Ян Ассман рассказывает о египетских храмах на примере храма Хора в Эдфу.
"По мере продвижения снаружи вовнутрь размеры помещений уменьшаются; одновременно уровень пола повышается, а потолок опускается всё ниже. Чем меньшими становятся помещения, тем более сгущается темнота. Если передний двор залит светом, то следующий за ним «зал воссияния» погружён в сумерки. Во внутренних помещениях царит полный мрак, и только сквозь немногие окна-щели, прорубленные под потолком и в стенах, проникают кажущиеся таинственными лучи.
Египетский храм в разрезе |
Подобная архитектурная форма, представляющая собой, по сути, ни что иное, как серию концентрических изолирующих «оболочек» вокруг святая святых, связана с идеей ограждения от внешнего влияния. В святилище, окружённое пятью защитными поясами, не может проникнуть ничто профанное, злое, нечистое. Таким образом, между «внутренним» и «внешним» проведена очень чёткая граница. Этот принцип необычайно чёткой дифференциации «внутреннего» и «внешнего» напоминает устройство атомной станции, но как бы вывернутое наизнанку: ведь если в случае с ядерным реактором речь идёт о том чтобы защитить окружающую среду от таящейся в нём разрушительной энергии, то здесь, напротив, оберегаемое в святом святых культовое изображение должно быть изолировано от вредоносного воздействия окружающей среды".
Это описание напоминает иудейский храм в Иерусалиме.
"В плане здание Храма было продолговатой формы и состояло из трёх смежных помещений одинаковой ширины — Притвора (Улам), Зала (Хейхал или Кодеш) и Святая святых (Двир или Кодеш а-Кодашим).
Притвор (Улам), составлявший восточную часть Храма, отделял святое от мирского. По мнению многих еврейских комментаторов (в том числе, РаДаКа), высота Притвора была 120 локтей, в то время как высота Хейхала и Святая святых составляла всего 30 локтей.
Святилище Хейхал, где велось богослужение, был самым большим помещением Храма (приблизительно 15×10×15 м). Внутри стояла золотая Менора Моисея, по обеим сторонам от которой (вдоль северной и южной стен Хейхала) располагались ещё по пять золотых семисвечных светильников, которые отлил Хирам. Эти светильники горели постоянно и освещали Храм и днём и ночью.
В глубине Хейхала находилась Святая святых (Двир), отделённая от него каменной стеной, обшитой кедром, в которой была кипарисовая дверь, с косяками из оливкового дерева, закрытая дорогой завесой (парохет). Святая святых была кубической формы, 20×20×20 локтей, то есть на 10 локтей ниже, чем Хейхал, по-видимому, из-за более высокого пола и более низкого потолка" (из Википедии).
Теперь снова возвращаемся к египетскому храму:
"Бог присутствует в своём храме в двойном обличье: как неподвижная культовая статуя и как переносная процессионная барка. Культовая статуя есть зримый образ бога, который пребывает в состоянии вечного покоя в самом сокровенном, священном, ревностно оберегаемом месте храма — его средоточии. Барка, напротив, — образ бога, находящегося в движении, который по праздникам покидает своё сакральное жилище и, миновав все постепенно расширяющиеся помещения-зоны, преодолевает, наконец, последний порог храма, чтобы «воссиять» в профанном внешнем мире".
И опять это описание напоминает иудейский Ковчег завета.
"Пляшет перед скинией Давид..." |
Библия повествует о том, что примерно через год после исхода израильтян из Египта Ковчег был создан по образцу, данному Богом Моисею, когда израильтяне стояли лагерем у подножия горы Синай.
Интересное совпадение: Моисей был египетским жрецом, и Ковчег завета появился у евреев при их исходе их Египта. Невольно возникает подозрение: а не вынес ли Моисей переносную процессионную барку прямо из египетского храма? Во время праздника вынес, а обратно в храм не занёс... Могло такое быть?
Комментариев нет:
Отправить комментарий