Е. Хаецкая говорит, что "единственным сохранившимся произведением карфагенской научной мысли стал трактат агронома по имени Магон, старательно записавшего советы по ведению сельского хозяйства. И то, данное учёное сочинение известно нам исключительно по римскому цитированию — оригинал погиб в пламени, сожравшем Карфаген.
Магон написал свой труд ориентировочно в III веке до н.э., собрав весь многовековой опыт карфагенян в сложном и трудоёмком аграрном искусстве. Промышленное сельское хозяйство, — своего рода античные колхозы, — положенное на научную основу, не возникло из ничего, не появилось за один день. Грандиозным успехам Карфагена в этой области предшествовали эксперименты многих поколений предков. Предков, которые принесли определённые знания из Ханаана, а затем их углубили и развили".
На другой странице Е. Хаецкая поправляет себя и говорит иначе: "Термин «забитое крестьянство» к земледельцам, приехавшим из Финикии, неприменим. Если сравнивать с недавним временами в России, то здесь скорее следует использовать термин «кулачество» — сиречь крепких специалистов с наработанным поколениями опытом земледелия, использующих наёмный или, пока что в меньшей степени, рабский труд: рабов мало и они дороги. Семьи, твёрдо сидящие на земле, умеющие использовать её природный потенциал, и предпочитающие управлять, а не только самостоятельно махать мотыгой".
Так "античные колхозы" или "кулачество"? Я считаю, что для определения системы карфагенского сельского хозяйства не годится ни то, ни другое. Тут подойдёт определение "большая (многопоколенная) семья". То есть родители с детьми, бабушки и дедушки, ну и вкупе с ними могли проживать некоторые родственники, например, двоюродная сестра с детьми после смерти мужа. Также к успешной "большой семье" могли "прелепиться" и вовсе посторонние люди, с целью подработки или ради пропитания и жилья.
В принципе, те же самые "большие семьи" мы уже видели на Крите. О том, что они там имели место быть, свидетельствуют большие поместья критян, рассчитанные для проживания более дюжины людей.
"Остаётся лишь добавить, - пишет далее Е. Хаецкая, - что после римского завоевания Северная Африка становится крупным поставщиком хлеба в Италию. Римляне сожгли Карфаген, но его богатые угодья поставили себе на службу".
Да, судя по нижеследующей карте, Риму досталась густонаселённая территория.
Рим "отжал" себе отнюдь не пустыню, а культивируемые земли, политые потом и облагороженные трудом многих поколений пунов.
Между прочим, Е. Хаецкая приводит изображение ванны из розового камня в Керкуане.
Но, очевидно, ванны имелись не только в городах типа Керкуана, но и, надо полагать, в сельских поселениях.
"Климат в середине I тысячелетия до н.э. был куда более влажным и осадков на североафриканском побережье выпадало значительно больше! Хозяевам частных домов никто не запрещал копать артезианские колодцы — остатков таковых сохранилось предостаточно. Наконец, можно и нужно было создавать индивидуальные цистерны-резервуары в подвале каждого дома или, к примеру, под плитами двора".
Для сравнения: еврейская ритуальная ванна - миква. Источник картинки. |
"Карфагеняне, как и их финикийские предки, нисколько не чурались маленьких радостей жизни — жилище должно быть удобным и красивым, в ванну следует подавать чистую горячую воду, а после омовения вполне можно забраться по лесенке на плоскую крышу собственного дома, устроиться на кипарисовой резной тахте и принять солнечную ванну...
Вероятно, в Керкуане именно так всё и происходило — учитывая сногсшибательный комфорт, с которым были обустроены некоторые частные дома. Керкуан разрушили римляне в 250 году до н.э., тогда как первые термы, общественные бани, в Риме построил Марк Виспаний Агриппа, зять императора Августа, через 225 лет после того, как жители покинули Керкуан и город на два с лишним тысячелетия остался в запустении. Впрочем, и с обычными ваннами в 250 году до н.э. в Риме дело обстояло не лучшим образом, поскольку город снабжался водой всего двумя акведуками, Aqua Appia и Anio Vetus — тут бы граждан водичкой напоить, а не устраивать триумф гигиены...
Принципиально иную картину мы наблюдаем в карфагенском Керкуане. Дефицита воды нет — это очевидно хотя бы потому, что практически в каждом доме установлены ванны и раковины, причём санузел в целом до смешного напоминает современный. В одном из частных зданий мы можем видеть великолепную ванну вырезанную из цельного блока розового камня, с сидением и дополнительным боковым резервуаром, вероятно для кипятка или благовонных отдушек".
Здесь надо заметить, что все до-индоевропейские культуры - от Средиземноморья до долины реки Инд - уделяли особое внимание воде и, скажем так, "водным процедурам". У евреев до сих пор сохранилось ритуальное омовение в микве. Скорее всего, подобные ритуальные бассейны имелись и в Финикии, и в Карфагене, и на Крите, и в Месопотамии, Маргиане, и в долине реки Инд. Были, конечно, и простые ванны, но "Восток — дело тонкое": тамошние ванны были не "просто ванны".
Это примерно как у англичан: когда ты ешь "в одну харю" - это называется supper, но когда ты ешь вместе с членами семьи - это называется dinner. Как dinner – это «культурный» прием пищи, со всей семьёй за большим столом, так и ритуальное омовение – это «культурное» или, точнее, «культовое» омовение в специальном бассейне. А если нет такого бассейна, то годится и самая обычная ванна.
Комментариев нет:
Отправить комментарий