Первая служба в соборе первопрестольных апостолов Петра и Павла, Казань, 1989 год.
Исследование матриархата - самой продолжительной эпохи в истории человечества.
Мощный аргумент против наличия практики человеческих жертвоприношений у финикийцев приводит Gaius Anonimus, автор книги «С точки зрения Карфагена»:
"Следует сделать очень важное замечание. Греческие и, прежде всего, римские авторы с достойной иного применения навязчивостью в один голос твердят об ужасах финикийской и карфагенской религии — жуткие огненные жертвоприношения, умерщвление младенцев и прочие душераздирающие сцены кочуют по страницам античных сочинений от одного летописца к другому. Разница только в числе жертв и окружающих декорациях, чем страшнее, тем лучше.
Религиозные воззрения древних иранцев отчётливо разделяли доброе и злое начала, свет и тьму, ахуров (силы добра) и дэвов (силы демонические). Почитание дэвов, которыми вполне могли оказаться божества иных народов, преследовалось. Царь Ксеркс, внук Кира Великого, оставил нам такое самовосхваление:
«...Когда я царём стал, была среди этих стран, которые выше написаны, (такая, где было) волнение. По воле Ахура-Мазды эту страну я сокрушил и её на (прежнее) место поставил. И среди этих стран была (такая), где прежде дэвы почитались. Потом, по воле Ахура-Мазды, я этот притон дэвов разгромил и провозгласил: “Дэвов не почитай”. Там, где прежде дэвы почитались, там совершил поклонение Ахура-Мазде и Арте небесной».
Уничтожение дэвовских культов Ксерксом особенно показательно на фоне строительства храмов в Финикии, входящей в империю Ахеменидов — никаких запретов или репрессий против «жуткой» религии! Отсюда следует, что персидские имперские власти не видели в финикийских культах ничего такого, что было бы достойно порицания, а тем более запрета. Почитание Мелькарта, Эшмуна или Астарты не входило в противоречие с государственной религиозной доктриной Персии и божества Тира с Сидоном не рассматривались как ложные или злые.
![]() |
Ахура-Мазда, верховное божество иранцев. |
![]() |
Ахура-Мазда (справа) вручает Ардаширу символ царской власти — кольцо. III в. н. э. |
Разрушение Суз ассирийскими войсками.
"Сузы, великий священный город, обитель их богов, место их мистерий, я завоевал. Я вошёл в их дворцы, я открыл их сокровищницы, где были накоплены серебро и золото, товары и богатства... Я разрушил зиккурат в Сузах. Я разбил его сверкающие медные рога. Я разрушил храмы Элама; их богов и богинь я развеял по ветру. Гробницы их древних и недавних царей я опустошил, я выставил на солнце, и я унёс их кости в землю Ашшура. Я опустошил провинции Элама и на их землях посеял соль"
— Ашшурбанипал.Это Баал-Хаммон, одно из главных божеств карфагенского пантеона.
Удивительная однотипность изображений, как будто перед нами египетские брат и сестра — Осирис и Исида.
Как сообщает Михаил Подрезов в статье "Биоархеологи разобрались в рационе первых греческих земледельцев", биоархеологи повторно исследовали палеодиету людей, чьи останки были обнаружены на ранненеолитических памятниках в Греции, и выяснили, что их рацион состоял преимущественно из растительной пищи, доля которой составляла от 58,7 до 70,1 процента. Это заметно ниже, чем у людей с более древнего анатолийского памятника Невалы-Чори, где на животную продукцию приходилось лишь около десяти процентов рациона.
![]() |
Sidney Sebald et al. / Journal of Archaeological Science: Reports, 2022 |
Это значит, что основными добытчиками пропитания в неолитических популяциях были женщины. А кто приносил добычу, тот и был в почёте. Земледелие однозначно повысило статус женщины.
Прошёл психологический тест на фашизм. Результатом остался доволен.
Вы можете разделять несколько (или даже довольно много) основных идей фашизма, однако с уверенностью можно сказать, что Ваши политические взгляды не являются фашистскими. Вероятно, этот результат Вас не удивил, однако на самом деле у большинства людей имеется хотя бы минимальное совпадение политических взглядов с идеями фашизма, поскольку фашизм — это сочетание коммунизма, социализма, консерватизма, либерализма и незначительного количества собственных идей. Поэтому, даже если Ваш уровень фашизма по этому тесту достаточно высокий, в этом нет ничего удивительного, учитывая все факторы и исторический контекст. Итак, будьте уверены - Ваши политические убеждения точно не фашистские.
Тест на фашизм. Проверьте свой уровень фашизма: https://www.idrlabs.com/ru/fascism/test.php
Э. Д. Фролов в статье "Бык Фалариса: миф и реальность в предании об акрагантском тиране VI в. до н.э." рассказывает о тиране Фаларисе, который занимался самодурством в Акраганте на Сицилии в 571-555 гг. до н.э. Как и все тираны, он был террористом и руководствовался принципом "бей своих, чтоб чужие боялись!" Здесь возникает забавная связка между легендами о Фаларисе и жуткими байками римлян о Карфагене. Тиран Акраганта прославился в том числе и тем, что изобрёл экстравагантное орудие казни — полого быка из меди с дверцей на боку. Внутрь бросали приговорённого, затем под быком разводили огонь и жертва изжаривалась заживо. Ноздри быка были устроены таким образом, что крики казнимого искажались, напоминая бычье мычание.
![]() |
средневековая гравюра |
![]() |
современная иллюстрация |
"Есть кавказский охотничий миф. В нём говорится о богине зверей и охотнике, который её посещает. В обмен на сексуальную связь богиня посылает охотнику дичь под его выстрел. Описывается внешность богини. Она красавица с длинными русыми волосами. У грузинских горцев сванов ее зовут Дали. Кавказский охотничий миф и соответствующее высокоритуальное поведение в очень выраженной форме я обнаружил у абхазов. Все мужчины там любят охоту, но не все любимы ею. Перед уходом в горы охотник не спит с женой и должен туда уйти незамеченным. В начале пути надо перешагнуть ружье. Он готовится ко встрече с дочерью бога охоты. Ее зовут Тымра. Она прообраз лермонтовской царицы Тамары, которая жила в замке, принимала гостя-смельчака и проводила с ним роковую для него ночь. Если охотник в первый раз встретил прекрасную дочь бога охоты, то она молча показывает ему обе ладони (10 пальцев). Надо отрицательно качнуть головой – она один палец загибает. Так надо дойти до последнего пальца – один год будет длиться их союз. Только самые сильные мужчины могут выдержать два года. Такие охотники обычно сходят с ума" (Цит. по: Я. В. Чеснов. «Телесность человека: философско-антропологическое понимание»).
Я думаю, Артемида вполне могла быть такой "владычицей зверей", а некоторые учёные предполагают преемственность между Артемидой и богинями, изображавшимися в минойском искусстве.
Далее, я полагаю, что не имеется и никогда не имелось таких божеств, в которых надо только верить. "Верующие" появились сравнительно недавно по историческим меркам, а ведь ещё на изломе Средневековья св. Тереза Авильская не просто верила, но переживала связь с Божеством.
![]() |
Лоренцо Бернини. Экстаз Святой Терезы |
"В мифах и первобытных верованиях очень распространена
идея, что змеи находятся в тесной связи с женщинами и что женщины могут
от них забеременеть. Существовало верование, что за первую менструацию
девушки ответственен укус змеи и что женщины особо привлекательны для
любви змей во время менструаций. По этой причине в некоторых племенах
женщин во время менструаций не отпускали в леса или к ручью, чтобы они
избегли опасности забеременеть от змеи, или, наоборот, для этой цели они
совершали паломничества к ручью, в котором по поверью жили священные
змеи. В таких верованиях змея иногда заменялась рыбой, и страхи и табу,
характерные по отношению к змее, перешли на неё".
Эстер Хардинг. ЖЕНСКИЕ МИСТЕРИИ. Источник.
В принципе, я пишу о том же, только вместо змея у меня "лунный" бык. Ну, а как соотносится бык со змеем, о том свидетельствует древнегреческая мифология.
![]() |
критский бык и Пасифая |
Автор паблика ASAKUSA SISTERS сообщает в посте "Загадка айнской улыбки Зло или добро?":
"Первое, что замечал любой путешественник при знакомстве с народом айну, проживающим в Японии, это "улыбки" их женщин.
Первоначально
путешествующие исследователи думали, что улыбки женщины рисуют как
"повседневный макияж", однако, узнав, что это татуировка, приходили в
ужас. Как можно женщине так уродовать себя? Некоторые даже
пытались отговорить айнок от обряда. Для
айнских женщин татуировка — это часть их инициации в женское
сообщество, которое было устроено таким образом, что взаимопомощь и
женская солидарность были главными его принципами. Женщины помогали
другим женщинам. Татуировка не делалась для красоты или для того, чтобы
привлечь мужчину. Она нужна была для того, чтобы женщина нашла помощь в
женском сообществе, а после смерти узнала женщин своего рода в загробном
мире, воссоединившись с ними.
Мужчинам
делать татуировки запрещалось. Тату-мастерицами также были только
женщины. Обряд нанесения был хоть и
болезненным, но во время него использовали местную анестезию из
растительных препаратов и отвлекали девушку с помощью песен и танцев. Во
избежание воспаления до и после обряда девушка должна была выдержать
диету и карантин.
В
период Мэйдзи, японцы запретили айнским женщинам делать татуировки,
признав их варварскими пережитками прошлого, лишив айнок, таким образом,
культурной идентичности и принципов взаимопомощи".
![]() |
Дворец в Малии. Реконструкция. |
Ещё в 1928 г. была высказана не лишённая смысла гипотеза о том, что диск из Малии предназначался для совершения обряда панспермии. Этот обряд заключался в приношении различных плодов в дар богам и умершим. Диск из Малии и другие подобные находки на Крите следует считать аналогом керносов. Керносом назывался древнегреческий керамический сосуд круглой формы с чашечками на венчике. Древнегреческие керносы служили именно этой цели: каждая из множества его расположенных по кругу маленьких чашечек наполнялась разнообразными фруктами, вином и маслом, а в центральное углубление помещалась лампа.
Марина Урванова говорит, что "у лезгин существует достаточно мифов, в которых луна предстаёт мужчиной, а солнце девушкой. Например, Гажиев Г.А. передаёт нам историю о том, что солнце и луна – это брат и сестра. У табасаранцев мы видим вариант мифа, в котором мать-солнце рождает сына луну (с.Межгуль, с.Чувек). Или повторение истории о том, что солнце - это сестра брата, луны-братца (с.Татиль). Также считали и рутульцы. И чаще всего, солнце – это молодая девушка. На это обратил внимание и А. Голан. Он пишет: «Женский образ солнца – это именно девушка, а не женщина. Она всегда представлена в образе невесты или дочери, но не матроны. В качестве матери же солнца выступает богиня неба»" (Источник).
Но там же, чуть выше, Марина Урванова пишет: "Закат Солнца [у лезгин] называется «Рагъ дидедал хъфей бере» («Период, когда Солнце возвращается к матери»). Это время считается священным, и называется также «Бахтар пайдай бере» («Время, когда раздаётся счастье»)".
Получается, что мать солнца — земля, а не небо. Утром на рассвете можно видеть, как земля "рожает" солнце.
Как я уже говорил, по мере накопления и анализа соответствующего материала, я поменял свою точку зрения на андрогинизм. Долгое время я считал, что андрогинные божества появились сравнительно поздно, на "изломе" матриархата. Скажем так, была раньше "Дева", затем рядом с нею подселялся её брат-близнец "Див", значение которого со временем раздувалось, тогда как "Дева" отодвигалась на задний план. Схема, безусловно, заманчива, но, по всей видимости, она не соответствует исторической действительности.
"Это идол из Альмаргена (Испания), примерная датировка 5000 лет назад, период между неолитом и халколитом. У него имеются явные женские признаки (беременность) и мужские (фаллосообразное окончание, которым он был воткнут в землю для её оплодотворения)" (Источник).
Кстати, этот идол напоминает мне идолов Лепенского Вира (ок. 7000 г. до н. э.):
И, кажется, все эти идолы каким-то образом соотносятся с платоновским мифом об андрогине.
"Некогда наша природа, - так, приблизительно, повествует Аристофан в платоновском "Пире", - была далеко не такой, как теперь. Тогда ещё существовал андрогин, - существо, составленное из двух теперешних особей, и был он единою личностью. Эти андрогины были крепки и сильны и, в упоении своей мощью, надмились и захотели проложить путь на Небо, чтобы напасть на богов и самим сделаться как боги. Тогда Зевс и небожители решили ослабить их, рассекши каждого пополам, так, чтобы им пришлось уже ходить на двух ногах, а не на четырёх, как прежде. "А если я замечу, - сказал Зевс, - что они и тогда не усмирятся и не захотят успокоиться, то я ещё раз рассек их пополам, так что им придётся тогда уже прыгать на одной ножке".
В русском языке слова "женщина" и "жизнь" начинаются с буквы "Ж". Интересно, что и Мировое древо выглядит как буква "Ж". Ниже приведён рисунок Вселенной на спинке ритуальной нарты кетов.
![]() |
Рисунок сделан в 1928 году .Источник картинки. |
Конечно, тут нельзя не заметить сходство данного изображения с одним из основных иконографических типов изображения Богоматери, представляющим Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками.
Как известно, финикийской город Тир в древности располагался на острове.
«Сын человеческий, Навуходоносор, царь вавилонский, утомил своё войско большими работами при Тире; все головы оплешивели и все плечи стёрты, а ни ему, ни войску его нет вознаграждения от Тира за работы, которые он произвёл против него» (Иез. 29:18).
Саркофаг Плакальщиц из Сидона, 4 в. до н.э.
Сфинксы на крышке саркофага и борющиеся кентавры.
Грифоны.
"Каптерев задумался и сказал: "Открыто наблюдениями, что в гусенице, обвившейся коконом, и которая кажется — умершею, начинается после этого действительно перестраивание тканей тела. Так что она не мнимо умирает, но — действительно умирает… Только на месте умершей гусеницы начинает становиться что-то другое; но — именно этой определённой гусеницы, как бы гусеницы-лица, как бы с фамилиею и именем: ибо из всякой гусеницы, сюда положенной, выйдет — вон та бабочка. А если вы гусеницу эту проткнёте, напр., булавкою, тогда и бабочки из неё не выйдет, ничего не выйдет, и гроб останется гробом, а тело — не воскреснет". Тогда-то, тогда мне стало понятно, почему феллахи (потомки древних египтян, явно сохранившие всю их веру) плакали и стреляли из ружей в европейцев, когда те перевозили мумии, извлечённые из пирамид и из царских могил. Они, эти нигилисты, заживо умершие и протухшие, не понимая ни жизни, ни смерти, "нарушили целость тела их (феллахов) предков" и тем лишили их «воскресения». Они, о чём предупредил Каптерев, как бы "разломили мумии пополам", или, всё равно — пронзили иголкою «куколку», после чего она приобщается смерти без бытия. Тогда мысль, что "бабочка есть душа гусеницы", "энтелехия гусеницы" (Флоренский) — ещё более утвердилась у меня: а главное — мне разъяснилось и доказалось, что египтяне в мышлении и открытиях "загробного существования" шли тем же путём, как я, т. е. "через бабочку" и её «фазы».
Тогда для меня ясны стали саркофаги — мумии. Кто видал их в нижнем этаже Эрмитажа, тот не мог не поразиться раньше всего — величиною. Зачем — такой большой, огромный саркофаг — для мумии умершего, вовсе не большой? Но ведь это — «кокон» куколки-человека; и строился саркофаг непременно и именно по образцу кокона. Вот такой же продолговато-гладкий, как решительно всякий кокон, какой, безусловно, строит себе всякая гусеница — и египтянин себе изготовлял, «окукливаясь». И тело клалось — в пелены, «завёртывалось», как гусеница, напр., шелковичного червя, прямо "выпуская из себя" шёлковые нити, делает себе "шёлковую рубашечку". Поверх этого жёсткая, коричневая скорлупа. Это — саркофаг, всегда коричневатого однообразного тона. Кажется, он гипсовый, и тогда он и по материалу естества сходен с оболочкою куколки, ибо что-то вроде извести, как выпота, даёт и тело гусеницы. Вообще, ритуал погребения у египтян вышел из подражания именно фазам окукливающейся гусеницы" (В. Розанов. Источник).
В связи с этим как-то совсем по-иному смотрится история, рассказанная блогером crustgroup про самый древний из найденных сидонских финикийских саркофагов.
Отрывок из книги «С точки зрения Карфагена» (Елена Хаецкая под псевдонимом Гай Анонимус):
"В начале VIII века до н.э. [на о. Сицилия] объявились халкидяне, построившие сразу три города. Им вдогонку примчались коринфийцы, основавшие Сиракузы. К концу столетия подоспели колонисты из находившейся рядом с Афинами Мегары, назвавшие своё поселение без всякой фантазии и творческого подхода — тоже Мегарой. VII век ознаменовался прибытием незваных гостей с Крита и Родоса.
Сицилия начала превращаться в банку со скорпионами, ибо греки немедля погрязли в кровавых склоках промеж собой, а в свободное от громких конфликтов с соплеменниками время начали заглядываться на богатую западную часть острова. В Мотии, лидере сицилийской федерации, к середине VII века до н.э. появляется крепостная стена, ранее отсутствовавшая за полной ненадобностью — с элимийцами и другим местными племенем, сиканами, финикияне жили в мире, а атаки с моря ждать не приходилось из-за абсолютного господства финикийского флота".
Как бы испытывая влюблённых, Платон заставляет Гефеста вопрошать их:
"Чего же, люди, вы хотите один от другого?… Может быть, вы хотите как
можно дольше быть вместе и не разлучаться друг с другом ни днём, ни
ночью? Если ваше желание именно таково, я готов сплавить вас и срастить
воедино, и тогда из двух человек станет один, и, покуда вы живы, вы
будете жить одной общей жизнью, а когда вы умрёте, в Аиде будет один
мертвец вместо двух, ибо умрёте вы общей смертью. Подумайте только,
этого ли вы жаждете и будете ли довольны, если достигнете этого?" И
далее: "Случись так, мы уверены, - утверждает платоновский Аристофан, -
что каждый не только не отказался бы от подобного предложения и не
выразил никакого другого желания, но счёл бы, что услыхал именно то, о
чём давно мечтал, одержимый стремлением слиться и сплавиться с
возлюбленным в единое существо. Причина этому та, что такова была
изначальная наша природа и мы составляли нечто целостное. Таким образом,
любовью называется жажда целостности и стремление к ней". Смысл этого
единства - это как бы переплетение двух частей, их взаимопроникновение.
Ю. Эвола
![]() |
Пабло Пикассо. Минотавр и обнажённая |
"Иногда я думаю такое: а что если настоящая Вселенная ещё даже не возникала? А та "вселенная", которую мы наблюдаем сейчас - это только эякуляция бога в богиню и сперма ещё только летит и мы называем этот процесс "расширением Вселенной". И там впереди ещё зачатие и роды, и только потом настоящая Вселенная, которая будет уже не расширяться, а развиваться. Ну и конечно, все существа там будут счастливы, ибо тупое механическое расширение - это инферно хаоса, а развитие - может быть нет", - пишет keburga в заметке "Вселенная как то, что ещё не возникло".
Вот такие "гностическо-матриархальные" размышлизмы... Вселенная как богиня... Причём, зачатие и роды ещё не состоялись, и сами по себе мужские сперматозоиды - "это инферно хаоса", как пыль межгалактическая.
Да, гностики, в своё время сравнивали творца с дьяволом, потому что вселенная представляет собой крайне бестолковое образование и слово "космос" к ней никак не подходит. Я об этом писал в статье "Весь мир - бардак!"
Е. Хаецкая говорит, что "единственным сохранившимся произведением карфагенской научной мысли стал трактат агронома по имени Магон, старательно записавшего советы по ведению сельского хозяйства. И то, данное учёное сочинение известно нам исключительно по римскому цитированию — оригинал погиб в пламени, сожравшем Карфаген.
Магон написал свой труд ориентировочно в III веке до н.э., собрав весь многовековой опыт карфагенян в сложном и трудоёмком аграрном искусстве. Промышленное сельское хозяйство, — своего рода античные колхозы, — положенное на научную основу, не возникло из ничего, не появилось за один день. Грандиозным успехам Карфагена в этой области предшествовали эксперименты многих поколений предков. Предков, которые принесли определённые знания из Ханаана, а затем их углубили и развили".
На другой странице Е. Хаецкая поправляет себя и говорит иначе: "Термин «забитое крестьянство» к земледельцам, приехавшим из Финикии, неприменим. Если сравнивать с недавним временами в России, то здесь скорее следует использовать термин «кулачество» — сиречь крепких специалистов с наработанным поколениями опытом земледелия, использующих наёмный или, пока что в меньшей степени, рабский труд: рабов мало и они дороги. Семьи, твёрдо сидящие на земле, умеющие использовать её природный потенциал, и предпочитающие управлять, а не только самостоятельно махать мотыгой".
Так "античные колхозы" или "кулачество"? Я считаю, что для определения системы карфагенского сельского хозяйства не годится ни то, ни другое. Тут подойдёт определение "большая (многопоколенная) семья". То есть родители с детьми, бабушки и дедушки, ну и вкупе с ними могли проживать некоторые родственники, например, двоюродная сестра с детьми после смерти мужа. Также к успешной "большой семье" могли "прелепиться" и вовсе посторонние люди, с целью подработки или ради пропитания и жилья.
В принципе, те же самые "большие семьи" мы уже видели на Крите. О том, что они там имели место быть, свидетельствуют большие поместья критян, рассчитанные для проживания более дюжины людей.
"Остаётся лишь добавить, - пишет далее Е. Хаецкая, - что после римского завоевания Северная Африка становится крупным поставщиком хлеба в Италию. Римляне сожгли Карфаген, но его богатые угодья поставили себе на службу".
Да, судя по нижеследующей карте, Риму досталась густонаселённая территория.
Некто под ником hyperboreus хорошо сказал о "метафизическом измерении" древнего человека, которое отсутствует у наших современников.
"[В древности] человек (даже самый рядовой) в целом находился намного ближе к самой границе бытия, за которой только и начинается самое главное и подлинное. Любой крестьянин, сидя долгими зимними вечерами в полутьме своей избёнки и слушая нескончаемый вой ветра, волей-неволей оказывался на своего рода экзистенциальной передовой, где растворяется, как сон, тонкая кожура всякой накопленной культуры, где имеют значение только последние вопросы человеческого бытия, где человек один на один с вечностью, смертью и тем бесконечным миром, чья физическая "фотография", будь она трижды больше и богаче современных научных предположений, всё равно ничтожно мала и одномерна" (Источник).
![]() |
Дёрновые избушки-землянки в Исландии |
Да, Карл Юнг говорил об этом, что двери в сферу Бессознательного открываются лишь в состоянии тишины и покоя. Той самой тишины, которой лишены современные люди, оглушённые "ниагарскими водопадами" информационного шума.
Все теории заговора грешат слишком завышенной (= гуманистической) оценкой человека. В
обыкновенных семьях люди часто не уживаются друг с другом, "грызутся" по
мелочам. Но сторонники теорий заговора не замечают этого. Они почему-то
уверены, что "жидо-масоны" не такие, как все. Они гораздо лучше. Они не
"грызутся" друг с другом и веками сохраняют свои тайные структуры. Хотя, тем
временем, государства, управляемые обычными людьми, "сыплются" на каждом шагу.
Сократ говорил, что греки расселились по берегам Средиземного моря как лягушки вокруг болота.
Елена Хаецкая пишет, что одной из главных причин греческой колониальной экспансии была жесточайшая, на грани самоуничтожения, политическая борьба в греческих городах-полисах.
О накале противостояния свидетельствует общеизвестный случай в Милете Ионийском — история довольно дикая даже для той суровой эпохи, когда человеческая жизнь стоила недорого. Дети изгнанных аристократических семей были брошены демосом под ноги быкам и растоптаны, в свою очередь аристократы, отвоевав город, осмолили детей своих противников и сожгли живьём.
Нечто сходное происходило в большинстве полисов и проигравшая партия не имела никаких шансов на выживание за одним исключением — бегство.
Интересно, - подумалось мне, - а не по той ли же самой причине случились и ранние миграции людей?