"Первое государство хеттов возникло около четырёх тысяч лет назад. Примерно в 1800 г. до н. э., после долгой и упорной борьбы правитель Кушара Аниттас одержал победу над другими племенами и городами и основал в центре Малой Азии царство со столицей в городе Несас. Правитель хеттов по имени Табарнас, покорив целый ряд провинций Малой Азии, начинает величать себя «великим царём» и считает свое царство равным Вавилонскому. Впоследствии имя этого великого царя превратилось в царский титул и хеттские цари именовали себя «табарнас» (как в Риме был принят титул «цезарь» от имени Гая Юлия Цезаря).
Хеттские правители простирают свою власть почти на всю Малую Азию, на Северную Сирию и продвигаются в сторону Двуречья. Царь Мурсилис I совершает поход на величайший город древнего мира — Вавилон — и захватывает его. Хеттская летопись повествует о том, что царь Мурсилис I «пошёл походом на Халпу (Алеппо), и разрушил Халпу, и привёл пленных из Халпы и добычу в Хаттусас. После этого он пошёл на Вавилон и разрушил Вавилон, также напал на Харри (страну хурритов) и удержал в Хаттусасе пленных и добычу из Вавилона».
Добыча эта была, по всей видимости, богатой — ведь даже изображение верховного бога вавилонян, Мардука, было похищено и увезено в хеттскую столицу. Правда, позднее оно было вновь возвращено в Вавилон, когда в Хеттской державе начались смуты.
При Мурсилисе хетты достигли, пожалуй, наибольшего расцвета и могущества.
Хеттское царство в период наивысшего подъёма. Зелёным цветом выделена область влияния правителей Хаттусы, зелёная линия указывает на границы новохеттской державы. Ок. 1350 — 1300 гг. до н. э. |
Но великий царь был предательски убит, и страна погружается в пучину династических раздоров и войн. Царю Телепинусу на какое-то время удаётся восстановить порядок в Хеттской державе. Но это, очевидно, не спасло Хеттское царство от раздоров: после смерти Телепинуса наступает настоящее «смутное время». Около двухсот или трёхсот лет идёт упорная борьба различных претендентов на престол. Воспользовавшись внутренними смутами, от царства хеттов отпадают завоёванные ими ранее области. Вспыхивают восстания рабов. Так, например, в одной из хеттских надписей говорится о том, что «рабы царевича восстали, начали ... дома разрушать, своих господ предавать и проливать их кровь».
Затем хетты исчезают с исторической арены и появляются на ней вновь в XV—XIV вв. до н. э. Первоначально Новохеттское царство было слабым и посылало дары египетскому фараону: на египетских памятниках времён великого фараона-завоевателя Тутмоса III есть изображения хеттов, приносящих дары. Затем начинается период возрождения. Царь Суппилулиумас предпринимает ряд походов и восстанавливает господство хеттов в восточной части Анатолии и в горных областях около реки Евфрат. Он одерживает победы над сирийскими княжествами.
Области Сирии, подчинявшиеся ранее Египту, попадают в руки хеттов; хетты проникают даже в Палестину. Естественно, что такое бурное продвижение на юг не могло не привести к столкновению с Египтом. В конце XIV — начале XIII века до н. э. происходит эпохальная битва при Каде́ше. Упорная борьба за господство в Сирии и Палестине между хеттами и египтянами завершается знаменитым мирным договором Рамсеса Великого и Хаттусилиса III: Сирия была поделена между двумя великими державами. Культурные и торговые связи пришли на смену военным действиям. Отныне люди из Египта «могли без страха, в радости своего сердца достигать страны хеттов», как сказано в одном из документов того времени. Но близился закат Хеттской державы.
Египетские тексты пространно повествуют о нашествии воинственных «народов моря», которые обрушились на Египет около XII в. до н. э. С большим напряжением сил удалось египтянам отразить нашествие пришельцев. Но то, что оказалось под силу древнему Египту, было не под силу молодому Новохеттскому царству: оно было разгромлено «народами моря» и распалось на целый ряд мелких государств. Мелкие хеттские государства оказались лёгкой добычей для могущественной Ассирии: ассирийский царь Саргон II в VIII в. до н. э. захватывает их одно за другим, и некогда могущественный народ, создатель третьей великой державы, навсегда исчезает вместе со своим языком и культурой из истории древнего мира" (А. М. Кондратов, В. В. Шеворошкин).
Вот, я постоянно слышу, что "матриархат - нежизнеспособная форма существования социума, поэтому развиться дальше одного-двух племён не может." Зато патриархальное царство хеттов - такая, пилять, "жизнеспособная" форма, что от неё остались лишь каменные стелы с изображениями воинственных царей.
Стела царя Хамияты, Тель Ахмар (неохеттский г. Масувари), ок. 900 г. до н. э. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий