Ф. Ф. Зелинский пишет:
"В далёкие времена «ахейской эпохи», когда не знали кумиров богов, обходились также и без храмов; богослужение совершалось под открытым небом, для него требовался алтарь, но не храм. Храм развился лишь со временем в связи с необходимостью дать дом — не самому незримому богу, конечно, а его видимому образу, кумиру. И, по-видимому, такой храм вырос и развился из священной рощи: сначала сплетали беседку из её деревьев, образуя навес для кумира (этот обычай, упоминаемый ещё Гомером, в некоторых культах уцелел до позднейших времён); затем сочли более надёжным строить между деревьями небольшую «хорому», а затем хорому с окружающими деревьями претворили в виде полукаменного или каменного здания — получилась «целла» с колоннадой, всем известная, простая, но величавая и пленительная форма «греческого храма»".
Интересно, а нет ли здесь связи с "плакучими" берёзами славянского язычества? Берёза плакучая считалась деревом особым - её иногда называли "навьим деревом", то есть деревом мёртвых. Её сок, почки, кора, древесина и листья никогда не использовались для лекарственных целей, но только для магических. Верили, что это дерево имеет связь с нижним миром, что его любят русалки, они на ветвях берёзы качаются. Вокруг берёзы очерчивался магический круг (его мог заменять и девичий хоровод), и под пение обрядовых песен девушки украшали её бусами и лентами, а чтобы угодить русалкам, которые очень любят качаться на ветвях берёзы, сплетали ветви в венки. Происходило «завивание» - связывание верхушек двух молодых берёзок (при этом они нагибались) или же заплетание-закручивание древесных берёзовых веток в кольца. Отсюда, кстати, и пошло выражение «берёзу заломати».
В религиозном творчестве очень многое делается бессознательно, что гениально подметил Карл Юнг. Так вот, может быть, завивая верхушки двух молодых берёзок, славянские девушки, сами не ведая того, своими руками создавали прообраз святилища? В Древней Греции такого рода святилища эволюционировали в «хорому» и «целлу» с колоннадой, а у нас всё так и осталось в самых ранних, зачаточных формах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий