diak_kuraev в записи Ииуй привёл хороший пример того, как функционирует теократия.
"Это библейский рассказ о пророке, который организовал свержение царя.
«Елисей пророк призвал одного из сынов пророческих и сказал ему: опояшь чресла твои, и возьми сей сосуд с елеем в руку твою, и пойди в Рамоф Галаадский. Придя туда, отыщи там Ииуя, и подойди, и вели выступить ему из среды братьев своих, и введи его во внутреннюю комнату; и возьми сосуд с елеем, и вылей на голову его, и скажи: "так говорит Господь: помазую тебя в царя над Израилем". Потом отвори дверь, и беги, и не жди. И пошёл отрок, слуга пророка, в Рамоф Галаадский, и пришёл, и вот сидят военачальники. И сказал: у меня слово до тебя, военачальник. И сказал Ииуй: до кого из всех нас? И сказал он: до тебя, военачальник».
Итак, Ииуй — военачальник. В это время главнокомандущий, царь Иоарам находится с армией на сирийском фронте.
«И встал он, и вошёл в дом. И отрок вылил елей на голову его, и сказал ему: так говорит Господь Бог Израилев: "помазую тебя в царя над народом Господним, над Израилем, и ты истребишь дом Ахава, господина твоего, и истреблю у Ахава мочащегося к стене".»
Это интересный эвфемизм мужчины: «мочащийся к стене».
«И вышел Ииуй к слугам господина своего, и сказали ему: с миром ли? Зачем приходил этот неистовый к тебе? И сказал он: то и то он сказал мне, говоря: "так говорит Господь: помазую тебя в царя над Израилем". И поспешили они, и взяли каждый одежду свою, и подостлали ему на самых ступенях, и затрубили трубою, и сказали: воцарился Ииуй!».
Удивительна лёгкость, с которой приближённые царя Иоарама переходят к бунтовщику. Как чуть позже и все гонцы, которых царь посылал к нему".
При этом возникает закономерный вопрос: как соответствует патриархат теократической форме правления?
Напомним, что патриархат (от греческого «власть отца») — это тип общественного строя, при котором власть и общественные привилегии принадлежат мужчинам. Или, как уточняет Википедия, — это форма социальной организации, в которой мужчина является основным носителем политической власти и морального авторитета, осуществляет контроль над собственностью, а отцы или старшие члены мужского пола в семьях обладают лидирующим положением.
И вот приходит какой-то "неистовый" отрок с сосудом елея, выливает елей на голову божественного избранника, и — финита ля комедия: вчерашний царь уже больше не царь. Он, конечно, мужчина, с яйцами и всё такое, но он уже не является носителем политической власти. Власть исходит от елея, а не от мужчины; на кого елей прольётся, тот и царь.
Ну, а если бы отрока с сосудом елея посылал не пророк Бога Израилева Елисей, а пророчицы Богини? Были же такие и на Крите, и на Ближнем Востоке.
Что, если бы царь избирался в соответствии с матриархальной мифологией?
"Чтоб не пил, не курил,
И цветы всегда дарил.
В дом зарплату отдавал,
Тёщу мамой называл.
Был к футболу равнодушен,
А в компании не скушен.
И к тому же чтобы он
И красив был, и умён".
Может, и были такие цари на Крите, но только какой же это патриархат, если за любовь к футболу его тут же могли лишить всякой власти?
Нет, реальный патриархат может быть только тогда, когда царь - самодержец, когда он царь и бог, "два в одном". Наш самодержец Пётр Великий - самый прекрасный пример патриархата в действии. Сам пишет все указы буквально "на коленке", сам судит и казнит своих врагов, гнобит духовенство и обезглавливает церковь, запрещая выбор нового патриарха.
Значит, так: теократия и патриархат несовместимы, одно исключает другое.
Комментариев нет:
Отправить комментарий