Троя I сгорела в огне пожара, и после этого троянцы снова принялись за строительство обронительной стены. "Однако там есть участок длиной приблизительно 70 метров, где вообще не удалось обнаружить никаких признаков стены", - пишет Карл Блеген.
"С равнины к юго-западным воротам поднимался монументальный пандус длиной более 21 метра и шириной 7,55 метра".
Это описание напоминает афинский Акрополь, где также есть пандус с одной стороны, и где есть участок без стены.
афинский Акрополь. Реконструкция |
Внутри Трои II имелся большой мегарон длиной не менее 16 метров. "Там, - пишет автор, - безусловно, должно было быть специальное место или трон для царя, а также каменные или деревянные табуретки и скамьи для членов его семьи и совета". "С обеих сторон здания находились два строения того же типа, но значительно меньших размеров. Похоже, что эти два здания были жилыми помещениями для семьи правившего царя", - говорит Карл Блеген, хотя "никаких признаков стационарной или другой мебели в помещении нет" [1].
Знаменитый афинский Акрополь в микенский период. В то время на вершине цитадели находился мегарон, как в Трое. Гомер в "Одиссее" назвал его
"крепко построенным домом Эрехтея".
Что больше всего поражает в Трое II, так это несоответствие между количеством её жителей и крепостными стенами. Жителей - как в небольшой деревне, а стены - как в московском Кремле. Создаётся впечатление, что там проживала царская семья с челядью, прислугою и охраною. В таком случае, стены строили вовсе не жители Трои, а люди из окружавших Трою поселений, возможно, под принуждением. Может быть, поэтому "новая стена была сделана без особого мастерства и не отличалась аккуратностью кладки".
Автор говорит о множестве костей, втоптанных в пол этой "царской" резиденции. Это напоминает мне картину традиционного "мужского дома".
Мартовские иды. Римская фреска I века. |
В отличие от Трои I, в Трое II уже водилось золотишко. Большую часть знаменитого «золота», найденного Шлиманом, сейчас мы с полной уверенностью можем отнести к периоду Трои II. Судя по всему, это золото люди бросили, спасаясь от огня пожара, в котором полностью сгорела Троя II. "Едва ли стоит сомневаться в том, что знаменитое «Великое сокровище» (клад Приама) и восемь более мелких кладов (все они находились в пласте «большого пожара» в помещении «дома городского головы», как назвал его Шлиман, или рядом с этим домом) хозяева во время поспешного бегства просто не успели забрать", - говорит К. Блеген.
"В этих кладах находилось множество разнообразных вещей. В десяти кладах были почти одни драгоценности и ювелирные украшения – очевидно, что всё это носили женщины. В трёх кладах находились главным образом мужское оружие и предметы, явно принадлежавшие мужчине. В оставшихся трёх были и драгоценности, и оружие, и предметы быта.
Судя по найденным в этих кладах предметам, женщины той поры, по крайней мере занимавшие высокое положение в обществе, имели большое количество дорогих украшений и ювелирных изделий и, должно быть, жили в обстановке относительной роскоши. Большие диадемы и серьги в пару к ним могли принадлежать только придворным дамам, привыкшим к богатству и очень высокому положению в обществе. Царская семья и их окружение, несомненно, знали, что такое пышность и церемонии, а женщины пользовались почётом и уважением".
Интересно, что в Трое II "не было обнаружено ни одной скульптуры из камня или барельефа; ни остатков фресок, ни других подобных стеновых росписей тоже не сохранилось. Керамическая посуда, которую делали и которой пользовались в Трое II, была главным образом одноцветной. Посуда, скорее всего, не раскрашивалась; было найдено только два или три небольших черепка с нанесённым краской орнаментом, однако, вероятнее всего, это была керамика не местного производства. Похоже, что, отказываясь от использования ярких красок, ремесленники не предпринимали усилий по внесению разнообразия во внешний вид своей продукции повседневного назначения. Вся она была одноцветной – чёрной, серой или красноватой. Трудно удержаться от заключения, что жившие в этот период истории троянцы были суровым и мрачным народом, не любившим веселья и ярких красок".
"Предметы, обнаруженные в остатках Второго города, почти не дают нам представления о религиозной стороне жизни троянского общества. Действительно, кроме большого количества божков из камня и кости [2], нет ни одного предмета, который с абсолютной уверенностью можно было бы связать с соблюдением религиозных обрядов". Троя II выглядит как пиратский "притон", тем более что обнаруженные в основном Шлиманом большие запасы золота, серебра, свинца, меди и бронзы явно не местного происхождения, должно быть, они откуда-то привезены.
За редкими исключениями, на уровне Трои II нет погребений. "Попытки Шлимана, Дёрпфельда и экспедиции университета Цинциннати обнаружить места массовых захоронений раннего бронзового века за пределами крепости не увенчались успехом. Шлиман считал, что в то время люди практиковали сожжение покойников". Это говорит в пользу версии, согласно которой жители Трои II отличались от окружавшего их населения, - относящиеся к этому хронологическому периоду кладбища со множеством захоронений были обнаружены в Соме, Йортане, Баликезире, Босуюке и Бабакёе.
Троя. Реконструкция |
Макет-реконструкция предполагаемой троянской цитадели на основе раскопок холма Гиссарлык |
Аркаим, художественная реконструкция |
На мой взгляд, Троя I и Троя II напоминают позднейшие греко-ахейские "бурги"-акрополи типа Тиринфа. Я уже сравнивал их с лондонским Тауром, который построили норманны. Также можно сравнить их с сибирскими острогами русских казаков. Троя I и II представляется мне таким каменным "острогом" 2150 года до н. э., внутри которого проживают "казаки" одной из индо-европейских волн (лувийцы?). Кстати, у ликийцев правящая верхушка (государственная "шапка") была лувийской, и не только у одних ликийцев.
--------------------------------------------------------------------------------
[1] П. Н. Шульц считал мегароны домами для мужских собраний. Точно такие же мегароны известны в Микенах и в Неаполе Скифском
(размеры мегаронов в Неаполе - 19x9 м и 15x7,6 м).
[2] Гётце полагает, что эти фигурки были амулетами и оберегами, которые, возможно, люди носили с собой на счастье.
Комментариев нет:
Отправить комментарий