Автор паблика ASAKUSA SISTERS сообщает в посте "Загадка айнской улыбки Зло или добро?":
"Первое, что замечал любой путешественник при знакомстве с народом айну, проживающим в Японии, это "улыбки" их женщин.
Первоначально
путешествующие исследователи думали, что улыбки женщины рисуют как
"повседневный макияж", однако, узнав, что это татуировка, приходили в
ужас. Как можно женщине так уродовать себя? Некоторые даже
пытались отговорить айнок от обряда.
Для
айнских женщин татуировка — это часть их инициации в женское
сообщество, которое было устроено таким образом, что взаимопомощь и
женская солидарность были главными его принципами. Женщины помогали
другим женщинам. Татуировка не делалась для красоты или для того, чтобы
привлечь мужчину. Она нужна была для того, чтобы женщина нашла помощь в
женском сообществе, а после смерти узнала женщин своего рода в загробном
мире, воссоединившись с ними.
Мужчинам
делать татуировки запрещалось. Тату-мастерицами также были только
женщины. Обряд нанесения был хоть и
болезненным, но во время него использовали местную анестезию из
растительных препаратов и отвлекали девушку с помощью песен и танцев. Во
избежание воспаления до и после обряда девушка должна была выдержать
диету и карантин.
В
период Мэйдзи, японцы запретили айнским женщинам делать татуировки,
признав их варварскими пережитками прошлого, лишив айнок, таким образом,
культурной идентичности и принципов взаимопомощи".
Интересно, для сравнения, привести трипольские статуэтки с характерными узорами.
Есть предположение, что такого рода узоры наносились и на тела трипольских девушек. Эти татуировки были частью обряда посвящения.
рисунок Андрея Коцяка |
Кстати, подобные узоры встречаются и на более древних артефактах староевропейских культур Винча и Сескло. Вот, например, поздненеолитическая расписная статуэтка из Сескло.
"Богиня" с ребёнком на руках |
Вообще, если рассматривать архаические общества целокупно, то нельзя не заметить, что в них люди чрезвычайно широко экспериментировали и с одеждами, и с внешним видом (одна лишь практика удлиннения черепов чего стоит!), и с общественным устройством. Что ни племя — то свои особенности.
Здесь можно упомянуть африканское племя мурси, женщины которого носят "тарелочки" на нижней губе.
Археологические раскопки показывают, что уже тысячи лет назад нагубные пластины использовали племена Африки, а, совершенно независимо от них, в более поздний период, такие же нагубные тарелки появились у племен Центральной и Южной Америки. Любопытно, что алеуты и инуиты, проживающие на территории России (а также на Аляске и в Канаде) также использовали подобные пластины, однако, как и большинство других народностей, позабыли об этой традиции ещё до наступления XX века.
Установка нагубных тарелок по сей день широко практикуется лишь двумя родственными племенами — мурси и сури, населяющими долину Омо, что на стыке границ Южного Судана, Эфиопии и Кении. По сути, это одно и то же племя — лишь с некоторыми отличиями. Пластины используются исключительно женщинами и только на нижней губе. Как правило, пластина устанавливается девушкам — до свадьбы, в период полового созревания.
Установка тарелки на губу — длительный и болезненный процесс. Для начала девушке обычно удаляют четыре передних зуба на нижней челюсти. Затем (обычно это делают мать или бабушка) острым лезвием производится сквозной надрез чуть ниже нижней губы, длиной в пару сантиметров, куда вставляется деревянная пробка. Примерно через месяц, после того как надрез заживёт, пробку меняют на другую, большего размера, таким образом постепенно растягивая отверстие. Когда оно достигает 4 см, вставляют первую круглую пластину. Со временем губа растягивается все больше и больше, и пластины меняют одну на другую, большего размера, пока не будет достигнут желаемый размер.
Никто толком не знает, зачем они это делают. Высказываются различные предположения, в том числе и откровенно бредовые. Я лишь замечу, что с тарелкой во рту наверно неудобно разговаривать. "Больше дела, меньше слов", - может быть такова философическая максима этого обряда? Хотя, конечно, тут можно на первый план поставить и формирование особого рода "междусобойчика", члены которого чувствуют себя одной большой семьёй, проявляют солидарность и взаимопомощь. Типа, ворон ворону глаз не выклюнет, поэтому становиться "белой вороной" никто не хочет, а без тарелки в губе женщина чувствует себя именно как "белая ворона", как "антисоветчик" в СССР.
Комментариев нет:
Отправить комментарий