27 апреля 2023

Фрейя — богиня или фея?

"В священных песнях и сказаниях о Казымской богине в образе кошки она предстаёт в критические и наиболее важные моменты своей жизни: этот облик помогает ей узнать о смертельной опасности, благодаря ему она скрывается от преследования, а также принимает его в момент освоения новой территории. Кошка, в которую превращается богиня, имеет чёрный окрас", - сообщают Т. В. Волдина, И. М. Молданова в статье "КОШКА – СВЯЩЕННЫЙ ОБРАЗ КАЗЫМСКОЙ БОГИНИ: К ВОПРОСУ О ПЕРМСКОМ КОМПОНЕНТЕ В ХАНТЫЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ" (Источник).

При этом вспоминается древнегерманская богиня Фрейя, колесницу которой тянут два кота. Как могут кошки тянуть повозку? Не указывает ли это на миниатюрность колесницы? 


И не говорит ли это за то, что, вообще говоря, Фрейя - не богиня, а фея?

Интересно, что феи (fairies) могут быть добрыми и злыми. 

Про Казымскую богиню Вут-Ими известно, что она характеризуется как весьма своенравный персонаж. К примеру, согласно одному из сюжетов местных мифологем, она одним ударом обезглавила напавших на неё семерых братьев собственного мужа - ненецкого божества. Согласно другому сюжету - уничтожила всё живое на одном из священных озёр в пылу сражения с местным злым духом - кулем (Источник). 

26 апреля 2023

У истоков храмостроительства.

Ф. Ф. Зелинский пишет: 

"В далёкие времена «ахейской эпохи», когда не знали кумиров богов, обходились также и без храмов; богослужение совершалось под открытым небом, для него требовался алтарь, но не храм. Храм развился лишь со временем в связи с необходимостью дать дом — не самому незримому богу, конечно, а его видимому образу, кумиру. И, по-видимому, такой храм вырос и развился из священной рощи: сначала сплетали беседку из её деревьев, образуя навес для кумира (этот обычай, упоминаемый ещё Гомером, в некоторых культах уцелел до позднейших времён); затем сочли более надёжным строить между деревьями небольшую «хорому», а затем хорому с окружающими деревьями претворили в виде полукаменного или каменного здания — получилась «целла» с колоннадой, всем известная, простая, но величавая и пленительная форма «греческого храма»".

Интересно, а нет ли здесь связи с "плакучими" берёзами славянского язычества? Берёза плакучая считалась деревом особым - её иногда называли "навьим деревом", то есть деревом мёртвых. Её сок, почки, кора, древесина и листья никогда не использовались для лекарственных целей, но только для магических. Верили, что это дерево имеет связь с нижним миром, что его любят русалки, они на ветвях берёзы качаются. Вокруг берёзы очерчивался магический круг (его мог заменять и девичий хоровод), и под пение обрядовых песен девушки украшали её бусами и лентами, а чтобы угодить русалкам, которые очень любят качаться на ветвях берёзы, сплетали ветви в венки. Происходило «завивание» - связывание верхушек двух молодых берёзок (при этом они нагибались) или же заплетание-закручивание древесных берёзовых веток в кольца. Отсюда, кстати, и пошло выражение «берёзу заломати».

В религиозном творчестве очень многое делается бессознательно, что гениально подметил Карл Юнг. Так вот, может быть, завивая верхушки двух молодых берёзок, славянские девушки, сами не ведая того, своими руками создавали прообраз святилища? В Древней Греции такого рода святилища эволюционировали в «хорому» и «целлу» с колоннадой, а у нас всё так и осталось в самых ранних, зачаточных формах.  

Вайделотки, литовские "весталки".

Князь Кейстут крадёт вайделотку Бируту. Виленская открытка 1909 года

Вайдело́ты — общее обозначение языческих жрецов у балтских народов. В источниках XVI века встречаются в прусской форме Waidelotte. Это слово происходит от сочетания vaid-lo-to-jis и корня waist со значением «знать», «ведать», что, несомненно, согласуется с индоевропейскими названиями «веды», «ведун», «ведунья». Вероятно, вайделоты были жрецами, которые «видят, ведают и передают своё знание (ведение) людям в слове». У литовцев был чрезвычайно популярен культ дев-вайделоток. Именно они обязаны были хранить священный неугасающий огонь.

Одним из сыновей великого князя Гедимина был Кейстут. По завещанию ему досталась пограничная Жемайтия и Тракай – мощный приземистый замок, выстроенный на острове посреди озера. История его женитьбы очень романтична. Во время посещения языческого святилища Кейстут увидел прекрасную вайделотку – высокую, стройную, с удивительными синими глазами. Страсть до такой степени завладела молодым князем, что он решился на святотатство: похитил прекрасную деву и женился на ней. Они прожили трудную и счастливую жизнь, вырастив сына Витовта, отстояв Жемайтию от вражеских набегов. Погубил супругов-язычников их племянник Ягайло: Кейстута уморил в тюрьме, а престарелую Бируту по приказу князя-католика побили камнями за… нарушение клятвы вайделотки. Их знаменитый сын Витовт, позднее ставший великим князем литовским, бежал из тюрьмы благодаря самопожертвованию девушки-прислуги.

Память.

Память вообще, и, в частности, память о предках — это то, что отличает людей от животных. Звери не сооружают надгробные памятники и не приходят на могилы своих умерших сородичей. 

И вот, в данном контексте, необходимо отметить, что и погребальной, и поминальной обрядностью, в основном, "заведуют" женщины. Даже в Евангелии это подчёркнуто в рассказе о жёнах-мироносицах, пришедших ко гробу Иисуса Христа. 

"Вот этот обычай поминать Дедов... у нас [беларусов] таких несколько дней в течение года: это и Радуница, и весенние Деды, и осенние Деды, и Дмитровская суббота... У нас, например, на Полотчине на Троицу обязательно посещают могилы со свечами, с угощением для душ наших предков" (Владимир Орлов. 1998 год).

На снимке ритуал ”проливания" во время праздника Дзяды. Деревня Хатыничи, Ганцевичский район, экспедиция 1989 года. Фотография Михаила Романюка из альбома "Белорусские народные кресты".

25 апреля 2023

Каждую пятницу — к маме.

Интересный традиционный обычай бытует у уйгуров и поныне. Это посещение молодой супружеской парой в первую пятницу после свадьбы родителей новобрачной. Этот обычай существует у уйгуров издревле. Раньше после замужества молодая посещала свою мать каждую пятницу. В этот день мать расчёсывала волосы дочери, заплетала косы. Видимо, это следует связывать с некогда существовавшим матрилокальным поселением (Источник).

Я уже писал о том, что пятница — это "женский" день. На французском языке пятница VENDREDI день Венеры, Veneris Dies, jour de Vénus. Удивительно, что так не только на Западе, у французов, но и на Востоке, у уйгуров.

Конечно, здесь нужно учитывать и мусульманскую пятницу, так как большинство уйгуров по вероисповеданию — мусульмане-сунниты. "Джума (в переводе с арабского – «пятница» или «собрание») считается самым благим днём недели, днём праздника и проведения совместного намаза и встреч. О его значении сказано в Коране: «Лучший день, в который восходит солнце, - это пятница. В этот день Аллах создал Адама. В этот день он вошёл в Рай, в этот день был изгнан из него, и Последний Час не пробьёт ни в какой другой день, кроме пятницы»" (Источник).

Однако, почему именно пятница оказалась у мусульман "самым благим днём недели"? 

Любопытно, что символ ислама — полумесяц и пятиконечная звезда. Я часто вижу эту звезду на вечернем небосводе. Имя этой звезды — Венера.

полумесяц и звезда

И снова о "глазных" идолах.

Интересные изображения выложил автор блога Old European Culture в статье "Глаза":

Decorated bone, 6th - 5th millennium BC, Hagoshrim, Southern Levant.  
Стела Мари, найденная в яме у храма Нинхурсаг

Автор блога Old European Culture полагает, что перед нами иконографические идолы Матери-Земли:

"Как лучше всего символически изобразить "Мать-Землю"? Ну, поместите горы, растения и животных между широко открытыми глазами и вульвой... Просто..."

24 апреля 2023

«Мусический» матриархат.

Ф. Ф. Зелинский говорит, что в Древней Греции прорицателей, получивших свой дар от горных нимф, называли "нимфолептами". 

Клод Мишель Клодион. Нимфа

Очевидно, здесь речь идёт о своего рода одержимости, или, по крайней мере, медиумизме, то есть способности вступать в контакт с духами и говорить от их лица. 

Под этим углом зрения можно взглянуть и на муз. По сути, музы — это те же нимфы, "маленькие" богини, которые вдохновляют талантливых людей на определённый род деятельности в искусстве и науке. 

Ф. Ф. Зелинский пишет:

"Горных нимф в их физическом значении мы называем «ореадами» (от oros «гора»); но как вдохновительницы поэтов они удержали более древнее имя, родственное с латинским mons — имя Муза. Музы покровительствовали всему умственному труду человека — amusos называли того, кто к нему был неспособен: «да не доведётся мне жить среди амусии», молился некогда Еврипид. Они покровительствовали ему с первых же неуверенных шагов ребёнка на его поприще, с уроков грамоты: в классной комнате стоял обязательно кумир Музы, со своим свитком или складнем в руке она была в глазах малыша как бы образцом того трудного искусства, которому его обучали. И неудивительно, что своё первое достижение он посвящал именно ей, что он первым делом учился... склонять её священное имя: Musa, Muses в греческой грамматике, Musa, Musae в латинской были примерами «первого склонения» (и вот, если это кого интересует, почему грамматика стала самой рыцарской из всех наук, отводя своё «первое» склонение женским именам и лишь «второе» — мужским). 

Вырастет мальчик, посвятит себя умственному труду — Музы и подавно станут его покровительницами. О поэтах это известно всем; в хорошую пору античной религии они исправно перед проявлением своего искусства молились Музам — в новейшее время их некогда живое имя стало лишь классическим привидением. К ним приобщали и другие радостные божества — Аполлона, Гермеса, Палладу (последнюю, отождествив со своей Минервой, специально римляне), — но главное место принадлежит всё-таки Музам. И не в одной только поэзии — «музыка» унаследовала их имя, и обе они вместе с пляской стали называться «мусическими» искусствами, в отличие от изобразительных, развившихся из ремёсел. А когда Птолемей Сотер в III в. до Р. X. основал в Александрии первую в истории академию наук — он вполне правильно назвал её Museion, каковое имя в суженном значении поныне сохраняет «музей»."

Выходит так, что все люди, занимающиеся «мусическими» искусствами, все поэты и учёные, являются, в той или иной степени, "людьми Муз". И здесь, наверно, следует провести параллель с шаманами: как шаманы являются "избранниками духов", так и люди, посвятившие себя умственному труду, являются "избранниками нимф-муз". Кажется, и я в детстве чем-то приглянулся музам и попал в число их избранников.

23 апреля 2023

Сакральное и профанное.

"Говоря об «иероглифах», знаках-изображениях надписей на камне, или об «иератике», курсивном письме папирусов и остраконов, мы следуем словоупотреблению греков, которые противопоставляли эти два вида письма как сакральные (по-гречески hieros означает «священный») так называемому демотическому, профанному письму (греческое demos значит «народ»). Тот же феномен разграничения прослеживается и в египетской архитектуре, где уже с середины III тыс. до н.э. утвердилось правило, с течением времени соблюдавшееся всё более строго, согласно которому сакральные постройки должны воздвигаться из камня, а жилые — из необожжённого кирпича" (Ян Ассман. Египет: теология и благочестие ранней цивилизации. — М: Присцельс, 1999. С. 16).

Возникает вопрос: а что, древнеегипетские фараоны тоже жили в домах из необожжённого кирпича? Мы уже настолько привыкли к связке "фараоны — пирамиды", что невольно представляем себе жилища фараонов такими же монументальными, как пирамиды. А на самом деле, "гробницы фараонов Древнего Египта были куда богаче дворцов, в которых они жили при жизни. Объясняется это тем, что во дворце фараон жил лишь временно. А значит там можно и не красить стены вовсе, спать на соломенном тюфяке, обойтись тапками из папируса или парой холщовых рубах" (Источник).

Интересно, кто жил скромнее — фараон или Ленин, "самый близкий друг рабочих и работниц, крестьян и крестьянок"?

Матриархат как традиция.

Ф. Ф. Зелинский рассматривает религию древних греков как своего рода "договор" между человеческим и божественным модусами бытия. Это напоминает библейский "завет" человека с Богом. Бог соглашается покровительствовать людям лишь при условии, что те не станут "беспредельничать", что они будут жить по Закону.

Ф. Ф. Зелинский пишет: "Труд человека довольно-таки основательно нарушал божественную жизнь Матери [Земли] и её родных детей; как отнесутся они к этому вторжению? Необходим был договор, указывающий человеку его права и обязанности...

Всего менее нарушал человек уклад природной жизни в своём охотничьем быту; ведь в сущности человек-охотник не многим отличается от льва, волка, коршуна и прочих хищников, жизнь которых составляет одно целое с жизнью прочей природы. Немногим — а всё-таки кое-чем: тем умом, той сверхприродной сообразительностью, которая навела его на изобретение сетей, стрел, дротов, на приручение собак, на целый аппарат охоты, грозящий истреблением живым тварям леса и гор.

Пусть же он получит закон своей деятельности от той богини, которой он служит как охотник — от Артемиды. Она — могучая заступница всякого зверья, всякой птицы; её сердцу одинаково дороги детёныши всех живых существ, будь то даже детёныши хищников. Она предоставляет человеку вволю пользоваться взрослыми особями, но не дозволяет ему разрушать породу — и Эриния настигает её ослушника. Священны поэтому гнёзда птиц, священны беременные самки; если охотнику досталась таковая — он обязан «отпустить её Артемиде».

Вообще то гуманное отношение к животным, которым древние эллины так выгодно отличались от своих нынешних потомков, — оно сказалось между прочим в прекрасной пословице «есть и у собак свои Эринии» — было в значительной степени вызвано тем, что они чувствовали над собой взоры Артемиды, внемлющей жалобному крику мучимой твари и обрекающей обидчика каре страшных богинь преисподней, блюстительниц великого договора, которым живёт мир. И ещё в эпоху земледельческого быта это право животных на хорошее обращение было подтверждено в самых священных греческих таинствах, в Элевсинских: одна из заповедей Триптолема так гласила: «Не причиняй обид животным»". 

Ритуальный «баскетбол» индейцев майя связан с реинкарнацией?

Интересная новость от Михаила Подрезова в статье "Индейцев майя заподозрили в использовании праха правителей при изготовлении мячей".

"Археологи во время обследования пирамидального храма Солнца в древнем городе Тонина обнаружили помещение и склеп, в которых находились больше 400 сосудов с органическими материалами: человеческим прахом, древесной золой, резиной и корнями растений. Учёные предположили, что обнаруженные останки людей (возможно, правителей или высокопоставленных особ) индейцы майя использовали при изготовлении резины. Похоже, в последующем из неё делали мячи для ритуальных игр, сообщается в пресс-релизе Национального института антропологии и истории Мексики.

Точное место и время появления этой распространённой среди народов доколумбовой Мезоамерики ритуальной спортивной игры неизвестно. Так, самые старые каучуковые мячи, относящиеся примерно к 1700–1600 годам до нашей эры, археологи нашли в погребениях в ольмекском религиозном центре Эль-Манати. Древнейший же известный стадион, возраст которого более 3400 лет, был найден в мексиканском штате Чьяпас. Индейцы майя заимствовали традицию игры в мяч в свою культуру, проводя состязания на открытых площадках-стадионах".

"Размеры и вес мячей, использовавшихся в игре, неизвестны: учёные нашли несколько десятков мячей, которые были положены в священных болотах и родниках как подношения, но остаётся неизвестным, использовались ли они в игре. Основываясь на параметрах современных мячей для игры и археологических свидетельствах, можно предположить, что древние мячи были примерно 20 сантиметров в диаметре, а весили четыре килограмма и более, так как делались из каучука. То есть это был цельный кусок резины: испанский летописец Диего Муньос Камарго свидетельствовал, что травмы, полученные после контакта с мячом, были настолько серьёзны, что требовали хирургической помощи, а если мяч попадал игрокам в голову или живот, это и вовсе приводило к гибели" (Источник).

Любопытную версию высказывает А. А. Бородатова в статье "Игра в мяч как путь в пещеру предков".

"По текстам на сосудах известно, что в "место очищения" в пещере-преисподней спускалась лишь одна из нескольких душ человека - душа-тень, призрак, именовавшаяся nос (T227, син. др. tep, ст. pix-aan). Как показал Кнорозов, все четыре термина были этимологическими синонимами и означали "завёрнутый", "покрытый": труп покойного заворачивали в саван в эмбриональном положении и помещали в сосуд или погребальную камеру - символически возвращали в утробу пещеры-земли. Здесь боги-предки освобождали душу от плоти - очищали её, в результате чего она уменьшалась до размеров эмбриона. Эта очищенная душа изображена в ряде сцен в руках у "очистителей" в виде плода определённого растения или прозрачной сферы. Такой душа улетала "в лоно женщины" или слетала в него "падающей звездой" (др. nос ес h', омон. "призрак-звезда", см. Д376): падающие звёзды поныне у майя считаются воплощёнными душами умерших предков, которые в утробе женщин превращаются в души новорожденных. Видимо, в день возвращения души из преисподней разыгрываемый в поминальной игре мяч воплощал эту очищенную душу-семя, призванную оплодотворить женщину. Миф науа о зачатии главного бога астеков Уицилопочтли подтверждает нашу идею о мяче как символе зрелого плода, готовой к реинкарнации души умершего: богиня Коатликуэ (вариант богини Луны) на священной "Змеиной горе" зачала сына от упавшего с неба оперённого мяча.

Эпоха ольмекской цивилизации, когда во главе пантеона ольмеков стояла Великая богиня Луны, была временем господства лунного календаря (в нем основной единицей был "полугод", приравненный к сезону и состоящий из шести лунных месяцев). Поэтому все виды обрядности, в том числе ритуал игры, были связаны с лунной календарной символикой. Богиня могла выступать как главная покровительница игры в мяч. Это тем более вероятно, что ритуал игры был семиотически связан с реинкарнацией душ. О том же говорят и материалы этнографии: ирокезы играли в мяч во время шести ежегодных праздников лунного календаря, а индейцы в низменностях Колумбии - по полнолуниям в начале двух сезонов года (лунных полугодов), когда в лесах созревали плоды; игроков уитото называли "людьми Луны" и считали, что игра в мяч способствует плодовитости женщин, животных и растений".

22 апреля 2023

Древнегреческая дуалистическая мифологема о светлом Небе и тёмной Земле.

Ф. Ф. Зелинский  рассказывает о двух великих господствующих началах древнегреческой мифологии — "отце Зевсе и матери Земле. В них основной, изначальный дуализм греческой религии. Там — оплодотворяющая, здесь — оплодотворяемая сила; их влечение друг к другу — та предвечная святая любовь, тот Эрот, который создал всю жизнь живого мира, первообраз и оправдание также и человеческой любви.

Ведь любит Небо Землю покрывать -

так защищает Афродита у Эсхила смертную любовь Гипермнестры к Линкею, нарушившей строгий наказ своего отца. Да, небо оплодотворяет землю — своим теплородом, своим светом, своим дождём; оно — вечно мужское, она — вечно женское начало. Греческий язык вполне отчётливо выразил это отношение — у него uranos мужского, gaia женского рода — гораздо отчётливее, чем латинский (caelum — ср. р.) и славянский (небо — ср. р.); хотя, с другой стороны, «земля» во всех арийских языках женского рода.

Почему, однако, Эсхил называет мировым оплодотворителем Небо (Урана), а не Зевса? Он мог смело назвать и его: и индийские, и латинские, и германские аналогии доказывают нам, что первоначальное значение имени Zeus и есть «небо» (восходит к праиндоевр. *dyḗws «небо, бог неба», от праиндоевр. *dyew- «сиять», - утверждает Викисловарь).

Но как для непосредственного чувства человека родившая и вскормившая его мать физически ближе, чем косвенный виновник его жизни, отец — так и из обоих космических родителей жизни отец рано одухотворился, в непосредственной близости к сознанию людей пребывала только она, мать Земля.

Она древнейшая в сонме олимпийских богов; много храмов построила ей Греция, просто как Матери (Meter) — в Афинах, в Олимпии — задолго до того, как из Малой Азии был принесён культ родственной, но всё же варварской богини, Великой Матери богов, или Кибелы. Изображали её полногрудой женщиной материнского облика, лишь верхней половиной своего тела выникающей из своей родной стихии".

Ну а далее Ф. Ф. Зелинский несёт пургу. Афиняне у него «автохтоны», т. е. их предки были в буквальном смысле рождены той землёй, которую они поныне населяют. "Прямою противоположностью эллинам был древний Израиль. Ведомый своим Богом-Саваофом, он пришёл чужестранцем и завоевателем в свою «обетованную страну». Он не знал сыновних отношений к этой земле, которая никогда не была ему матерью — её населяли злые духи. И это своё властное, хищническое отношение к земле он привил и тем религиям, которые отчасти от него пошли, христианству и исламу".

Ф. Ф. Зелинский идеализирует и приукрашивает своих эллинов, которые в Элладе были точно такими же завоевателями, как и евреи в Палестине.
 


Индия в Помпеях.

Эту изящную индийскую статуэтку из слоновой кости называют Помпейской Лакшми [1], - она была найдена в Помпеях в 1938 году, в 6000 км от своего дома в северо-западных районах Индии или Пакистана.

Эта находка свидетельствует о торговых связях между Индией и Римом. Очевидно, эти связи существовали задолго до открытия великого шёлкового пути и похода Александра Македонского на восток. Многое говорит за то, что изделия индо-хараппской культуры попадали в эгейский мир ещё во времена расцвета крито-минойской цивилизации (Хараппская цивилизация развивалась в долине реки Инд в 3300—1300 годах до н. э.).

--------------------------------------------------------------------------

[1] Впрочем, некоторые исследователи считают, что это не Лакшми, а якшиня — стихийный дух  из индийской мифологии. В индийском искусстве якшини изображаются как красивые, улыбающиеся, круглолицые девушки с большой грудью и бёдрами. Мужские ипостаси природных духов называют «якшами». Поклонение якше/якшине является одним из наиболее древних и архаических народных культов в Индии. Считается, что якши обитают в собственном мире под названием «якша-лока». Якшини и их коллеги-мужчины, якши, являются одними из многих паранормальных существ, связанных с многовековыми священными рощами Индии. Существуют также злобные и озорные якшини с поведением, подобным полтергейсту, которые могут преследовать и проклинать людей согласно индийскому фольклору.

Бхутешвара Якши, Матхура, 2 век н.э.

Взгляд из Тартесса

Археологи обнаружили "богинь" легендарного Тартесса.

На юго-западе Пиренейского полуострова Испании тартесская культура появилась в эпоху поздней бронзы. Культура отличается сочетанием местных палео-испанских и финикийских черт, а также использованием ныне вымершего языка, известного как тартесский.


Пока можно лишь гадать о близости тартесского языка к языку этрусков и о родстве обеих культур.

А вообще, эта территория юго-запада Пиренейского полуострова характерна обилием неолитических рондел, - значит эти земли были густонаселёнными задолго до Тартесса. Возможно, с этих же территорий стартовала экспансия в Западную Европу культуры колоколовидных кубков. Во всяком случае, по мнению Дж. Форд-Джонстона, эта культура имеет смешанное иберо-африканское происхождение. Кстати, и массивные серёжки на ушах "богинь" напомнили мне про африканские мотивы.

21 апреля 2023

О дивный новый мир!

Сверхтяжёлая ракета Илона Маска Starship подняла 5000-тонную ракету на высоту 39 км. Козе понятно, что рано или поздно, не мытьём так катаньем, ракета будет доведена до ума и сможет доставлять на Марс десятки и сотни тысяч тонн полезных грузов с Земли. Ну, а затем начнётся полномасштабная колонизания "красной планеты" землянами.

В связи с этим у меня возникает вопрос: неужели новоявленные "марсиане" будут так же дурковать, как дуркуют земляне? Вопрос, конечно, риторический. Попытка жить на Марсе так, как люди привыкли жить на Земле, бездумно транжиря ресурсы, окончится неминуемой катастрофой для колонистов. Я даю голову на отсечение, что на Марсе не будет ни миллиардеров, ни БОМЖей. Не будет там войн и криминала, не будет государственной бюрократии, и ещё много чего не будет, что здесь, на Земле, процветает буйным цветом.

И тогда возникнет другой любопытный вопрос: если на Марсе люди могут жить без войн и криминала, то почему они не могут таким образом жить на Земле? 

Марс
 

20 апреля 2023

Ф. Ф. Зелинский о духах Матери-Земли в Элладе.

Ф. Ф. Зелинский красочно описывает обожествление природы древними эллинами.

"Для греческого сознания мёртвой природы не было: она вся была жизнью, вся — духом, вся — божеством; она 

«Царица гор, ключ жизни вечный, Зевеса матерь самого».
(Софокл)

Ей поклоняются среди белых скал; здесь, в горах, сильнее чувствуется Единая жизнь Её самой, нетленного источника всех отдельных жизней, великой матери-Земли". 

Помянув мимоходом Мать-Землю, Ф. Ф. Зелинский сразу же переходит к духам Матери-Земли.

"Древний эллин окружил себя и свою человеческую жизнь целым сонмом природных божеств, то ласковых, то грозных, но всегда участливых. И, что важнее, он сумел вступить в душевное общение с этими божествами...

Из недр земли, из расщелины скалы бьёт прохладный родник, распространяя зелёную жизнь кругом себя, утоляя жажду стада и их владельца: это — богиня, нимфа, наяда. 

нимфа

Воздадим ей лаской за ласку, покроем навесом её струю, высечем бассейн под ней, чтобы она могла любоваться на его зеркальной глади своим божественным обликом. И не забудем в положенные дни бросить ей венок из полевых цветов, обагрить кровью закланного в её честь ягнёнка её светлые воды. Зато, если мы в минуту сомнения и душевной муки придём к ней, склоним своё ухо к её журчанию — и она вспомнит о нас и шепнёт нам спасительный совет или слово утешения. А если то место, где она струит свои ясные воды, удобно для человеческого селения — здесь может возникнуть и город, и будет ей всенародная честь, всеэллинская слава. Такова Каллирроя в Афинах, Дирцея в Фивах, Пирена в Коринфе. Будут каждое утро сходиться к храму наяды городские девушки, чтобы наполнить её водой свои кувшины и потешить её участливый слух своей девичьей болтовнёй, и будут граждане в её очищающих струях омывать своих новорожденных детей. 

19 апреля 2023

Демократия как производная от «ереси».

"Самое понятие «канона» в области религии было органически противно свободолюбивому духу эллина. Совершенно правильно отцы церкви называли эллинизм «отцом всех ересей»; слово «ересь» означает «выбор», а право выбора было для эллина неотъемлемым признаком умственной свободы", - пишет Ф. Ф. Зелинский.

Под этим углом зрения любопытно взглянуть на современную демократию. Её оплотом являются Соединённые Штаты Америки. 

Христианство в США по округам

Как видим, это "страна еретиков". Ну да, баптисты — это именно еретики, сектанты, по мнению сектоведов РПЦ. На православном сайте "Азбука веры" размещена статья под названием "Баптисты как наиболее зловредная секта". А в США — весь юг баптистский.

"Откуда есть пошла" этрусская цивилизация.

"Этруски основали Рим. «Капитолийская волчица», символ этого «вечного города», также является творением рук безымянного этрусского мастера (правда, младенцев Ромула и Рема «приделали» римляне). Жилое здание с крытым двориком в центре дома принято называть «римским» — на самом деле его изобрели этруски. Водосточная и канализационная системы, «сработанные рабами Рима», также были введены не римлянами, а этрусками. Этруски были хозяевами западных морей и безраздельно господствовали на «своём море» — Тирренском (греки называли этрусков «тиррены»). Они-то и научили римлян судостроительству, искусству вождения кораблей, искусству, благодаря которому Риму удалось сокрушить могущество своего грозного соперника — Карфагена (этруски же, кстати сказать, были в дружественных отношениях с Карфагенской державой).

Можно было бы долго перечислять «римские изобретения», авторами которых являются этруски. Но ясно и так, что история культуры Западной Европы неразрывно связана с культурой и историей этрусков, она восходит своими корнями к этрусской цивилизации", - совершенно верно замечают А. М. Кондратов и В. В. Шеворошкин.

Тем более интересно узнать "генеалогию" этрусков, "откуда есть пошла" этрусская цивилизация. 

"До сих пор не удалось доказать родство языка этрусков ни с одним из известных ныне живых или вымерших языков мира. Самое же любопытное в том, что именно этрусское письмо легло в основу современного латинского алфавита, которым пользуется добрая половина человечества; а этрусские слова, такие, как цистерна, церемония, персона и ряд других, прочно вошли в языки большинства народов мира!

В этрусском языке имеется большое число греческих слов, например названия божеств и мифологических существ. Но разве это доказывает, что и сам этрусский язык — греческий? Ведь эти названия богов и мифологических существ могли быть заимствованы у греков.

17 апреля 2023

Философские обоснования патриархата.

Принципы построения патриархата всё расставляют по своим местам – женщина слаба и несовершенна, а потому о ней позаботится мужчина. За эту заботу она должна его целиком обслуживать, безгранично подчиняться и поклоняться своему повелителю – существу другого, более высокого порядка.

16 апреля 2023

О примерах матриархата в истории.

На Антибабском форуме некий BARBOS задал urbi et orbi вопрос: "кто может назвать государство (племя), с матриархальной структурой? Когда это было, долго ли просуществовало? Любопытно. Просто я подумал, если бабы горланят, что вполне способны управлять государством без нас, то наверняка такое уже было".

Ну, ему сразу указали на правление Елизаветы I, которое называли потом «золотым веком Англии». И добавили пример успешного царствования русской императрицы Екатерины II. "Но рядом с ней были Орловы, а потом Потёмкин", - заметил doktorkuk. - "Рядом с Елизаветой были мудрые советники мужчины. Но её заслуга в том, что она именно мудрых советников выбрала. Таким же макаром правила в России и Екатерина вторая".

На это Сибирячка ответила: 

"Хм... :oops:
А Орлов точно был рядом для того, чтобы давать умные советы?
По-моему, его ОБЯЗАННОСТИ заключались в другом.
И выполнял он их хорошо :lol:".

Но BARBOS не унимается и продолжает вопрошать народ: 

"И всё же, хотелось бы услышать о настоящем матриархальном обществе.

Не китайском-показушно-туристическом племени мосо, о котором никто не знает, если специально не погуглить...

И не о королевах - символах власти. А именно об обществах, где реальная власть, законодательная и исполнительная, армия, флот и тыды находились традиционно в женских руках. И таки да, интересно, по какой п-де пошло это общество. :lol:"

Ему отвечает Ostin Star :

"Барбос, чисто по логике до такого общества бы не дошло.

Вот сам посуди, матриархат появляется только тогда, когда в изобилии хавка и другие ресурсы, нет проблем с внешними и внутренними врагами и проч. Как только эти условия более менее достигаются, сразу находятся другие бедные и голодные племена, которые набегают и разоряют матриархальщиков - слабых и развращённых. Фсё".

Gale того же мнения:

"Да не было никогда матриархального государства. Как только начинало появляться такое извращение социума,так сразу находился сильный патриархальный сосед и вырезал нахрен такое государство".

Это, конечно, "шедевр" аморальности: получается, что сильный патриархальный сосед, который вырезает нахрен своих соседей, это нормальный мужик, а его мирная матриархальная жертва - "извращенец". 

Верное замечание сделал Vogel : "матриархат - это не тётка на троне, а тётка во главе каждой семьи".

Краткая история царства хеттов.

"Первое государство хеттов возникло около четырёх тысяч лет назад. Примерно в 1800 г. до н. э., после долгой и упорной борьбы правитель Кушара Аниттас одержал победу над другими племенами и городами и основал в центре Малой Азии царство со столицей в городе Несас. Правитель хеттов по имени Табарнас, покорив целый ряд провинций Малой Азии, начинает величать себя «великим царём» и считает свое царство равным Вавилонскому. Впоследствии имя этого великого царя превратилось в царский титул и хеттские цари именовали себя «табарнас» (как в Риме был принят титул «цезарь» от имени Гая Юлия Цезаря).

Хеттские правители простирают свою власть почти на всю Малую Азию, на Северную Сирию и продвигаются в сторону Двуречья. Царь Мурсилис I совершает поход на величайший город древнего мира — Вавилон — и захватывает его. Хеттская летопись повествует о том, что царь Мурсилис I «пошёл походом на Халпу (Алеппо), и разрушил Халпу, и привёл пленных из Халпы и добычу в Хаттусас. После этого он пошёл на Вавилон и разрушил Вавилон, также напал на Харри (страну хурритов) и удержал в Хаттусасе пленных и добычу из Вавилона».

Добыча эта была, по всей видимости, богатой — ведь даже изображение верховного бога вавилонян, Мардука, было похищено и увезено в хеттскую столицу. Правда, позднее оно было вновь возвращено в Вавилон, когда в Хеттской державе начались смуты.

При Мурсилисе хетты достигли, пожалуй, наибольшего расцвета и могущества. 

Хеттское царство в период наивысшего подъёма. Зелёным цветом выделена область влияния правителей Хаттусы, зелёная линия указывает на границы новохеттской державы. Ок. 1350 — 1300 гг. до н. э.

Анатолия, или «Ex oriente lux» для греков.

"«Отец философии» Фалес, «отец истории» Геродот и другие великие античные учёные происходили из Малой Азии. На территории древней Анатолии находился храм Артемиды Эфесской и мавзолей — два из семи чудес света; третье чудо — Колосс — было сооружено на острове Родос, расположенном в непосредственной близости от берегов Малой Азии. К чудесам света причисляли в древности и Алтарь Зевса, находившийся в малоазиатском городе Пергаме", - пишут А. М. Кондратов и В. В. Шеворошкин

На самом деле, все эти "чудеса" расположены на узкой, прибрежной полоске земли, которая и называется Анатолией par excellence. Концентрация "чудес" на эгейском побережье Анатолии объясняется очень просто: эти территории находились под культурным влиянием крито-минойской цивилизации, а затем и под влиянием микенской культуры (последняя появилась на обломках минойской культуры и существовала, пока ещё теплились угольки разрушенной и сожжённой цивилизации). Именно на этих культурных территориях "осели" древнегреческие племена, в расчёте поживиться крито-минойским наследием.

Там же появился и Фалес. Как говорится, "яблоко от яблони недалеко падает".

К вопросу об индоевропейской прародине.

В Третьем рейхе была популярна теория исхода древних ариев с территории проживания германских племён. 


"Но вот языковеды реконструировали древнейшие корни индоевропейского праязыка. И оказалось, что множество слов — это названия для свиньи, коровы, тёлки, вола, ягнёнка, жеребёнка, лошади, овцы и других домашних животных [рус. овца, англ. ю (пишут ewe) греч. оис (из овис), лат, ouis, литов. и др.-инд. avis, хетто-лув. хавас восходят к индоевропейскому *ховис [1] 'овца'; рус. поросёнок, итал. porka, лат. porkus произошли от индоевропейского *pork и т. д.]. Такое обилие слов — названий домашних животных убедительно говорит о том, что индоевропейцы были скотоводами

Степи Причерноморья или степи Центральной Азии — таковы были два основных «адреса» родины индоевропейцев, после того как «археология языка» показала, что индоевропейцы занимались скотоводством" (цит. по: А. М. Кондратов, В. В. Шеворошкин. "Когда молчат письмена. Загадки древней Эгеиды". - М., Наука, 1970).

Я думаю, что А. М. Кондратов и В. В. Шеворошкин зря присовокупили свиней к овцам, так как дикие свиньи - кабаны, большие любители желудей - как раз лесные, а не степные обитатели.

--------------------------------------------------------------------------

[1] Ларингал — звук типа начального х — восстанавливается в исходной индоевропейской форме не только по данным хетто-лувийских языков, где эти ларингалы сохранились, но и по данным армянского языка, в котором хавав 'пастух' восходит к *хови-па — 'овце-пас'.

хорошо сказано

«Объясняю на пальцах, что такое психология патриархата. В животном мире самец метит территорию, и на этой территории его закон. Этому закону следуют все подчинённые самцы. Восставший самец должен или взять верх, или его уничтожат. Так принято в мире зверей по закону зверей. Вам эта психология ничем не напоминает человеческую? Да это просто человеческий фундаментализм в чистом виде, тотальный террор взбесившегося подавленного самца. А вот психология матриархата является полной противоположностью – в общем-то, это психология демократических прав и свобод

[ПРП 1.2:184–186]
©Мастер ХОРА, 2006
«Прогрессивно развивающаяся психика»

Сорок слоёв росписи!

Леопарды из Чатал-Хююка (8 тыс.- 6 тыс. до н.э.). Музей Анатолийских цивилизаций в Анкаре.

"Археологи восхитились мастерством и реализмом, с каким были исполнены рельефы двух леопардов, обнаруженные в Чатал-Хююке. Под этим рельефом вскоре удалось найти ещё один рельеф, который точно повторял первый. Под вторым рельефом — третий, также изображающий леопардов, под ним — четвёртый, пятый, шестой, седьмой и т. д. вплоть до... сорокового! Целых сорок «слоёв леопардов»! Безусловно, жители Чатал-Хююка поклонялись этому животному в течение многих веков, воспроизводя его рельефное изображение на стенах" (цит. по: А. М. Кондратов, В. В. Шеворошкин "Когда молчат письмена. Загадки древней Эгеиды". - М., Наука, 1970. С. 141). 

Целых сорок «слоёв леопардов»! Вот это, я понимаю, — Традиция!

"Сюжеты, как правило, повторяются с незначительными отклонениями от одного святилища к другому, но стоит заострить внимание на так называемом «Святилище леопардов» (VI-B-44), поскольку здесь изображения богинь и их атрибуты сопровождались двумя леопардами, которые, должно быть, выполняли роль символических спутников или составляли свиту этих богинь. Животные были помещены на средней панели, над красной плоскостью, и их длина достигала одного метра. Их морды изображены в фас, а хвосты задраны вверх. В отличие от гибкого и изящного самца самка имела более крупное и укороченное туловище. Позднее они были забелены, и прежний дизайн не возобновлялся. В процессе реставрации, после снятия слоёв белого штука, животные приобрели свои оригинальные формы и декор. Поздние фазы демонстрируют лимонный цвет леопардов с чёрными точками. Лапы с когтями, конец хвоста и рот были выделены розовыми полосками, сами животные обведены чёрной полосой. В более ранних росписях рот животных выполнен красным цветом, когти и точки на хвосте обведены светло-красной краской, а на месте чёрных точек появились трёх- или четырёхлепестковые розетки. Эта практика закрашивания, забеливания и перекрашивания образов неожиданно наводит на мысль о судьбе древнерусской иконы. На леопардах, возможно, было до сорока слоёв росписи, и какому из них нужно отдать предпочтение — сказать трудно. В настоящее время изображения леопардов реставрированы и находятся в Археологическом музее в Анкаре" (В.А.Семенов " Первобытное искусство ". СПб, 2008).

Хеттские древности.

А. М. Кондратов и В. В. Шеворошкин в совместном исследовании "Когда молчат письмена. Загадки древней Эгеиды" приводят некоторые параллели между древним хеттским и современным русским языками.

"Сравните сами: хеттское небис, что значит 'небо', и русское небо, небеса; хеттское дулуга 'длинный', 'долгий' и русское долгий; хеттское вадар 'вода' и русское вода; хеттское хаста 'кость' и русское слово кость; хеттское эдри 'еда' и русское еда, имеющее тот же корень эд-. Или же хеттский глагол тая- 'красть' и русский глагол таить, утаить; хеттское прилагательное нева 'новый' и русское новый; хеттское петар 'перо' и русское перо. Числительное «три» звучало по-хеттски совсем как по-русски: три (писалось немного иначе: тари).

Выходит, язык таинственных хеттов — родственник русского языка? Да, родственник! И не только русского, но и английского, немецкого, греческого, хинди, древнеиндийского и других языков, относящихся к индоевропейской семье".

индоевропейская языковая семья

"Бедржих Грозный прочитал хеттские тексты, записанные клинописью.