16 апреля 2023

Хеттские древности.

А. М. Кондратов и В. В. Шеворошкин в совместном исследовании "Когда молчат письмена. Загадки древней Эгеиды" приводят некоторые параллели между древним хеттским и современным русским языками.

"Сравните сами: хеттское небис, что значит 'небо', и русское небо, небеса; хеттское дулуга 'длинный', 'долгий' и русское долгий; хеттское вадар 'вода' и русское вода; хеттское хаста 'кость' и русское слово кость; хеттское эдри 'еда' и русское еда, имеющее тот же корень эд-. Или же хеттский глагол тая- 'красть' и русский глагол таить, утаить; хеттское прилагательное нева 'новый' и русское новый; хеттское петар 'перо' и русское перо. Числительное «три» звучало по-хеттски совсем как по-русски: три (писалось немного иначе: тари).

Выходит, язык таинственных хеттов — родственник русского языка? Да, родственник! И не только русского, но и английского, немецкого, греческого, хинди, древнеиндийского и других языков, относящихся к индоевропейской семье".

индоевропейская языковая семья

"Бедржих Грозный прочитал хеттские тексты, записанные клинописью.


Клинописью же были написаны тексты на другом языке, родственном хеттскому, — палайском. Страна Пала, видимо, находилась в северовосточной части Малой Азии и одно время занимала равное положение с «Хаттусас удне», как называли свою страну хетты. Но под ударами кочевых племён значение страны Палы стало уменьшаться, а сам язык вытесняться хеттским.

Зато значение третьей большой страны, входящей в состав Хеттского государства, — Лувии (она занимала южную часть Малой Азии) постоянно возрастало. Лувийский язык, лувийские тексты вытесняли хеттские — в течение многих лет шла «лувизация» хеттов, хеттский язык пропитывался лувийскими словами и оборотами. Особенно много мы находим их в ритуальных текстах.

Впрочем, хеттам было нетрудно «лувизироваться», так же как и палайцам «хеттизироваться»: все эти три языка Хеттской державы находились в таком же родстве и близости, как, например, русский, украинский и белорусский языки. Работы лингвистов показали, что хеттский, палайский, лувийский языки образуют особую ветвь в индоевропейской семье языков (наряду с германской, славянской, романской, иранской и другими ветвями). Её называют хетто-лувийской или анатолийской".


"Хеттское царство находилось в северной части Малой Азии; восточнее было расположено царство Пала, на юге — Лувия. Все три государства существовали уже в XVI в. до н. э. — именно в это время составлялись хеттские законы, хорошо известные сегодня и историкам и языковедам. В законах отражено уже отцовское право (наследство переходит к сыну и т. д.), тогда как в автобиографиях царей ещё видим следы материнского права, по которому, например, царская власть передавалась сыну сестры царя, а не сыну самого царя. (Интересно, что даже в надписях на позднехеттских языках при перечислении родителей вначале обычно упоминается мать или бабка, а затем — отец или дед.)

Многие законы были изменены царем Телепинусом (этому имени, очевидно, родственно «догреческое» Дельфинус), который известен, в частности, тем, что предоставил панкусу (законодательному собранию) право судить царя, который задумает угрожать жизни своих родственников. Именно Телепинус установил нормы наследования в соответствии с отцовским правом. Телепинус вводит возмещение за убитого. Раньше за убийство предусматривалась только кровная месть. Телепинус смягчил меру наказаний за некоторые преступления (хеттские законы характеризуются разработанной системой штрафов за те или иные проступки). Вообще, законы при Телепинусе в гораздо большем числе случаев, чем раньше, предусматривали материальные штрафы в пользу пострадавшего или его близких, а не казнь или телесные наказания".

Ну, это мы видим практически повсюду: справедливый закон талиона при патриархате подменяется и вытесняется системой денежных штрафов; богатые "тузы" легко откупаются за совершение преступлений, а бедных "шестёрок" за совершение тех же преступлений обращают в рабство или казнят.

"Драматично звучит завещание Хаттусилиса I (XVIII в. до н. э.), написанное на хеттском и аккадском языках. (Кстати, имя Хаттусилис происходит от названия города и страны хеттов Хаттусас.) Он выступил против материнского права наследования, согласно которому царём становился не сын царя, а сын сестры царя. В завещании царь обращается к панкусу и призывает беречь царевича в военных походах («если вы его с собой в поход уведёте, то вы целым его назад приведите»). Он призывает избавиться от междоусобиц, призывает к объединению всех членов рода («пусть род мой будет единым, как волчий род»). Так в древние времена предводитель племени обращался к своим соплеменникам. Таким образом, власть хеттского царя не была безграничной, хотя, разумеется, роль «собрания» не была столь значительной, как при родо-племенном строе". 

"У хеттов были различные религиозные праздники, причём многие из них перешли к хеттам от хаттов — автохтонного населения Северо-Восточной Анатолии. Одним из таких праздников был «праздник земли» — пурулли или вурулли (от протохеттского слова фур 'земля'). Во время этого праздника воздавались хвалы Лельванису — богу подземного царства".

Вот почему я стал подозрительно относиться к образу Матери-Земли.

"В хеттских ритуалах в качестве одного из главных богов выступает Тархунт — бог грозы. Имя Тархунт происходит от индоевропейского глагола *терх- 'преодолевать', 'побеждать'.

Интересно, что в хеттских религиозных текстах, в законах, в автобиографиях царей — всюду мы сталкиваемся с пережитками материнского права, матриархата. Важное место в хеттском пантеоне занимала богиня солнца Аринна. К ней обращаются в своих молитвах хеттские цари. Почиталась и хаттская богиня Хебат". 

«Хаттусас удне» напоминает древнеславянское уд (мужской детородный орган), Тархунт от глагола *терх- 'преодолевать', 'побеждать' напоминает совр. разг.-сниж. "трахнуть", т. е. совершить половой акт, а вообще в просторечии "трахнуть" употребляется вместо того или иного глагола для обозначения действия, совершаемого с особой силой, страстностью, азартом и т. п. Имя хаттской богини Хебат тоже звучит "по-матерному" для русского уха. Это опять же говорит о параллелях между древним хеттским и современным русским языками.

Комментариев нет:

Отправить комментарий