Отличительной чертой Трои VII является наличие практически в каждом доме больших пифосов – сосудов для хранения припасов, которые были настолько глубоко закопаны в землю, что на уровне пола оставались только края их горлышек, прикрытые сверху тяжёлыми каменными пластинами-крышками. Эти вместительные сосуды, весьма разнообразные по своим размерам, в высоту имеют от 1,75 метра до 2 метров и в диаметре – от 1 метра до 1,25 метра. В некоторых домах находилось только 1–2 пифоса, но, как правило, их было значительно больше – от 4–5 до дюжины, а в одном случае – в доме № 731 – их было целых два десятка. В нескольких помещениях весь пол был покрыт краями горлышек этих глубоко закопанных сосудов, но каменные крышки давали возможность свободно ходить по комнате и с наибольшей эффективностью использовать всю поверхность пола.
Пифосы встречаются в культурных слоях всех поселений раннего бронзового века, а также в отложениях Трои VI. Но только в период Трои VII их начали зарывать в землю полностью. Вероятно, данное нововведение было связано с необходимостью обеспечить сохранность максимально возможного количества съестных припасов и воды, оставляя в то же время свободной всю площадь пола в этих довольно тесных жилищах. Мне кажется, мы не ошибёмся, если истолкуем это как ещё одно подтверждение того, что к тому моменту в акрополе жило очень много народу и место в черте городских стен, ввиду его нехватки, пользовалось большим спросом. Наверное, рассуждая дальше, можно прийти к заключению о том, что это было вызвано какой-то чрезвычайной ситуацией.
Скученность многочисленных маленьких домишек везде, где можно было найти свободный клочок, указывает на то, что стены крепости должны были укрыть значительно большее, чем раньше, количество жителей города. Установка под полом почти в каждом доме и комнате бесчисленных вместительных сосудов для хранения съестных припасов и воды говорит о необходимости запастись максимальным количеством продовольствия и воды на случай чрезвычайных ситуаций. Что это могли быть за ситуации, кроме вражеской осады? Очевидно, местные жители заблаговременно готовились к осаде, зная о неминуемом вторжении вражеской армии.
Археологические находки убедительно свидетельствуют о том, что это укреплённое поселение осадили и захватили враги и что затем оно погибло в огне пожара. Причём оно было сожжено после того, как захватчики его полностью разграбили, – всё было именно так, как отражено в поэзии и сказаниях эллинов о гибели Трои царя Приама.
Исходя из датировки микенской керамики (обнаруженной в культурном слое города, погибшего от пожара), которая может быть датирована в соответствии с хронологией керамики Фурумарка, Троя VII была разрушена, скорее всего, в первой половине XIII века, то есть примерно в 1260 году до нашей эры, если только это не произошло раньше.
После гибели Трои VII там ещё некоторое время жили люди, но археологические находки свидетельствуют о полнейшем одичании. Своеобразной визитной карточкой "Тёмного века" Трои является керамика. Вся она вылеплена вручную – это странный феномен, внезапно возникший там, где на гончарном круге посуду делали в течение многих столетий. Данная керамика очень примитивна по исполнению: изделия выглядят грубо, имеют неровную поверхность, кроме того, они имеют перекосы и не симметричны в плане.
Кажется, последний раз Троя была разрушена и сожжена в эпоху Катастрофы бронзоваго века около 1100 года до нашей эры.
Хронологическая таблица:
Троя
I – 3000–2500 гг
II – 2500–2200 гг.
III – 2200–2050 гг.
IV – 2050–1900 гг.
V – 1900–1800 гг.
VI – 1800–1300 гг.
Vila – 1300–1260 гг.
VIIb-1 – 1260–1190 гг.
VIIb-2 – 1190–1100 гг.
Гиссарлыкский холм за это время набрал 50 футов наслоений. Для сравнения: Лондон за свои 1900 лет поднялся лишь на 20 футов.
Троя. Раскопки. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий