Ян Ассман говорит, что "в позднеегипетском храме пол символизирует землю, а потолок — небо. Колонны имеют форму растущих на земле растений. Потолки, представляющие небо, украшаются звёздами или астрономическими эмблемами.
Потолок центрального святилища храма Хатшепсут в Дейр эль-Бахри. 15 в. до н.э. |
Промежуточное пространство между полом и потолком, землёй и небом, занято настенными рельефами — бесконечными культовыми сценами, которые in efilgie* наполняют этот каменный космос деятельностью и жизнью".
Такие же настенные росписи имеются и в православных храмах. Если смотреть издалека и не присматриваться к изображениям, то поначалу создаётся впечатление, что это монастырская крипта.
Крипта Покровского собора Марфо-Мариинской обители в Москве. |
"В семантике египетского храма обнаруживается противоречие, быть может, изначально заложенное в самой структуре «сакрального». Египетский храм, если смотреть на него снаружи, кажется надёжно отгороженной от внешней среды особой территорией, анклавом сакрального в профанном мире, запечатанным сосудом, в котором пребывает божественная сила, по таинственным причинам поселившаяся именно в этой точке земли. Для того же, кто находится внутри, этот обособленный сосуд с сакральным содержимым являет собою весь мир. Храм изображает мир, за пределами которого ничего больше нет".
Удивительно-сногсшибательно-поразительно!
----------------------------------------------------------------------------------
*) В (плане) изображений (лат.)
Комментариев нет:
Отправить комментарий