Заупокойный храм Рамсеса II (Рамессеум) напоминает открытый Артуром Эвансом "дворец-лабиринт" в Кноссе на Крите.
Рамессеум. Раскопки. |
Рамессеум. План. |
На территории древнеегипетского заупокойного храма мы видим многочисленные склады, принадлежащие храму как хозяйственному предприятию. И примерно такие же складские помещения имеются в крито-минойском дворце-лабиринте. Собственно, это множество комнатушек-кильдимчиков для хранения сельскохозяйственной продукции и придаёт дворцу сходство с лабиринтом.
"Рамессеум стоял в центре жилого квартала, обнесённого глиняной стеной. Слева от храма находился павильон фараона, а справа и сзади — бесчисленные маленькие здания с полукруглыми крышами, служившие жильём для рабочих, мастерскими и складами. <...> Склады из кирпича позади храма (их можно легко заметить с пригорка у дороги) служили амбарами. Они являются очевидным свидетельством того, что Рамессеум окружали обширные угодья" (из Википедии). Сходство с Кноссом нельзя не заметить.
Далее. Рамессеум является частью Фиванского некрополя в Верхнем Египте, недалеко от современного города Луксор. То есть фараон там никогда не жил. Там постоянно жили жрецы, которые организовывали поминки по фараону, и, очевидно, продукты на складах хранились именно для поминок, когда в храм стекалось отовсюду множество людей.
Может быть, на Крите было то же самое? Правда, в отличие от Древнего Египта, на Крите мы не имеем никаких реальных свидетельств существования царей.
Однако, несомненно, на Крите имелось то же теократическое правление, как и в Египте.
В Древнем Египте была настоящая теократия: бог жил в храме и, по сути, являлся владельцем храмового хозяйства. Чтобы проиллюстрировать роль бога как крупного землевладельца и организатора хозяйства на примере письменных источников, достаточно обратиться к «шестидесятой песни» Лейденского гимна Амуну:
(25) Ему принадлежат Южная и Северная земли,
он один захватил их своей силой;
его граница крепка, пока он пребывает на земле,
она достигает пределов земли и высоты неба.
Боги просят у него пропитание:
это он даёт им пищу от жертвы своей.
Владыка (диких) полей, (речных) берегов и пахот:
ему принадлежат все акты земельного кадастра,
(а также) мерная бечева от начала и до конца.
Это он обмеряет всю землю посредством двух своих уреев.
Для него проводится церемония закладки фундамента,
ему принадлежит «царский локоть», которым размечают камни.
Это он натянул мерную бечеву во всю ширину земли
и основал обе земли на их фундаментах,
(а также все) храмы и святилища.
Всякий город пребывает в его тени,
чтобы сердце его наслаждалось тем, что оно любит.
Люди поют для него во всех жилищах,
на каждом рабочем месте сильна любовь к нему.
Люди варят для него пиво в праздничные дни,
а ночью, когда другие спят, кто-то бодрствует (для него) в полночь.
С его именем совершают обход на крышах,
ему принадлежит песня в ночи, когда темно.
Боги получают жертвенные хлебцы от его ка,
(он —) богатейший бог, охраняющий своих (домочадцев).
Я полагаю, что система храмовых хозяйств вполне может обходиться и без фараонов. Очевидно, такая система древнее государственной власти. Просто на каком-то историческом этапе цари возглавили эту систему, но, в принципе, она функциональна и без них. Бог или богиня живёт в храме, он или она охраняет своих домочадцев, они приносят в храм и жертвуют божеству свои дары, по праздникам устраивается "пир на весь мир" в храме, то есть общинные совместные трапезы... Можно полагать, что на Крите храмовые хозяйства оставались без царей вплоть до вторжения греков-ахейцев, которые и воцарились в Кноссе, превратив храм в дворец.
Комментариев нет:
Отправить комментарий