Бронислав Малиновский высказывает интересные мысли об инцесте:
"Нет ни малейшего сомнения в том, что экзогамия коррелирует с запретом на инцест, что это просто расширение этого табу, так же, как институт клана с его классификацией родственных связей - просто расширение семьи и свойственной ей номенклатуры родства.
Для ясности картины полезно вспомнить, что, по мнению биологов, кровосмесительные союзы не оказывают неблагоприятного воздействия на вид. Был бы инцест разрушителен в природных условиях, если бы стал регулярным явлением, - вопрос академический. В природных условиях молодые животные, достигнув зрелости, покидают родительскую группу и спариваются беспорядочно с любыми самками, встречающимися им в период гона. Инцест в лучшем случае может быть только спорадическим событием.
В то время как для животных инцест не представляет ни биологической опасности, ни соблазна и, как следствие, против него не существует инстинктивных барьеров, у людей, напротив, во всех обществах самый мощный барьер и главный запрет связаны с инцестом".
Б. Малиновский объясняет это тем, что при тех механизмах, которые управляют человеческой семьёй, возникает большой соблазн инцеста. Например, эскимосы живут в тесном иглу, а спят ещё теснее, прижавшись и согревая друг друга под одной шкурой, родители и дети. И далее он говорит очень важные вещи:
"Функция матери состоит в обучении, наставлении, культурном влиянии и домашней власти. Подрастающий сын реагирует на эту её функцию подчинением и почитанием. В течение детства, т. е. в течение этого чрезвычайно продолжительного в психологическом отношении периода, который начинается с отлучения от груди и заканчивается достижением зрелости, эмоции почитания, зависимости, уважения, а также сильной привязанности должны стать доминирующими в отношении мальчика к матери. В такую ситуацию тенденция к инцесту внесёт деструктивный элемент. Любое сближение с матерью с чувственными или эротическими намерениями будет означать разрыв построенных с таким трудом отношений. Совокуплению с ней, как и всякому совокуплению, должны предшествовать период ухаживания и тип поведения, совершенно несовместимый с подчинением, независимостью и почитанием. Мать, более того, не одна. Она замужем за другим мужчиной. Любой чувственный соблазн полностью расстроит не только отношения между сыном и матерью, но также, косвенно, отношения между сыном и отцом. Активное враждебное соперничество заменит гармоничные отношения, заключающиеся в полной зависимости и подчинении руководству".
То есть, инцест, как животное проявление, разрушителен для семейных отношений. Семья, будучи культурным феноменом, держится на порядке, тогда как инцест вносит элемент хаоса.
"Инцест должен быть запрещён, - продолжает Малиновский, - потому что, если наш анализ семьи и её роли в формировании культуры верен, инцест несовместим с установлением первооснов культуры. В цивилизации, обычай, мораль и закон которой допускали бы инцест, семья не могла бы существовать. В определённый момент происходило бы разрушение семьи, что влекло бы за собой полный социальный хаос и невозможность продолжения культурной традиции. Инцест означал бы уничтожение возрастных различий, смешение поколений, дезорганизацию сентиментов и насильственную смену законов как раз в тот период, когда семья является важнейшей образовательной средой. Никакое общество не смогло бы существовать в таких условиях".
Конгениально!
Очевидно, правила экзогамии идут ещё далее и полностью запрещают всякие сексуальные отношения в стойбище, приравнивая их к инцесту. Таким образом, вся "большая семья" превращается в своего рода "пчелиный улей", где все рабочие пчёлки являются сёстрами друг дружке. Секс "канализируется" и выводится за пределы стойбища, регулируется обрядами и праздненствами, во время которых допускается телесная близость с партнёрами из соседних стойбищ. Всё же остальное время, помимо праздников, "пчёлки" занимаются охотой и собирательством, строительными, гончарными и ткацкими работами. А если вдруг случайно в их стойбище залетает мальчишка Эрот и начинает стрелять из своего лука стрелами любви, с ним обращаются примерно так, как поступила Афродита на росписи этого кувшина:
Туфелькой его по попке, чтоб не баловался, негодный мальчишка! (360 г. до н. э. - -Museo Archeologica Nazionale di Taranto- Италия). |
Комментариев нет:
Отправить комментарий