Как я уже говорил, по мере накопления и анализа соответствующего материала, я поменял свою точку зрения на андрогинизм. Долгое время я считал, что андрогинные божества появились сравнительно поздно, на "изломе" матриархата. Скажем так, была раньше "Дева", затем рядом с нею подселялся её брат-близнец "Див", значение которого со временем раздувалось, тогда как "Дева" отодвигалась на задний план. Схема, безусловно, заманчива, но, по всей видимости, она не соответствует исторической действительности.
"Это идол из Альмаргена (Испания), примерная датировка 5000 лет назад, период между неолитом и халколитом. У него имеются явные женские признаки (беременность) и мужские (фаллосообразное окончание, которым он был воткнут в землю для её оплодотворения)" (Источник).
Кстати, этот идол напоминает мне идолов Лепенского Вира (ок. 7000 г. до н. э.):
И, кажется, все эти идолы каким-то образом соотносятся с платоновским мифом об андрогине.
"Некогда наша природа, - так, приблизительно, повествует Аристофан в платоновском "Пире", - была далеко не такой, как теперь. Тогда ещё существовал андрогин, - существо, составленное из двух теперешних особей, и был он единою личностью. Эти андрогины были крепки и сильны и, в упоении своей мощью, надмились и захотели проложить путь на Небо, чтобы напасть на богов и самим сделаться как боги. Тогда Зевс и небожители решили ослабить их, рассекши каждого пополам, так, чтобы им пришлось уже ходить на двух ногах, а не на четырёх, как прежде. "А если я замечу, - сказал Зевс, - что они и тогда не усмирятся и не захотят успокоиться, то я ещё раз рассек их пополам, так что им придётся тогда уже прыгать на одной ножке".
Комментариев нет:
Отправить комментарий