10 ноября 2023

Про "удобства" индо-хараппских городов.

"По утвердившемуся среди археологов мнению, хараппским городам свойственна двучленная структура, состоящая из цитадели и нижнего города. <...> Со времён первых исследователей, раскапывавших холмы с древностями в долине Инда, утвердилось представление о нижнем городе хараппского типа как о квадрате или прямоугольнике, окружённом стенами и пересечённом внутри сетью взаимно перпендикулярных улиц, ориентированных строго с севера на юг и с запада на восток. <...> Реконструированный по планам Мохенджо-Даро протоиндийский город имел в среднем 12 блоков, образуемых пересечением улиц, самые широкие имели до 10 м в ширину. Дома, составлявшие блоки-кварталы, возводились из обожжённого кирпича и состояли, как правило, из нескольких помещений, группировавшихся вокруг дворика. Кирпич клался не на известковом растворе, а на илистой промазке из глины, взятой в окрестностях города.

Архитектурно доминировал и был подчёркнуто обособлен в городе особый участок, называвшийся условно цитаделью. Термин не слишком удачен, ибо порождает неверные ассоциации со спецификой социальной структуры хараппского общества и, вероятно, потому нередко подвергался критике. Как бы то ни было, выделенность этого участка в общем городском комплексе ни у кого не вызывает сомнений. Строения, помещённые здесь, воздвигались на высокой платформе (до 6 м), фасад комплекса был укреплён мощными кладками, а располагавшиеся здесь общественные здания (бассейн, зернохранилище, зал собраний) скомпонованы в единый массив с чёткой и внушительной планировкой. У археологов пока не сложилось единого мнения о структуре, функциях и назначении размещенных в цитадели строений" (Цит. по: М. Ф. Альбедиль. "Протоиндийская цивилизация. Очерки культуры").

В последние годы индийскими археологами обстоятельно изучен Калибанган. В "цитадели" этого города найдены «алтари огня» у расположенных в ряд платформ из сырцового кирпича и алтари со следами жертвоприношений крупного рогатого скота. По-моему, "цитадели" городов в долине Инда напоминают ритуальные комплексы в Кноссе и других критских городах [1].

"Исследователи обращали специальное внимание на стремление жителей городов вычленить из окружающего пространства центральную часть поселения, ограждая её обводными стенами. Вопросы хараппской фортификации окончательно не прояснены, но, по-видимому, она выполняла не столько военную функцию, сколько функцию убежища. Серьёзное развитие фортификация получила лишь на окраинах метрополии, где хараппские поселения как военные аванпосты выдвигались в глубь осваиваемых территорий, заселённых инокультурными соседями. Вообще же военная мощь протоиндийской цивилизации была не столь значительной, как в соседней Месопотамии, которая была ареной ожесточённых военных и политических столкновений.

Быт обитателей хараппских городов был благоустроенным. По-видимому, в своих основных чертах хараппский образ жизни в крупных городах и мелких поселениях носил общий характер, различаясь главным образом уровнем благосостояния.

Жилые дома, выделяемые при раскопках по наличию в них очага, были предположительно двухэтажными, состояли из 5—9 комнат максимальной общей площадью до 355 кв.м. Основное впечатление, которое они выносят, — протоиндийские строители заботились в первую очередь об удобствах повседневной жизни: в каждом доме есть прихожая, гостиная, дворик, лестница, скамейки, и почти во всех жилищах есть туалеты. Пищу готовили главным образом во дворе, в хорошую погоду он являлся центром домашней жизни. В некоторых домах имелись, кроме того, небольшие кухни, часто с весьма основательным и сложным оборудованием. В каждом доме была комната для омовений и уборная, вода и нечистоты стекали по кирпичному каналу ступенчато-коленчатого строения, так что прохожие были защищены от случайных брызг нечистот. В кухнях для водослива употреблялись сосуды с отверстием на дне. Все археологи, работавшие в долине Инда, единодушны в своём восхищении совершенной канализационной системой, существовавшей в протоиндийских городах. Чёткость планировки, всесторонняя продуманность устройства и совершенство исполнения выделяют эту систему как образец великолепного санитарного строительства доисторического времени".

Вообще-то, стремление к максимальным "удобствам" — характерная черта женской натуры. Если взять для сравнения Трою II - чисто мужской "междусобойчик", - то Карл Блеген говорит о множестве костей, втоптанных в пол "царской" резиденции (См.: Немного о Трое II). Полная антисанитария!

"Столь же удобным и прекрасно налаженным было водоснабжение в городах, о чём свидетельствует большое количество выложенных кирпичом колодцев. По предположению Маршалла, в Мохенджо-Даро существовала и баня, нагреваемая горячим воздухом и расположенная недалеко от бассейна".

--------------------------------------------------------------

[1] Тем более что в другом месте М. Ф. Альбедиль пишет: "Сейчас в нашем распоряжении нет неопровержимых археологических данных, которые позволили бы с уверенностью утверждать, что протоиндийская цивилизация увековечила память о себе величественными развалинами храмов".
 

09 ноября 2023

Немного об индо-хараппской цивилизации.

М. Ф. Альбедиль в своей монографии "Протоиндийская цивилизация. Очерки культуры" (М.: Издательская фирма „Восточная литература”, 1994) делает важное замечание:

"Раскопки последних десятилетий знаменательны и тем, что они выявляют довольно чёткую стратиграфическую последовательность слоёв от дохараппских к развитым и поздним хараппским и далее к сменившим их постхараппским слоям. Эти данные неопровержимо свидетельствуют, что хараппской цивилизации городского типа непосредственно предшествовала развитая культура типа кот-диджинской, которая датируется на основании радиоуглеродных определений 2600 г. до н.э. в районе Кот-Диджи. По предметам материальной культуры, главным образом керамике, микроскульптуре, а также по особенностям архитектурного планирования и другим признакам поселение близко хараппскому типу. На этом основании археологи заключают, что хараппская цивилизация городского типа являет собой следствие закономерного развития неолитической культуры, существовавшей в данном регионе в предшествовавший период, т.е. восходит своими истоками к местным традициям".

А то я сталкивался с такими мнениями, будто хараппская цивилизация была построена какими-то белыми пришельцами с запада. При этом говорится, что в Хараппе было расово смешанное население, что наряду с темнокожими дравидами там жили светлокожие люди, пришедшие вроде бы из Элама, и вот они-то и построили города, отличающиеся регулярной планировкой и чрезвычайно разумной организацией их внутреннего пространства. Доходят до того, что расценивают хараппскую цивилизацию как провинциальный вариант шумерской. 

"Чрезвычайно интересны и важны работы французского археолога Ж. - Ф. Жарижа в Мехргархе, ибо они предоставили в распоряжение исследователей документированные свидетельства о местных корнях протоиндийской цивилизации, послуживших для неё фундаментом. Согласно этим свидетельствам, возраст индостанского очага раннеземледельческих культур можно удревнить, отодвинув его к VII — VI тысячелетиям до н.э."

Материнский род у древних евреев.

Льюис Г. Морган пишет про древних евреев:

"Древние брачные обычаи евреев указывают на существование рода в его архаической форме. Повидимому, Авраам купил через своего слугу Ревекку в жёны Исааку, при чём «дорогие вещи» были даны брату и матери невесты, а не отцу. То обстоятельство, что в данном случае подарки достались родичам, говорит о существовании рода со счётом происхождения по женской линии. Далее, Авраам женился на своей сводной сестре Сарре. «Она действительно моя сестра, — говорит он; — она дочь моего отца, но не моей матери, и она сделалась моей женой» (Быт. 20:12).

При родовой организации и счёте по женской линии Авраам и Сарра принадлежали бы к различным родам и, будучи кровными родственниками, не были бы родственниками по роду и могли бы по родовому обычаю вступить друг с другом в брак. При счёте происхождения по мужской линии положение было бы обратное. Нахор женился на своей племяннице, дочери своего брата Арана (Быт. 11:29), а Амрам, отец Моисея, женился на своей тётке, сестре своего отца, ставшей матерью еврейского законодателя (Исх. 6:20). В этих случаях при счёте происхождения по женской линии вступавшие в брак лица должны бы принадлежать к различным родам; обратное положение — при счёте по мужской линии".

08 ноября 2023

Соблазн сообразия с природой.

Платон повторяет слова фиванца Пиндара о том, что «править должен сильный, а слабый ему подчиняться» — и говорит, что это самая распространённая и сообразная с природой власть для всех живых существ.


Но, продолжает Платон, главнейшей аксиомой является та, которая требует, чтобы несведущий следовал за руководством разумного и был под его властью

Человечество избавилось бы от бесчисленных катастроф и трагедий, если бы оно безоговорочно приняло это простую аксиому. Но, увы, со времён Платона главнейшая аксиома витает где-то в облаках, в эмпиреях, а на земле до сих пор царит невежество. Спрашивается, почему так?

Говорят, во время Альбигойских войн папский легат и цистерцианский аббат Арно Амальрик руководил штурмом Безье 22 июля 1209 года. И вот, когда началась резня еретиков в городе, крестоносцы узнали, что там были католики вперемешку с еретиками, и они сказали аббату: «Господин, что нам делать, ибо мы не можем отличить верующих от еретиков». Аббат боялся, что многие, в страхе перед смертью, притворятся католиками и после их ухода вернутся к своей ереси, ответил: «Убейте их всех, ибо Господь знает тех, кто Его», и потому в том городе было убито бесчисленное множество людей.

Вот в том-то всё и дело: не могут люди отличить добрых от злых, умных от глупых. И потому сплошь и рядом злые управляют добрыми, глупые - умными. 

Бронзовый бюст полоумного императора Калигулы.

Какой парадокс: чтобы возиться с сопливыми ребятишками, женщина должна прежде пройти соответствующий курс обучения и получить разрешительную бумажку, а для того чтобы управлять государством, никакого обучения не надо (насколько я знаю, в США от кандидата в президенты только требуется, чтобы оба его родителя были гражданами США, чтобы он сам прожил в США, кажется, 18 лет, и чтобы он был не моложе 35 лет, - и всё!).

"Микродеспотия".

В начале своей «Политики» Аристотель подробно описывает отличие despо́tés (главу семьи), с одной стороны, от политика - с другой. 

Итак, глава древнегреческой семьи — это "деспот". Древнегреческая семья, в таком случае, представляется как "микродеспотия". Интересно, как же греки умудрялись совмещать демократию в обществе с деспотией в семье? 
 

07 ноября 2023

Королевы вуду как "крёстные мамы" джаза.

Poppy Frean в статье "Культура вуду в Луизиане, матриархальное искусство и развитие джаза в Новом Орлеане" говорит о связи джаза с культом вуду. 

Большинство описаний ритуалов вуду в Новом Орлеане сообщают о доминировании женщин, хотя многие не замечают подтекста этой модели. Ещё в 1850 году газета New Orleans Times-Picayune сообщила об аресте “пятидесяти обнажённых женщин, в том числе нескольких белых, которые были обнаружены танцующими вместе в традиции вуду”. Затем в 1786 году было зафиксировано, что порабощённые люди в Новом Орлеане собирались в “ночные собрания” по всему городу, чтобы потанцевать. Однако в 1817 году танцевальная практика стала предметом жалоб, и муниципальный совет ограничил проведение этих танцев воскресными вечерами на площади Конго. Эта институционализация была направлена на то, чтобы действовать как “предохранительный клапан”. Это была, как пишет Мишель Гордон, “попытка устранить угрозу восстания рабов и контролировать её с помощью зрелищ и наблюдения”. Хотя эта полицейская деятельность была направлена на обуздание и контроль афроамериканского самовыражения, она также придала ему некоторую легитимность в социокультурном устройстве города. Хотя многим белым наблюдателям негритянские танцы казались не более чем “странной оргией” звуков и движений, “своего рода неистовый котильон". В 1883 году Джордж Вашингтон Кейбл написал подробное размышление о событиях, произошедших на площади Конго. В нём он описал популярный танец Бамбула: “Экстаз переходит в безумие; один — два — три танцора падают”, “музыканты не знают усталости; танец всё ещё продолжается”. Тем не менее, этнохореология доказала, что такого рода экстатические танцы связаны со здоровьем и единством как личности, так и общества. 

Роберт Таллант в своём авторитетном отчёте о практике вуду в Новом Орлеане утверждает, что “Вудуизм, по-видимому, был матриархатом почти с первых дней своего существования в Луизиане. Король всегда был второстепенной фигурой. Папа не в счёт. Мама была всем шоу”. Сьюзан Кэвин подчёркивает это женское превосходство в своём эссе “Пропавшие женщины: на пути вуду к джазу”, доказывая существование женщин-барабанщиц и подчёркивая роль королев вуду на подобных собраниях. Королевы всегда присутствовали: “они устраивали танцы и игру на барабанах на площади Конго; на тайных церемониях всё вращалось вокруг их танцев” и “почти все песни были о королевах”. Именно королевы привлекли белых женщин к церемониям вуду, а те, очевидно, могли лоббировать их в местных органах власти. Говорят, что Мари Лаво, бывшая королевой в 1830-х годах, даже содержала на жалованье местную полицию и политиков. Также королевы способствовали коммерциализации вуду, так чтобы белые мужчины получили материальную заинтересованность от негритянских шоу.

Наиболее легко выявляемое сходство и, следовательно, прямая связь между вуду и джазом - это музыка и танец как средства достижения духовного экстаза. Изначально джаз был сосредоточен на танце, взаимодействии между музыкальной группой и танцорами, где благодаря взаимному поощрению можно было достичь состояния "одержимости духом". 

О древнеримской семье.

Льюис Г. Морган пишет о появлении древнеримской патриархальной семьи:

"Её позднее появление у латинских племён явствует из значения слова familia, содержащего тот же элемент, что и слово famulus — слуга, происходящее, вероятно, от оскского famel = servus — раб. В своём первоначальном значении слово familia относилось не к брачной паре или её детям, а к совокупности рабов и слуг, трудившихся для её содержания и находившихся под властью pater familias. Familia употребляется в некоторых завещаниях в качестве синонима patrimonium — имущества, переходящего по наследству. Слово это возникло в латинском обществе для обозначения нового организма, глава которого держал под своей отцовской властью жену, детей и известное количество зависимых людей. Моммсен пользуется для перевода латинского familia словом «холопы»".

Получается, что моногамная семья у своих истоков — это вовсе не нуклеарная семья, состоящая из мужа, жены и детей. Это, прежде всего, холопы, слуги, рабы. Их труд обеспечивает процветание нуклеарной семьи, которая является такой же надстройкой над "фамилией", как государство — над народом. Это напоминает семьи плантаторов на американском Юге или семьи русских помещиков. Нуклеарные семьи, без прислуги, это знакомые нам современные семьи. Этот тип семьи можно назвать "пролетарским": таким образом размножается "пролетариат", чтоб плодить слуг и рабов. Proletarius означает «производящий потомство». Слово трактуется следующим образом: бедные жители Рима называли себя proles – ничего не имеющие, кроме детей. Они говорили, что иного богатства, кроме собственного потомства у них нет.
Также proles употреблялось для обозначения мужских половых органов — яичек или мужской силы вообще (Источник).

И тут, как бы случайно, попалась мне статья под заголовком "Убили маму, а ему накинули мешок на голову. Судьба маленького медвежонка, который попал в лапы к самому опасному хищнику на планете". Кто этот "самый опасный хищник на планете"? — Козе понятно, это — человек. Конечно, не у всех людей хищническая натура, - не надо всех грести под одну гребёнку, - но есть такой "римский" тип людей. Как там Цезарь говорил? Veni, vidi, vici? «Пришёл, увидел, победил»? Вот это хищническое "римское" начало и создаёт патриархальную семью, как её описал Льюис Г. Морган.

06 ноября 2023

"Война без особых причин".

Льюис Г. Морган пишет про древних греков:

"Чтобы укротить гнев Ахиллеса, Агамемнон предложил в совете греческих вождей дать ему между прочим семь выдающихся по своей красоте лесбийских женщин, которые были оставлены за ним самим из добычи, взятой в Лесбосе. В случае же взятия Трои Ахиллес имел право выбрать ещё двадцать троянских женщин".

А если взглянуть, так сказать, "в мировом масштабе", то возникает интересный вопрос: за всю историю человечества сколько войн было развязано для того, чтобы удовлетворить мужскую похоть?

Тот же Льюис Г. Морган говорит, что "пленные женщины, которых греческие вожди при походе на Трою везли на своих кораблях, были без всякой жалости и стеснения предназначены для удовлетворения их страстей". Стало быть, греческие вожди за тем и отправились в Трою, чтобы напаковать трюмы своих кораблей троянскими девками? Ну, может быть, там были и какие-то иные, "геополитические" причины для войны, о которых заявлялось официально, но, я думаю, что при этом принимались в расчёт и трофеи, военная добыча победителя. В «Киропедии» Ксенофонт говорит об извечно существующем во всём [патриархальном] мире законе: «когда захватывается вражеский город, то всё в этом городе становится достоянием завоевателей - и люди, и иму­щество» (VII. 5. 73).

Джозеф Соломон. "Аякс и Кассандра".


Против Моргана.

Читая работу Льюиса Г. Моргана "Древнее общество", я там и сям замечаю в ней строительные "кирпичики", из которых позднее было сооружено здание германского Третьего рейха с его расовой доктриной.

Чего стоит одно слово "дикари" по отношению к представителям архаических обществ! А на стр. 301 Л. Г. Морган выражается прямо в духе нацистской пропаганды: "... свидетельством естественной отсталости первобытного человека служит то обстоятельство, что чем больше мы удаляемся от цивилизованного человека к дикарю, тем меньше становится вместимость черепа и тем сильнее выступают в нём животные признаки".  

Было бы величайшей глупостью отрицать наличие дикарей в человеческом обществе, но дикарство среди людей существует как постоянная величина (константа), а не так, как думает Л. Г. Морган: раньше все люди были дикарями, а теперь все люди стали цивилизованными, культурными, высоконравственными. Нет, в современном обществе дикарей не меньше, чем в первобытном обществе "мумба-юмба". Это мы наблюдаем ежедневно в сводках новостей со всего мира. 

Эффект "маугли" свидетельствует о том, что биологический homo sapiens может вырасти в представителя иного вида. Например, стать волком. Реальным всамделишным волком, разве что без шерсти и хвоста. Но по интеллекту, поведению, характеру, повадкам - полноценным волком.

Если вы возьмёте в дом котёнка, он не вырастет человеком, он вырастет котом. Таким же, как кот, выросший на улице среди котов. Возьмёте волчонка - вырастет волк. Такой же, как выросший в лесу в волчьей стае. Возьмёте щенка собаки - аналогично. Ибо развитие животных предопределено инстинктом, там жёсткая "программная прошивка".

С человеком всё не так. У человека "прошивка" инстинктов сломана; и на её месте, по идее, должна быть другая, культурная "прошивка". Но частенько бывает так, что культурная "прошивка" у
homo sapiens отсутствует, ибо эта "прошивка" ставится воспитанием и образованием в культурной среде, а "маугли" выброшен из этой среды, по тем или иным причинам. И вот вырастает существо без "тормозов"; обычное животное "тормозят" его инстинкты, нормального человека "тормозят" правила культурного поведения; а существо без "прошивки" ничего не сдерживает, поэтому его поведение и называют "беспределом". Наивный же Л. Г. Морган считает, что в современном обществе нет "беспредельщиков", дескать, они были только в древнем обществе.

Спрашивается, зачем ему нужна такая лживая конструкция? Для оправдания лживого тезиса о первобытном промискуитете. Он пишет: "Этому примитивному дикарю и только ему одному можно приписать промискуитет". Вот такой нехитрый "фокус" он продемонстрировал: сначала высосал из собственного пальца "дикаря", а потом приписал ему промискуитет.

05 ноября 2023

Так был ли спад в культуре ЛЛК ок. 4700 г. до н. э.?

Недавно в записи "Эпизоотия в Старой Европе?" я цитировал Джин Манко:

"В Германии и Польше признаки человеческой деятельности резко идут на спад около 4700 г. до н. э. и остаются низкими примерно на тысячу лет. Земледельцы культуры LBK, которые так успешно здесь расселились, не смогли надолго удержать своё процветание".

Теперь читаю статью Б. Говедарица "Где, когда и как зарождается медный век?", - и что же я вижу? Нечто совершенно противоложное тому, что я прочитал у Джин Манко. Цитирую:

"В 5-м тыс. до н. э. в Карпато-Балканском регионе существовала весьма развитая сеть поселений, которая включала многочисленные телли, поселения в долинах рек или на высотах, равно как и свайные посёлки. Особенно характерными являются поселения типа теллей, которые к тому времени достигают апогея в своём развитии (рис. 3).

Рис. 3. Поселение-телль Пьетреле (уезд Джурджиу, Мунтения, Румыния)

О порядках в "длинном доме" ирокезов.

Самоназвание ирокезов — ходинонхсони (сенека: hodínǫhsǫ:ni), что в переводе означает «люди длинного дома». 

"Длинный дом" ирокезов. Реконструкция.

Такими "длинными домами" (овачира) ирокезы пользовались  по 20—50 лет, его целиком занимал один род, возглавляемый старейшиной (сахемом, иногда произносится сэчем или сашем). Жилище изготавливалось из коры вяза, стволов деревьев и верёвок. В среднем типичный длинный дом имел размеры около 24,4 на 5,5 на 5,5 м и предназначался для размещения до двадцати или более семей, большинство из которых состояли в матрилинейном родстве. У этого народа существовала матрилинейная система родства, при которой собственность и наследование передавались по материнской линии. Дети рождались и оставались в клане матери.

Реконструкция "длинного дома" на выставке в Бонне, посвящённой ирокезам. На переднем плане: кладовая, затем в центре дома очаги, в стороны от очагов - спальные места. Второй этаж - под запасы. Слева: лестница-ствол дерева на второй этаж.

О птицах в мезолитических погребениях Сев. Европы.

К. Маннермаа, А.В. Пантелеев и М.В. Саблин в совместной статье "ПТИЦЫ В МЕЗОЛИТИЧЕСКИХ И НЕОЛИТИЧЕСКИХ ПОГРЕБЕНИЯХ СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ. Что говорят эти находки о людях и среде их обитания?" анализируют кости птиц из позднемезолитического (7300–7700 лет назад) погребения на Южном Оленьем острове (Онежское озеро).

Сначала они вспоминают про знаменитую и часто цитируемую археологическую находку — могильник позднего мезолита Vedbǽk Bǿgebakken в Дании, в котором захоронены молодая женщину и новорожденный ребёнок, уложенный на крыле лебедя-кликуна.

Лебедь-кликун, - говорят авторы, - занимает особое место в древнейшей истории Онежского озера, что подчёркивается наличием неолитических наскальных рисунков лебедя в этом регионе; большая часть изображений посвящена именно ему и другим водоплавающим птицам в различных композициях. На важность лебедей и журавлей указывают также данные с древних поселений Финляндии; лебедей напоминают большинство изображений птиц на неолитической керамике из Финляндии и Западной России. Малочисленность остатков этого вида в остеологических коллекциях с памятников мезолита, неолита и раннего железа данного региона может быть объяснена неким запретом-табу на добычу лебедя, сохранявшимся на протяжении практически всего голоцена.

Однако в остеологических материалах из захоронений Южного Оленьего острова доминируют кости хищных птиц. Это нетипично для других подобных кладбищ каменного века Северной Европы. Наиболее обычным видом в погребальных материалах оказалась скопа. Скопа питается исключительно озёрной рыбой.


После медитации над образом этой скопы в моём сознании возникли две культурологические параллели. Во-первых, скопа напоминает грифа-стервятника, изображения которого были обнаружены в Чатал-Хююке. Там грифы переносят души умерших людей в Царство Небесное.


04 ноября 2023

Богатство, нуклеарная семья и патрилинейность.

Льюис Г. Морган показывает, как происходил переход счёта происхождения из женской линии в мужскую. 

"Род в архаическом периоде состоял из предполагаемой родоначальницы и её детей вместе с детьми её дочерей и её женских потомков по женской линии до бесконечности. Дети её сыновей и её мужских потомков по мужской линии исключались из рода. Напротив, при счёте происхождения по мужской линии род состоял из предполагаемого родоначальника и его детей вместе с детьми его сыновей и его мужских потомков по мужской линии до бесконечности. Дети его дочерей и его женских потомков по женской линии исключались. Не входившие в род в первом случае были членами рода во втором, и наоборот. В таком случае возникает вопрос, как мог счёт происхождения перейти из женской линии в мужскую, не разрушая рода?

Посколько счёт происхождения по женской линии является архаическим и более согласуется с ранним состоянием древнего общества, чем счёт по мужской линии, вероятность говорит за то, что в древности он господствовал у греческих и латинских родов. 

Когда в греческих и латинских родах происхождение считалось по женской линии, род обладал, в числе прочих, следующими характерными чертами: 1) Брак в пределах рода был запрещён, вследствие чего дети не принадлежали к роду того, кто считался их отцом. 2) Имущество и должность вождя наследовались в роде, вследствие чего дети исключались из наследования имущества или должности того, кто считался их отцом. Такое положение должно было сохраняться до тех пор, пока не явилась побудительная причина, достаточно всеобщая и настоятельная, чтобы заставить осознать несправедливость этого исключения перед лицом изменившихся условий.
Естественным выходом из положения был переход счёта происхождения из женской линии в мужскую. Чтобы осуществить это изменение, требовалось только наличие соответствующего мотива. После того как стали разводиться в стадах домашние животные, сделавшиеся тем самым источником средств существования, равно как и объектом личной собственности, и после того как земледелие привело к частной собственности на дома и землю, должен был возникнуть протест против господствовавшего порядка родового наследования, посколько этот порядок исключал из числа наследников детей собственника, чьё отцовство становилось более достоверным, и отдавал его имущество его сородичам. Борьба за новый порядок наследования, в которой участвовали как отцы, так и дети, должна была дать достаточно сильную побудительную причину этого изменения. После того как собственность начала накапливаться в больших количествах и стала принимать постоянные формы и после того как увеличились размеры собственности, находившейся в индивидуальном обладании, стал неизбежен переход счёта происхождения из женской линии в мужскую. Такое изменение сохраняло наследство в роде по-прежнему, но переводило детей в род их отца и ставило их во главе агнатических родных. По всей вероятности, вначале они должны были делить наследство с остальными агнатами; однако распространение принципа, по которому агнаты устранялись от наследования остальных родичей, должно было с течением времени привести к отстранению агнатов и исключительному праву наследования детей. Сверх того, отныне сын получал право наследовать должность своего отца.

Матрилинейность у алгонкинов.

Оджибве, иначе — оджибва или чиппева — индейский народ алгонкинской языковой семьи. Википедия сообщает, что брак у индейцев оджибве — патрилокальный (Источник).

Льюис Г. Морган согласен с этим: "Счёт происхождения — по мужской линии, дети принадлежат к роду своего отца. Имеются, однако, основания полагать, что первоначально происхождение считалось по женской линии и что это изменение произошло сравнительно недавно. Во-первых, у делаваров, которых все алгонкинские племена признают древнейшим племенем и именуют «дедами», происхождение до сих пор считается по женской линии. То же самое имеет место и у ряда других алгонкинских племён. Во-вторых, сохранились доказательства того, что два или три поколения назад должность вождя переходила по женской линии. В-третьих, влияние американских властей и миссионеров постоянно противодействовало этому порядку. Счёт происхождения, лишавший наследства сыновей, казался первым миссионерам, воспитанным в совершенно других воззрениях, несправедливым и неразумным, и нет ничего невероятного, что у ряда племён, в том числе у оджибве, изменение произошло под их влиянием. И наконец, посколько ряд алгонкинских племён теперь считают происхождение по женской линии, можно вывести заключение, что этот порядок был в прошлом универсальным, представляя собой вместе с тем архаическую форму данного института". 

The geographic location of Algonquian-speaking people in North America prior to European settlements

Неолит XIX века нашей эры.

"Древний, но не единственный способ погребения состоял в том, что труп выставлялся на помосте до тех пор, пока не истлеет мясо, после чего кости собирались и сохранялись в коробах из коры в специально выстроенном доме. Принадлежавшие к одному роду обычно помещались в одном и том же доме. Д-р Кир Байингтон нашёл этот способ погребения в 1827 г. у чокта, а Эдер упоминает о таком же по существу обычае у чироков. «Я видел в одном из их городов, — говорит он,— три таких дома, расположенных почти рядом... Каждый дом содержал кости только одного племени, при чём на каждом ящике, очень странной формы, имелись иероглифические изображения, принадлежащие данной семье [роду]. Они считали безбожным смешивать кости родственника с костями чужого, подобно тому как кость с костью и плоть с плотью должны быть всегда вместе». В древние времена ирокезы также пользовались помостами и сохраняли кости умерших родственников в коробах из коры, часто держа их в том доме, где жили", - сообщает Льюис Г. Морган в своей работе "Древнее общество". 

Я не перестаю удивляться параллелям в культурах, отделённых друг от друга десятками веков и десятками тысяч километров. Та же практика экскарнации трупов и вторичного захоронения костей умерших в родовых усыпальницах имела место быть и на Ближнем Востоке эпохи неолита. А это значит, что индейцы XIX века ментально были ближе к жителям Чатал-Хююка, жившим 9000 лет назад, чем к нашим современникам.

Ритуал в Чатал-Хююке. Реконструкция

Обряд Зимнмх танцев у североамериканских индейцев хайда (современный рисунок)

03 ноября 2023

Что им стоит дом построить?

"Гарсилассо де ла Вега замечает о племенах Перуанских Аидов, что «при вступлении в брак людей из простонародья общины были обязаны построить и снабдить их домами». Под употреблённым здесь выражением общины мы в праве понимать род. Эррера, говоря о тех же племенах, замечает, что «это разнообразие наречий происходит от того, что эти нации делятся на колена, племена или кланы». Здесь родичи привлекались к оказанию помощи молодым парам сооружением для них домов". 

Так пишет Льюис Г. Морган, и он же добавляет: "Род занимал то место, которое впоследствии заняло государство. В среде его членов родственные узы были могущественным элементом взаимной поддержки".

Да, государство заняло место рода, но что-то я не вижу, чтобы государство вручало молодожёнам ключи от новой квартиры или от нового дома. И это при том, что современное государство несравненно богаче и могущественнее любого древнего рода.

На протяжении нескольких лет я наблюдаю за двумя сёстрами-близнецами. Время от времени я вижу их в автобусе; эта неразлучная парочка всегда вместе, они одеваются одинаково и заметны в толпе. Им уже около 25 лет, но они ещё не замужем. У сестёр к этому времени должно бы быть по 2 - 3 детей, а они до сих пор ходят "порожними". Не сказать, что они красавицы, но они и не дурнушки, вполне привлекательные девушки. К тому же, умные, судя по тому, что я частенько вижу их в автобусе читающими книги.

Я знаю, трудно девушке найти хорошего парня для совместной, семейной жизни. Но и парню, без поддержки, практически нереально одному создать уютное "гнёздышко" для семьи. Я вспоминаю свои "хождения по мукам" в молодые годы; без слёз не вспомнишь...

Тут кстати приходит на ум фильм времён горбачёвской перестройки "Легко ли быть молодым?" Если у индейцев родичи привлекались к оказанию помощи молодым парам сооружением для них домов, то наверно у инков молодым жилось легко. Чего не скажешь о современной молодёжи из простонародья.

Женский род.

"Gens, γένος, ganas в латинском, греческом и санскрите имеют все одинаковым образом начальное значение родства. Они содержат тот же элемент, что и gigno, γγνομα и ganamai в тех же языках, обозначающий р о ж д а т ь, указывая таким образом на непосредственное общее происхождение членов рода. Род, следовательно, представляет собой совокупность кровных родственников, происходящих от одного общего предка, отличающихся особым родовым именем и связанных узами крови.

Родственники были связаны друг с другом главным образом узами их материнского происхождения. В древнем роде счёт происхождения ограничивался женской линией. Род обнимал всех таких лиц, ведших своё происхождение от одной предполагаемой праматери, по женской линии, при чём факт этот устанавливался обладанием общим родовым именем. Он включал таким образом эту праматерь с её детьми, детей её дочерей и детей её женских потомков, по женской линии, до бесконечности, тогда как дети её сыновей и дети её мужских потомков, по мужской линии, принадлежали к другим родам, а именно к родам своих матерей. Таким был род в его архаической форме, когда отцовство не могло быть установлено достоверным образом и когда принадлежность определённой матери составляла единственный надёжный признак происхождения", - пишет Льюис Г. Морган в своём труде "Древнее общество" (Издательство Института народов Севера ЦИК СССР, Ленинград, 1935).

Слово "женщина" восходит к общеиндоевропейскому gen-, что значит порождать. Отсюда ген, генетика, генеалогия. Отсюда и латинское genere - рожать. "Женщина" родственно др.-прусск. genno зв. п. "женщина!", др.-инд. janis "жена, женщина", gna "богиня".

"Рогатая" власть.

Сахем — старейшина для мирного времени, которого выбирает род в ряде индейских племён.

"Возведение в должность сахема символизировалось "надеванием рогов", а его низложение — "снятием рогов". Рога были эмблемой должности и власти у племён, обитающих в самых различных местах, что, вероятно, было подсказано, как думает Тэйлор, внушительной внешностью носящих рога самцов у жвачных животных", - сообщает Льюис Г. Морган.

Странно думает Тэйлор, очень странно... Как будто только у одних самцов жвачных животных бывают рога. Коровы тоже рогатые.


Я не хуже Тэйлора могу присочинить "объяснялку" про рога. Рога были эмблемой власти, потому что дьявол
— рогатый, и в Евангелии он говорит Иисусу, показав земные царства: "Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её" (Лук.4:6).

Но вообще, тема "рогатой" власти очень интересна. В данном контексте можно, например, взглянуть на кику (или кичку) — женский головной убор южных областей России.

Самые длинные рога были на кичке у старейшей женщины рода. Ношение кики преследовалось православным духовенством, помещики тоже иногда запрещали своим крестьянкам носить эти кики. Но женщины всё равно "кичились" и говорили:

Буду есть одну мякину,
А рогов своих не кину!

02 ноября 2023

Ёлочковидный символ.

В продолжение записей "Загадочный знак", "В круге вечного возвращения" и ""Загадочный знак" обретает смысл", "Знак древа или знак зерна?" и "Знак древа или знак зерна? (2)".

Ещё несколько изображений ёлочковидного символа.

Сосуд культуры Кукутень-Триполье.
 
Сосуд Индо-Хараппской культуры.

Нижеследующая глиняная табличка датируется примерно 3000 г. до н. э. Здесь представлены рисунки-символы, которые позднее развились в более абстрактное письмо — клинопись. Имеется здесь и наш ёлочковидный символ, причём в интересном обрамлении в виде женского силуэта. Мне кажется, это символ женской вульвы.

Семейный (=женский) культ как начальная форма религии.

"Как отмечает М. Нильссон, элевсинский культ изначально представлял собой частный культ [1]. Подобная практика была весьма распространённой в античном мире. Известно, что жрицы Гефеста и Афины Полиады в храмах Акрополя были из рода Бутада, за семьёй Эвнеидов был закреплён культ Диониса Мельпоменского" (Цит. по: З. З. Кныжова. Роль Элевсинских мистерий в формировании политической и религиозной элиты античного общества). 

Написано коряво: "за семьёй Эвнеидов был закреплён..." В архаической Греции не было конституции СССР, которая "закрепила руководящую и направляющую роль КПСС". Так можно договориться и до того, что за семьёй Авраама "был закреплён" иудаизм. Кем "закреплён"? В те времена не было тоталитарных государств с их духовными "скрепами". Попытка какого-нибудь полиса что-то "закрепить" за собой вызывала дружное сопротивление других полисов.

Но всё остальное очень-очень поучительно. Элевсинское святилище со временем приобрело всеэллинское значение, но первоначально это был семейный культ. 

Сама собой напрашивается параллель с крито-минойским ритуальным комплексом в Кноссе. С большой долей уверенности можно предположить, что изначально святилище в Кноссе тоже было частным, семейным. И, надо полагать, что было множество подобных святилищ на Крите, как было множество семейных святилищ в Чатал-Хююке. В основном все они на протяжении многих поколений оставались домашними, родовыми, но некоторые из них вышли за пределы семейных рамок и стали всенародными. 

Я думаю, что  большой ритуальный комплекс в Кноссе можно сравнить с большим грибом в окружении грибов поменьше.

Edward Okuń, 'Matka Muchomor i jej Dzieci', ok. 1900

О структуре поселений ЛЛК.

Agnieszka Czekaj-Zastawny в статье "The Structure of Linear Pottery Culture Settlement in South-Eastern Poland" подводит итог многолетним раскопкам поселений носителей культуры линейно-ленточной керамики (LBK) на юго-востоке совр. Польши, которые датируются ок. 5500-4900 гг. до н.э.

В конце 1960-х годов в литературе преобладало мнение о том, что длинные дома, типичные для LBK, отсутствовали на польских территориях. Однако теперь мы можем быть уверены, что участки на юго-востоке Польши обладают всеми элементами поселения LBK, включая длинные дома и различные утилитарно-хозяйственные сооружения. Как и везде в Европе, мы находим здесь: 1 – трёхчастные длинные дома, 2 – дома среднего размера с двойными перегородками, 3 - небольшие дома без перегородок. Интерьеры домов можно разделить на три функциональные части. Центральная часть служила для бытовых (хозяйственно-трудовых) целей. Это была самая большая часть дома, и в ней было достаточно места для повседневной деятельности. Северная часть была занята домашними животными или (по мнению некоторых авторов) служила жилым помещением-спальней. Южная часть, иногда с верхним этажом, поддерживаемым двойными или одинарными плотно расположенными столбами, использовалась для хранения зерна и других продуктов питания.

Длинный дом ЛЛК. Реконструкция.

Типичные поселения среднего размера в бассейне верхней Вислы в большинстве случаев были открытыми, обычно располагались на ровной местности на нижней террасе реки или на её краю, с лёгким доступом к воде. Было подсчитано, что типичное поселение в бассейне верхней Вислы, состояло из 3-4 домохозяйств и занимало площадь около четырёх гектаров. Дома чаще всего строились на расстоянии не менее 45-50 м друг от друга. Как правило, на поселение приходился один дом значительной длины, обычно более 30 м. Это всегда была структура из трёх частей.

01 ноября 2023

О позднетрипольской культуре Среднего Поднепровья.

В. А. Крутц в монографии "Позднетрипольские памятники Среднего Поднепровья" (Издательство «Наукова думка», 1977) приводит нижеследующую карту раскопок возле села Чапаевка.

Чапаевка. План поселения и могильника: 1 - жилища; 2 - хозяйственные ямы; 3 - погребения

Как видно, в III тысячелетии до н. э. трипольцы совершали погребения умерших. Хотя меня терзают смутные сомнения: трипольцы ли там похоронены? Ведь официальной датой "кончины" Трипольской культуры считается 2650 год до н. э. То есть, если там и похоронены трипольцы, то такие трипольцы, от которых остались лишь "рожки да ножки".

"К найденным погребениям исследователи отнеслись по-разному. Одни отрицали их принадлежность к трипольской культуре, указывая на несовершенство методики раскопок автора (Т. С. Пассек) другие видели в них несомненно трипольские ритуальные захоронения (С. Н. Бибиков, Г. Думитреску)".

"Обряд погребения, наиболее сходный с чапаевским, существовал у племён днепро-донецкой культуры, сооружавших большие могильники, где умершие лежали вытянутые на спине, окрашенные охрой, строгими рядами в один или
несколько ярусов.
Подобное совпадение обрядов погребения неолитических и трипольских племён в Поднепровье, очевидно, не случайно". 

Автор монографии говорит, что в это время трипольцы строили свои жилища в труднодоступных местах (наверно, не от хорошей жизни). "Например, поселение у с. Чапаевки (уроч. Церковщина) расположено на краю лёссовой террасы с крутыми склонами (коренной берег р. Вита, правого притока Днепра), высота которой над уровнем поймы р. Вита составляет 80 м. Памятник у с. Новые Безрадичи занимает неприступный узкий мыс лёссовой террасы, высотой около 60 м над уровнем поймы (уроч. Стрелка, или Стрелица), отрезанный от основного массива глубоким оврагом".

"Отсутствие долговременных жилищ-площадок, а также небольшой процент домашних животных среди фаунистических остатков чапаевского поселения свидетельствуют о его временном характере".

Но, что интересно, - "жилища на чапаевском поселении размещены по кругу, оставляя в центре свободное пространство". То есть, сохранён древний эгалитарный тип поселений с ритуальной площадкой в центре деревни. Миниатюрный Кносс на берегу Днепра.

Антропоморфная пластика поселения — типично трипольская. 

Рис. 21. Антропоморфная пластика (Чапаевка)

Амазонки — это мужики?

Е. Г. Вайденбаум в статье "Кавказские амазонки: Материалы для древней этнографии Кавказа" (1872, репринт 2010, Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых) высказывает любопытное предположение о том, что амазонками на самом деле были воины-мужчины, только безбородые и безусые. 


Автор сначала передаёт рассказы испанских конкистадоров, начиная с Франциска де Орельяны, о воинственных женщинах, живущих в джунглях реки Амазонки, а затем описывает фенотип местных индейцев. 

Мужчины племени Тупи "... имеют длинные, прямые, толстые и густые волосы, а борода и усы состоят из нескольких коротких, прямых волосков. Эта почти полная безбородость увеличивается ещё искусственным выщипыванием волос. 

Прямое указание на наружное сходство мужчин с женщинами находим у Дарвина в последнем его сочинении о происхождении человека. На с. 357 ч. 21 он говорит, что «по обилию волос и общему складу тела между полами американских туземцев меньше разницы, чем у большинства других человеческих рас». 

«У некоторых из североамериканских племён волосы на голове вырастают до чрезвычайной длины, и Кетлин приводит любопытное доказательство уважения, которым они пользуются; именно предводитель племени Крау был избран в этот сан потому, что волосы его были длиннее, чем у всех других мужчин племени: они имели десять футов и семь дюймов длины. Аймары и квехи в Южной Америке также отличаются длинными волосами, и длина волос, как сообщает мне м-р Форбс, считается такой красотой, что отрезание волос служит для них самым страшным наказанием. На обеих половинах материка туземцы иногда увеличивают видимую длину волос, вплетая в них волокнистые вещества. Несмотря на то что волосы на голове так ценятся, иметь волосы на лице считается североамериканскими индейцами крайне вульгарным и они тщательно вырывают каждый волосок. Этот обычай существует на всём Американском материке до острова Ванкувер на севере и Огненной Земли на юге. Этот обычай доведён до такой крайности, что индейцы в Парагвае вырывают себе брови и ресницы, говоря, что они не желают быть похожими на лошадей. 

Индейцы в Парагвае: мужчины или женщины?

Амазонки — это мужички* ?

*) Мужичка ж. разг. Женщина, похожая на мужчину (обычно с оттенком пренебрежительности). Толковый словарь Ефремовой.

Происхождение амазонок можно, по мнению г-на Пфафа (автора «Материалов для истории осетин») объяснить следующим образом: «В жизни человечества, после разложения древнего патриархального устройства, следовал век кровавых и разрушительных войн. Вследствие этих войн число мужчин уменьшалось иногда до такой степени, что женщины окончательно получали перевес. Отсюда к амазонскому быту - один шаг. Стоит только явиться какому-нибудь энергическому женскому характеру, вроде, например, Томириды (Tomyris) [1], и подобная женщина может взять в руки бразды правления. Затем мужчины или подчиняются женщинам... или же женщины совсем выгоняют всех мужчин, как это, можно предполагать, случилось у кавказских амазонок. Тогда, по необходимости, развиваются совершенно особые формы общежития. В подобных амазонских государствах женская добродетель ставится выше всего, вследствие чего каждая женщина, как это было на Кавказе, обязана в течение десяти месяцев удерживаться от всех сношений с мужчинами». 

Подобное же мнение высказывает А. Бастиан о классических амазонках. Основываясь на борьбе между полами, замечаемой у некоторых южно-африканских племён и оканчивающейся иногда тем, что женщины временно получают перевес над мужчинами, он заключает, что и общество амазонок могло быть вызвано к существованию подобными же обстоятельствами: «Между воинственными племенами, кочевавшими в Азии ещё до времён Гомера, находился народ, женщины которого, как это часто случается, принимали участие в битвах и, вероятно, вследствие соперничества полов, приобретали иногда перевес над мужчинами, как это случалось у южно-африканских племён, и таким образом дали повод к рассказу об амазонках».


---------------------------------------------------------------------------------

[1] Царица скифского народа - массагетов. В войне с ней погиб мидийский царь Кир (История Геродота. Кн. 1).