Э. Д. Фролов в статье "Бык Фалариса: миф и реальность в предании об акрагантском тиране VI в. до н.э." рассказывает о тиране Фаларисе, который занимался самодурством в Акраганте на Сицилии в 571-555 гг. до н.э. Как и все тираны, он был террористом и руководствовался принципом "бей своих, чтоб чужие боялись!" Здесь возникает забавная связка между легендами о Фаларисе и жуткими байками римлян о Карфагене. Тиран Акраганта прославился в том числе и тем, что изобрёл экстравагантное орудие казни — полого быка из меди с дверцей на боку. Внутрь бросали приговорённого, затем под быком разводили огонь и жертва изжаривалась заживо. Ноздри быка были устроены таким образом, что крики казнимого искажались, напоминая бычье мычание.
средневековая гравюра |
современная иллюстрация |
"Якобы (якобы!) карфагеняне вывезли медного быка в свой город и далее использовали по прямому назначению, из врожденной карфагенской кровожадности и природной страсти к мучительству ближнего своего. Затем разрушивший Карфаген римлянин Сципион Эмилиан распорядился вернуть быка обратно в Акрагант. Сообщают нам об этом, конечно же, патриотически настроенные римляне, включая лично Цицерона...
(О да, Сципиону Эмилиану, после одного из самых грандиозных сражений в античной истории, только и следовало заниматься устройством дальнейшей судьбы акрагантского быка. Поверить в это довольно сложно)" (из книги "С точки зрения Карфагена").
Да, и здесь возникает закономерный вопрос: а не отсюда ли "растут ноги" римской байки про Молоха, которому приносили в жертву детей? Историки вроде бы подтверждают — да, финикийцы реально жгли детей. И ладно бы, только римские историки, которые пунов ненавидели лютой ненавистью — но это и греки подтверждают! Биограф и современник Александра Македонского, Клитарх (из которого вообще мало что сохранилось, но этот отрывок как-то дошёл), говорит — мол, да, у них там стоит огромный идол, ты ему на руки кладёшь ребёнка, а он с них скатывается в жаровню.
Вот этот быкоголовый идолище — откуда он взялся? У пунов ничего подобного не было. У них были тофеты, места погребения младенцев.
Андрей Маров пишет:
"В 2010 году профессор истории и антропологии Питтсбургского
университета Джеффри Шварц опубликовал статью об исследовании тофета в Карфагене. И шо бы вы таки могли подумать?
Ну, начнём с того, что ни в одной погребальной урне не было больше двух
останков — в этом моменте все россказни о том, что финикийцы сжигали по
сотне младенцев и хоронили их в одном сосуде даёт сбой. Далее — мало
того, что из тех останков, которые исследовали на предмет пола, две
трети оказались женскими (в то время, как Библия напирает на то, что
сжигали именно сыновей), так ещё и из всех обнаруженных жертвенных детей
~20% оказались мертворождёнными, то есть их чисто физически принести в
жертву не могли. Но это был, как говорится, «левый — коронный», а сейчас
будет «правый — похоронный»: согласно анализу детской смертности в
Англии и Уэльса из ~7000 младенцев, умерших в течении двух недель после
рождения (в период с 1969 по 1976), около половины не прожило и дня, а
ещё сорок процентов — от недели до двух. И это в современном мире. А
представьте, что это Античность, да ещё и Африка — жара, чума, оспа,
малярия и прочая антисанитария. В древние времена у семей было по десять
детей не просто так. Доказывает ли это, что финикийцы
не приносили в жертву Молоху детей? Конечно, нет, это просто доказывает,
что они всех погибших детей сжигали. А проходящему мимо Клитарху откуда
знать, что свёрток, который на его глазах бросили в печь, уже и не
живой давно?" (Источник)
Комментариев нет:
Отправить комментарий