16 июля 2023

Культ как энтелехия игры.

"Культ по сути своей — человеческое мероприятие, в котором боги, если того пожелают, принимают участие: они «вселяются» в изготовленные человеком культовые статуи, или, если выразить то же самое в терминах позднеегипетской теологии, слетают (в форме ба) с неба на эти статуи.

Культ привлекает божественные силы на землю, или, если выразиться точнее (не прибегая к типичным для позднеегипетской теологии метафорам «верха» и «низа»), он делает их досягаемыми для человека. Когда культ прекращается, боги уходят и остаётся только материальный субстрат их былого присутствия — пустая, неодушевлённая форма. Культ соответствует локальному измерению божественного присутствия, но он представляет собой не столько ответ богу, сколько обращённое к нему приглашение и постоянное возобновление контакта", - говорит Ян Ассман.

Ба-а-а! Да это же чистой воды хлыстовщина!


Радеющий всей душой желал "в небо улететь" и оттуда "птицу райскую сманить", то есть привлечь к себе благодать Св. Духа. Иногда Дух Святой "накатывал" на христоверов не сразу, и поэтому радения часто продолжались далеко за полночь, а в некоторых случаях и всю ночь, до рассвета. Во время самого сильного "разогрева" радеющих вдруг где-то, среди них, раздавался голос: "Идёт! Дух Святой идёт!" Услышав эти слова, старец-кормщик кричал в ответ: "Иди, Дух Божий! Иди, Батюшка!" Все разом останавливались и искали среди себя пророка; а пророк в это время уже "блажит", то есть "глаголет новыми языками".


Египет нелицеприятный (если не сказать "отвратительный").

В предыдущей записи мельком говорилось о том, что в Древнем Египте мумию "оживляли" посредством обряда "отверзания уст и очей". К глазам и рту мумии жрец прикасался окровавленной ногой жертвенного бычка.

Бедный бычок! То ли дело — корова?! Она даёт телят и молочко, и поэтому люди берегут её, а бычка не жалко; оставляют одного "племенного" бычка на стадо, чтоб он "покрывал" коров, а остальных "пускают в расход"...

Проф. А. Зубов, глядя на это дело с христианской точки зрения, говорит, что "жертвенное животное - это ни что иное, как сам Бог. Когда люди вкушают жертву, они вкушают божественную пищу, они вкушают Самого Бога и, тем самым, соединяются с Ним. <...> И животное стало жертвенной пищей задолго до того, как люди стали выращивать растения, оно стало жертвенной пищей ещё в эпоху палеолита. Так вот, соответственно, Бог и животное, жертвенное животное, это одно. <...> Передняя нога быка – это, понятно, рука, а задняя нога быка - это нога. И в этом смысле именно передней ногой тельца, то есть рукой, открываются уста. <...> А кровь, которая течёт из отсечённой ноги - это та кровь, которая является божественной энергией, и она оживляет умершего как божественная сила и божественная энергия".

Сомневаюсь, я, однако, что отрубленной ноги быка может проистекать "божественная энергия"... Но пойдём далее. 

Проф. А. Зубов в лекции 27 "Тайна воскресения" приводит пятый лист папируса 9901 из Британского музея. Там видно, что жрецы идут с передней ногой быка, чтобы оживить стоящего, запеленутого в мумию Хунефера, вельможу и человека, который ведал стадами царя Сети I, это примерно 1310 год до Р.Х. Один из жрецов, изображающий Анубиса, держит его в вертикальном положении, а жена Хунефера в это время оплакивает его. 

Папирус Хунефера. Фрагмент. Британский музей. EA9901,5

15 июля 2023

Богиня мёртвых и её жрицы.

Известно, что культ Нейт возник в древнем Египте в додинастический период в западной части дельты Нила. С одной стороны, это был исключительно женский культ - знатные женщины носили придворный титул "жрица Нейт" -, с другой стороны, Нейт была связана с водной стихией (в частности с богом крокодилом Себеком) и почиталась охранительницей мёртвых.

Википедия сообщает: "Возможно, Нейт соответствует карфагенской и берберской богине Танит" (Источник). твёрдо уверена в этом. Она говорит: "Танит это имя Нейт в западной Северной Африке; а в  Угарите, Леванте и Месопотамии была местная аналогия Нейт по имени Анат. То есть на левантийском побережье Нейт была Анат, а в Карфагене — Танит" (Источник).

И она приводит нижеследующее изображение с интересным комментарием.

На фото: надгробие из финикийского Карфагена с изображением Танит. Обратите внимание, что Танит представлена здесь как проводница в мир мёртвых; а мир мёртвых, как это нарисовано на надгробии, находится  под водой. То есть под священными изначальными водами. Над Нейт в священных водах ( а к ним все водоёмы относились, включая колодцы) плавает священная рыба Сангара.

Вот ещё одно дополнительное свидетельство того, что самой архаической формой религии является культ мёртвых. Отсюда понятно, почему женщины занимают доминирующую роль в религии неолита и верхнего палеолита. Потому что именно женщины провожают покойников на "тот свет". Ну, и отсюда — из похоронных плачей и причитаний, из приготовлений к погребению и последующих поминок, из желания "хотя бы одним глазком" увидеть или услышать умершего — раскрутилась великая спираль религиозности. Очевидно, религия Древнего Египта, с её Книгой Мёртвых и мумификацией умерших, зачалась и развилась именно из культа мёртвых. 

Интерпретация обряда обрезания.

В связи с предыдущей темой "отверзания уст" решил почитать статью Р. А. Орехова "Обрезание в Древнем Египте: интерпретация ритуала с позиций ближневосточной и африканской традиций".

Автор говорит, что "на сегодняшний день исследователи имеют в своём распоряжении чрезвычайно мало текстов, в которых трактуется столь важный для уяснения древнеегипетского мировоззрения институт, как обрезание. Гораздо более правильным будет утверждать, что текстов подобного рода нет вообще".

Просто удивительно, как современные учёные, будто сговорившись, соблюдают древнее таинство, подобно тому как древние посвящённые соблюдали тайны мистерий.

"Долгое время считалось и считается, что самое достоверное изображение ритуала мужского обрезания происходит из гробницы верховного сановника Анхмахора в Саккаре (рис. 1, VI династия, Древнее царство, 2345–2181 гг. до н.э.).

Рис. 1. Прорисовка сцены обрезания (?) из гробницы Анхмахора (по Badawy 1978, fig. 29)

На одном из рельефов хорошо видно, как группа молодых людей подвергается странной и малопонятной процедуре. Один человек держит руки другому, в то время как третий производит странные манипуляции с половым органом испытуемого. На соседнем рельефе мы видим почти аналогичный сюжет. Разница только в том, что испытуемый сам терпит малопонятную операцию. Одна его рука расположена вдоль туловища, а другую он положил на голову «хирурга». В правой руке у последнего хорошо просматривается большой нож, левой он держит половой орган. Надпись рядом с первым изображением поясняет, что «хирург» — это жрец за
упокойного культа Hm-kA (букв. «слуга ка»). А характер действия поясняет надпись


 

И далее Р. А. Орехов делает важное примечание:

"Обычно трактуется как инфинитивная форма — sbt, «обрезывание». В качестве детерминатива мы используем знак N105 по таблице С. Росмордука. На самом деле в гробнице Анхмахора содержится изображение иного знака, некой разновидности изогнутого ножа, предназначенного, вероятно, для кастрации быков, который отсутствует в компьютерной базе. Но ближе всего к нему именно знак N105".

Говоря об иудейском обрезании, автор приводит знаменитый пассаж из библейской книги Исхода:

«Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его (т.е. Моисея) Господь и хотел умертвить его. Тогда Сепфора (ippora т.е. жена Моисея), взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего (ʽorla bӗnah) и, бросив к ногам его, сказала: Ты жених крови (ǎan da̅mɩ̅m) у меня. И отошёл от него Господь. Тогда сказала она: жених крови — по обрезанию» (Исх. 4, 24–26).

В качестве комментария на сей библейский текст Р. А. Орехов приводит наблюдение отечественного семитолога-энциклопедиста И. Ш. Шифмана. И. Ш. Шифман пишет буквально следующее: «Несоблюдение обряда обрезания в отношении сына влечёт, таким образом, гнев Божий против отца. Обрезание и касание стоп Божьих спасает человека от попытки Бога его убить. Особенно важно здесь выражение «зять крови» (вариант прочтения ḥǎṯan da̅mɩ̅m): оно доказывает, что отношения кровного родства между людьми и Богом уже возникли или существовали как следствие брака Бога с представительницей этого общества (ср. схожие представления об угаритской богине Анату, именуемой «невестка Бога» — ybml lʼimm). Обрезание устанавливает узы кровного родства, делает людей сопричастными в Боге и единосущными с Богом. Нам кажется несомненным, что такие воззрения были общими для всего переднеазиатского Средиземноморья…».

О ритуале "отверзания уст".

Ян Ассман мимоходом говорит о ритуале, который по-египетски называется «Отверзание уст». Он представляет собой серию многочисленных и отчасти весьма архаичных обрядов, цель коих — одушевить и оживить статую. Он определённо уходит корнями в культ мёртвых, потому что главную роль в нём играет сын умершего, который, например, должен провести ночь рядом со статуей чтобы увидеть во сне образ своего отца.

Интересно... Сын умершего должен провести ночь рядом с его статуей... Тут действительно можно провести параллели с весьма архаичными обрядами в Чатал-Хююке и поселениях натуфийской культуры. Я имею в виду спальные лежанки над костями умерших предков, можно сказать кровати над могилами. 

Кстати, проф. Андрей Зубов в одной из своих лекций упоминает речевую формулу из ритуала «Отверзание уст» «привешиваю Я уста твои к костям твоим» — и комментирует эту формулу:

"Слова эти явно очень древние, они восходят ко времени, когда мумификации ещё не было. Почему уста привешиваются? Ведь уста остаются у мумии до сих пор – когда мы смотрим на хорошо сделанные мумии царей Нового царства, там уста на месте, зачем их привешивать? Здесь же речь идёт о каком-то, видимо, очень старинном обряде, когда ещё ни о какой мумификации и речи не было, когда уста, то есть нижняя челюсть, привешивалась к черепу, прикреплялась снова к черепу и размыкалась. Или же уста рисовались на черепе. И то, и то мы находим ещё в протонеолитическом Иерихоне и в других поселениях натуфийской культуры, где изображаются эти уста или моделируется голова из черепа. То есть это очень древняя вещь, задолго до мумификации существовавшая" (Источник). 

Череп, обмазанный глиной. Иерихон. IX-VIII тыс. до РХ.

И затем А. Зубов пишет об инструменте, с помощью которого отверзались уста умершего. 

"Тесло - это орудие каменотёса или столяра, которым обрабатывается поверхность, тешется камень или дерево. <...> Это нуа (тесло) сделано из металла Сета. Мы перевели слово биа как медь, но это условное наименование, условное - потому что в эпоху Текстов Пирамид египтяне не знали ни стали, ни железа, а знали только медь и бронзу, причём больше медь. И слово биа, как объясняют словари, это нечто сияющее, блистающее, прочное, какой-то, может быть, металл. Иногда считается, что это может быть метеоритное железо. Обычное железо египтяне знают только начиная с первого тысячелетия до Р.Х. А вот эти тесла, они были с додинастики. Возможно, биа - это вообще никакой не металл, а некий блестящий камень, скажем, обсидиан - вулканическое стекло, который похож на твердь неба, которая, по мнению древних, отделяла небытие от бытия. В зороастризме священные орудия ритуала делались из обсидиана, и считалось, что они делаются из небесной тверди. Возможно, речь идет именно об этом".

Сцена отверзания уст из гробницы Аменемхета (TT 53)
 
Проверка дефектов нёба у младенца (илл. из современного пособия по медицине)

Лезвия нечериу, используемые в ритуале отверзания уст умершего - «пальцы Гора»

14 июля 2023

под Твою милость прибегаем...

Теократия в действии.

diak_kuraev в записи Ииуй привёл хороший пример того, как функционирует теократия.

"Это библейский рассказ о пророке, который организовал свержение царя.

«Елисей пророк призвал одного из сынов пророческих и сказал ему: опояшь чресла твои, и возьми сей сосуд с елеем в руку твою, и пойди в Рамоф Галаадский. Придя туда, отыщи там Ииуя, и подойди, и вели выступить ему из среды братьев своих, и введи его во внутреннюю комнату;  и возьми сосуд с елеем, и вылей на голову его, и скажи: "так говорит Господь: помазую тебя в царя над Израилем". Потом отвори дверь, и беги, и не жди. И пошёл отрок, слуга пророка, в Рамоф Галаадский, и пришёл, и вот сидят военачальники. И сказал: у меня слово до тебя, военачальник. И сказал Ииуй: до кого из всех нас? И сказал он: до тебя, военачальник».

Итак, Ииуй — военачальник. В это время главнокомандущий, царь Иоарам находится с армией на сирийском фронте.

«И встал он, и вошёл в дом. И отрок вылил елей на голову его, и сказал ему: так говорит Господь Бог Израилев: "помазую тебя в царя над народом Господним, над Израилем, и ты истребишь дом Ахава, господина твоего, и истреблю у Ахава мочащегося к стене".»

Это интересный эвфемизм мужчины: «мочащийся к стене».

«И вышел Ииуй к слугам господина своего, и сказали ему: с миром ли? Зачем приходил этот неистовый к тебе? И сказал он: то и то он сказал мне, говоря: "так говорит Господь: помазую тебя в царя над Израилем". И поспешили они, и взяли каждый одежду свою, и подостлали ему на самых ступенях, и затрубили трубою, и сказали: воцарился Ииуй!».

Удивительна лёгкость, с которой приближённые царя Иоарама переходят к бунтовщику. Как чуть позже и все гонцы, которых царь посылал к нему".

При этом возникает закономерный вопрос: как соответствует патриархат теократической форме правления?

Человек как "микс" "ангела" и "чёрта".

Я несколько раз высказывал своё несогласие с определением Википедии: "Лю́ди — род в семействе гоминиды отряда приматов" (Источник). А сегодня мне пришла в голову мысль, что не все люди одинаковы. Помнится, в школе нам демонстрировали рисунок ребёнка с хвостиком как доказательство происхождения человека от обезьяны. 


Но не все же люди ходят с хвостами! Атавизмы следует рассматривать как исключительную степень близости человека к животному миру. Это, так сказать, нижний "полюс" человеческой природы. Но есть и верхний "полюс"! Он представляет степень исключительной оторванности человека от животного мира. 

Два "полюса" человеческой природы легко угадываются в "чертях" и "ангелах". "Черти" изображаются с хвостами, рогами и копытами, тогда как "ангелы" — существа "бесплотные", "неземные", как инопланетяне.

Пойдём дальше. 

Каждый человек представляет собой "микс" "ангела" и "чёрта", но "ангелическое" и "чертиное" начала имеют различные пропорции у людей. У одних людей превалирует "чертиное" начало, у других — "ангелическое". Кстати, потому мне и нравится "возиться" с женщинами, что они, на мой взгляд, менее похожи на зверей, чем мужчины. Но это не всегда. Иной раз посмотришь издалека на девушек, - ну, прям сущие ангелы, а подойдёшь поближе и прислушаешься к их разговору, - каждое второе слово матерное, - и сразу такое чувство охватывает, будто хотел цветы понюхать и случайно наступил на кучу говна.

Кроме хвостиков есть и другие доказательства того, что люди — "гоминиды отряда приматов". Эти свидетельства я вижу в любви и в политике.

Вот это - всё, что нужно для влюблённости.


Ни разума с интеллектом, ни морали с добром вовсе не требуется от женщины. А ведь именно разум в сочетании с моралью — это то, что отделяет человека от животного. Скажем так: если на одну чашу весов положить разум с добром, а на другую чашу — голую жопу, мужчина, как правило, выберет второе.

В истории человечества, по крайней мере с Троянской войны, мы наблюдаем неизменное стремление решать силовыми методами все политические вопросы. Но эта "метода" — животная, - именно так действуют волки и другие хищники. Конечно, не всегда так происходит, но "соскальзывание" на сей скользкий путь довольно регулярно во всемирной истории. Да и сами цари частенько являются узурпаторами, сатрапами и тиранами. Царями становятся не потому, что "семи пядей во лбу", что отличаются высоким интеллектом, а потому, что оказываются сильнее других претендентов на престол. И в волчьей стае таким же образом становятся вожаками. 

13 июля 2023

Египетский храм как космос.

Ян Ассман говорит, что "в позднеегипетском храме пол символизирует землю, а потолок — небо. Колонны имеют форму растущих на земле растений. Потолки, представляющие небо, украшаются звёздами или астрономическими эмблемами.

Потолок центрального святилища храма Хатшепсут в Дейр эль-Бахри. 15 в. до н.э.

Промежуточное пространство между полом и потолком, землёй и небом, занято настенными рельефами — бесконечными культовыми сценами, которые in efilgie* наполняют этот каменный космос деятельностью и жизнью".

Такие же настенные росписи имеются и в православных храмах. Если смотреть издалека и не присматриваться к изображениям, то поначалу создаётся впечатление, что это монастырская крипта.

Крипта Покровского собора Марфо-Мариинской обители в Москве.

"В семантике египетского храма обнаруживается противоречие, быть может, изначально заложенное в самой структуре «сакрального». Египетский храм, если смотреть на него снаружи, кажется надёжно отгороженной от внешней среды особой территорией, анклавом сакрального в профанном мире, запечатанным сосудом, в котором пребывает божественная сила, по таинственным причинам поселившаяся именно в этой точке земли. Для того же, кто находится внутри, этот обособленный сосуд с сакральным содержимым являет собою весь мир. Храм изображает мир, за пределами которого ничего больше нет".

Удивительно-сногсшибательно-поразительно!

----------------------------------------------------------------------------------

*) В (плане) изображений (лат.

«Краткость — сестра таланта» (А. П. Чехов).

1. Между гением и безумным то сходство, что оба живут совершенно в другом мире, чем все остальные люди.

Артур Шопенгауэр

2.


3. На базаре мудрость продавали
И давали старость к ней в придачу.
Люди проходили, но не брали,
Уходили, молча деньги пряча.
Глупость продавали на базаре -
Молодость давали ей в придачу
Люди подходили, покупали,
Убегали, позабыв про сдачу...

Омар Хайям.

4. 


5. Нынѣшнiй человѣкъ требуетъ свободы, чтобы безнаказанно процвѣтала низость. (Nicolás Gómez Dávila)

6. 


7.  "Смазку получает то колесо, которое скрипит больше всех"


Генри Уилер Шоу

8. 


9. Человек — это животное, которое сошло с ума. Из этого безумия есть два выхода: ему необходимо снова стать животным; либо же стать большим, чем человек.

-К. Юнг-

10. 


11. «Здесь ошибочка вышла, меня назвали народным, а я скорее инородный.»

О. Даль

12. 


13.  ЛУЧШАЯ ВОЙНА - ЭТО ТА, КОТОРОЙ НЕ БЫЛО.

Сунь Цзы

14. 


15. Мир начался без человека и закончится без него.


Клод Леви-Стросс

16.


12 июля 2023

О египетских храмах.

Ян Ассман рассказывает о египетских храмах на примере храма Хора в Эдфу.


"По мере продвижения снаружи вовнутрь размеры помещений уменьшаются; одновременно уровень пола повышается, а потолок опускается всё ниже. Чем меньшими становятся помещения, тем более сгущается темнота. Если передний двор залит светом, то следующий за ним «зал воссияния» погружён в сумерки. Во внутренних помещениях царит полный мрак, и только сквозь немногие окна-щели, прорубленные под потолком и в стенах, проникают кажущиеся таинственными лучи.

Египетский храм в разрезе

Подобная архитектурная форма, представляющая собой, по сути, ни что иное, как серию концентрических изолирующих «оболочек» вокруг святая святых, связана с идеей ограждения от внешнего влияния. В святилище, окружённое пятью защитными поясами, не может проникнуть ничто профанное, злое, нечистое. Таким образом, между «внутренним» и «внешним» проведена очень чёткая граница. Этот принцип необычайно чёткой дифференциации «внутреннего» и «внешнего» напоминает устройство атомной станции, но как бы вывернутое наизнанку: ведь если в случае с ядерным реактором речь идёт о том чтобы защитить окружающую среду от таящейся в нём разрушительной энергии, то здесь, напротив, оберегаемое в святом святых культовое изображение должно быть изолировано от вредоносного воздействия окружающей среды". 

Это описание напоминает иудейский храм в Иерусалиме.

"В плане здание Храма было продолговатой формы и состояло из трёх смежных помещений одинаковой ширины — Притвора (Улам), Зала (Хейхал или Кодеш) и Святая святых (Двир или Кодеш а-Кодашим).

Притвор (Улам), составлявший восточную часть Храма, отделял святое от мирского. По мнению многих еврейских комментаторов (в том числе, РаДаКа), высота Притвора была 120 локтей, в то время как высота Хейхала и Святая святых составляла всего 30 локтей.

Святилище Хейхал, где велось богослужение, был самым большим помещением Храма (приблизительно 15×10×15 м). Внутри стояла золотая Менора Моисея, по обеим сторонам от которой (вдоль северной и южной стен Хейхала) располагались ещё по пять золотых семисвечных светильников, которые отлил Хирам. Эти светильники горели постоянно и освещали Храм и днём и ночью.

В глубине Хейхала находилась Святая святых (Двир), отделённая от него каменной стеной, обшитой кедром, в которой была кипарисовая дверь, с косяками из оливкового дерева, закрытая дорогой завесой (парохет). Святая святых была кубической формы, 20×20×20 локтей, то есть на 10 локтей ниже, чем Хейхал, по-видимому, из-за более высокого пола и более низкого потолка" (из Википедии).

О храмовом хозяйстве в Египте и на Крите.

Заупокойный храм Рамсеса II (Рамессеум) напоминает открытый Артуром Эвансом "дворец-лабиринт" в Кноссе на Крите.

Рамессеум. Раскопки.
 
Рамессеум. План.
 

На территории древнеегипетского заупокойного храма мы видим многочисленные склады, принадлежащие храму как хозяйственному предприятию. И примерно такие же складские помещения имеются в крито-минойском дворце-лабиринте. Собственно, это множество комнатушек-кильдимчиков для хранения сельскохозяйственной продукции и придаёт дворцу сходство с лабиринтом.

"Рамессеум стоял в центре жилого квартала, обнесённого глиняной стеной. Слева от храма находился павильон фараона, а справа и сзади — бесчисленные маленькие здания с полукруглыми крышами, служившие жильём для рабочих, мастерскими и складами. <...> Склады из кирпича позади храма (их можно легко заметить с пригорка у дороги) служили амбарами. Они являются очевидным свидетельством того, что Рамессеум окружали обширные угодья" (из Википедии). Сходство с Кноссом нельзя не заметить.

11 июля 2023

Об идеальном государстве и примате культуры.

Автор текста hyperboreus.

Каким должно быть идеальное государство? Этим вопросом человечество озабочено как минимум с эпохи Платона. Платон считал, что нужно максимально зарегулировать, обложить правилами и обязанностями граждан, чтоб не продохнуть, тогда будет порядок. Ему вторил Мор, автор "Утопии". В двадцатом веке мы убедились, что подобная зарегулированность, тотальная организация и контроль, абсолютизация государственных функций порождает непомерное зло: ленивых, пассивных людей-винтиков, не способных ни на что творческое и самостоятельное, потому опасных даже в индивидуальном состоянии, а тем более в коллективном.

Так каким должно быть подлинное, человечное государство? В идеале
никаким, то есть отсутствующим или минимальным.


Фактор, который способен организовать толпу людей в нормально функционирующее, развивающееся общество, давно известен — это культура и три её ипостаси: религия, искусство, философия. Именно культура наделяет человеческую жизнь смыслами, даёт ей оправдание и цель, занятие по душе да и, собственно, саму душу. Люди, исповедующие живой принцип культуры, преданные ему, способны организовать самостоятельно свою жизнь так, чтобы решались и вопросы быта, и прочие второстепенные вопросы, чему в истории было множество примеров (особенно в религиозных общинах).

Государство в подобной самоорганизации чувствует угрозу и конкуренцию, поэтому всеми силами стремится перехватить функции культуры, замкнуть их на себя, подменить живые ритуалы культуры искусственными государственными церемониями. Разумеется, всё, к чему оно прикасается, тут же искажается и деградирует, будь то государственная религия (церковь), государственное искусство (китч для масс), государственная философия (идеология). Живая же община низводится до животной массы, той самой, которая некогда и самоорганизовалась благодаря культуре. Тем самым государство по самой своей природе напрочь враждебно культуре и вообще человеку как таковому. Не может быть хорошего государства, ибо всё хорошее даёт только культура.

В связи с этим становится понятно и в чём неправ анархизм, если он выступает против государства ради политической самоорганизации людей. Никакая политическая организация, рождённая сиюминутными целями, решением временных, бытовых проблем, не даёт человеку экзистенциального удовлетворения, не наделяет его бытийными целями, следовательно, не способна быть ведущим началом, центром организации. Речь может идти только о культурном анархизме, самоорганизации культурой, в культуре и ради культуры. Всё остальное заведомо обречено.

Разумеется, культурное общество не создать по мановению руки. Бессмысленно загонять людей в культурный фаланстер хоть кнутом, хоть пряником. Подобно всякому живому организму, для культурного сначала должна быть подготовлена почва и сформировано зерно, которому затем надлежит медленно прорастать, прежде чем дать какие-то плоды. И на этом пути ожидает немало трудностей и неудач. И всё же труды будут вознаграждены. Когда-нибудь культурный анархист, глядя вокруг, уверенно скажет: Imperium delendum est, государство — ничто, культура — всё!

Источник

Параллели русского казачества с греческой колонизацией.

"Греческая колонизация — масштабное расселение древних греков по берегам Средиземного и Чёрного морей. Эпоха греческой колонизации охватывает VIII—VI века до нашей эры, время формирования полисного строя" (из Википедии).

В поисках лучшей жизни: Великая греческая колонизация.

Ян Ассман говорит, что "здесь, конечно, не может идти речь ни о какой тяге к дальним странам: люди, столь сильно привязанные к родному дому, по своей воле не отважились бы на дальнее путешествие. Виной всему были тяжёлые поборы (арендная плата и налоги), а также государственные работы, к которым привлекалось земледельческое население". То есть, люди бежали от государства, которого становилось всё больше и больше в Элладе.

В принципе, то же самое происходило и в Древнем Египте. Ян Ассман пишет:

"От Среднего царства до нас дошли списки преступников — беглых зсмледельцев, приговорённых к принудительному труду. Известно, что и в Новом царстве земледельцы, которых притесняли и избивали надсмотрщики, пытались бежать с мест своей работы. В подобных случаях поля оставались необработанными. В условиях египетского хозяйствования это была катастрофа: ведь с брошенных полей кормились не только те, кто их оставил, но, как правило, ещё и какая-то «штатная единица», представитель верхнего слоя чиновничества, к которому эти поля были «прикреплены». Поэтому в инструкции чиновнику времени Среднего царства ясно сказано:

(22) Не притесняй земледельца (излишними) налогами!
[...] Если ты будешь обирать его, он ударится в бега.
С земледельцами следует обращаться по-хорошему:
(23) Они — люди, которые добывают всё сущее;
(другие) живут от работы их рук;
Если в ней будет ощущаться недостаток, воцарится нужда.

Какие интересные параллели с государством Российским и феноменом русского казачества! Ведь государство Российское прирастало за счёт территорий, на которые сбегали мужики от поборов и притеснений мирских и церковных властей на протяжении столетий. Согласно общепризнанной точке зрения, у истоков казачества находились беглые «искатели воли» (главным образом, крестьяне и холопы). Бежав из русских земель в Степь (Дикое поле), они к середине XVI века составили особую общность людей — «казачество».  

"Молот ведьм" как настольная книга пропагандиста.

Сегодня с утра пораньше я познакомился поближе с "Молотом ведьм" Якова Шпренгера и Генриха Крамера. Читая сей средневековый опус, я ощутил вкус современной пропаганды. 

Основной приёмчик пропаганды заключается в очернении, демонизации неугодной группы населения. Для этого используется очень простая схема. Имярек гад. Имярек — представитель такой-то группы. Следовательно, все члены группы — гады. Ату их, ату!!!

"Что касается злости женщин, то в Книге сына Сирахова (гл. 25) говорится: «Нет ничего хуже злобы женщины. Соглашусь лучше жить со львом и драконом, нежели жить со злой женой». В дополнение к этому там же говорится: «Всякая злость мала по сравнению со злостью женщины»."

Библия — книга очень большая. И, при желании, оттуда можно "надёргать" цитаты, из которых затем можно "сшить" любое античеловеческое учение. Говорят, один анархист во время Гражданской войны написал антисоветскую книгу, состоящую из одних "надёрганных" цитат Ленина, Маркса и Энгельса. 

"Теренций говорит: «У женщины рассудок лёгок, почти как у мальчиков». Лактанций [«Институции», 3] утверждает: «Ни одна женщина, кроме Теместы, никогда не понимала философии». В притчах Соломона (гл. 11) приводится как бы описание женщины: «Красивая и беспутная женщина подобна золотому кольцу в носу у свиньи». Ведь женщина более алчет плотских наслаждений, чем мужчина, что видно из всей той плотской скверны, которой женщины предаются. Уже при сотворении первой женщины эти её недостатки были указаны тем, что она была взята из кривого ребра, а именно — из грудного ребра, которое как бы отклоняется от мужчины. Из этого недостатка вытекает и то, что женщина всегда обманывает, так как она лишь несовершенное животное. Ведь Катон сказал: «Если женщина плачет, то она конечно готовит козни». Также говорится: «Если она плачет, то она хочет ввести мужа в заблуждение». Это видно по жене Самсона, которая разными способами досаждала мужу, пока не узнала его тайны и не покинула его, передав этот секрет своим единомышленникам.

По примеру первой женщины видно, что женщины маловерны. Ведь на вопрос змеи, почему Адам и Ева не вкушают от плодов всех деревьев рая, Ева ответила: «Мы едим плоды от всех деревьев, кроме» и т.д. «чтобы мы, что может случиться, не умерли». Этим она показала, что у неё не было веры в слова Бога. Это явствует и из этимологии слова «Femina» (женщина), происходящего от «Fe» (Fides - вера) и «minus» (менее). Таким образом слово «Femina» значит имеющая меньше веры. Ведь у ней всегда меньше веры".

Ага, вот уже и прямая ложь! Слово femina происходит from Proto-Indo-European *dʰeh₁-m̥n-eh₂ ((the one) nursing, breastfeeding). Femina — "кормящая грудью", а не "маловерная" (Источник).

Так-так... А кто у нас "отец лжи"? — Дьявол (греч. διάβολος – клеветник, порочащий).

Следовательно, к авторам "Молота ведьм" относятся слова Иисуса Христа: "Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи" (Ин. 8:44).

"Итак, женщина скверна по своей природе, так как она скорее сомневается и скорее отрицает веру, а это образует основу для занятий чародейством".

"Кипит наш разум возмущённый", видя такие подлые приёмчики пропаганды.  По сути, обвинения женщин в сатанизме строятся на "кривой" этимологии, высосанной из пальца самими обвинителями.