"Этруски основали Рим. «Капитолийская волчица», символ этого «вечного города», также является творением рук безымянного этрусского мастера (правда, младенцев Ромула и Рема «приделали» римляне). Жилое здание с крытым двориком в центре дома принято называть «римским» — на самом деле его изобрели этруски. Водосточная и канализационная системы, «сработанные рабами Рима», также были введены не римлянами, а этрусками. Этруски были хозяевами западных морей и безраздельно господствовали на «своём море» — Тирренском (греки называли этрусков «тиррены»). Они-то и научили римлян судостроительству, искусству вождения кораблей, искусству, благодаря которому Риму удалось сокрушить могущество своего грозного соперника — Карфагена (этруски же, кстати сказать, были в дружественных отношениях с Карфагенской державой).
Можно было бы долго перечислять «римские изобретения», авторами которых являются этруски. Но ясно и так, что история культуры Западной Европы неразрывно связана с культурой и историей этрусков, она восходит своими корнями к этрусской цивилизации", - совершенно верно замечают А. М. Кондратов и В. В. Шеворошкин.
Тем более интересно узнать "генеалогию" этрусков, "откуда есть пошла" этрусская цивилизация.
"До сих пор не удалось доказать родство языка этрусков ни с одним из известных ныне живых или вымерших языков мира. Самое же любопытное в том, что именно этрусское письмо легло в основу современного латинского алфавита, которым пользуется добрая половина человечества; а этрусские слова, такие, как цистерна, церемония, персона и ряд других, прочно вошли в языки большинства народов мира!
В этрусском языке имеется большое число греческих слов, например названия божеств и мифологических существ. Но разве это доказывает, что и сам этрусский язык — греческий? Ведь эти названия богов и мифологических существ могли быть заимствованы у греков.
Многие слова этрусского языка не имеют сходства с индоевропейской речью. Но и это не может определить «адрес» этрусков — ведь они могли заимствовать эти слова от коренного населения Италии (и всего Средиземноморья), которое, как полагает большинство учёных, говорило не на индоевропейских языках! (Так, и в русском языке большинство имён собственных восходит к «христианским», т. е. византииско-греческим именам, а большое число слов заимствовано из неиндоевропейских языков татар, половцев, печенегов, хазар, например: казак, арба, базар и т. д.).
Известны, впрочем, другие этрусско-индоевропейские соответствия. Этрусское слово нефтс 'племянник' совпадает с индоевропейским *непот 'племянник', это слово этруски заимствовали из языка индоевропейцев-умбров.
Ати по-этрусски 'мать', а слово атта 'отец' или 'мать' имеется не только в индоевропейских языках, но и во многих других, не имеющих ничего общего с индоевропейской семьёй (например, по-турецки «отец» звучит ата — вспомните великого турецкого борца за свободу Кемаля Ататюрка, т. е. Кемаля — отца турок). Слово та (или ата), имеющее значение 'отец', восходит скорей всего к словам так называемого детского языка, происходящим из лепета младенцев, который, так сказать, «интернационален». Такой же корень — ма в значении 'мать', например, по-дравидски слово «мать» — амма, по-древнекитайски ма; ана 'мать' и по-хеттски и по-узбекски и т. д.
Можно было бы привести много примеров, как лексических, так и грамматических, свидетельствующих о сходстве этрусского языка и с индоевропейскими (например, образование женского рода с помощью
суффикса -и, -иа). И всё-таки не меньшее число «основных слов» и грамматических показателей в этрусском и индоевропейских языках расходится! Например, этрусское слово сех 'дочь' не находит параллелей в индоевропейском языке-основе.
Ещё Геродот утверждал, что родиной этрусков является Лидия, расположенная в Малой Азии. И действительно, в последнее время добыто много фактов, подтверждающих сходство этрусского и лидийского языков: здесь и совпадения некоторых имён, например имеющих основу масн-, и сходство графического облика слов (например, скопление согласных в слове), одинаковое звучание и значение некоторых оборотов, например совпадает оборот нах... нах... (по-русски его можно перевести 'как... так...'), и многие другие черты сходства. В лидийском, так же как и в других алфавитах Малой
Азии, имеется знак восьмёрки — 8, передающий звук [ф]. Точно такой же звук передаёт и восьмёрка в этрусском алфавите, а ведь у греков, создателей
алфавита, этого знака не было (может быть, малоазийцы взяли этот знак у семитов: он есть в южноаравийском алфавите, но обозначает здесь не [ф], а нечто вроде английского th). Ещё одним доказательством правоты Геродота может служить такой знаменательный факт. В 80-х годах XIX века на острове Лемнос, у западного побережья Малой Азии, была обнаружена надгробная стела, изображающая воина с копьём. На стеле была высечена надпись. Язык этой надписи был очень похож на этрусский: лингвисты насчитали в ней до десятка корней и семь суффиксов, а также целые выражения, подобные этрусским!
Правда, скептики предполагали, что эта стела на Лемносе была надгробным памятником какому-то богатому этруску, жившему на острове: ведь обнаружили же в Египте самый большой памятник письменности этрусков! Однако впоследствии были найдены и небольшие памятники письма на Лемносе, и язык их тоже был сходен с этрусским. С малоазийским «адресом» этрусков можно связать и само их название, видимо содержащее ту же основу, что и название Трои.
Наконец, на древнем острове Кипр также были найдены тексты, написанные на языке, возможно родственном языку загадочного народа этрусков.
Так от берегов Малой Азии через острова Эгеиды к древней Италии протягивается цепь «этрусских» языков. Скорее всего, этрусский язык вовсе не индоевропейский, а эгейский. В таком случае, он мог бы быть родственным минойскому или хаттскому (кстати, во всех трёх языках не было звонких согласных)".
Я недавно писал о пеласгах, которые в своё время проживали на островах и берегах Средиземного моря, от Леванта испанского до Леванта сирийского. А здесь говорится о цепи "этрусских" языков от берегов Малой Азии через острова Эгетды к древней Италии. По-моему, этруски были последними из могикан пеласгов, которые до V века до н. э. сохраняли матриархальное наследие Старой Европы.
Конечно, к V веку до н. э. от былого наследия остались лишь "рожки да ножки", да и сами этруски к тому времени окончательно выродились, полностью растворившись в волнах индоевропейской экспансии. Но, тем не менее, даже "осколков" древнего наследия было достаточно, чтобы римляне заметили инаковость культуры этрусков. Поскольку культура древних римлян носила ярко выраженный патриархальный характер, обычаи этрусков выглядели как матриархальные.
Комментариев нет:
Отправить комментарий