Б. Малиновский говорит, что у людей, в отличие от животных, "возникает элемент культурного образования. Существует не только потребность в полном развитии инстинктов, как у животных, которые обучают детенышей находить пищу и совершать специальные манёвры, но и необходимость в развитии ряда культурных привычек, настолько же значимых для людей, насколько инстинкты значимы для животных. Человек должен обучить своих детей ручному труду и навыкам ремесла, языку и традициям нравственной культуры, манерам и обычаям, составляющим социальную организацию.
Всё это требует особого взаимодействия двух поколений, когда старшее передаёт, а младшее перенимает традицию. И здесь семья - мастерская культурного развития, так как непрерывность традиции, особенно на низших уровнях развития, - важнейшее условие существования человеческой культуры, а эта непрерывность зависит от организации семьи. Нужно отметить, что в случае человеческой семьи эта функция, поддержание непрерывности традиции, имеет то же значение, что и размножение. Человек не смог бы выжить, если был бы лишён культуры, а культура не выжила бы, если бы не было человеческой расы, чтобы её продолжать. Более того, новейшая психология говорит нам, что первые ступени воспитания, осваиваемые в семье, имеют образовательное значение, полностью проигнорированное прежними исследователями. Но если влияние семьи настолько велико в наши дни, оно дожно было быть ещё более серьёзным на заре культуры.
И здесь мы должны отметить то, что можно, пожалуй, назвать глубочайшим изменением инстинктивных тенденций, так как сохранение семейных связей после достижения зрелости в человеческом обществе не соответствует инстинктивному поведению, характерному для животных. Мы видим, что животные не склонны сохранять семейные связи после того, как уходит биологическая потребность. У людей целесообразность и функциональность семейных связей, длящихся на протяжении всей жизни, обусловлены культурными факторами, а не биологическими потребностями. Культура создала у человека новую потребность, потребность близких отношений между родителями и детьми на протяжении всей жизни. С одной стороны, эта потребность вызвана передачей культуры от одного поколения другому; с другой - потребностью в сохранении связей, служащих моделью и отправной точкой всякой социальной организации".
Да, сейчас у нас есть большие и малые города, деревни и сёла (которые почему-то именуются в постсоветской России "поселениями", на лагерный манер), в сёлах есть школы (как правило), а в городах - всякого рода училища, техникумы и университеты. А в эпоху верхнего палеолита, да и в неолите - тоже, ничего такого не было. Вот стояли такие хижины, и вокруг - на многие десятки или даже сотни километров - "ни жадной души", как говорила моя бабка (очевидно, "жадной" от укр. "ні жодної душі", т. е. "ни одной души").
3,000-10,000 BCE Natufian houses. Made from wood and animal hides, set into the ground with a stone foundation.
В таких условиях семья представляла собой "ленинские университеты миллионов" (иностранные читатели не поймут юмор; это понятно только тем, кто смотрел советские телепередачи 1970-х годов). Семья была единственным образовательным центром для подрастающих поколений, хранителем и передатчиком культурных традиций. Сейчас даже трудно вообразить себе, как бы люди жили без государства, без Интернета, без всех тех сетей (информационно-телекоммуникационных, электрических, водопроводных, отопительных, транспортно-логистических, торговых и пр.), которыми опутана вся современная жизнь. Важность и ценность семейных отношений в первобытном обществе была неизмеримо выше, чем в современном обществе. Ныне можно легко прожить и одному, без семьи, - были б только деньги; наверно поэтому многие и не спешат заводить семью, ибо не видят в ней надобности. Да в самом деле: мы ж не в каменном веке живём!
Факт, с которым не поспоришь: влияние семьи в современном обществе сокращается и скукоживается как шагреневая кожа. Куда этот процесс приведёт человечество, - никто толком не может сказать. И я не собираюсь тут гадать на кофейной гуще. Как говорится, поживём - увидим. Сейчас пока ещё рано говорить и делать выводы о том, насколько успешно могут существовать семья и культура в разъединённом состоянии, - слишком мало времени длится этот социальный эксперимент и очевидные последствия сего разъединения ещё не вполне заметны, вроде бы у нас пока существуют и семья, и культура.
Комментариев нет:
Отправить комментарий