Каким-то образом, и пока никому не удалось объяснить, каким именно, город Троя V был опять разрушен. В развалинах зданий нет чётких следов всепоглощающего пожара, ничто не говорит о нападении и захвате города врагом. Однако не вызывает сомнения тот факт, что здания были разрушены тем или иным образом и что жители следующего поселения – Трои VI – построили совершенно другой город.
Карл Блеген говорит: "Изучение остатков Шестого города, а также извлечённых из его культурного слоя разнообразных мелких предметов обихода и керамики сразу же выявило тот факт, что его материальная культура имеет большие отличия от материальной культуры его предшественников. Эти отличия показались мне настолько неожиданными, охватывающими все сферы жизни и имеющими такие далеко идущие последствия, что я сделал вывод: их можно объяснить только тем, что преемственность культуры нарушилась, связь времён прервалась, а на месте разрушенного города на Гиссарлыкском холме поселились пришедшие из какого-то другого места люди, принесшие с собой свою собственную культуру".
Самое важное событие в жизни Трои VI – там появилась лошадь. Ни в одном из культурных слоёв более ранних периодов кости лошадей членам экспедиции университета Цинциннати не встречались. Они появились только в пласте, соответствующем первому этапу Трои VI, и с того момента с большей или меньшей частотой встречались во всех остальных пластах. Скорее всего, в начале среднего бронзового века лошадей привели с собой новые поселенцы, оккупировавшие город. Не вызывает сомнения, что в конце раннего бронзового века пришельцы, имевшие лошадей, обладали большими преимуществами по сравнению с безлошадными троянцами.
Троя VI недаром получила эпитет "крепкостенной", - фортификационные сооружения приобрели невиданный прежде, небывалый размах [2]. Результатом "перестройки" стало новое превращение крепости в оплот царской власти. Царский дворец, судя по всему занимавший вершину холма, был утрачен ещё в античное время, когда потребовалось освободить место для возведения храма Афины. (И здесь тоже "нестыковочки" между царями и богинями.)
Появление Трои VI по времени совпадает с появлением греков-ахейцев в Элладе на рубеже III—II тыс. до н. э. Все поселения раннеэлладской эпохи можно разделить на два вида — это цитадели (например, «дом с черепицей» в Лерне), в которых проживали представители родоплеменной знати, и плотно застроенные посёлки (например, Рафина и Зигуриес), заселённые, в основном, крестьянами-земледельцами. Все цитадели были окружены оборонительными сооружениями. Это очень похоже на Трою. Очевидно, в Трою "понаехали" те же греки-ахейцы.
Ручки сосудов, часто выполненные в виде головы животного. Похоже, что любимым мотивом новоявленных троянцев была голова лошади |
Микенская керамика из культурного слоя Трои VI |
"О религиозной стороне жизни Шестого города известно мало. Параллельно южной стене башни VIh, в непосредственной близости от неё, стоит ряд каменных монолитов – столбов, или менгиров, прямоугольной формы. Два из них были открыты в 1894 году Дёрпфельдом, который, без сомнения, не ошибся, расценив их как свидетельство того, что это место было связано с отправлением какого-то религиозного культа. Два других камня такого же типа были найдены при раскопках 1932–1938 годов. Поскольку во времена римского господства они мешали строительным работам, верхушки всех четырёх камней были срезаны, а один камень получил более серьёзные повреждения. Принимая это во внимание, трудно сказать, какова была первоначальная высота камней. Тем не менее тот факт, что они были прочно закреплены в больших каменных блоках, служивших им фундаментом, говорит о том, что они были достаточно высокими. Вероятно, изначально столбов всё же было не четыре, а шесть: к западу – там, где здания Трои IX возводились на толстом культурном слое, вполне достаточно места ещё для двух столбов".
Ну, каменными истуканами-менгирами изобилует Северное Причерноморье, откуда, как полагают, пришли греки-ахейцы в Элладу.
Великая Степь обозначена жёлтым цветом |
Изваяние из города Кисловодск. |
До сих стоят кое-где в Степи.
Для Шестого города точно установлена, что здесь практиковалась кремация покойников. И, кстати, обычай сжигания усопших был знаком хеттам, населявшим Богазкёй примерно в это же время, а именно ближе к концу XIV века до нашей эры или немного раньше.
Троя VI была разрушена сильнейшим землетрясением. "В пользу версии землетрясения говорит весьма существенное обстоятельство: в последующий период, в Седьмом городе, оборонительная стена была сразу же отремонтирована, а частично и восстановлена, некоторые старые дома тоже были отремонтированы, и в них вновь поселились люди; было построено много новых домов, занявших почти всё свободное место в крепости. Культура Трои VI сохранилась и продолжает развиваться без какого-либо заметного чужеродного влияния, и поселение Vila начинает своё существование без каких-либо привнесённых извне новшеств. При этом не наблюдается ни снижения жизненного уровня населения, ни уменьшения его численности. Взаимоотношения с находящейся к западу от Трои микенской цивилизацией, поддерживавшиеся на протяжении жизни как минимум одного поколения, сохраняются без изменений. В отчёте о раскопках 1893 – 1894 годов Дёрпфельд и его сотрудники утверждают, что Троя VII-1 (мы называем её Троей Vila) – это та же самая цивилизация, что и Шестой город".
---------------------------------------------------------
[1] "Расположенный на стыке так называемых африканской и евразийской плит, Эгейский регион подвержен землетрясениям. Сама Троя стоит вблизи стыка одного из местных промежуточных «блоков» земной коры и края главного анатолийского разлома. Здесь проявляется сильная сейсмическая активность: с 1912 г. зарегистрировано 27 землетрясений, некоторые (в 1912, 1935, 1953, 1968 гг.) — до 6—7 баллов по шкале Рихтера («...общая паника.
Плохие строения разрушаются, хорошие — получают серьёзные повреждения. Фундаменты, как правило, получают повреждения. Здания смещаются с
фундаментов»). Такой силы землетрясение предполагается и для Трои VI. Но в этом районе регистрировалось и 8,9 баллов, когда повреждение рукотворных конструкций было тотальным" (Майкл Вуд).
[2] Майкл Вуд говорит, что "Троя, прославленная в эпической поэзии, возможно, ещё до окончания микенской эры, — это Троя VI последней, великой фазы своей жизни приблизительно с 1375 г. по 1275—1260 гг. до н.э."
Комментариев нет:
Отправить комментарий