"Работа экспедиции университета Цинциннати показала, что Третий, Четвёртый и Пятый города хотя и не имели такого важного значения, но они были чем-то большим, чем предыдущие «жалкие деревеньки», как называл их Дерпфельд. Судя по всему, в каждом из них была оборонительная стена; каждое из них занимало большую территорию и имело большее количество населения, чем предшествующее поселение", - пишет Карл Блеген.
Автор говорит, что в слоях Трои III - V крепостная стена "выполняла одновременно оборонительную функцию и функцию подпорной стенки, поддерживавшей террасу на южном и восточном краях холма". А что, если и в слоях Трои I - II стена выполняла функцию подпорной стенки для террасы на холме?
Артефакты периода Трои III: две большие фигурки божков из известняка и одна небольшая из мрамора. На мой взгляд, "божки" напоминают кикладские "скрипичные" идолы (см. Про кикладские "скрипичные" статуэтки), только более грубо изготовленные.
В слое Четвёртого города не было найдено ни одной могилы; ничего не известно о погребальных обычаях этого периода. Несмотря на поиски на обширной территории, настоящих кладбищ Пятого города найти тоже не удалось. Поэтому о погребальных обычаях ничего не известно.
Как пишет К. Блеген, у него "создаётся впечатление, что от периода к периоду наблюдался неуклонный, хотя и медленный рост уровня жизни горожан". В Трое V уже стали выплавлять настоящую бронзу; до этого металлические изделия были либо медными, либо с крохотными добавками олова.
"Одним из новшеств, появившихся в Трое V (о чём очень сильно сожалеют археологи), явился переход к новым, более эффективным приёмам уборки дома. Теперь полы подметали, таким образом освобождая их от скапливавшегося день за днем мусора, поэтому на долю археологов выпадают лишь редкие находки в виде костей животных, различных выброшенных за ненадобностью или утерянных мелких предметов, а также целых или разбитых керамических сосудов. Некоторые археологи из-за этого испытывали что-то вроде ненависти к древним обитателям Пятого города, в чем ученых конечно же трудно винить".
Мне кажется, что Третий, Четвёртый и Пятый города менее милитаризированы, чем Первый и Второй. В Трое III -V отсутствуют "царские дворцы" мегароны, зато там появляются домики "простых смертных".
Все слои-"города" Трои |
По всей видимости, уже в Трое III начала происходить ассимиляция завоевателей, они всё больше смешивались с местным, "туземным" населением, и постепенно "казарма" стала приобретать вид цивилизованного жилища. Раньше, в Трое I - II, цари жили в своих мегаронах-"казармах" как БОМЖи, бросали обглоданные кости и затаптывали их в земляной пол, так что со временем слой мусора, перемешанного с костями - отрада археологов - нарастал на метр и более. Теперь же, в Трое III, появились начатки культуры. Может быть, там появились женщины?
Однако, интересно отметить, что в Трое I - V совсем не обнаружено статуэток женских богинь. Крепостные стены наличествуют, и царские мегароны имеют место быть, а вот богинь — нету. Получается, что богини и цари — понятия взаимоисключающие: цари гнушаются богинь.
Какую бы взять параллель этого взаимного гнушения?
"-- Не люблю я этих галушек, -- сказал пан-отец, -- никакого вкуса нет. -- И положил ложку" (Гоголь, "Страшная месть"),
"-- Знаю, что тебе лучше жидовская лапша, -- подумал про себя Данило. -- Отчего же, тесть, -- продолжал он вслух, -- ты говоришь, что вкусу нет в галушках ? Худо сделаны, что ли? А брезгать ими нечего: это христианское кушанье! Все святые люди и угодники Божии едали галушки.
Ни слова отец: замолчал и пан Данило.
Подали жареного кабана с капустою и сливами.
-- Я не люблю свинины! -- сказал Катеринин отец, выгребая ложкою капусту.
-- Для чего не любишь свинины? -- сказал Данило. -- Одни турки и жиды не едят свинины.
Ещё суровее нахмурился отец.
Только одну лемишку с молоком и ел старый отец и потянул вместо водки из фляжки, бывшей у него за пазухой, какую-то чёрную воду " ("Страшная месть", глава 4) (Источник).
Комментариев нет:
Отправить комментарий