечно, не значит, что мафиозный клан с "крёстным отцом" во главе представляет собой идеальное воплощение семейных принципов, но знаменательно уже и то, что мафиози не придумали ничего лучше, чем назваться "семьёй". И государство, с "отцом народа" во главе, в пропагандистских целях тоже именует себя "семьёй".

Семья является противоположностью стада и стаи. Самое ценное в семье — самоотверженная любовь матери (или отца), а стадо или стая руководствуются инстинктами. Если инстинктивное поведение — природно, натурально, естественно, то жизнь в семье всегда немного сверхъестественна. Этот сверхъестественный "налёт" на семейных отношениях называется культурным поведением. Человек чувствует себя исключительно уютно в семейных условиях, и поэтому на протяжении примерно 40 000 лет все человеческие формы общежития на Земле представляли собой различные виды "большой семьи". Приблизительно 5 000 лет назад появились первые государства, которые можно было бы назвать "супербольшими семьями", но, очевидно, тепло семейных отношений полностью улетучивается по мере расширения социума, так что он неизбежно начинает делиться на более мелкие "фракции" - сословия, классы, касты, культы, секты, партии, банды, цехи, гильдии и прочие "междусобойчики", где человек чувствует себя более уютно, "как в семье".

Против Фрейда.

"Фрейд показал, что между развитием детской сексуальности и возникновением перверсии в дальнейшей жизни человека существует глубокая связь. Если исходить из его теории, то в нестрогом обществе по типу тробрианского, не вмешивающемся в свободное развитие детской сексуальности, наличие перверсий должно сводиться к минимуму. Это положение полностью подтверждается на примере тробрианского общества", - говорит Б. Малиновский. 

Ну да, если допустить, что в деревнях Тробрианских островов "хижины любви" (букуматула) строят гомосеки-педерасты или педофилы, то тогда, конечно, в обществе тробрианцев не будет ни "голубых", ни "педиков", ибо все они попрятались от людских глаз в тех самых хижинах и занимаются там сексом. А там, где нет "хижин любви", они "засвечиваются" в обществе, ибо "тусуются" среди обычных людей и ищут в их среде сексуальных партнёров. Нельзя сказать, что в нестрогом обществе по типу тробрианского совсем нет перверсий, - просто там все перверсии локализованы и не "воняют" в обществе, ибо в том обществе есть своего рода "отдушины". Это чем-то напоминает древнеримские "сатурналии", так как идея одна и та же: надо хотя бы раз в году "ублажить" зверя-"минотавра", принести ему жертву, накормить его, ради мира и спокойствия в обществе. 

Я не могу "дать" зуб в качестве гарантии того, что эта моя "объяснялка" соответствует истине, - слишком мало мне известны обычаи тробрианского общества, чтобы выносить окончательный и бесповоротный вердикт. Но и "объяснялки" Б. Малиновского меня не устраивают. Я вижу, как он "подгоняет" обычаи тробрианцев под теорию З. Фрейда и, в общем, пишет свой труд "Секс и вытеснение в обществе дикарей" как приложение к этой теории. Не люблю, когда факты "притягивают за уши" к теории.

Игры — играми, но могут быть и дети!

Б. Малиновский в своей монографии "Секс и вытеснение в обществе дикарей" говорит, что про аборигенов Тробриановых островов, будто их мальчики и девочки начинают жить половой жизнью ещё до наступления пубертатного периода. Затем он рассказывает про т. наз. букуматула. Это название специальных домов, где живут группы мальчиков и девочек подросткового возраста. Цитирую: "Мальчик, достигнув половой зрелости, идёт в такой дом, которым управляет молодая вдова или молодой мужчина, где живут несколько подростков, от трёх до шести человек, и куда приходят их возлюбленные. Таким образом, подростки уходят из родительского дома, хотя, пока мальчик не женится, он всегда будет возвращаться домой, чтобы поесть, и будет работать на родителей. Девочка в редкие целомудренные ночи тоже может возвращаться домой".

Что-то как-то не верится мне. Помнится, мы, мальчишки, говорили в подростковом возрасте, "игры — играми, но могут быть и дети!" Если принять за чистую монету то, о чём говорит Б. Малиновский, тробрианские девочки подросткового возраста должны были беременеть и рожать детей ещё до того, как они выйдут замуж. Какой тогда смысл в брачных отношениях? Женщина и без брака рожает детей, а мужчина, вместо того чтобы жениться, может сходить в букуматула. Нет, что-то тут не так. Либо Б. Малиновский лжёт, как сивый мерин, либо, описывая букуматула, выдаёт желаемое за действительное, либо он чего-то недоговаривает, либо я чего-то не понимаю. Ладно бы ещё, если б у них там были матрилокальные браки, но сам Малиновский говорит, что браки у тробрианцев патрилокальные! И как же молодая жена потащит за собой своё дитя в дом мужа? Всем известно, какие большие проблемы в семейных отношениях возникают между отцами и приёмными детьми. И что же, тробрианцы такие тупые, что сами себе создают все эти проблемы?

В русскоязычном сегменте Интернета можно прочитать: "Тробриан — острова свободной любви", "Тробрианцы вступают в половые отношения в 6-летнем возрасте", "Свободная любовь, матриархат и "хижины любви" у жителей Тробрианских островов", и прочее в том же духе. Википедия сообщает: "В семь или восемь лет тробрианские дети начинают играть в эротические игры друг с другом и пытаются воспроизвести отношения взрослых друг к другу. Приблизительно через четыре или пять лет они начинают активно искать себе сексуальных партнёров". Но нигде не говорится о судьбе детей, рождённых в результате этих "эротических игр". Странно это, странно это... Тем более, что сам Б. Малиновский пишет далее: "Во всех человеческих обществах без исключения - как бы они ни различались знанием эмбриологии, способами ухаживания, сексуальными нравами - действует то, что можно назвать принципом легитимности. Я имею в виду то, что во всех человеческих обществах девушка должна выйти замуж прежде, чем забеременеет. Беременность и рождение ребёнка вне брака всегда воспринимаются как бесчестье. И так же обстоит дело в весьма вольных меланезийских сообществах, описанных в настоящей работе. Так обстоит дело во всех человеческих обществах, о которых нам хоть что-то известно. Нигде в антропологической литературе, насколько мне известно, не упоминается ни одно общество, где бы незаконнорожденные дети, т. е. дети незамужних женщин, получали те же социальные блага и тот же социальный статус, что и законнорожденные".

Зарисовки матрилинейного общества.

Из книги "Секс и вытеснение в обществе дикарей" Бронислава Малиновского:

Бронислав Малиновский среди аборигенов Тробрианских островов

"Опишем в нескольких словах жителей Тробрианских островов Северо-Восточной Новой Гвинеи (или Северо-Западной Меланезии), чья культура, наряду с нашей собственной, будет предметом нашего анализа.

Эти туземцы матрилинейны, т. е. их общественный строй предполагает счёт родства только по матери, и счёт происхождения и наследования ведётся по женской линии. Это значит, что мальчик или девочка принадлежат к семье, клану и общине матери: мальчик наследует титулы и социальное положение брата матери, и имущество переходит к ребёнку не от отца, а от дяди по матери или тёти по матери соответственно.

Все мужчины и женщины на Тробрианских островах со временем обзаводятся семьёй. На первый, поверхностный взгляд может показаться, что это в точности такой же брак, какой принят у нас. Однако в действительности он совершенно иной. Во-первых, муж не считается отцом детей в обычном для нас смысле; согласно представлениям туземцев, которым неведома идея физического отцовства, он не имеет никакого отношения к их рождению с физиологической точки зрения. Дети, по туземным поверьям, это крошечные духи, помещаемые в лоно матери, как правило, через посредство духа её покойной кровной родственницы. Муж должен защищать детей и заботиться о них, «принять их в свои объятия», когда они рождаются, но они - не «его» дети в том смысле, что он участвовал в их зачатии.

Таким образом, отец - это любимый, доброжелательный друг, но не признанный официально кровный родственник детей. Он - посторонний человек, пользующийся авторитетом благодаря личным отношениям с ребёнком, а не социальному положению в роду. Кровное родство, т. е. тождество материи, «та же плоть», связывает ребёнка только с матерью. Власть над детьми принадлежит брату матери. Согласно строгому табу, запрещающему любые дружеские отношения между братьями и сёстрами, он не может быть близок с матерью и, следовательно, с её семейством. Она признаёт его власть и склоняется перед ним, как простой человек склоняется перед вождём, но между ними не может быть нежных отношений. Её дети при этом - его единственные наследники и потомки, и он обладает над ними непосредственной властью. После его смерти его собственность переходит к ним, и в течение своей жизни он должен передать им все особые умения, которыми владеет, - танцы, песни, мифы, магию и ремёсла. Он также кормит сестру и её семью, большая часть того, что выращивается в его саду, идёт им. Итак, от отца дети ждут только любящей заботы и нежной дружбы. Брат их матери олицетворяет собой принцип дисциплины, авторитета и исполнительной власти в семье.

04 января 2023

К определению понятия "матриархат".


Британский антрополог польского происхождения Бронислав Малиновский в своей монографии "Секс и вытеснение в обществе дикарей" пишет:

"Мы располагаем непосредственными наблюдениями за жизнью современных диких племён, также свидетельствующими о множестве вариантов устройства семьи. Различия зависят от того, каким образом распределяется власть: будучи в той или иной степени закреплённой за отцом, она порождает различные формы патриархата; будучи закреплённой за матерью - различные подвиды материнского права".

По-моему, это самая краткая формулировка сути матриархата. Всё зависит от того, в чьих руках находится власть в семье. Если хозяином в доме является муж и отец - это патриархат, если хозяйкой является жена и мать - это матриархат. Вот и всё. 

В современном обществе не может быть быть патриархата или матриархата, потому что ни мужчина, ни женщина не являются полноправными хозяевами в своих семьях. Выше них, над ними незримо возвышается государственный Суверен, законы которого должны неукоснительно соблюдаться всеми домохозяевами. Без соответствующих государственных "разрешительных" бумажек номинальный домовладелец даже не может продать свой дом, - какой он, нафик, "патриарх"!?

Стало быть, патриархат или матриархат имел место быть в те эпохи, когда ещё не было государства, или оно было в зачаточной форме, как, например, древнеримский совет старейшин. В эпоху Республики каждый римский патриций был как "царь" и "бог" у себя дома, он сам был сувереном, и никого не было выше него. 

Соответственно, наверно, в древности были и такие общества, в которых все властные полномочия находились в руках матерей. Это когда общество состояло из одних только родовых поместий-"гнёзд", которые могли объединяться в деревни и большие "протогорода", но над ними не было никаких вышестоящих вождей. Некоторые из таких обществ благополучно дожили до наших дней, например тода в Индии.

О чём говорит погребение женщины "высокого статуса"?

"В Румынии, неподалёку от города Орадя, археологи раскопали погребение представительницы энеолитической культуры Тисаполгар-Романешты, совершённое около 4500–4000 годов до нашей эры. В погребении обнаружили 169 золотых колец для волос, многочисленные костяные и золотые бусины, а также медный браслет. 

Представители культуры Тисаполгар-Романешты занимались мотыжным земледелием и скотоводством, а также строили глинобитные жилища на крупных неукреплённых поселениях.  Свои погребальные комплексы они устраивали вблизи рек и озёр, в основном на небольших возвышенностях. Женщин обычно хоронили в слегка скорченном положении на левом боку, а мужчин — на правом, при этом головой, как правило, на восток. Характерно, что умерших обычно сопровождали большим количеством погребальных принадлежностей: керамической посудой, медными и каменными предметами вооружения и орудиями труда, изделиями из кости и глины, а также украшениями, в том числе из золота и жемчуга" (Источник).

Поселения этой культуры исследованы крайне слабо; археологи больше занимаются гробокопательством, в поисках сокровищ. 

Золотые кольца, найденные в энеолитическом погребении в Румынии.

Вегетарианцы-приматы и люди-мясоеды.

"В естественных условиях роль мяса в питании шимпанзе и павианов незначительна, во много раз меньше, чем у таких преимущественно питающихся растительной пищей групп современных охотников и собирателей, как хадза. Р. Ли, изучавший рацион питания у 58 групп охотников-собирателей, установил, что мясо млекопитающих составляет, за одним-единственным исключением, не менее 20%, а у большинства групп — гораздо больший процент их диеты (в весовом выражении). Если же учитывать и рыбу, то этот процент существенно повысится. Напротив, и у шимпанзе, и у павианов мясо составляет менее 1% их диеты. Эта разница в 20 раз, а по подсчётам Г. Кинга даже в 30 раз, конечно, уже имеет не просто количественный, а и качественный характер", - говорит М. Л. Бутовская, и, как всегда, ставит телегу впереди лошади, заявляя, что, "по-видимому, уже у прегоминид роль мяса в общем балансе питания настолько превышала его роль в питании обезьян, что это означало не только количественную, но и качественную перемену в пищевом рационе, приведшую к новому образу жизни". 

Хм, вот хоть убейте меня, но не пойму я, с какого перепугу современный шимпанзе или орангутанг, весь организм которого настроен на определённый, привычный ему тип пропитания, вдруг откажется от своей обычной пищи и станет насиловать свой организм пожиранием падали (Бутовская выражает своё согласие с теми антропологами, которые придают большое значение некрофагии в эволюции человека)? Чтобы дристать с утра до вечера, как это обычно бывает у людей после новогодних излишеств. И такие "дристуны", по мнению Бутовской, стали человеками, утратив своё обезьянье обличье?

Вегетарианец-горилла смотрит на тебя как на дристуна.