25 июня 2022

«В ночь на Яна».

"В сёлах Ляховичского р-на Брестской обл. бытовало поверье, что знахарем можно стать (не раздобывая самого цветка), если «в ночь на Яна» пойти в лес «спать у папаращ»; переночевавший в зарослях папоротника якобы будет всё знать, понимать язык зверей и птиц и т. п. [ТМКБ 2009: 489-490]." Цит. по: Виноградова Л.Н. "Малоизвестные варианты полесских поверий о цветении папоротника".

У моей мамы в семье было 3 брата и 2 сестры. Один из братьев - Вася - был дурачком. Про него говорили, что в раннем детстве он заблудился в лесу, и нашли его лишь через пять дней. Я хорошо помню этого Васю; он говорил непонятно и многократно повторял одно и то же. Но я так и не понял, - то ли он оказался в лесу потому что от рождения был, мягко говоря, со странностями, то ли у него "крыша поехала" оттого, что он пять ночей проспал в лесу под папоротником.
 

О чём говорят большие поселения культуры Винча?

Knut Rassmann, Martin Furholt, Nils Müller-Scheeßel и Johannes Müller в статье "Социальная организация поселений культуры Винча. Новые данные магнитных и археологических раскопок" приводят схемы некоторых поселений культуры Винча на основании геомагнитных исследований. 

Надо сказать, довольно большие поселения. Особенно Беловодье, которое по размерам приближается к мегапоселениям Трипольской культуры. 

Мы, конечно, не знаем, сколько домов существовало одновременно в Беловодье. Авторы статьи говорят, что цифра в 300-350 домов (1500-1750 жителей; 5 человек на дом), кажется наиболее вероятной. Даже в наше время в России деревни в 300 домов нечасто встречаются, а то было ок. 7000 лет назад. 

24 июня 2022

Пришло на ум на крыше сарая.

Сегодня днём я перекрывал крышу сарая, и, как бы между делом, доказал бессмертие души (по крайней мере, для себя).

Железо ржавеет со временем, а человек стареет, — это общеизвестная, избитая истина. Но вот что примечательно: тело стареет и слабеет, а ум — нисколько не слабеет. Кажется, с возрастом ум становится даже острее и проницательнее; знания расширяются и углубляются; появляется то, что называется мудростью. 

То есть, я хочу сказать, что сознание не подчиняется вселенской энтропии. И в этом смысле, сознание — сверхъестественно, сверхприродно, оно "не от мира сего".

По сути, человеческое тело стареет точно так же, как какой-нибудь автомобиль. Однако мы можем пересесть со старого автомобиля на новый, а поменять свою старую "шкуру" на молодую мы не можем.

Наверно все, кто доживают до старости, проходят через этот диссонанс плоти и духа, когда на уме "планов — громадьё", а сил для их свершения уже нет. Тогда становятся как-то особенно близки и понятны слова Иисуса Христа: "Дух животворит; плоть не пользует нимало". Плоть похожа на воздушный шарик, который летал-летал по ветру, и... "сдулся"; и вот он падает на землю, испуская дух, и, если прислушаться к шипению воздуха из "горлышка", то можно услышать его заветную мечту, как он всей душой желал "в небо улететь" и оттуда "птицу райскую сманить"... 

 

23 июня 2022

"Венеры" художника Виктора Ляпкало.


"Песенка - к Богу лесенка".

Игра на музыкальных инструментах в определённых ситуациях открывает духам дорогу к человеку. Музыкант своей игрой провоцирует «иномирные» силы, навлекая их на себя.

Не случайно экстатический культ Кибелы был связан с корибантами и куретами, которые  поклонялись ей с неистовыми плясками, с дикими криками и с оглушительной музыкой литавр, цимбалов и флейт.

Андаманцы.

"Андаманцев, коренное население Андаманских островов, обычно рассматривают как остаток одного из древнейших человеческих сообществ. Они смогли донести до нашего времени (естественно, не полностью в первоначальном виде) самые ранние формы социальной организации и культуры, фиксируемые источниками.

Андаманцы — очень тёмные по окрасу кожи, курчавоволосые, крайне низкорослые (мужчины — 145 см, женщины — 138 см), с инфантильными, как отмечают антропологи, чертами лица, с отчётливо проявляющейся у женщин стеатопигией. Подчёркивается чисто азиатский характер их антропологического облика. У исследователей вызывает особенный интерес тот факт, что никакие смешения почти не нарушали чистоту их облика, — это поистине уникальный случай" (Источник).

Кстати, о стеатопигии. Говорят, что сильное развитие жировой прослойки на ягодицах генетически заложено у некоторых народов Африки. 

Эудокси Яо - самая большая задница в Западной Африке. Источник картинки.

В связи с этим припоминаются верхнепалеолитические "венеры" и высказывается предположение о том, что фигурки доисторических женщин, обнаруженные в пещерах Южной Франции и Австрии, и некоторые наскальные росписи свидетельствуют о том, что стеатопигия была широко распространена в верхнем палеолите в первобытных обществах Европы.
 

                                        Женская статуэтка из грота Гримальди, Италия.

22 июня 2022

Погребение в два этапа у андаманцев.

Племя Jarawa живёт на Андаманских островах в Индийском океане в кочевых группах по 50 человек.

Охотятся с луками и стрелами, ловят рыбу в коралловых рифах и собирают фрукты и мёд. Андаманцы очень любят пляски, сопровождаемые хоровым пением. Особенно чтят память об умерших. Спустя несколько месяцев после похорон они выкапывают труп, кости тщательно промывают и частью раздробляют, а череп на шнурке носит один из ближайших родственников покойного на груди (Источник).


Боже мой! Как это похоже на натуфийцев! Далее цитирую Марию Гимбутас: "В эпоху неолита на Ближнем Востоке превалировало погребение в два этапа.
Это означает, что разрозненные кости, в первую очередь - черепа, собирали и перезахоранивали после того, как они, в результате разложения или каким-либо другим путём, были избавлены от плоти. В ряде случаев черепа перезахоранивали отдельно, в особо отведённой части могильника, окружив их черепами и рогами оленей, челюстями кабанов, свиней и волов (подобная практика, к примеру, была характерна для культуры Хаманджия).

Убедительное и зримое свидетельство существо­вания экскарнации можно видеть на стенах храмов Чатал-Хююка, где Богиня представлена в облике гри­фа, спускающегося на обезглавленное тело. 


Судя по этой фреске, череп, считавшийся важнейшей частью тела, отделяли от туловища ещё до экскарнации. В храмах Чатал-Хююка черепа скла­дывали под букраниями, которые символически ас­социировались с маткой. В докерамическом Иерихо­не (долина реки Иордан) эпохи неолита под полом жилищ были найдены черепа, у которых лицевая часть воссоздана из гипса, а вместо глаз вставлены раковины. В Се­верной Европе покрытые слоем синей глины черепа были обнару­жены в могильнике Звейниекс (Латвия) VI-Vтыс. до н.э.; в их глазные впадины были вставлены янтарные кругляки.
О широте распространения вто­ричных захоронений свидетельст­вуют и коллективные погребения западноевропейских мегалитиче­ских гробниц, в которых обычно сложены расчленённые кости. За очень редким исключением, в них не бывает целых скелетов" (Источник).

Это очень хороший пример того, что в архаических обществах, удалённых друг от друга многими тысячами километров и многими тысячами лет, может быть один и тот же modus vivendi. В современных обществах — грызня и раздрай, мир на грани третьей мировой войны, а в архаических обществах — всё едино.

О "новом мышлении".

30 декабря 1922 года был создан СССР. Стало быть, в этом году 100 лет исполняется.

Я, как человек, увлекающийся историей, давно заметил, что советская идеология отнюдь не исчезла в 1991 году, когда в Кремле был спущен красный флаг и поднят российский "триколор". Когда читаешь книги по истории, изданные в РФ после 1991 года, очень часто ловишь себя на том, будто это было написано при советской власти. Приведу всего лишь один пример, в качестве иллюстрации:

"Аксумское царство погибло в огне войн, бушевавших на эфиопской земле начиная с VII века. С этого времени Эфиопия почти на пятьсот лет погружается во мрак. Войны, опустошавшие страну, разжигались феодалами, церковниками и племенной знатью других народов. Эти люди поступали так ради собственной наживы. Но признаваться в этом тогдашние правители не хотели, как не признаются виновники войн и нашего времени. Поэтому, чтобы обмануть народы, властители часто уверяли их, будто идут сражаться за правую веру, за религию. Причём каждый из них провозглашал правой только свою веру, а все прочие предавал проклятию" (Источник). 

Сия запись выложена в Сеть 16 ноября 2012 года, однако, не зная дату, можно было бы подумать, что это написано при Брежневе, Хрущёве или даже при Сталине. Потому что весь понятийно-смысловой аппарат статьи свидетельствует о коммунистической парадигме мышления автора.

В СССР и постсоветской России было издано превеликое множество — вагон и маленькая тележка — писанины, в которой клеймились феодалы и церковники, живущие ради собственной наживы. Казалось бы, при такой вековой обструкции богатства и богатеев, появление "новых русских толстосумов" невозможно. Ну, или, по крайней мере, у народа должно было бы появиться стойкое отвращение к "церковникам и племенной знати". На самом деле, я не вижу ничего подобного. Советская парадигма мышления очень заметна во всякого рода учёных трудах и записках по истории, но она совершенно отсутствует на уровне мышления простого народа. Не вижу я у знакомых вокруг себя неприятия богатства и богатеев. А это значит, что столетние труды по выработке советской парадигмы мышления не изменили ничего. Народное мышление осталось то ли первобытно-дремучим, то ли девственно-чистым. 

«Белая госпожа Сахары».

"Древняя танцовщица, названная «Белой госпожой Сахары», имела на руках и ногах много украшений, напоминающих те, какие можно и теперь видеть у африканцев, живущих к югу от Сахары" (Источник).

Баба - это не оскорбление.

Данная этимология слова "баба", скорее всего, не научная, но уж больно симпатичная; так что я не удержался от того, чтобы "скопипастить" её в свой бложик.

Источник

21 июня 2022

Немного про Убейдский период.

В Убейдский период (датируется 6-м — началом 4-го тысячелетия до н. э.) на Ближнем Востоке стали смешивать глину с соломой и формовать из неё кирпичи, и этот удобный строительный материал вскоре начинает применяться для возведения настоящих монументальных зданий.

Святилище в Эриду

Первые землевладельцы, поселившиеся в Эриду, воздвигли для Энки рядом с морем на песчаном холме среди лагун квадратное святилище (храм) площадью лишь всего около 3 кв. м, построенное из призматической формы длинных сырцовых кирпичей. В течение обеидского периода здание перестраивалось и увеличивалось в размерах не менее шести раз, пока, наконец, последний обеидский храм не достиг 23,5 м. в длину и 12,5 м в ширину, а платформа, на которой он стоял, занимала площадь 26,5 м. х 16 м.

Величайшим достижением обеидского периода в нижней Месопотамии была система земледелия, приспособленная к особым условиям дельты, а также весь общественный строй и его идеология, направленные на наилучшее осуществление этой системы. В начале исторического периода большая часть земли каждой общины принадлежала храму какого-нибудь божества и обрабатывалась от имени этого божества и под надзором его слуг-жрецов арендаторами, испольщиками и поденщиками. Таким образом, обеспечивалось содержание в порядке каналов и рациональное использование земли. Такая система укоренилась, должно быть, еще в эпоху обеидской культуры, так как уже тогда мы сталкиваемся с доминирующим над деревней монументальным храмом (Источник).

«Дом со львом».

Блогер [personal profile] kuba в своём рассказе о поездке в Поволжье сообщает:

"Кульминацией всей Поволжской поездки, пожалуй, можно назвать посещение т.н. «дома со львом», что в с. Поповка под Хвалынском. Это редчайший дошедший до нас памятник крестьянского (старообрядческого) искусства, чудом спасенный от сноса волонтерами несколько лет назад, сохранивший интерьерные росписи нач. ХХв.

Этот нарядный дом принадлежал когда-то старообрядцу — жителю села Поповка, что под Хвалынском. Дом готовился под снос, но был спасён энтузиастами. Истинное сокровище дома — сохранившиеся интерьерные росписи, выполненные художниками-богомазами более 100 лет назад" (Источник). 

Этот лев напомнил мне о "львиных воротах" в городах, существовавших до катастрофы бронзового века.

Аладжа-Хююк


К вопросу о каменных снарядах.

"Жители Хассуны охотились на газелей и ослов, вернее онагров (диких ослов). Обычным охотничьим оружием была праща; снаряды для пращи изготовлялись из глины и обжигались; они имели стандартную форму, не изменившуюся даже несколько тысячелетий спустя, когда материалом для их изготовления стал служить свинец", - сообщает автор статьи "Поселение Хассуна".

С этим сообщением интересно сопоставить мою запись "Хулиганы из Чатал-Хююка". Получается, что запасы глиняных снарядов, обнаруженных при раскопках Чатал-Хююка и других археологических памятников на Ближнем Востоке, заготавливались впрок для охоты на газелей и ослов, а не на случай нашествия противника.


 

О «болванообразных» фигурках из слоновой кости.

Герзейская культура додинастического Египта датируется ок. 3600 — 3300 гг. до н. э.

Автор статьи "Основные черты культуры герцейского периода" сообщает:

"В области культа и ритуала натуралистические статуэтки из слоновой кости уступили место условным «болванообразным» фигуркам из того же материала, которые в конце концов, в минойский период, получили распространение на Крите".

Честно говоря, я ничего не знаю о «болванообразных» фигурках крито-минойской культуры. Даже никогда не видел их. Однако возьму на заметку это сообщение, тем более что мне интересно всё, что касается крито-египетских культурных связей. 

«Всё течёт, всё меняется».

Когда-то я с удовольствием смотрел телепередачи, особенно мне нравились "Взгляд" и "До и после полуночи". Теперь я совсем не смотрю телевизор.

Когда-то я покупал и читал газету "Завтра" А. Проханова, ездил в Москву, чтоб там купить книги А. Дугина. Сейчас мне не интересны ни тот, ни другой.

Всё меняется. Меняется окружающий мир, меняются люди вокруг меня и, конечно, меняюсь я сам. Я уже совсем не тот ltraditionalist, каким был в 2013 году, когда создал свой блог в Живом Журнале.

19 июня 2022

Ещё немного о додинастическом Египте.

"Амратийцы покрывали тело разнообразной татуировкой" (Источник). 

Значит, в принципе, татуировки могли делать также и носители других неолитических культур. Например, носители культуры Кукутени-Триполье. 

Представители додинастических культур Египта "на шее носили ожерелья из кружочков, вырезанных из скорлупы страусовых яиц, бус из сердолика, стеатита и полевого шпата или бус, покрытых зелёной глазурью, а также из морских раковин или кораллов. Руки они унизывали браслетами из раковин, слоновой кости и панциря черепахи". Кроме того, они использовали всякого рода косметические краски для лица и особенно для подведения глаз. Всё это мы наблюдаем и в других неолитических культурах. Уже в Чатал-Хююке изготавливались зеркала, очевидно, с целью обмена, а в Индо-Хараппской цивилизации существовали целые города, специализировавшиеся на изготовлении женских "побрякушек". Надо полагать, торговля этими "побрякушками" в те времена была столь же важной статьёй экспорта, как ныне нефть и газ для государства российского. 

Здесь, конечно, возникает вопрос: а кто же был основным потребителем этих изделий — мужчины или женщины? Если женщины, то тогда получается, что вся неолитическая экономика была настроена на удовлетворение их спроса и потребностей.

"Вникая в предметы духовной культуры, можно проследить много общего в одежде людей, изображённых на амратских сосудах и в наскальных рисунках Северной Африки и Восточной Испании. Оперённые головные уборы мужчин, изображённых на сосудах с белым крестолинейным орнаментом, повторяются в наскальных рисунках Сахары, так же как футляры для половых членов, знакомые нам по амратским статуэткам. На ноге одной из статуэток есть браслет, имеющий аналогии среди изображений в Ин-Эззане (Сахара) и Когуле (Испания). Амратские собаки напоминают по внешнему виду собаку, изображённую на стене убежища в Альпере. Эти и другие соображения подобного рода приводят некоторых учёных к выводу о миграции ливийцев и смешению их с бадарийскими предками амратийцев".

Немного про амратскую культуру.

В Верхнем Египте на смену бадарийской культуре приходит амратская культура (или культура Негады I), которая, весьма вероятно, происходит непосредственно от бадарийской.

Амратийцы, по всей вероятности, первые приступили к систематической обработке в заливной пойме Нила естественно орошавшихся земель, ибо протекавшие по пустыням вади, по-видимому, уже не могли снабжать их достаточным количеством влаги. Тем не менее, хозяйство продолжало ещё носить «смешанный» характер, то есть представляло собою совокупность новых приёмов «производства пищи» со старым охотничьим промыслом, рыболовством и собирательством. Такая двойная эксплуатация природных ресурсов долины Нила вызвала большой рост населения. Сильно увеличилось количество поселений, и многие из них, по-видимому, выросли в большие деревни.

Многие учёные полагают, что каждая амратийская деревня, подобно деревням культуры Динка на Верхнем Ниле, принадлежала отдельному клану, имевшему свой тотем. Действительно, в таком случае изображение на сосудах крокодилов, скорпионов и других омерзительных существ можно было бы объяснить тем, что это были тотемические животные; кроме того, мы знаем, что некоторые амратские символы появляются снова в исторический период как эмблемы номов. Возможно, что в число этих изображений входили и женщины с коровьей головой и животное, связываемое с богом Сетом. Первая эмблема позднее выступает в виде богини-матери Хатхор, но, пожалуй, было бы слишком поспешно делать вывод, что Хатхор или Сет почитались как божества ещё во времена амратийцев. До сих пор погребения амратийцев не дают прямых свидетельств о каких-либо царях или вождях. Но на одной палетке этого периода, хотя и найденной в Верхнем Египте, вырезано изображение Красной Короны, которую позднее носили фараоны как символ царской власти над Нижним Египтом! Возможно, что в тот период уже существовало рабство. Именно таким образом трактуются статуэтки водоносов, обычно женские, и пленников со связанными за спиною руками. О существовании частной собственности в противоположность общественному имуществу всего клана можно судить по тому, что на сосудах часто встречаются выцарапанные значки, обозначавшие принадлежность их определённому хозяину; все сосуды в одном погребении бывают, как правило, помечены одним значком (Источник).

Немного о натуфийцах.

"Натуфийцы были охотниками-рыболовами и обычно жили в пещерах, расположенных близко от воды и от тех мест, где водилась дичь. Наше представление об их физическом сложении сводится к тому, что это был низкорослый народ, представители которого достигали роста не более 1,50-1,57 метра и имели длинный узкий череп. Подобно современным племенам банту и некоторым древним племенам, населявшим окраины Сахары, они имели обыкновение вырывать у себя с корнем передние зубы. Натуфийцы ловили рыбу на прикреплённый к лесе крючок (их костяные крючки являются, вероятно, самыми древними из всех известных рыболовных крючков) или с помощью тонких костяных гарпунов" (Источник).

"Обыкновение вырывать у себя с корнем передние зубы" свидетельствует о том, что у натуфийцев существовали обряды посвящения. Это просто удивительно и поразительно, насколько всеобщими и универсальными были эти обряды в архаических обществах! Как это можно уразуметь, что различные общества, разделённые многими тысячами километров и многими тысячами лет, практиковали одни и те же инициатические обряды (с некоторыми локальными "нюансами")? И почему все они приходили к необходимости проведения такого рода обрядов? Ведь живут же современные люди без инициаций! Более того, любой человек, который рискнул бы возродить обряды посвящения в современном мире, тут же оказался бы в тюрьме по обвинению в создании экстремистской организации, посягающей на личность и права граждан.
 

18 июня 2022

Доместикация в пустынях.

Одомашнивание некоторых диких животных могло иметь место в пустынных и полупустынных территориях Африки и Аравии. На это намекает автор статьи "Возникновение земледелия и скотоводства". Как известно, земли, на которых сейчас располагаются великие африканские и аравийские пустыни, не всегда были такими засушливыми. Некогда Северная Африка выглядела иначе.

Люди занимались охотой, и в ус не дули. "Но условия всё усиливающейся засухи, должны были стимулировать переход к экономике производства пищевых ресурсов. Усиленная концентрация населения на берегах ручьёв и у пересыхающих источников вела к всё более интенсивным поискам новых средств пропитания. Животные и люди тянулись к оазисам, которые постепенно отделялись друг от друга всё более широкими полосами пустыни. Такое невольное и близкое сосуществование людей и животных и могло явиться причиной, породившей между ними тот вид симбиоза, который подразумевается под понятием «одомашнение животных»".

Что-ж, вполне может быть... "Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться...".

Немного о Тасийской культуре.

В русскоязычной Википедии о Тасийской культуре — древнейшей из археологических культур додинастического периода на территории Верхнего Египта, существовавшей около 4500 года до н. э., — буквально ноль информации.

Интересная информация об этой культуре в статье А. А. Сошникова "Неолитические культуры Древнего Египта". 

В принципе, он повторяет ту же тему, которую и я развиваю: "Кочевники, отступающие из постепенно высыхающих степей, оседали на берегах Нила". То есть, надо полагать, долина Нила заселялась пришельцами с запада, со стороны Сахары. 

Однако, не так всё просто. Были и пришельцы с востока, со стороны Синая. "В Дельте и у Фаюмского озера в V тыс. до н. э. поселились земледельцы из Передней Азии. <...> Убранство домов, формы керамики и предметов утвари говорят о том, что предки этих земледельческих групп пришли из Южной Палестины".

То есть, Верхний Египет заселили скотоводы из Сахары, типа кочевого пастушеского племени хадендоа образца XIX века, а Нижний Египет заселили земледельцы из Передней Азии. 

Очень любопытно сходство тасийской керамики с керамикой ККК. Цитирую: "Особый интерес европейских исследователей, занимающихся доисторическим периодом, вызывает в Верхнем Египте керамика из Деир-Тасы. Она появилась на свет, очевидно, до середины IV тыс. до н. э. <...> Наибольшее значение имеют чёрные сосуды в форме колоколовидных кубков, со скруглённым дном и расширяющимися раструбом краями. <...> Rолоколовидные кубки тасийцев украшены нарезными линиями, заполненными для большей отчётливости узора белой пастой, и не лишено вероятности, что эти зонально расположенные узоры были подсказаны переплетением прутьев корзин. Корзины подобной формы и с подобного рода орнаментацией изготовляют в Африке и в наши дни. Серые и чёрные сосуды, вышедшие из рук жителей Верхнего Египта, аналогичны формам, которые в III тыс. до н. э. существовали в Западной Европе. <...> Можно предположить, что около 3000 г. до н. э. земледельческое население несколькими волнами пересекло Северную Африку и Гибралтарский пролив и докатилось до Европы. Здесь оно столкнулось с ленточной керамикой, двигавшейся с Балканского полуострова". 

"Находки зёрен пшеницы двузернянки и ячменя при раскопках тасийских поселений свидетельствуют о том, что они, вне всякого сомнения, занимались выращиванием этих злаков. Но неясно, в какой мере выращивание злаков сочеталось со скотоводством; имеются, однако, сообщения о находках костей овцы или козы. Во всяком случае, хозяйство тасийцев не носило ещё чисто осёдлого характера, о чём можно судить по погребениям тасийцев, разбросанным небольшими группами на значительных расстояниях друг от друга. Основными источниками пищи, по-видимому, оставались охота и рыболовство. Удивительно, однако, что находки наконечников стрел очень редки".

В этом указании я вижу намёк на матриархат носителей Тасийской культуры, так как матриархальные общества, как правило, миролюбивы. Но, конечно, это всё гадательно, "бабка надвое сказала", так как слишком мало информации о хозяйственной жизни тасийцев.

"Почти все тасийцы – долихоцефалы". Напомню, что к долихоцефалам традиционно относят  представителей представители атланто-балтийской европеоидной расы, индо-средиземноморской европеоидной расы и веддо-австралоидной расы. 

"Человейники" как муравейники.

Раньше многие считали, что первобытные люди проводили в пещерах всю свою жизнь. По Эсхилу, люди Золотого века
                                                                                   
                                                                        "Во тьме сырых землянок и пещер,
                                                                         Как муравьи проворные, селились".

Однако теперь учёными установлено, что в пещерах люди чаще всего лишь зимовали. Причём след ледниковых стоянок - пепел очагов - лежит, большей частью, ближе к свету и воздуху; здесь люди жили плотской жизнью, а духовной - там, в глубине, во чреве Матери - Земли, в священном мраке.

Тем не менее, схожесть муравейника и "человейника" вполне очевидна. 

Многие поколения древних людей жили на одних и тех же местах, в домах, построенных из сырцового кирпича. С течением времени дома, конечно, разваливались, но в таких случаях люди только разравнивали и утрамбовывали оставшуюся от стен глину и на образовавшейся таким путём приподнятой площадке строили новый дом. В конце концов каждое поселение превращалось в холм, или телль, состоявший из наслоений от развалин жилищ, сменявших друг друга.

"Телль (араб. – холм), искусственное возвышение (выс. до 40 м) – остатки древних поселений, образовавшиеся в ходе жизнедеятельности на одном месте. Формировались в течение мн. веков, иногда тысячелетий, гл. обр. из остатков построек из глины, сырцового кирпича", - сообщает Большая российская энциклопедия.  

Телль Барри в Сирии

Телль и есть тот самый "человейник", о котором я говорил выше. Похож на муравейник, не так ли?

Павел Рыженко. Преподобный Серафим Саровский смотрит на муравейник.

 

17 июня 2022

Маргианские "венеры в мехах".

"Каунакес (греч. καυνάκης < аккад. gaunakka) — одежда из длинношерстного меха, которую с III тысячелетия до н. э. носили шумеры и жители Маргианы. Археологические находки составных статуэток и печатей-амулетов из раскопок поселений в Туркмении свидетельствуют, что каунакес был распространён среди носителей бактро-маргианской цивилизации" (из Википедии).

Составная каменная статуэтка. Бактрия. Конец III-начало II тыс. до н.э.

Бактрийская статуэтка женщины в каунакесе

Эта последняя статуэтка напомнила мне образ "купчихи" Б. Кустодиева. 

"Госпожа коней".

Возможно, это самое раннее изображение эквидов (лошадей) и человека на керамике.

Осколок керамического сосуда, начало 4-го тысячелетия до н.э., найден в Тепе Сиалк III (Иран, город Кашан), уровень 4 или 5, южный холм.

Можно предположить, что здесь вместе с лошадьми изображена женщина, и она стоит в позе Оранты.

И можно осторожно утверждать, что на этом сосуде из Сиалка мы видим самую раннюю иконографию Потнии Терон (Potnia Theron), вернее даже Потнии иппон (Пotnia ippon) - "Госпожи коней". По аналогии с позднейшей кельтской богиней Эпоной.

Эпона держит корзину с фруктами, со своими лошадьми, из Конгена, Германия, с. 200 год нашей эры. Музей истории Берна.

 

Богиня Эпона из Салоники, Македония, 4 век нашей эры.

Лошадиные кости обнаружены в неолитических слоях Чатал Хююк и Пинарбаши (7400–6200 гг. до н.э., а на поселении Кёшк Хююк в VI тыс. до н.э. конина была основной пищей. Но, очевидно, это были ещё дикие лошади. Первые признаки доместикации лошадей появляются в позднем энеолите на поселении Чадир Хююк (вторая половина IV тыс. до н.э.): 20% костей стопы имеет патологию, позволяющую предполагать использование лошадей в качестве вьючных животных.

Источник: Григорьев С.А., 2021. Проблема доместикации лошади на Ближнем Востоке в III тыс. до н.э. // Уфимский археологический вестник. Т. 21, No 2. С. 222-238. 

Против отождествления Богини с Природой.

С лёгкой руки И. Бахофена повелось отождествлять Великую Мать с материей, дескать, язычники в архаических обществах поклонялись природным стихиям, и всё такое... Ну, и некоторые авторы доходят до отождествления матриархата и материализма (иначе в СССР не "возились" бы с матриархатом). При этом христианин Бахофен трактует победу патриархата над матриархатом как торжество духовности над первобытным "стихийным материализмом": вместо поклонения Матери-Природе люди стали поклоняться Богу.

Философ Алексей Фёдорович Лосев пишет:

Школьником я не раз приставал к своему учителю биологии, ища разъяснения мучительной загадки жизни.
— Да ведь это очень просто, — говорил он, щеголевато покручивая свои усы. — Чего ты убиваешься? Не понимаю. Ну, кошка съела мышонка. Велика важность! Ну и съела. Ну так что же? Ты ведь говядину ел? Ел. Ну так что ж ты бубнишь? Есть хочется, и — баста. Естество такое. Ведь кошка есть хотела? Хотела. Ну так чего ж! Не подыхать же ей! Жизнь — это инстинкт. Мудрость такая природная. Если хочешь жить, борись. Ну, я не говорю там, конечно, чтобы ты... того... сам, что ли, убивал... Зачем же? Ну, а все-таки... На то и щука в море, чтобы карась не дремал.
Я возмущался.
— Иван Петрович, — горячился я, — невозможно! Вы говорите, что все это естественно?
— Ну, конечно, естественно. От природы так дано, — отвечал Иван Петрович.
— Иван Петрович, — горячился я, — хочется послать к черту всю эту вашу природу.
— Ну что ж! И пошли. Да толк-то какой? Или ты думаешь, что от твоей чертовщины что-то изменится?
— А у вас какой толк? Вы смотрите на кровь, на убийство, на жестокость, на все кровавые сладострастия жизни, и — что же? Посматриваете и усики себе покручиваете.
— Чудак ты человек, — добродушничал тот. — А что же остается делать? Ведь если бы оно было противоестественно, это можно было бы устранить. Да оно и само долго не продержалось бы. А ведь раз оно естественно, то как же ты против естества пойдешь?
— Пойду!
— Против природы?
— Против природы!
— Против инстинктов?
— К черту все эти инстинкты!
— Да ведь это бунт против жизни!
— Это бунт против холуйства перед жизнь
ю
(Источник).

Ну вот, А. Ф. Лосев показал очень ярко и рельефно, что "поклонение Природе" есть не что иное как холуйство. У английского писателя Редьярда Киплинга в его «Книге джунглей» есть такой персонаж — шакал Таба́ки, прихвостень тигра Шерхана. Этот Табаки преклоняется перед силой тигра и заранее одобряет все действия Шерхана. Какую бы подлость или мерзость ни совершил Шерхан, Табаки всегда на его стороне, потому что Табаки всегда за тех, кто побеждает. 

Любопятно, что такое поведение Табаки, его преклонение перед грубой силой, вызывает отвращение даже у маленьких детей. Так неужели же взрослые люди, жившие в Старой Европе 6000 лет назад, были глупее детей?! Ведь поклоняться Природе значит то же самое, что поклоняться Шерхану. 

16 июня 2022

Змееведческое.

Двухголовые змеи - довольно распространённое явление.


Говорят, что даже трёхголовые встречаются...

В связи с чем я вспомнил вот про эту картинку:

Фракийская Богиня судьбы заклинающая с помощью зеркала Мирового змея. Болгария, IV в. до н. э. 

На нашего Буншу Змея Горыныча похож, этот Змей мировой.