15 мая 2022

О "св. браке" охотника с Госпожой зверей.

"Есть кавказский охотничий миф. В нём говорится о богине зверей и охотнике, который её посещает. В обмен на сексуальную связь богиня посылает охотнику дичь под его выстрел. Описывается внешность богини. Она красавица с длинными русыми волосами. У грузинских горцев сванов ее зовут Дали. Кавказский охотничий миф и соответствующее высокоритуальное поведение в очень выраженной форме я обнаружил у абхазов. Все мужчины там любят охоту, но не все любимы ею. Перед уходом в горы охотник не спит с женой и должен туда уйти незамеченным. В начале пути надо перешагнуть ружье. Он готовится ко встрече с дочерью бога охоты. Ее зовут Тымра. Она прообраз лермонтовской царицы Тамары, которая жила в замке, принимала гостя-смельчака и проводила с ним роковую для него ночь. Если охотник в первый раз встретил прекрасную дочь бога охоты, то она молча показывает ему обе ладони (10 пальцев). Надо отрицательно качнуть головой – она один палец загибает. Так надо дойти до последнего пальца – один год будет длиться их союз. Только самые сильные мужчины могут выдержать два года. Такие охотники обычно сходят с ума" (Цит. по: Я. В. Чеснов. «Телесность человека: философско-антропологическое понимание»). 

Я думаю, Артемида вполне могла быть такой "владычицей зверей", а некоторые учёные предполагают преемственность между Артемидой и богинями, изображавшимися в минойском искусстве. 

Далее, я полагаю, что не имеется и никогда не имелось таких божеств, в которых надо только верить. "Верующие" появились сравнительно недавно по историческим меркам, а ведь ещё на изломе Средневековья св. Тереза Авильская не просто верила, но переживала связь с Божеством. 

Лоренцо Бернини. Экстаз Святой Терезы

Ну и, наконец, здесь можно приблизиться к постижению таинства божественной андрогинности. Божество всё время "играет", поворачиваясь женской стороной к мужчинам, и мужской - к женщинам. С самых древнейших времён мы видим образ Богини с её быкоголовым паредром, который является одновременно и её сыном, и её братом, и её мужем. 


В этом смысле патриархат можно охарактеризовать как "эмансипацию" бычка от своей любящей Матери. Бычок-Зевс повзрослел, возмужал и сказал: "Я Сам («Аз есмь») с усам!" 

Но вот что примечательно: Зевс почти и не жил на Олимпе, он всё время "блудил" с земными женщинами, превращаясь то в быков, то в лебедей, то в сатиров.

James Pradier,  1790-1852. Сатир и вакханка, фрагмент.

О чём это свидетельствует? - О возвращении патриархальной религиозности к её архаичным корням. В Элладе экстатический культ Диониса распространился как огонь по сухой траве. Ну, это, собственно, и означает, что религия без связи с божеством означает "сухостой". Какая-нибудь бабка, которую по ночам "душит" доможил, ей-Богу, в религии значит больше, чем "стоумовый" проф. Осипов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий