16 мая 2022

Роль земледелия в процессе превращения женщины в домохозяйку.

Как сообщает Михаил Подрезов в статье "Биоархеологи разобрались в рационе первых греческих земледельцев", биоархеологи повторно исследовали палеодиету людей, чьи останки были обнаружены на ранненеолитических памятниках в Греции, и выяснили, что их рацион состоял преимущественно из растительной пищи, доля которой составляла от 58,7 до 70,1 процента. Это заметно ниже, чем у людей с более древнего анатолийского памятника Невалы-Чори, где на животную продукцию приходилось лишь около десяти процентов рациона.

Sidney Sebald et al. / Journal of Archaeological Science: Reports, 2022

Данные по самым древним памятникам показывают, что ранние неолитические популяции жили в основном на вегетарианской диете, то есть на С3-растениях, таких как как пшеница, овёс и рожь. Дополнительным источником пищи выступало мясо домашних животных, реже — диких.

Это значит, что основными добытчиками пропитания в неолитических популяциях были женщины. А кто приносил добычу, тот и был в почёте. Земледелие однозначно повысило статус женщины. 

Приведу фрагмент из книги Колина Тёрнбула "Человек в Африке". Небольшая главка у него так и называется "Женщины и земля".  
      "Роль женщин в жизни покотов и других народов южных саванн явно недооценивают. Она не очень заметна и носит более закулисный характер, чем бурная и проходящая на глазах у всех деятельность мужчин, но дом — это вотчина женщин.  
     Основное влияние женщин определяется тем, что они рожают детей, и многие народы южных саванн, признавая важность этой роли женщины, устанавливают наследование по материнской линии, и женская линия становится главнее мужской. В таких обществах мужчина может обладать властью, но только благодаря тому, что он является членом линиджа своей сестры, и вся власть и влияние перейдут по наследству не к его, а к её детям.
     Признание обществом ведущей роли женщины в семье находит выражение в выкупе, который не только гарантирует хорошее поведение мужа (в противном случае жена может оставить его и он потеряет выкуп), но и ставит его в подчинённое положение, ибо выкуп не даёт ему абсолютных прав над женщиной, но зато налагает большую ответственность.
/.../
     Иногда родословная ведётся по мужской линии, иногда по женской, но всегда главенствует женщина, которую почитают прежде всего за способность к деторождению. Поэтому она и оказывает особое влияние на экономическую деятельность. Даже среди саванных скотоводов, у которых уход за скотом формально является делом мужчин, женщины пользуются особыми правами и временами берут в свои руки контроль над скотом. У земледельцев женщины имеют ещё большие права, так как считается, что силу плодородия, с помощью которой женщина властвует над человеческой жизнью, она может передать и земле и без благословения женщины зерно не даст урожая.
      Мужчины могут заниматься грубой работой по расчистке полей, но часто именно женщины сажают растения и ухаживают за ними. Амбар женщины считается неприкосновенным, и хотя муж обеспечил её землёй, женщина, даже в обществе, ведущем родословную по мужской линии, контролирует плоды земледелия. Иногда у мужчины могут быть свои собственные огороды, но ему не разрешается сажать некоторые особо важные культуры, находящиеся под непосредственным экономическим контролем женщин. Там, где возникают излишки продукции и где появляются специализированные ремёсла, как гончарное или плетение корзин, женщины приобретают ещё одно преимущество — в результате продажи продукции на рынке наличные деньги семьи находятся в их руках.
      В сфере экономики, как и в доме, женщины пользуются влиянием и властью. Совершенно ошибочно утверждение, основанное на сравнении с нашими нормами, что африканская женщина унижена, так как ей приходится много заниматься физическим трудом. Африканские женщины, как правило, гордятся своей физической силой, и если мужчина предложит помочь ей нести груз, она может воспринять это как смертельное оскорбление. Хрупкость и нежность, которые мы часто ассоциируем с женственностью, в представлении здоровой африканской женщины — просто слабость, и в Африке это лишило бы её влияния и уважения
."
Тернбул К.М. Человек в Африке. Пер. с англ. М.:Наука,1981. с.43-44,50-51.
http://historik.ru/books/item/f00/s00/z0000054/st008.shtml 

Комментариев нет:

Отправить комментарий