04 июня 2022

Лор (отоларинголог) в Тибете.

Валентина Козинец в статье "О китайских драконах, нагах и тибетских духах лу" мимоходом упоминает китайского домового духа лу из книги Келъян «Женщины Тибета»:

«Пока я рассматривала червей, женщина вдруг подозвала меня к себе. Она внимательно посмотрела на меня и велела соседке принести немного простокваши, потом подула в чашку и … плюнула. Она протянула мне чашку со словами: ”Простоквашу подержишь во рту, только потом медленно проглотишь. Это хорошо поможет твоему горлу. Вы небрежно относитесь к духу домашнего очага и часто загрязняете домашний очаг, чем и рассердили духа вашего дома. В этом причина твоей болезни горла“. Говорят, что таких духов очень легко рассердить, но если их задобрить, они становятся очень дружелюбными». 

Вот такое удивительное лечение... 

Почему горло болит? — Плохая ты домохозяйка, домовой тобою недоволен. 

Вместо "пилюли" — плевок в простоквашу. Магия какая-то...

Ну, без некоторой доли "магии" не обходился даже Иисус Христос. Как известно, исцеляя слепого, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и брением [1] помазал глаза слепому, повелев позже пойти и умыться. Вот брение - это и есть "магия". Ведь Христос, по идее, мог бы обойтись и без ритуала с помазанием глаз слепому. Тем более, что за такого рода "магию" Иисуса обвиняли в колдовстве, считали, что Он творит чудеса силой князя бесовского...

Костяные мегалиты Чукотки.

Валькар с Эквенского поселения. Чукотка. 1-е тыс. н. э. Источник картинки.

Это тип древнего жилища, который кроме эскимосов распространился у чукчей и алеутов, то есть народов арктического побережья Тихого океана, занимающихся зверобойным промыслом. Это были полуземлянки, реже наземные строения, на каркасе из китовых рёбер, крытом шкурами и дёрном. В постройке также использовали камень и плавник (деревья, плавающие в море и выбрасываемые на берег). Имел летний и зимний выход по углубленному в землю крытому коридору. Пол мостили лопаточными костями кита и каменными плитами. Отапливался каменной жировой лампой.

Этот тип жилья очень сильно напоминает древние коридорные гробницы. Вот, для сравнения, Брин-Келли-Ду (букв. «холм в тёмной роще») — мегалит в Уэльсе.

Только здесь вместо китовых костей — камни. 

О демократичности индейских обществ.

"Как полагает историк Джон Уайт, не менее половины индейских племен на территории современных США были матриархальны и матрилинейны. И сегодня у 25% признанных правительством США индейских общин женщины играют доминирующую роль. Матрилинейность, характерная для архаичных обществ, означает определение имени и ведение счёта рода по матери. Это несло и правовые последствия — наследование имущества по женской линии, женское управление судьбой семьи и общины. Так, женщины племени навахо имели больше прав на домашнее имущество, распоряжение семейным доходом и судьбу детей. 

Даже патриархальные индейские сообщества отличались демократичностью в отношении женщин и почтением к ним как к источнику жизни. Трепетное отношение к жизни женщин иногда использовалось европейскими колонизаторами — взяв их в заложники, можно было легко принудить индейских мужчин сложить оружие. Так, например, поступил 7-й кавалерийский полк Джорджа Кастера в «битве» при Уошите в 1868 г. В ходе быстрого нападения на мирное селение полк пленил более пятидесяти женщин и детей, и затем американцы принудили многочисленную группу индейцев покинуть свои земли и уйти в резервации. Оберегая своих жён и сестер, шайенны готовы были подчиниться воле захватчиков. Индеец племени сиу Рональд Громовая лошадь говорит о женщинах: «Мы верим, что женщина намного ближе к богу, чем может оказаться мужчина. […] женщины, так как даруют жизнь, создают её, намного более святые и духовные существа, чем мужчины. Они важнее мужчин»." 

Из статьи Константина Котельникова "Индианки. Мир победившего феминизма".

03 июня 2022

"Охота на ведьм" у индейцев.

Кэролин Найтхаммер в своей монографии "Дочери Земли: жизнь и легенды индейских женщин" касается очень интересной темы — веры в колдовство в среде североамериканских индейцев. В некоторых индейских племенах имела место быть "охота на ведьм", и, кажется, она никак не была связана с аналогичной европейской "охотой на ведьм" XVI-XVIII вв. 

"У ламми существовало тайное общество, члены которого действовали как дружинники, казня тех, кого считали опасными для племени. Когда тайное общество приговаривало ведьму, его члены брали длинную зелёную палку и проталкивали её в прямую кишку своей жертвы до самого горла, заставляя кровь и плоть вытекать изо рта. Затем, стонущую ведьму тащили на площадь — её ужасная смерть служила напоминанием о том, что случается с людьми, которые злоупотребляют своей силой" (Источник). 

Чем эти индейские "дружинники" отличаются от опричников Ивана Грозного? — Ничем. Тот же кровавый террор. 

"Навахо и апачи также испытывали очень сильные чувства к колдовству. Среди навахо престарелых бездетных женщин часто подозревали в колдовстве, особенно тех, кто был очень богат (получив богатство с помощью своей силы) или тех, кто был очень беден (таким образом искал избавления от своей бедности).

Апачи, как и навахо, никогда на самом деле не видели, чтобы кто-то занимался колдовством; они просто видели результаты того, что они интерпретировали как колдовство. Кто-то внезапно заболел, человек необъяснимо умер после того, как перебросился парой слов с кем-то, кто вёл себя странно, - вот те случаи, которые вызывали обвинения в колдовстве. Правдоподобного обвинения одного человека, подкреплённого несколькими другими недовольными гражданами, обычно было достаточно, чтобы “доказать” вину ведьмы из племени апачей.

Признание, данное под страхом пыток, принималось как полное доказательство злодеяния. Обвиняемая ведьма могла попытаться защитить себя от обвинений и добиться успеха, если докажет, что у неё нет сверхъестественных способностей и что она не хотела причинить вред жертве. Если ведьма не добивалась успеха в своей защите, её подвешивали за запястья к дереву так, чтобы её ноги едва касались земли. Затем под ней разводили костёр, и она медленно сгорала заживо. “Ведьмы не сгорают быстро; они продолжают жить долго”, - заявил один из апачей". 

Вот вопрос: как отличить ведьму от шаманки? — Никак. У шаманки имеются служебные духи, и она обладает сверхъестественными способностями. 

Кэролин Найтхаммер выдвигает вполне правдоподобную теорию "охоты на ведьм" у индейцев:

"Вера в колдовство была очень мощным методом социального контроля. Если бы женщина знала, что любые действия, которые в чём-то отличаются от обычного, узкого круга действий, которые она должна совершать, вызовут подозрение у того, кто может наблюдать за ней, она, несомненно, очень хорошо подумала бы, прежде чем отступать от своего обычного поведения. Таким образом, страх перед колдовством также оказывал мощное стабилизирующее влияние на общество. Любого, кто был бунтарём, иконоборцем или даже слишком либеральным, немедленно клеймили ведьмой и сжигали или убивали за её проступки. Это был самый эффективный способ быстро пресечь любые революционные мысли". 

Я думаю, что сильные мира сего прибегают к террору, когда они чувствуют, что их власть держится "на соплях". То есть, за ними нет никакого морального авторитета, и поэтому они нагоняют страх на общество. Они и сами трясутся от страха за свою жизнь, им везде мерещутся заговорщики. Именно страх заставляет их действовать по принципу "бей своих, чтоб чужие боялись". Для нагнетания страха "козлами (или, точнее, "козами") отпущения" выбираются самые беззащитные люди, одинокие женщины со "странностями", и у них из кишок через рот выдавливается говно, чтобы весь народ буквально "застыл" в шоке и ужасе. Таким народом-паралитиком и дурак может править, что, собственно, и требуется вождю-дураку.  

Пост в посвятительных практиках индеанок.

Кэролин Найтхаммер пишет:

"Женщины-манданы, желающие получить видение, постились в своих садах или на помостах для сушки кукурузы. Они верили, что сверхъестественные силы, которые человек получает, прямо пропорциональны его страданиям." 

И как тут не вспомнить про Одина?! Чтобы узнать тайны мёртвых и обрести дар ясновидения, Один, пронзённый собственным копьём, девять дней висел на мировом древе Иггдрасиль.


Кэролин Найтхаммер продолжает:

"Когда Р. Л. Олсон исследовал квинолт вдоль побережья Вашингтон, ему рассказали историю молодой женщины, решившей стать знахаркой. Она ушла в горы одна и постилась десять дней. Каждый день она трудилась, собирая сучья и ветки деревьев, пока не собрала огромную кучу дров. На десятую ночь она подожгла кучу и села ждать. Когда прыгающее пламя начало вздыматься и выделять сильный жар, молодая женщина услышала жалобный вой, доносившийся с соседней горы. 

Женщина посмотрела на вершину, и ей показалось, что та покачивается. Крик приближался, и огонь становился всё жарче. Когда женщина отошла от костра, перед ней появилось огромное животное, похожее на дикую кошку. У животного был острый нос, а морда была такой длинной, что волочилась по земле. Приблизившись к костру, животное подняло голову и завыло. Молодая женщина испугалась и сказала животному: “Я не хочу такой (силы). Я не хочу, чтобы ты был моим духом-хранителем.” 

Странное животное отступило, но вскоре вода в близлежащем озере зашипела и закипела, и множество видов животных поплыли к ней. Женщина была так напугана, что потеряла сознание, и у неё было видение, в котором животные принесли ей пять видов духов на выбор. Она выбрала дух, который мог вернуть потерянные души" (Источник). 

Раиса Максимовна как жена Чингачгука.

Сегодня утром я прочитал про Раису Максимовну Горбачёву:

"В детстве Раи Титаренко не было ничего, что могло бы предсказать её будущий взлёт. Ее отёц, Максим Андреевич, родом из Чернигова, всю жизнь проработал на строительстве железных дорог. Одна из веток проходила через алтайское село Веселоярск. Тут он влюбился в местную девушку, Сашу, женился на ней… Саша – Александра Петровна – была из крестьян; до конца своей жизни оставалась неграмотной – в крестьянских семьях не было принято учить дочерей. Её отца в начале тридцатых раскулачили, а затем посадили по обвинению в троцкизме. Ни Саша, ни её отец так и не поняли, кто такой Троцкий и что такое троцкизм. Его жена умерла от горя и голода, оставив четверых детей…".

"Вот где "корни" перестройки!", - подумалось мне.

Раиса Максимовна в молодости

02 июня 2022

"Венеры" как секс-куклы?

В. Искрин в своей монографии "Загадка венеры каменного века" (СПб. : Нестор-История, 2013) выдвигает интересную гипотезу. По его мнению, палеолитические "венеры" изготавливались женщинами. "Но для кого? Не для собственного же употребления. Ведь не женским, а мужским глазам свойственно «потреблять» женскую наготу. Для кого же тогда предназначались эротические статуэтки? Ответ на этот вопрос может быть только один: статуэтки предназначались для мужчин других родовых организаций. Не слишком ли смелым является такое предположение? Нет, оно представляется вполне уместным и логичным: первобытный род был экзогамен (экзогамия означает внешний брак), мужчины и женщины рода вступали в сексуальные отношения, соответственно, с женщинами и мужчинами другой родовой организации. Брачная сходка мужчин и женщин, представлявших различные родовые организмы, была единственным местом, где передача фигурок была возможна". 

Савиньянская венера

"В целом первобытный род, в смысле взаимоотношений мужчин и женщин, несомненно, является асексуальным образованием", - далее пишет В. Искрин, и здесь я с ним согласен: действительно, внутри рода все являются "братьями" и "сёстрами" друг другу, все пожилые женщины - "матери", а мужчины - "отцы". По этой причине секс внутри рода приравнивается к инцесту и табуируется. 

Как верно замечает автор, для человека его постоянная сексуальная готовность может обернуться разрушительными последствиями. "Все мы видели или знаем из собственного опыта, какую власть над человеком имеет сексуальное чувство. Пленённый им человек теряет ориентацию в мире, перестаёт заботиться о собственной безопасности, забывает о занятиях и ценностях, которые совсем недавно казались ему первостепенными. Не случайно психиатры сексуальную озабоченность с такой симптоматикой квалифицируют как любовную манию. Вы представили человека в таком состоянии? А теперь полностью отнимите у него способную в определённой степени сдерживать сексуальное чувство волю. Вы полýчите лишённое разума животное, без тормозов, одержимое половым инстинктом, не видящее ничего, кроме предмета переполняющего его желания. Да, именно животные ведут себя так в период полового влечения. Правда, этот период краток. Происходит спаривание, половая тяга угасает и жизнь возвращается в обычную, нормальную колею. Нетрудно представить, что случилось бы с особью и видом, если бы состояние сексуальной одержимости продолжалось неограниченно долго.

Вы представляете, уважаемый читатель, какая угроза нависла над нашим животным предком с его постоянной половой готовностью. Создав социальные накопления, он получил постоянную готовность, а получив эту готовность, наверняка мог бы одним махом уничтожить всё накопленное, если бы не нашёл выход из созданного им же противоречия, противоречия между выпущенной на свободу биологической, животной природой и будущим человеческим существованием. Думаю, не надо объяснять, что обуревающая существо перманентная сексуальная мания напрочь отбросила бы труд, коллективизм, зачатки мышления, сохранение припасов и всё прочее, что по крупицам собиралось в течение тысячелетий и что в потенции составляло социальное будущее.

И выход, единственно возможный, был найден. В борьбе противоположных тенденций секс, благо в лице экзогамной деятельности самцов имелась такая возможность, был вынесен за пределы сообщества".

Про индейский матриархат (3).

Кэролин Найтхаммер пишет:

"В некоторых племенах на западной стороне континента мы также видим женщин на руководящих должностях. Среди синкайетк, салишского племени, которое жило вдоль нижней части реки Колумбия на юго-востоке Вашингтона, а также в некоторых соседних группах, известны женщины, выполнявшие функции вождей бэндов. Её официально избирал и устанавливал совет, хотя и требовалось, чтобы женщина, занимающая эту должность, состояла в родстве с вождём.

Степень власти, которой она пользовалась, варьировалась от группы к группе. В одной из групп, о которой мы имеем сведения, мужчина-вождь был её руководителем, а женщина-вождь- советником в случаях убийства, мести или чрезвычайных ситуаций. Если решение женщины отличалось от решения мужчины, люди были вольны следовать любому из них.

Это признание синкайетк равенства полов не является неожиданным. Один из первых путешественников, побывавших в этом районе, заметил, что вдоль нижнего течения Колумбии, где копание корней женщинами в значительной степени способствовало поддержанию племени, они, казалось, обрели атмосферу свободы и независимости, неизвестную среди соседних племён. Пожилые женщины пользовались особым уважением, с ними советовались по всем важным вопросам. 

В Северной Калифорнии у нисенан во главе иногда стояла женщина. Вождество было в первую очередь наследственным, и если после смерти вождя не находилось родственника мужского пола, способного занять эту должность, его преемницей могла стать вдова, дочь или племянница покойного. Женщина на этом посту не имела фактической власти, хотя с ней всегда советовались ведущие мужчины; мера власти, которой она обладала, зависела от степени её поддержки населением. Помимо консультирования совета, в её обязанности входило планирование общественных мероприятий и сбора продуктов, разрешение споров, выполнение функций официальной хозяйки и организация "больших праздников" или торжеств.

В юго-западных группах, где женщины часто имеют высокий статус и пользуются большим уважением, мы находим несколько племён, в которых женщины занимали особые руководящие должности. В обществах пуэбло мужчины обычно управляли правительствами и контролировали церемонии, но женщины занимали важное место в религии и, благодаря контролю над домашним хозяйством, имели больше прав в гражданских делах, чем кажется на первый взгляд.
Мужчины возвращались вечером домой после обсуждения политики с другими мужчинами, и если мужчина имел мнение, которое было неприемлемо для его жены или тёщи, это могло поставить его в несколько неудобное положение.

Лидеру города хопи обычно помогала его родственница, которую называли "Хранительница огня". Её выбирали на эту должность, исходя из её мудрости, ума и интереса к религиозным церемониям. Офис главного жреца или вождя находился в доме этой женщины и он советовался с ней при принятии многих решений, опираясь на её опыт и знание прецедентов. Каждый клан в деревне хопи также возглавлялся матриархом, или матерью клана, которая пользовалась определёнными привилегиями в силу своего старшинства. Мать клана всегда консультировала родственников-мужчин по любому вопросу, который входил в её компетенцию или сферу влияния, например, по поводу семейных ссор или других подобных споров. Матриарх ведущего клана не всегда занимала должность Хранителя огня - иногда считалось, что более молодая женщина больше подходит для этой работы.

Западные апачи признавали некоторых сильных и влиятельных женщин "женщинами-вождями". Почти все они были жёнами вождей или субвождей; однако, несмотря на то, что жене главы оказывалось определённое уважение, не каждая женщина, чей муж был главой, считалась женщиной-вождём. Статус типичной женщины-вождя не был наследным и официально её не избирали - она просто вживалась в свою роль и получала признание, поскольку проявляла мудрость и силу и была ярким примером женственности апачей. Она никогда не была праздной, и благодаря трудолюбию накопила богатство - ещё одно необходимое условие для женщин-вождей. От неё ожидалось, что она будет очень щедрой, делясь своей едой и другими материальными благами с теми, кому повезло меньше.

Иногда женщина-лидер апачей могла выступать на совете или на военном танце, пытаясь вдохновить мужчин, но обычно её функции включали организацию других женщин в группы по сбору дикой пищи, побуждая их вносить еду для общественных праздников и церемоний и убеждая их собрать достаточное количество продовольствия на зиму. Она также давала советы по уходу за детьми и семейной жизни" (Источник). 

Мы с тобой одной крови...

Фотография Анны Жаворонковой. http://light.lifeisphoto.ru/slideshow_recom.aspx?id=4789

 

Про индейский матриархат (2).

Кэролин Найтхаммер пишет:

"Английским рассказам о выдающихся индейских женщинах предшествовали сообщения де Сото и сопровождавших его испанцев. В начале мая 1540 года, сбившись с пути и проведя несколько дней в блужданиях по пустошам нынешней юго-восточной Джорджии, Фернандо де Сото и его передовой отряд наткнулись на трёх индейцев, сообщившим испанцам, что в ближайшем городе под названием Кутифачике живёт женщина-правительница, которая уже получила известие об их скором прибытии и ожидает их.

Когда отряд подошёл к берегу реки, отделявшей их от города, появились четыре каноэ с родственницей правителя и множеством подарков, в том числе шалями и прекрасно выделанными шкурами. Женщина приветствовала гостей, объяснив, что сама вождь не пришла, посчитав, что полезнее остаться в деревне и организовать приём гостей. Затем она сняла со своей шеи нитку жемчуга и надела её на де Сото в знак дружбы. Вскоре прибыли каноэ, чтобы доставить всю группу в Кутифачике. Вождь встретила испанцев очень радушно, предложив им большое количество еды и много прекрасного жемчуга. После недели такого обхождения солдаты захотели поселиться там, но де Сото жаждал продолжить поиски золота.

Он хотел, чтобы вождь сопровождала его отряд, дабы заручиться её поддержкой в других городах, но к этому времени ей надоело грубое поведение белокожих исследователей, и она просто хотела, чтобы они покинули её город. В обмен на гостеприимство, оказанное ему милостивой правительницей, де Сото приставил к ней охрану и заставил вождя и нескольких её женщин-рабынь сопровождать его. В каждом городе жители быстро подчинялись приказам своей правительницы, и даже самые бедные деревушки вносили свой вклад в помощь странным людям. Примерно через две недели вождю удалось сбежать от похитителей и скрыться в своём доме с несколькими рабынями" (Источник). 

Про индейский матриархат.

Кэролин Найтхаммер пишет:

"Хотя ни в древние, ни в современные времена не существовало истинного матриархата [1], ирокезы подошли к нему так близко, как ни одно другое общество. Ирокезы представляли культуру Вудленда и населяли территорию, на которой сейчас находится Нью-Йорк.

Женщины в этом обществе имели преимущество в экономическом плане, поскольку они владели полями, урожаями и домами. Происхождение прослеживалось по женской линии, и все титулы, права и собственность передавались по женской линии. Несмотря на то, что власть оставалась в руках мужчин, женщины осуществляли контроль этой власти.

Хотя женщины ирокезов фактически не занимали должность вождя (в этом племени их называли сахем), именно они не только выбирали вождей, но и решали, достойно ли работают выбранные ими мужчины. Каждый клан делился на роды, и во главе каждого рода стояла старшая женщина - матрона, которая занимала своё положение благодаря возрасту и своим лидерским и дипломатическим качествам. Одной из её обязанностей была координация хозяйственной деятельности женщин-членов клана - не только их работы в поле, но и пожертвования продуктов на благотворительность и общественные праздники. 

После смерти одного из сахемов выбор преемника возлагался на матрону его рода, которая советовалась со своими родственницами. Если поведение нового сахема было неудовлетворительным, матрона трижды предупреждала его, давая ему шанс исправиться. После чего матрона обращалась к совету с просьбой о его низложении. В силу своего положения матрона должна была всегда вести себя с большим приличием, чтобы, когда ей приходилось делать замечание провинившемуся вождю, её предупреждения вызывали уважение.

Женщины-вожди не были редкостью среди ранних северо-восточных индейцев, согласно сообщениям некоторых первых английских поселенцев. Конечно, среди этих первых путешественников не было квалифицированных антропологов - тогда их вообще не было, - и дошедшие до нас рассказы об этих влиятельных женщинах удручают своей краткостью.

Ещё в 1584 году английские исследователи встретили на берегах нынешней Вирджинии женщину, которую они назвали королевой, поскольку она была замужем за мужчиной, которого они считали королём. Она была величественна и красиво одета, на ней был длинный кожаный плащ, подбитый мехом, головная повязка из белого коралла и серьги длиной до пояса из жемчуга размером с горошину. Когда эта женщина посещала белых, её всегда сопровождали сорок или пятьдесят фрейлин.

Что касается женщин, которые были самостоятельными правителями, то одни из самых ранних сведений касаются женщины, которую пилигримы называли "королевой Массачусетса", вдовы, которая после смерти мужа заняла его пост вождя конфедерации различных индейских племён в Массачусетсе. В конце концов племена начали воевать друг с другом, и к 1620 году у королевы остались только остатки одного племени, нипнеты или нипмаки. В 1643 году эта женщина и ещё четыре видных вождя заключили договор с поселенцами, согласившись подчиниться британскому правлению, если им будет предложена защита от других племён.

Две женщины-вождя сыграли важную роль в оказании помощи королю Филиппу, сахему вампаноагов, в его неудачной войне против англичан в 1675-1676 годах. Одной из таких храбрых вождей и борцов была Ветаму, также известная как скво-сахем покассет, присоединившаяся к Филиппу в его попытках создать конфедерацию индейских племён Восточного побережья, чтобы остановить английскую колонизацию индейских земель. Скво-сахем привела триста воинов и доставила провизию для помощи в борьбе, в ходе которой коренные американцы напали на пятьдесят два из девяноста существовавших английских городов, полностью разрушив двенадцать из них. Возможно, им удалось бы выбить всех колонистов с этой земли, но предательство в рядах индейцев переломило ход событий, и к концу лета 1676 года двадцать шесть оставшихся воинов Ветаму были застигнуты врасплох и заключены в тюрьму. Ветаму одной удалось избежать плена, и позже она утонула при попытке пересечь реку. Когда англичане нашли её тело, они отрубили ей голову и повесили её на столб на виду у последних воинов, которые выразили свою скорбь громкими стенаниями и причитаниями" (Источник).

01 июня 2022

Вот так они и жили...

Алеуты в зимнем жилище. Аляска. XIX в.  


Вход в жилище через крышу напоминает аналогичное устройство жилищ Чатал-Хююка. Дома в Чатал-Хююке располагались рядом друг с другом, между ними практически не было пустого пространства, поэтому вход внутрь помещений находился на крыше.

В жилище спускались через отверстие сверху по приставным лестницам. Это же отверстие служило дымоходом для располагавшейся тут же у входа печи. Окон в доме не было.

Источник картинки.

Косвенное подтверждение матриархата в Чатал-Хююке.

На сайте "Генофонд.РФ" говорится про общественное устройство жителей неолитического Чатал-Хююка между 7400 и 6000 годами до н.э.:

"Статуэтки Богини-Матери побуждали некоторых археологов, особенно феминисток (как Гимбутас), говорить о матриархате, но это не подтверждается материалом. Как установила команда Ходдера, женщины и мужчины, по-видимому, имели равный статус в обществе. Число погребений высокого статуса одинаково у мужчин и женщин" (Источник).

При этом, однако, число женских статуэток значительно превышает число мужских. И вот что интересно: по мнению Ходдера, детально проработанная фигурка (см. рис. 1), скорее всего, представляет собой изображение пожилой женщины, достигшей высокого социального статуса.

рис. 1

Свет мой, зеркальце, скажи...

Я уже говорил о том, что на раскопках Чатал-Хююка было найдено обсидиановое зеркало.

Найденное на раскопках обсидиановое зеркало, © Официальный сайт

Но вот вопрос: для чего использовалось это зеркало? Для того, чтобы видеть в нём своё отражение, или для ясновидения? О зеркалах, которые могут показать то, что недоступно глазу, рассказывает современная тибетская писательница Келъян в книге «Женщины Тибета». В рассказе «Женщины-лхаба» писательница упоминает лхамо, которая гадала с помощью медного зеркала. «В Лхасе недалеко от монастыря Рамоче, расположенного на улице Бакхор, жила лхамо, которая гадала с помощью медного зеркала. Она могла точно рассказать о настоящем и предсказать будущее, счастье и несчастье. Этот дар был у неё с рождения, но узнала она о нём, только когда повзрослела» (Источник).

Могли зеркала в Чатал-Хююке использоваться для проведения магических ритуалов? — А почему - нет? Вполне могли. Мы же знаем, что к магии в основном прибегают женщины. Магия — это "оружие" слабого пола. Как слабому полу в Чатал-Хююке удалось иметь равный статус с мужчинами? Может быть, отчасти и женская магия тому способствовала?

Хороший пример одержимости духами.

У современной писательницы Келъян, этнической тибетки, в книге «Женщины Тибета» есть рассказ «Женщины-лхаба», в котором упоминается некая лхамо [1], которая принимает в своё тело дух коровы. Во время сеанса она может даже есть траву. «В уезде Чюшю неподалеку от Лхасы есть не менее известная лхамо, которая очень рано прошла посвящение, когда ей было чуть больше десяти лет, сейчас же ей около тридцати. Она посредник нескольких мужских духов. Когда в её тело сходит дух, её голос меняется и становится глухим, низким и величественно красивым. При сошествии разных духов она говорит разными голосами. Когда в неё проникает дух этой деревни, она говорит на местном диалекте, а когда северный дух горы Ньенчен-Тангла, – на северном диалекте, когда верховный горный дух – на лхасском диалекте. Говорят, при сошествии духа коровы, она ест свежую траву; нужно сказать, с большим аппетитом и удовольствием, даже выражение её лица становится простодушным, как у коровы. Но после того как дух оставляет её тело, её лицо и речь становятся прежними, застенчивыми, робкими и умиротворёнными; она никогда не говорит на северном тибетском и на обычном лхасском диалектах, а также не питается сырой травой».

Эту интересную информацию я нашёл у xi11zang44 в записи "Птица-Оборотень. Не мифология". Хороший пример одержимости духами. Надо помнить об этом, когда мы углубляемся в изучение неолитических обществ Старой Европы. Безусловно, там тоже имели место быть "сошествия духов", и, скорее всего, эти эпифании, эти "богоявления" находились в центре религиозного культа. Я уже немного говорил об этом в записи "Эпифания богини". 

Отдельный вопрос — куда исчезает человеческая личность при подобного рода психических трансформациях? Создаётся впечатление, будто личность "выключается" на время одержимости духами, как выключается свет в комнате.

Кстати, я уже говорил о том, что сугубо "человеческое" в человеке, то, что отделяет человека от обезьяны, подобно электрическому току в проводах. 

И здесь возникает другой вопрос: если "человеческий" ток может быть "отключён" и временно заменён другим, как будто "нечеловеческим" током, то, может быть, оба эти тока являются на самом деле идентичными, исходящими из единого источника "напряжения сети"?  

--------------------------------------------------------------------------------

[1] Кто такие лхамо? Женщины, тело которых избрано определённым духом в качестве посредника, по-тибетски называются «лхамо». Среди них есть и ламы, есть и простые люди.

Матриархат как "восстание против гоминид".

Кэролин Найтхаммер приводит примеры того, как женщины-индеанки могли выживать, когда, волею случая, они оказывались в одиночестве, как Робинзон Крузо на необитаемом острове.

"Один из первых исследователей по имени Сэмюэл Хирн находился в Канаде в январе 1771 года, когда во время охоты со своими проводниками-индейцами наткнулся на странный след от снегоступов. Они пошли по следу и вышли к маленькой хижине, где обнаружили молодую женщину. Похоже, она была догриб, попавшая в плен к другому племени. Летом 1770 года, после года плена, она сбежала от своих похитителей с намерением вернуться в свою страну, но поворотов и изгибов рек и озёр было так много, что она запуталась и заблудилась. Поэтому с началом осени беглянка построила себе хижину и решила перезимовать в ней. К тому времени, когда исследователи нашли её, она провела в одиночестве почти семь месяцев. Все эти месяцы она прекрасно обеспечивала себя, добывая куропаток, кроликов и белок. Когда девушка израсходовала те немногие оленьи сухожилия, которые взяла с собой, она стала использовать сухожилия кроличьих и птичьих лап для изготовления силков и шитья одежды. Она даже сшила себе наряд из кроличьего меха. В свободное время женщина сделала несколько сотен ярдов бечёвки из внутренней коры ивы, планируя использовать её для изготовления рыболовной сети, когда наступит весна" (Источник). 

Как видим, женщины в традиционных обществах (может быть не все, но по крайней мере некоторые женщины) являются вполне самодостаточными существами. Представители т. наз. "мужского движения" в своих блогах и пабликах изображают женщин как паразитов, присосавшихся к мужчинам и высасывающим из них все соки. Но вот, оказывается, женщины могут прожить и без мужских "помочей". 

А далее мы включаем воображение и представляем себе, что примерно то же самое могло случиться и в каменном веке. Вот, допустим, сбежали несколько женщин из какого-то рода в семействе гоминиды (так определяет людей Википедия), и среди тех беглянок были беременные. На новом месте они начали новую жизнь и установили свои порядки, исходя из своего, женского, разумения. Я думаю, мы нисколько не ошибёмся, если назовём эти порядки матриархальными. Их дети впитали в себя эти установления вместе с молоком матери. И вот у нас уже небольшая матриархальная община. Ну, а далее сами собой возникают "гостевые браки", когда мужчины из близлежащих родов навещают по ночам местных молодух, оставляя в них своё семя. Собственно, мужское семя — это и всё, что требуется женщинам от мужчин. Всё остальное они могут делать сами. 

Вот такой получается матриархат, как "восстание против современного мира". Современного тем женщинам, которые жили в каменном веке. В отличие от большевиков, которые задумали разрушить "весь мир до основанья", чтобы затем построить свой "новый мир", женщины просто покидали мужской "обезьянник", где самцы-"альфачи" "имели" всех, кого хотели и как хотели, - благо, свободных необитаемых земель в то время было предостаточно.     

31 мая 2022

"Женщины с мужскими сердцами".

Кэролин Найтхаммер пишет:

"Северные индейцы племени пиеган, или черноногие, из южной Альберты, признавали, что существует определённое количество особенно сильных духом женщин, и называли их “женщинами с мужскими сердцами”, поскольку культура черноногих была обществом, ориентированным на мужчин, и любая женщина, добившаяся отличия, делала это с точки зрения мужских ценностей.

Женщина с мужским сердцем обычно была богатой зрелой вдовой или главной женой важного человека. В то время как типичная “хорошая” черноногая жена была застенчивой, кроткой и послушной, женщина с мужским сердцем была агрессивной, независимой и смелой, не боялась высказываться публично или искать сексуального удовлетворения. Она также была невероятно эффективна, будучи в состоянии сделать за день больше, чем среднестатистическая женщина за целую неделю. Она могла обменять излишки произведённых ею товаров на лошадей, капитал экономики черноногих, и таким образом добавить ещё больше к своему накопленному имуществу. Обычная черноногая жена называла лошадей, которыми она владела, “лошадьми моего мужа”, в то время как женщина с мужским сердцем называла лошадей своего мужа “моими лошадьми”."(Источник).

Как тут не вспомнить строчки из стихотворения Николая Некрасова?

"Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц...".

                         Старая Гуцулка, Украина. Фотограф Николай Сенковский. 1926 год.
 

"Выпьем с горя; где же кружка?"

"Палеопсихолог... это специалист, который изучает мышление людей тех времён, когда оно было дикой смесью религии, народных поверий и неверно понятых обрывков античных трудов. В отличие от современного мышления, которое, будем откровенны, не что иное, как дикая смесь материализма, народных поверий и неверно понятых обрывков научных теорий" (Источник).

Да, иной раз мне кажется, что в современном мире взяли верх антипрививочники, плоскоземельцы, конспирологи и прочие трамписты. 



 

30 мая 2022

Неолитический образ Богини.

Настенная роспись из дома в Чаталхёюке (7500-6500 гг. до н.э.) с изображением фруктового (фигового?) дерева и козлов... Из книги "Flora Unveiled: The Discovery and Denial of Sex in Plants" Линкольна Тейза, Ли Тейза. 

Источник картинки

А это — сиро-финикийская богиня из Угарита, кормящая двух козлов.

Фрагмент шкатулки для косметики с изображением кормящей богини. Угарит, 1200-1150 гг. до н.э. Слоновая кость.

Я уже не раз говорил о том, что Богиня и Древо являются сабститутами, взаимозаменяемыми изображениями. На ближневосточных дохристианских изображениях можно увидеть, что часто там, где должна быть Богиня, находится Древо, и там, где должно быть Древо, находится Богиня.

Сравнение Богини с многоплодным инжиром свидетельствует о главном её качестве: она даёт. Обнажённые груди, кстати, тоже говорят об этом её качестве: она — Alma Mater (Матерь Кормящая). "Приидите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я накормлю вас".

Путь навахо.

Кэролин Найтхаммер пишет:

"Среди навахо, которые были соседями, но не родственниками хопи, женщина также правила домом, но её влияние на этом не заканчивалось. Она не только готовила всю еду, заботилась о доме и детях, управляла стадами овец, забивала домашних животных, шила всю одежду, развлекала всех гостей и плела ковры в свободное время, но и имела право голоса во всех семейных делах. Не было такого занятия, которое было бы запрещено женщине из племени навахо, если она была достаточно способна справиться с этим. Ограничения на достижения никогда не устанавливались по признаку пола, только на основе способностей.

Высокий престиж, которым пользовалась женщина навахо, несомненно, был связан с её экономической независимостью, главным образом благодаря тому, что она владела домашним скотом и распоряжалась им.

Навахо начали разводить овец и коз вскоре после того, как эти животные были завезены в их местность испанскими переселенцами, стада которых обеспечивали их свежим мясом в пути. Животные, попавшие в руки навахо в результате дарения, покупки или кражи, вскоре размножились. Хотя некоторые мужчины навахо владели овцами, домашний скот был в основном собственностью женщин — возможно, потому, что они использовали шерсть для ткачества, возможно, потому, что они могли пасти овец рядом с домом, пока мужчины были на охоте и сражались
".

А вот и ещё одна немаловажная причина того, что домашние животные находились под женской опекой: "В то время как в обычный день женщина могла послать ребёнка отвести стадо пастись, когда наступало время ягнения, она старалась уделить каждой рожающей овце и каждому крошечному ягнёнку своё индивидуальное внимание. Независимо от того, что все овцы начинали сбрасывать своих ягнят в разгар несезонной метели, женщина навахо была рядом с ними, невзирая на снег и слякоть, даже спала в загоне, чтобы помочь в случае чего". То есть, это в природе женщин - "сюсюкаться" с малышами, разводить "детский сад", а мужикам заниматься этим - "не с руки".

Дополнение к статье Люди-"коллаборационисты".

На ум пришло небольшое дополнение к статье о "коллаборационизме" людей и духов (см. Люди-"коллаборационисты"). 

Это так называемая "шаманская болезнь". Если духи "положили глаз" на кого-то, они не слезут с него до тех пор, пока он не станет шаманить. Если же "избранник духов" категорически отказывается исполнять возложенную на него миссию «психопомпа» – то есть существа, которое способно связывать мир людей и духов, то он, как правило, умирает. 

Мне думается, что "избранники духов" существуют и в тех обществах, где давно уже нет никаких шаманов. На мой взгляд, Адольф Гитлер, в своё время, имел многие симптомы "шаманской болезни". 


К сожалению, книга Августа Кубичека «Адольф Гитлер, мой друг детства», не внушает доверия. Историческая ценность этой книги ставится многими историками под сомнение, в частности, Франц Естингерц писал, что «90 процентов информации, приведённой Кубичеком, является ложью» (Источник). Ну, это и понятно: в 1951 году, в самый разгар денацификации Германии, публикация объективной информации о Гитлере была невозможна. Хотя, и у Кубичека проскальзывают упоминания об одиночестве и скрытности Адольфа, о его частых и долгих блужданиях по лесам и горам, - всё как у "избранников духов" в период их "шаманской болезни".

"Причащение" Матери-Земле.

Кэролин Найтхаммер  пишет:

"Обычно в год, когда дожди шли регулярно, еды хватало, но женщины хопи хорошо знали, что в любой момент и по любой причине боги могут решить отказаться от намолённых грозовых туч и заставить голод посетить землян. По этой причине женщины часто клали крошечную щепотку песка в пищу, которую они готовили. Полингайси Коявайма (Элизабет Уайт) написала, что, когда вернулась домой в Орайби после долгого отсутствия, она была в ужасе, увидев, как её мать бросает песок в кукурузное тесто. Её мать объяснила: “Голодных людей много, а еды мало. К ней мы добавляем песок в качестве молитвы об изобилии. Песок, зёрнам которого нет числа, содержит в себе эту сущность. Что может быть более обильным, чем песок Матери-Земли в его бесконечности? Мы помним об этом, когда добавляем песок в нашу пищу при её недостаточном количестве. Когда ты месишь тесто своими тёплыми руками, сохраняй в сердце добрые мысли, чтобы в еде не было пятен зла. Проси, чтобы в еде была сила и величие Матери-Земли; тогда те, кто будет есть её, будут насыщаться как духовно, так и телесно” (Qoyawayma, 1964:35)" (Источник). 

В статьях про земледельческие общины эпохи неолита мне несколько раз попадались сообщения о "стёртых" зубах земледельцев. Объясняется это тем, что мелкие крупицы песка неизбежно попадают в муку при помоле зерна на ручных зернотёрках. 


Но, может быть, помимо этого, зубы "стирались" ещё и от песочка, который женщины подбрасывали в муку, для того чтобы вкушающие хлеб "причащались" телу Матери-Земли?

29 мая 2022

Остров есть Фера среди виноцветного моря прекрасный...

Несколько очаровательных видов острова Санторин (Фера или Тира) в Эгейском море.  

 


Наверно, 3700 лет назад, в эпоху расцвета крито-минойской цивилизации, на этом острове были такие же "горки-лесенки", но ещё более красивые, потому что природа была чище и первозданнее, вода была ещё более прозрачной и бирюзовой, да и сам остров, до взрыва вулкана на нём, был совсем иным, зелёным и цветущим.

Богиня или женщина?

На этой статуэтке, разумеется, нет надписи, кто это такая, но по ожерелью и браслету её считают "Афродитой Анадиоменой" (др.-греч. Ἀφροδίτη Ἀναδυομένη, «выныривающая, выходящая из моря»).


Впрочем, может быть, это вовсе и не богиня, а самая обычная смертная женщина. Ожерелье на шее и браслет на руке носили, например, этрусские женщины.

Пожалуй, на этом можно было бы и поставить точку. Но здесь сбивает с толку бирюзовый цвет статуэтки. Нам известны статуэтки богини Исиды синего цвета. Синий и бирюзовый - похожие цвета. Так что, может быть, это образ богини, списанный с какой-нибудь этрусской красавицы.

Люди-"коллаборационисты".

Отличительной чертой Homo sapiens sapiens является сознание. Со-знание. 

Приставка со- (с-) при образовании существительных означает взаимосвязь, совместность, некую общность. Например: сообщество, сотрудничество. Эту же приставку мы легко угадываем и в словах иностранного происхождения, например, кооперация, коллаборация. 

Следовательно, человеческое сознание есть знание рассудочное (которое имеется и у животных) + знание сверхрассудочное (какого нет у животных). Животные как бы заключены в "скорлупе" своего сиюминутного бытия и они не могут выйти за пределы этой "скорлупы". Человек же может взглянуть на себя как бы "со стороны", с позиции стороннего (или потустороннего?) "наблюдателя". 

Теперь надо сказать, что человеческое сознание какими-то путями неисповедимыми связано с совестью. Кстати, слово "совесть" является "калькой" слова "сознание". Человек бессовестный — это практически то же самое, что человек бессознательный. То есть человек без того самого "плюса", о котором мы говорили выше, человек с рассудочным, животным мышлением, человек, поступающий как животное.

Далее. Вот это самое сознание (= совесть) не присуще человеку от рождения, как, например, зубы во рту. Зубы растут сами по себе, а сознание может и не появиться (как, например, у детей-"маугли", выросших в мире животных). А если оно появляется, то очень неравномерно: у одних людей имеются лишь самые начатки сознания, а у других сознание переходит в сверхсознание, что проявляется в виде необъяснимых сверхъестественных феноменов. Сверхсознание, как мы видим на отдельных примерах, может управлять материей. И, вероятно, оно неподвластно времени.

Возникает вопрос: кто же этот "наблюдатель", который смотрит на человека со стороны и заставляет его стыдиться некоторых поступков, совершённых как бы в бессознательном состоянии? Находится ли он по сю сторону, или в потустороннем мире? Скорее всего, он - как поплавок: одновременно пребывает и "над водой", и "под водой". Он является тою самою фокальной точкой, через которую наше сознание связано с океаном Бессознательного. 

Есть такое понятие как "параллельный мир"; именно там находится океан Бессознательного, в котором все боги живут. А мы, люди, связаны с богами через со-знание. Сразу оговоримся: не все люди и не во всякое время связаны с богами. Для связи с ними необходимо "отключение" рассудочного, животного мышления. Достигается это различными способами. Майкл Харнер, например, пережил эту связь во время приёма напитка из лиан растения аяухаска, которое индейцы племени конибо в Перу называют "малой смертью". Он увидел тот самый "корабль мёртвых", о котором говорилось в статье "И корабль плывёт..."