26 июля 2023

Мужское "оружие".

Спросишь, зачем у меня откровенная часть без покрова?
Знай, ни к чему богам прятать оружие их.
Молнию всю достал владыка мира наружу,
весь у бога морских гладей трезубец торчит.
Не заключает копьё Паллада в тёплое лоно,
Марс не станет меч, коим гордится, скрывать.
Разве стыдится Феб стрелу казать золотую?
или Диана тул свой от кого-то таит?
Разве хоронит Алкид суковатой палицы комель?
или крылатый бог держит за пазухой трость?
Кто же тонкий жезл у Вакха найдёт под покровом?
Кто же тебя со свещой сыщет сокрытой, Амор?
Нет преступления в том, что хрен мой всё время наружу,—
это — моё, без него я безоружен совсем.

Молнии есть у тебя, Юпитер; трезубец — Нептунов;
Марс владеет мечом; носит Минерва копьё;
Либер жезлом витым сражения разжигает;
Аполлонова длань вдаль устремляет стрелу;
с палицей Геркулес в деснице непобедимый,—
хрен торчком придаёт мне угрожающий вид.

Из Книги Приапа (Carmina Priapea).
Перевод с латинского Максима Амелина.

хрен торчком, страшно аж жуть

Энколпий: — Вели­кие боги, вос­ста­но­вив­шие все мои силы! Да, Мер­ку­рий, кото­рый сопро­вож­да­ет в Аид и выво­дит оттуда души людей [1], по мило­сти сво­ей воз­вра­тил мне то, что было отня­то у меня гнев­ной рукой. Теперь ты лег­ко можешь убедить­ся, что я взыс­кан щед­рее Про­те­си­лая [2] и любо­го из геро­ев древ­но­сти.

С эти­ми сло­ва­ми я задрал квер­ху туни­ку и пока­зал себя Эвмол­пу во все­ору­жии.

Сна­ча­ла он даже ужас­нул­ся, а потом, желая окон­ча­тель­но убедить­ся, обе­и­ми рука­ми ощу­пал дар бла­го­да­ти…

Из книги «Сатирикон» Петрония Арбитра.  

---------------------------------------------------------------------

[1] Гер­мес-Пси­хо­помп приводит души умерших людей к лодоч­ни­ку Харо­ну.

[2] Про­те­си­лай, пре­крас­ный герой, уби­тый во вре­мя высад­ки гре­ков в Трое. Был вос­кре­шён на три часа по прось­бе жены, кото­рая затем умер­ла в его объ­я­ти­ях.

О культе Приапа.

Вот интересно: "Приап оказался относительно поздним приобретением античного религиозного сознания. Обширные доказательства существования этого культа сохранились в Древнем Риме, начиная лишь с эпохи Августина [1], в греческих же государствах его культ не обнаруживается до времени Македонского господства ("Ed. Trip, The Meridian Handbook of Classical Mythology, p.497.). Это должно, вероятно, означать, что в античном психорелигиозном сознании произошёл своего рода сдвиг, который и создал потребность в том, в чём раньше не было необходимости, а именно, потребность в образе бога с невероятно большим фаллосом" (цит. по: Джеймс Уайли. "В поисках фаллоса: Приап и Инфляция Мужского").

То есть, можно сказать, что появление культа Приапа в Древней Греции совпало с образованием Македонской империи, обширного царства македонского царя Александра Великого и его преемников, диадохов, а в Древнем Риме  появление культа фаллоса совпало с установлением государственного культа гения римского императора.

Таким образом, культ Приапа является бессознательной проекцией мужской авторитарной власти. Культ фаллоса = культ силы. Не только и не столько  грубой физической силы, сколько силы финансовой, сосредоточенной в руках патриархальной элиты. 

Приап, взвешивающий свой фаллос кошельком. Фреска из дома Веттиев в Помпеях (VI. 15. 1).

По одной из версий, Александр Македонский умер просто потому, что обожрался и опился. Он же мнил себя богом, и хлебал вина безмерно, как Силен, вечно пьяный воспитатель Диониса. В Древнем Риме консул Лукулл угощал своих гостей блюдом из соловьиных язычков, и, поговаивают даже о блюде из языков павлинов. 

В общем, всё по Пушкину:

«Всё моё», — сказало злато;
«Всё моё», — сказал булат.
«Всё куплю», — сказало злато;
«Всё возьму», — сказал булат.

Можно ещё добавить: "всех поимею!" Вот он и культ Приапа в действии. Остаётся лишь добавить, что у фаллоса нет ни глаз, чтобы видеть, ни мозгов, чтобы думать. 

---------------------------------------------------------------------------

[1] Здесь, очевидно, ошибка переводчика. Никакой такой "эпохи Августина" в Древнем Риме не было. Авре́лий Августи́н Иппо́нийский, также известный как Блаже́нный Августи́н, — христианский богослов, человек не столь высокого ранга, чтобы по его имени называлась эпоха. Жил он в Северной Африке в первой половине V века, когда Рим уже был разграблен вестготами Алариха и римская история по сути кончилась. Другое дело — римский император Октавиан Август, правление которого (31 г. до н. э.—14 г. н. э.) действительно составило выдающуюся эпоху в римской истории.

О прорицаниях и прорицалищах в Древней Греции.

Е. В. Приходько в своей монографии "Двойное сокровище" (М.: «Прогресс-Традиция», 1999) рассматривает феномен прорицаний в Древней Греции.

Как известно, самый знаменитый оракул находился в Дельфах, где Аполлон победил сторожившего оракул змея Пифона и овладел древним вещим духом Земли. Следовательно, надо полагать, и все пророчества происходили от духов Земли. То есть, оракулы и прорицалища были связаны с культом мёртвых (или с культом предков, что то же самое). 

За прорицаниями обращались также к оракулу мёртвых в Феспротии, оракулу Трофония в Лебадии и в прорицалища других обожествлённых героев: Амфиарая в Opoпe (в Беотии, Центр. Греция), Мопса в Киликии, Асклепия в Эпидавре, Калханта в Давнии (Италия), Тиресия в Орхомене в Беотии, где, как правило, вопрошавший проводил ночь в храме (нередко в шкуре (или на шкуре) жертвенного животного, например чёрного барана в прорицалище Калханта) и во сне получал откровение и исцеление.

Что касается Аполлона, то он принёс с собой экстаз из Малой Азии, где ещё до колонизации Ионии существовали знаменитые оракулы Аполлона с экстатическим прорицательством: в Кларосе близ Колофона, у Бранхидов возле Милета и в Патарах в Ликии. Причём в последнем жрица, которую запирали в храме ради мистического союза с богом (Hdt. I 182), считалась одновременно и его медиумом, и его невестой, какой должна была стать, по мнению Доддса, и Кассандра.

Очевидно, прорицания были связаны с одержимостью духами Земли. В большей части инспирации, по мнению Хофнера,человек теряет своё самосознание, он произносит слова, не осознавая их смысла, поскольку говорящим является сам бог, использующий органы речи одержимого. Человек становится медиумом, инструментом бога; при этом он обычно ощущает вторжение бога и утрату самосознания как насилие и муку, и его индивидуальность исчезает, уступая богу лишь после сильного сопротивления. Тогда одержимый дрожит, пена выступает у него на губах, судороги сотрясают его тело, он неистовствует, и катается по земле, вращает глазами, топорщит волосы, и скрипит зубами, являя сквозь стоны, вопли, нечленораздельные крики или шёпот пророчествующий голос божества.

А схолия к «Плутосу» Аристофана рассказывает о безумной одержимости жрицы Дельфийского оракула: «Была же Пифия женщиной, которая, как говорят, сидя на треножнике Аполлона и широко расставив бёдра, принимала через женские органы поднимающееся снизу зловредное дыхание и, исполнившись таким образом безумия (μανίας), распустив волосы, изрыгая изо рта пену и во всём остальном ведя себя так, как обычно поступают исступлённые (oí μαινόμενοι), возвещала речи скорее не пророчества, а безумия (τα της μαντείας η μάλλον μανίας ... ρήματα)» (Schol. Plut. 39).

25 июля 2023

O tempora, o mores!

В. Ю. Иващенко в статье "Проблемы европеизации частного быта: семейные отношения и домохозяйство в профессорской среде Харькова в начале XIX в." сообщает:

"В России XVIII - начала XIX вв. браки часто носили добровольно-принудительный характер и даже у дворянства доминировала деловая установка на брак. Не было здесь исключением и учёное сословие. Хотя до войны 1812 г. харьковская профессура была вполне довольна выплачиваемым им жалованьем, многие университетские деятели стремились укрепить своё положение удачной женитьбой. Кстати, особенно в этом преуспели иностранные профессора. <...> Профессор Я. Я. Белен-де-Баллю, имевший многочисленное семейство - пятерых сыновей и трёх дочерей - выдал одну из них замуж за учителя рисования Я. Н. Матеса. Этот брак сулил его 14-летней дочери Аспазии безбедное будущее: она получила 2000 руб. приданого и ежегодную ренту до уплаты его в 200 руб.; в свою очередь, 28-летний жених, который, кроме жалованья, имел солидную клиентуру из желающих брать частные уроки рисования, делал её наследницей всего движимого и недвижимого имущества". 

Кошмар! Дурдом! Девочке всего лишь 14 лет, а её замуж выдают! И это не в какой-то тёмной, забитой крестьянской семье, а в среде харьковской профессуры!

Но, может быть, это был единичный случай, исключение из правила? Да нет, Аркадий Красильщиков в статье "Пушкин, Онегин и педофилия" приводит и другие подобные случаи. Оказывется, 200 лет назад, в начале XIX века, в России царили совсем другие нравы.

"Юрий Лотман, знаменитый литературовед, в комментариях к роману писал: «Ранние браки, бывшие в крестьянском быту нормой, в конце XVIII века нередки были и для не затронутого европеизацией провинциального дворянского быта. А. Лабзина, знакомая поэта Хераскова, была выдана замуж, едва ей минуло 13 лет. Мать Гоголя обвенчали в 14. Однако время первых увлечений молодой читательницы романов начинались значительно раньше. И окружающие мужчины смотрели на молодую дворянку как на женщину уже в том возрасте, в котором последующие поколения увидали бы в ней лишь ребёнка. 23-летний поэт Жуковский влюбился в Машу Протасову, когда ей было 12. Герой «Горя от ума» Чацкий влюбился в Софью, когда ей было 12 – 14 лет»."

Реабилитация Матери-Земли.

И. И. Лисович в статье "Репрезентация теории магнетизма в английской культуре XVII века: У. Гилберт "О магните" и Б. Джонсон "Магнетическая Леди" говорит, что свойства магнита практически не становились объектом самостоятельного теоретического осмысления и экспериментального исследования до фундаментального труда президента Королевской медицинской коллегии Уильяма Гилберта (англ. William Gilbert, 1544-1903), "О магните, магнитных телах и большом магните Земля", опубликованного в 1600 году, который он писал на протяжении двадцати лет.

В античности железо ассоциировалось с Марсом, а магнит считался "камнем Венеры". Женский камень Венеры непостижимо властвует над железным Марсом, будучи при этом слабым и зависимым от него, поскольку сама богиня своей нежной любовью притягивает к себе Марса,

Лавиния Фонтана. Марс и Венера. 1600-е годы.

и тем самым смягчает его суровый и яростный нрав, даруя ему мир и покой. Эта концепция феминной вторичности магнита воспроизводилась в большинстве европейских средневековых текстов. Представление о магните как камне Венеры вполне вписывалось и в алхимическую концепцию.

У. Гилберт последоватьно разрушает алхимическую иерархию металлов, а вместе с ней и алхимический гендерный дискурс. Учёный рассматривает алхимическую систему как экстраполяцию человеческих патриархальных практик и отношений на законы Природы.

Гилберт переворачивает средневековую патриархальную логику, заявляя, что "... всякое движение магнита и железа, всякий поворот, наклонение и устойчивость происходят от самих магнитных тел и от всеобщей матери - Земли, которая является источником, распространительницей и началом всех этих свойств и особенностей". Учёный выстраивает совершенно другую иерархию отношений между Землёй, железом и магнитом, где Земля порождает железную руду и магниты: "В верхней части земного шара, или в его непрочной оболочке, как бы в его коре, эти два тела возникают и зарождаются большей частью в одной и той же матке, в одном и том же руднике, как близнецы". Учёный подчёркивает принципиальное равенство магнита и железа, называя их близнецами по рождению от матери-Земли, которая имеет железную природу и обладает магнетическими свойствами. Для Гилберта уподобление Земли живородящему женскому началу является не метафорой, а основой его эгалитарной физики движения и космологии, где доминирующей оказывается женская природа, полностью лишённая эротического контекста. То есть, у Гилберта, при помощи архаичного концепта "Земли-матери", опосредованно опровергается патриархальная интерпретация феминного начала как холодного, влажного и пассивного, способного воспринимать движение только от маскулинного.

24 июля 2023

Не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не спасёшься.

Снова про Аттиса. 

Похоже на то, что у мальчика всё было нормально с половыми органами. Хотя он был сильно похож на девчонку, но при этом он ощущал себя парнем, мужчиной. Согласно мифу, Кибела просила его навсегда остаться отроком-девственником. Аттис дал слово богине, однако не сдержал его, увлёкшись нимфой Сагаритидой. 

Nymph trying to escape from a satyr Roman 2nd century CE copy of 2nd or 1st century BCE Greek original found near Tivoli, Italy

То есть, надо полагать, что мальчишка хотел "овладеть" нимфой по-мужски.

В гневе богиня погубила нимфу. А что после этого случилось с Аттисом, про то рассказывает Овидий:

"Острый он камень схватил и тело терзает и мучит,
Длинные пряди волос в грязной влачатся пыли.
Он голосит: "Поделом! Искупаю вину моей кровью!
Пусть погибают мои члены: они мне враги!
Пусть погибают! Вскричал и от бремени пах облегчает,
И не осталося вдруг знаков мужских у него"
(Овидий. Фасты. IV. 237-244. Пер. Ф. Петровского).

Оказывается, вот оно что! Аттис сотворил "достойный плод покаяния"!

В Евангелии рассказывается, как Иоанн «Креститель», обратившись к иудейским книжникам и фарисеям, сказал им: «… сотворите же достойный плод покаяния» (Мф. 3:8). Мало одних только слов "бла-бла-бла"; надо делом доказать своё раскаяние.

Мраморный бюст Иоанна Крестителя, 1883. Скульптор Альфред Ленуар
 
Если кто сомневается, что это скульптура Иоанна Крестителя

"Детушки" Матери богов.

Служитель Кибелы именовался «кибебос», как мужская ипостась богини, а её верховный жрец в Пессинунте именовался Аттисом (Polyb. XXI. 20). Аттис было обычным именем этого жреца (Polyb. XXI. 37). В развалинах Пессинунта была найдена обширная переписка пергамских Атталидов с одним из таких Аттисов.

Но вот что удивительно: Аттис обычно изображается в виде ребёнка. Точнее говоря, в виде мальчика, очень похожего на девочку.

Статуэтка Аттиса. Найдена недалеко от г. Эдирне в Турции, в древнем Адрианополое. 2 век, Лувр, Париж.

В связи с этим любопытно взглянуть на слова Лукиана касательно жрецов Кибелы:

"двусмысленная загадка двойственной природы, они не остались тем, кем родились, и не приобрели качеств того пола, в который перешли... Они считаются детьми и одновременно успели стать стариками, даже недолгое время не побыв мужчинами" (Диалог "Amoribus", в русском переводе "Две любви". Пер. С. Ошерова).

Когда ученики спросили Иисуса: кто больше всех в Царстве Небесном, то Он, поставив дитя посреди них, сказал: "Если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное…".

Интересно также отметить речевые обороты в "Страдах" Кондратия Селиванова, предводителя русских скопцов:

"Привели меня в Тулу и посадили меня на крепком стуле. И препоясали меня шелковым поясом железным, фунтов в пятнадцать, и приковали меня к обеим стенам, и за шейку, и за ручки, и за ножки*, и хотели меня тут уморить. И было завсегда четыре драгуна на часах; и в другой комнате сидели мои детушки трое, которые на меня доказали, и было сказано поутру сечь их плетьми. Но мне их стало жаль, и я со креста сошёл, и все кандалы с меня свалились, а драгуны в это время все задремали и меня не видели, как я прошёл. И я своих детушек нашёл и говорил им: «Детушки, не бойтесь. Ничего вам не будет, и будете отпущены. А я уж один пойду на страды за всех своих детушек, прославить имя Христово и победить Змия снова, чтоб он на пути не стоял и моих людишек не поедал». И тут меня хватились, и все злые удивились, а иные устрашились, и по всем местам бросились. И нашли меня на дворе; и я по двору гуляю: из желез я ушёл, а со двора не пошёл. Отец Небесный мне не велел, и приказал мне сию чашу пить: мимо меня одной нейтить" (Источник).

Василий Розанов говорит, что Селиванов, по самоощущению, - девушка. Не стану спорить с этим, но добавлю от себя, что, называя своих "братьев" и "сестёр" по вере "детушками", он, очевидно, и сам был большим ребёнком.  

----------------------------------------------------------------------- 

* «Поясок», «ручки», «головка», «шейка», «ножки» — всё это говор какой-то институтки о себе, невольные выражения изнеженной пансионерки... Откуда это?! Не из воспитания, — мужицкого. Это всё из натуры: Селиванов — девушка! вот чего он не знал о себе; и сорвал с себя мужские детородные органы, не только ему совершенно не нужные, но и противоречившие всему его самоощущению, гадкие, противные. См. о «галлах» древности в начале «Людей лунного света». —В. Р.
 

Преданье старины глубокой.

Символом и олицетворением Великой матери Кибелы считали "чёрный камень, упавший с небес", - метеорит. Л. Л. Селиванова говорит, что он он был "в виде фаллоса". 

Ну и вот, в связи с транспортировкой этого камня во время Второй пунической войны из Малой Азии в Рим сохранилось интересное предание. 

По этому преданию, судно, перевозившее камень, в устье Тибра село на мель, и никакими усилиями нельзя было сдвинуть его с места. Жрецы Кибелы заявили, что корабль может сдвинуть только девственница. Ею оказалась Клавдия Квинта, которая с помощью маленького каната (или даже собственного пояса) легко потащила корабль по реке (Plin. NH. VII. 120). Овидий говорит (Fast. IV. 305-328), что эта достойнейшая дева, чей прекрасный облик был под стать её знатному происхождению, слыла порочной: «оскобляли / Сплетни её и во всех мнимых винили грехах, / Ей и наряд, и причёска, какую она меняла, / Были вредны, и язык вечных придир – стариков». 

Бюст римлянки с великолепной причёской, период Флавиев, 69-96 гг. н.э.

Распустив волосы и пав на колени, она зачерпнула воды из реки и трижды окропила голову, взмолясь богине:
«Но коль невинна я, будь мне порукою в том предо всеми:
Чистая, следуй за мной, чистой покорна руке».
Так говоря, за канат она только слегка потянула
(Чудо! Но память о нём даже театр сохранил):
Двинулась Матерь Богов, отвечая движеньем моленью, -
Громкий и радостный крик к звёздам небесным летит.

Говорят, Матерь богов спасла римлян от Ганнибала. Это чудо можно объяснить в соответствии с преданием: раз в Риме остались ещё девственницы, значит там ещё жива добродетель. Ну а добро побеждает зло, как всем известно.
 

23 июля 2023

О ничем не ограниченной свободе бытия.

М. П. Нильссон замечает, что, несмотря на своё имя, Великая Мать была не богиней-матерью в собственном смысле (ибо у неё не было потомства, за исключением дважды бесплодного Аттиса [1], который одновременно был и её возлюбленным), а богиней стихийных сил природы, ничем не ограниченной свободы Бытия

Ну, тогда становятся понятны вольности между полами, например, в ночь на Ивана Купала. Купальские обряды описаны в псковском Послании игумена Памфила: "Зашумит город и возгремят в нём люди эти, охваченные беспутством, грехами постыдными, низким отступничеством от Бога — стучат бубны, поют сопели, гудят струны. Плескание и плясание, тайные знаки головой, непристойные крики и вопли из уст, самые непристойные песни — так угождают бесам жёны и девы, и телом вихляют, и скачут, и выплясывают…". 

Иоганн Бахофен усматривал в такого рода обрядах признаки "первобытного гетеризма", то есть беспорядочных половых отношений, промискуитета. Он приводил, в качестве примера,"самый позорный обычай у вавилонян" (см.: Попытка объяснения "самого позорного обычая у вавилонян") и рассматривал его как пережиток гетеризма. По его мнению, первобытные люди "трахались" когда хотели и с кем хотели, и не было у них никаких "тормозов", ибо такая свобода половых отношений угодна Богине, а затем у них появились "тормоза" в виде законов, ограничивающих сексуальные вольности, и после этого они стали "выкраивать" хотя бы один день в году и вести себя в этот день как в старые добрые времена, дабы угодить Богине.

Однако у меня имеются очень большие сомнения относительно первобытного промискуитета. Дело в том, что мы нигде не наблюдаем такого промискуитета в животной среде. Вот живёт у меня кошка Мурка. Если она ходит "порожняя", то появляются соседские коты, чтобы "обрюхатить" её. Начинаются традиционные кошачьи вопли дурными голосами и драки (на самом деле, у животных нет никакой свободы и все их действия ритуализированы в самой высшей степени), а потом коты убираются восвояси, как только кошка становится беременной. И тут возникает вполне закономерный вопрос: если Богиня именуется Хозяйкой зверей (Potnia Theron), то почему же животные не пользуются ничем не ограниченной свободой Бытия, которую дарует всем тварям Богиня? 

Человек может вести себя таким образом, он может "трахать" всех без разбору, - и беременных, и близких родственников, и детей... Но такое поведение называется "беспределом", и нигде, ни в одном первобытном обществе оно не зафиксировано. Отдельные члены общества могут себя так вести, но целое общество вести себя так не может. Я только вчера смотрел на YouTube документальный фильм про "ночных бабочек" на улицах Боготы, столицы Колумбии. Да, их там много, но далеко не все женщины Колумбии — проститутки. Легко можно представить себе, что произошло бы, если бы все женщины Колумбии - от мала до велика - стали бы вести себя как "ночные бабочки". Катастрофа и вырождение общества буквально за одно поколение неминуемы.

Скорее всего, - да, Великую Мать можно рассматривать как богиню ничем не ограниченной свободы Бытия. Но, здесь сразу же надо признать, что сия свобода — страшна и ужасна! Как, например, ужасен голгофский крест распятия Иисуса Христа. 

Боги говном не питаются.

Почему я выступаю против трактовки жертвоприношения как акта "умилостивления" божества [1]? Да потому что из такой трактовки прямо следует, что миром правит Сатана. 

Антихрист. Фреска 1350 г. итальянского мастера Витале из Болоньи в монастырском храме Св. Марии Бенедиктинского аббатства Помпоза (Эмилия-Романья).

Примерно вот такой Антихрист, пожирающий людишек. И он, допустим, каждый день жрёт по тысяче человек. Такие у него сатанинские аппетиты. 

Какова же при этом стратегия спасения от пасти сатанинской? Надо стать слугой дьявола и подкидывать ему в пасть других людей. Тогда до тебя очередь никогда не дойдёт.

Нечего и говорить, что это чистой воды сатанизм.

Если уж и говорить о "пище богов", то следует вспомнить про амброзию у богов на Олимпе. В индуистской мифологии амброзии соответствует амрита.

------------------------------------------------------------------------

[1] Один из многочисленных примеров подобной трактовки: "В древние времена, когда наступал голод — вследствие каких-либо природных катаклизмов: град уничтожал урожай, или происходил падёж скота в результате эпидемии, — люди приносили в жертву волов и другой  рогатый  скот.  Они  верили  в  то,  что  все  эти несчастья посылает им разгневанный бог. Чтобы умилостивить это гневное божество, они приносили ему жертвы, проливая кровь животных, поскольку верили, что таким образом завоюют его доброе расположение.  Смысл  подобных  действий  был  таков:  необходимо отказаться  от  чего-то  близкого  и  дорогого этим  людям,  чтобы  получить  то, что  им  было  нужно.  Эти  старозаветные,  дремучие  предрассудки превалируют  и  по  сей  день.  Английское  правительство предпринимало  поистине  героические  усилия,  чтобы  уничтожить  их  во  всех  уголках  своей империи. Первобытные  люди  приносили  в  жертву  даже  собственных  детей  —  сыновей  и  дочерей,  —  чтобы  задобрить  своих  богов" (Источник).

Приап: один как перст.

Вот интересно: Приап, который, по словам Лукиана (Разговоры богов. 23), "до такой степени мужчина, что даже неприлично", бесплоден. О его потомстве ничего не известно.

a figure of Priapus from Roman Egypt. ca. 2nd Century AD.

 Кстати, у него была эпиклеса Трифалл ("С тремя фаллосами").

Roman tintinnabulum in the shape of phallus, 1st century AD, from Sesamón, Burgos.

Может потому Приап бездетен, что на таком большом хую удобно только в рай въезжать, а для нормального секса он совсем не пригоден?

Баубо (2).

(в продолжение записи "Баубо")

Возможно, Баубо имеет много общего с доисторическими "венерами".

Терракотовая статуэтка женщины-вульвы, известная как Баубо, 4-й век н. э.

Традиция изображать женское божество в виде обнажённой женщины с подчёркнутыми признаками пола восходит к эпохе верхнего палеолита.

Неолитическая статуэтка "Богиня рыжих волос", терракота, старчевская культура. ок. 6300 - 5500 гг. до н.э.

Правда, у Баубо отсутствуют детопитающие сосцы, что перечёркивает идею "богинь плодородия". Но я не фанат этой идеи.

22 июля 2023

Провозвестие Аттиса.

Один из эпитетов Аттиса — "Сжатый зелёный (жёлтый) колос".

Бронзовая статуэтка Аттиса из Салоников, Лувр

Очевидно, в связи с этим находится кульминационный эпизод в телестерии Элевсинских мистерий. Римский епископ Ипполит сообщает, что кульминация Элевсинских мистерий состояла в демонстрации пшеничного колоса. Вальтер Отто говорит о чуде, происходившем во время Элевсинских мистерий. "Пшеничный колос, растущий и зреющий со сверхъестественной быстротой, является такой же неотъемлемой частью таинств Деметры, как виноградная лоза, вырастающая за несколько часов во время дионисийского пира" (The Homeric Gods, стр. 25).

К этому надо добавить, что историю божественных страданий Аттиса, его смерти и воскресения понимали как нанесение серпом ран растению, хранение зерна в закромах, последующий сев и новое рождение в виде колоса. 

Удивительно, но Иисус Христос тоже говорит о скопцах и о зерне. "Есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сами себя сделали скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит". “Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода”.

Понятно, что здесь, в зерне, в семени, находится средоточие и языческой, и христианской мистики. Тут всё примерно так, как говорил Владимир Соловьёв о любви: "И ад, и земля, и небо с особым участием следят за человеком в ту пору, когда в него вселяется Эрос. Каждой стороне желательно для своего дела использовать тот избыток душевных и физических сил, который открывается тем временем в человеке. Без сомнения, это есть самый важный срединный пункт нашей жизни".

Тут кстати и гирлянды из бычьих яиц (см.: К вопросу о "грудях" Артемиды Эфесской). Кажется, стоящая за этим идея выглядит примерно так: трансформация (или преображение) возможна лишь тогда, когда есть мужская сила в яйцах, когда "колос" ещё молодой и зелёный.

Интересно, насколько эти средиземноморские таинства сопряжены с даосской внутренней алхимией? "Зародыш [бессмертного тела] должен вызреть в нижнем даньтяне. <...> Утробное дыхание — дыхание животом, необходимо для созревания зародыша. Когда зародыш вырастает, адепт перемещает себя в зародыш, и вылетает через макушку, а сам «избавляется от трупа». Это последний акт полного обновления себя и создания бессмертного тела" (Источник).

К описанию национального психотипа русского народа.

"Фригийская Мать богов занимала важное место в пантеоне почти всех понтийских полисов. Её изображения находили в Ольвии, Херсонесе и городах Боспора с архаики до первых веков нашей эры включительно. Это было самое популярное малоазийское божество, в Ольвии вытеснявшее даже богиню земледелия Деметру", - сообщает Л. Л. Селиванова в статье "Самооскопление во славу богини".

Понтийское царство выделено пурпурным цветом.

Ко времени крещения князя Владимира в Херсонесе Таврическом там, конечно, уже не было идолов и статуй Кибелы, однако мы же знаем, что духовные влияния не исчезают одномоментно.

Три года назад я задавался вопросом: почему первые храмы Руси посвящены Софии? Может быть, строили их не на пустом месте, а на местах поклонения какой-то древнеславянской богине?

Во всяком случае, невозможно отрицать духовный импульс с юга, со стороны Анатолии, который происходил на протяжении многих веков. Сначала это было влияние языческой Матери богов, а затем — христианской Богородицы. Такие влияния не проходят бесследно.  

Древнеримское "хлыстовство".

Кто хорошо осведомлён в том, что собой представляет русское христоверие ("хлыстовство"), не может не поразиться обилию аллюзий в нижеприведённом стихотворении Катулла.

Тут, конечно, надо отдать дань глубокого уважения этому древнеримскому гению, который в свои молодые годы так глубоко и проникновенно понимал культ Кибелы.

"По морям промчался Аттис на летучем, лёгком челне,
Поспешил проворным бегом в ту ли глушь фригийских лесов,
В те ли дебри рощ дремучих, ко святым богини местам.
Подстрекаем буйной страстью, накатившей яростью пьян,
Оскопил он острым камнем молодое тело своё.
И себя почуял лёгким, ощутив безмужнюю плоть,
Окропляя тёплой кровью кремнистый выжженный луг.
Он взмахнул в руке девичьей полнозвучный гулкий тимпан.
Это твой тимпан, Кибела, твой святой, о матерь, тимпан!
В кожу бычью впились пальцы. Под ладонью бубен запел.
Завопив, к друзьям послушным исступлённый голос воззвал:
«В горы, Галлы! В лес Кибелы! В дебри рощ спешите толпой!
В горы, Галлы, Диндимены госпожи покорная тварь!

Презирая дар Венеры, оскопили вы свою плоть.
Веселитесь, быстро мчитесь, пусть взыграет сердце в груди!
Порадейте в честь богини! Поспешите, Галлы, за мной!
"

(Перевод А. И. Пиотровского)

Здесь и "корабль" христоверов, плывущий по волнам житейского "моря", и "проворный бег" радеющих, и духовное опьянение ("Благодать Св. Духа, - говорили христоверы, - напояет нас как бы пивом; от сего благодатного пива сердца наши исполняются веселием Духа Святого, и мы, будучи упоены Св. Духом, как пьяные, приходим в радостное и святое исступление"), и оскопление (скопчество, как массовое явление, произошло из "хлыстовства"), и особая "лёгкость" в теле (по наблюдениям самих "людей Божиих", ощущение лёгкости и восторженной радости есть следствие их долгих постов. "Раз, когда я выдержал пятидневный пост, - говорил один христовер, - мне далась такая лёгкость, что и я плясал"), и девичья натура Кондратия Селиванова, предводителя русских скопцов...

Но имеются параллели и с культом Диониса, что указывает на сходство Аттиса и Диониса.

20 июля 2023

Теократия у горцев Восточной Грузии.

Любовь Т. Соловьёва в статье "Институт оракулов-прорицателей кадаги у горцев Восточной Грузии" рассказывает про грузинских "избранников духов".

"В горных регионах Восточной Грузии, особенно в Хевсурети, термином кадаги обозначали человека, который, согласно народным представлениям, был специфическим образом избран божеством из числа представителей своего сакмо (так называлось локальное сообщество, члены которого поклонялись местному святилищу и считались его кма [1]). Главной обязанностью кадаги было осуществление связи, взаимодействия между божеством и его подданными (т. е. сакмо) и сообщение людям воли божества. Следует отметить, что в Хевсурети роль кадаги среди служителей святилища была довольно значительной, кадаги (ими могли быть как мужчина, так и женщина) пользовался большим авторитетом".

Далее следует очень интересный пассаж, который заставляет вспомнить птицеголовых богинь эпохи неолита,

Терракотовая статуя женской фигуры с птичьим лицом и проколотыми ушами, держащей ребенка - Энкоми, Кипр - 1450-1200 до н. э. - Британский музей, Лондон

и древнеславянскую вещую птицу Гамаюн...

"В [священном] «языке джвари» термину кадаги соответствует слово «кандара». В обыденном языке словом кандара называется наклонённое горизонтально дерево, или палка, перекладина, на которую что-то вешают или на которую усаживается домашняя птица (т. е. насест). Явление божества и его «усаживание» на «меене» можно сравнить с тем, как домашняя птица усаживается на насест-кандара, тем более что божество-хати в большинстве случаев являлось простым смертным в образе птицы".

Затем следует описание "шаманской болезни":

"По народным представлениям, человек не мог стать «кадаги» по собственному желанию, от него это не зависело: только само божество имело право выбрать себе оракула. <...> Факт подобного избрания именовался «дачера» (от груз. «держать», «поймать», «схватить»); соответственно, «избранного», «схваченного» именовали «дачерили». Об «избрании» божество извещало человека определёнными симптомами, каким-то заболеванием неизвестного происхождения. Обычно это было какое-то психическое или нервное заболевание: у человека менялся характер, начинала болеть голова, его мучали сердечные боли, он без какой-либо видимой причины плакал, время от времени терял сознание.

Как правило, божество «намечало» своего будущего оракула ещё в детском возрасте, что выражалось в виде различных заболеваний (главным образом нервных). До 15–20 лет проявления признаков этого были довольно слабыми, но с указанного возраста болезнь обострялась. Считалось, что с этого возраста божество начинало «обучать» своего избранника, сообщать о своих пожеланиях и требованиях; божество являлось ему во сне, в виде галлюцинаций, различных видений. Когда претендент на роль кадаги становился зрелым умственно и физически, достигал совершеннолетия, когда уже мог прислуживать в святилище, божество постепенно начинало настаивать на том, чтобы тот стал его «меэне»/«кадаги». Если «избранник» («дачерили») не хотел подчиниться требованию божества, сопротивлялся, просил освободить его от служения, то это шло ему во вред, здоровье его резко ухудшалось: он начинал кричать, плакать, божество могло даже свести его с ума, он мог броситься в реку, попытаться покончить с собой [2]. Божество являлось «избраннику» и во сне, и наяву. В этот период (он назывался «габушоба» – «сумасшествие») избранник, как правило, оставался неженатым: считалось, что «божество мешает ему вступить в брак». Запреты на сексуальную жизнь существовали как для мужчин, так и для женщин.

Когда «избранный» переставал противиться воле божества, соглашаясь служить ему всю свою жизнь как кадаги, болезнь начинала ослабевать. После наступления совершеннолетия наступал момент, когда на одном из праздников (обычно на Новый год) претендент на роль кадаги впадал в транс и начинал пророчествовать. <...> В Хевсурети совершеннолетними становились довольно рано – в 15–16 лет, на этот период приходилось и половое созревание, и неслучайно именно в это время происходила окончательная и решающая «встреча» избранника («дачерили») и избравшего его божества.

Некоторые исследователи отмечали, что в роли «кадаги» обычно выступали лица, имевшие «невропатическую конституцию», которые легко впадали в экстаз. <...> Как правило, первое пророчество, первое достижение состояния транса (это называлось «гакадагеба» – «превращение в кадаги», «энас гамотана» – «отверзать уста» [3], от груз. эна – «язык», гамотана – «выносить») мужчины-«кадаги» происходило на дворе святилища во время какого-нибудь большого праздника: Новый год, Амаглеба – Вознесение, Атенгеноба; для женщин-«кадаги» время и место этого события не было столь чётко определено".

Маразм абсолютизма.

Джеймс Скотт показывает, как работала система налогообложения в абсолютистской Франции XVII в. 

"Косвенные налоги — акцизы на соль и табак, пошлины, продажа лицензий, тоговля чинами и титулами — были излюбленными формами налогообложения; ими было легко управлять, они требовали немного (или вовсе не требовали) информации о владении землёй и доходе от неё. Освобождение от налогов дворянства и духовенства подразумевало, что большая часть земельной собственности вообще не облагалась налогами, бремя которых перекладывалось на состоятельных горожан, фермеров и крестьян. Общинная земля, хотя и была жизненно важным ресурсом для сельской бедноты, тоже не приносила никаких доходов.

Любому исследователю абсолютистского налогообложения бросается в глаза, сколь безумно изменчиво и несистематично оно было. Джеймс Коллинс обнаружил, что главный прямой земельный налог, taille, часто не платился вообще, никакое сообщество не отдавало больше трети того, что с него причиталось. В результате государство обычно полагалось на исключительные меры, чтобы восполнить нехватки дохода или оплатить новые расходы, особенно на военные кампании. Корона взыскивала «принудительные ссуды» в виде ренты и платы за отчуждение прав (rentes, droits alienes) в обмен на обязательства, которые она могла выполнить, а могла и не выполнять; она продавала должности и титулы (venalites d ’offices); она облагала налогами печи (fouages extraordinaires); и, что самое скверное, определяла войска на постой непосредственно в населённых пунктах, тем самым часто разрушая целые города. Постой войск как обычный способ финансового наказания соотносится с современными формами систематического налогообложения, как арест и четвертование потенциальных врагов короля (так поразительно описанные Мишелем Фуко в начале книги «Надзирать и карать») — с современными формами систематической изоляции преступников".

Какой удивительный маразм! У французского короля дворяне и духовенство имели львиную долю земельной собственности, и при этом не платили налоги, но с предпринимателей и фермеров драли три шкуры. И как при таком маразме не быть революции?! Она и случилась в 1789 году. Как говорится, терпение народа не безгранично. 

На примере абсолютистской Франции хорошо видно, что собой представляет государство. Это корпорация (или "междусобойчик") нобилей, часто при этом состоящих в близкородственных связях. Неразрешимая дилемма заключается в том, что корпорация всё время расширяется (за счёт, например, многочисленных любовниц нобилей и их детей, которых тоже надо пристроить где-нибудь на "тёплом месте"), однако "кормовая база" корпорации не безгранична.


19 июля 2023

Крах "научного лесоводства" в Германии.

Джеймс Скотт в своей монографии "Благими намерениями государства. Почему и как проваливались проекты улучшения условий человеческой жизни" (М.: Университетская книга, 2005) рассматривает т. наз. "научное лесоводство", которое зародилось в Германии.

"Научное лесоводство, применённое впервые примерно в 1765—1800 гг. главным образом в Пруссии и Саксонии, постепенно стало основой управления лесами во Франции, Англии, Соединённых Штатах и странах третьего мира".

«Идея фикс» научного лесоводства заключалась в том, чтобы создать "удобный" лес для лесопромышленников, - 

"путём продуманных посевов, посадок и вырубок создать лес, обеспечивавший государственным лесничим удобство и простоту подсчёта, обмера, оценки и управления. <...> С этой целью расчищали подлесок, уменьшали число видов деревьев (часто до одной культуры) и производили посадки — одновременно на больших участках и прямыми рядами. <...> Налицо было стремление к армейскому порядку — в полном смысле этих слов. В лесу деревья должны были стоять параллельными, однородными рядами, удобными для обмера, подсчёта, вырубки и заменены на новые ряды, составленные из таких же «призывников». Как и армия, лес управлялся иерархически — сверху, он предназначался для выполнения одной-единственной задачи и находился в распоряжении единственного командующего".

Поначалу всё шло хорошо; в краткосрочной перспективе этот эксперимент по радикальному упрощению леса, превращению его в машину для производства единственного товара имел полный успех. Но затем наступила "смерть леса" (Waldsterben).

"Был нарушен исключительно сложный процесс, включающий строение почвы, питание и симбиоз грибов, насекомых, млекопитающих и флоры (некоторые из них и сейчас ещё не полностью поняты), что имело весьма серьёзные последствия. И все эти последствия имеют, по большому счёту, одну причину — радикальную простоту научного леса".

"Пристрастие немецкого лесоводства к формальному порядку и лёгкости доступа к управлению и вывозу леса влекло за собой уничтожение подлеска, бурелома и сухостоя (вертикально стоящих мёртвых деревьев), чрезвычайно сокращая разнообразие насекомых, млекопитающих и птиц, чья жизнедеятельность столь необходима для процессов формирования почвы. Отсутствие лесной подстилки и древесной биомассы на новом уровне леса выявлено теперь как главный фактор, ведущий к истончённой и менее питательной почве. Леса одного возраста и разновидности не только уменьшают разнообразие среды обитания, но и более уязвимы для массивного штормового лесоповала. Сама однородность вида и его возраста среди, скажем, норвежской ели способна обеспечить благоприятную среду обитания для соответствующих вредителей, популяции которых могут вырасти до эпидемических размеров, приводя к большой затрате удобрений, инсектицидов, фунгицидов и родентицидов. Очевидно, первая ротация норвежской ели выросла так хорошо в значительной степени благодаря питательным веществам, долго накапливавшимся в почве прежнего естественного леса. Как только это плодородие было исчерпано, началось резкое снижение роста".

Дж. Скотт говорит, что "научное лесоводство" было на самом деле финансово-коммерческим лесоводством, и вся "наука" сводилась к тому, как получать от леса максимальную прибыль. 

"Терминология, применяемая в попытках упорядочения природы, неизменно выдаёт истинные намерения авторов этих попыток. Действительно, заменив слово «природа» термином «природные ресурсы», утилитарист фокусирует внимание лишь на тех аспектах окружающего мира, которые можно приспособить и использовать для нужд человека. Следуя этой логике, из целостного мира природы выделяют определённые виды флоры и фауны, имеющие утилитарную ценность (т.е. пользующиеся спросом на рынке), что служит основанием для пересмотра классификации других видов, конкурирующих с первыми, питающихся ими или иным образом уменьшающих «сборы» утилитарно ценных видов. Так используемые человеком растения становятся «урожайными культурами», сопутствующие им и конкурирующие с ними растения — «сорняками», а питающиеся ими насекомые — «вредителями». Так ценимые человеком деревья становятся «древесиной», а конкурирующие с ними виды — «бросовым» лесом или «подлеском». То же и с фауной: высокоценимые человеком животные становятся «дичью» или «домашним скотом», а конкурирующие с ними или питающиеся ими — «хищниками» и «вредителями»".