22 апреля 2023

Древнегреческая дуалистическая мифологема о светлом Небе и тёмной Земле.

Ф. Ф. Зелинский  рассказывает о двух великих господствующих началах древнегреческой мифологии — "отце Зевсе и матери Земле. В них основной, изначальный дуализм греческой религии. Там — оплодотворяющая, здесь — оплодотворяемая сила; их влечение друг к другу — та предвечная святая любовь, тот Эрот, который создал всю жизнь живого мира, первообраз и оправдание также и человеческой любви.

Ведь любит Небо Землю покрывать -

так защищает Афродита у Эсхила смертную любовь Гипермнестры к Линкею, нарушившей строгий наказ своего отца. Да, небо оплодотворяет землю — своим теплородом, своим светом, своим дождём; оно — вечно мужское, она — вечно женское начало. Греческий язык вполне отчётливо выразил это отношение — у него uranos мужского, gaia женского рода — гораздо отчётливее, чем латинский (caelum — ср. р.) и славянский (небо — ср. р.); хотя, с другой стороны, «земля» во всех арийских языках женского рода.

Почему, однако, Эсхил называет мировым оплодотворителем Небо (Урана), а не Зевса? Он мог смело назвать и его: и индийские, и латинские, и германские аналогии доказывают нам, что первоначальное значение имени Zeus и есть «небо» (восходит к праиндоевр. *dyḗws «небо, бог неба», от праиндоевр. *dyew- «сиять», - утверждает Викисловарь).

Но как для непосредственного чувства человека родившая и вскормившая его мать физически ближе, чем косвенный виновник его жизни, отец — так и из обоих космических родителей жизни отец рано одухотворился, в непосредственной близости к сознанию людей пребывала только она, мать Земля.

Она древнейшая в сонме олимпийских богов; много храмов построила ей Греция, просто как Матери (Meter) — в Афинах, в Олимпии — задолго до того, как из Малой Азии был принесён культ родственной, но всё же варварской богини, Великой Матери богов, или Кибелы. Изображали её полногрудой женщиной материнского облика, лишь верхней половиной своего тела выникающей из своей родной стихии".

Ну а далее Ф. Ф. Зелинский несёт пургу. Афиняне у него «автохтоны», т. е. их предки были в буквальном смысле рождены той землёй, которую они поныне населяют. "Прямою противоположностью эллинам был древний Израиль. Ведомый своим Богом-Саваофом, он пришёл чужестранцем и завоевателем в свою «обетованную страну». Он не знал сыновних отношений к этой земле, которая никогда не была ему матерью — её населяли злые духи. И это своё властное, хищническое отношение к земле он привил и тем религиям, которые отчасти от него пошли, христианству и исламу".

Ф. Ф. Зелинский идеализирует и приукрашивает своих эллинов, которые в Элладе были точно такими же завоевателями, как и евреи в Палестине.
 


Комментариев нет:

Отправить комментарий