15 октября 2023

Почему не было цивилизаций охотников-собирателей?

Маршалл Салинз очень доходчиво объясняет, почему охотники-собиратели не могли создать цивилизацию.

"Даже небольшое число людей рано или поздно сокращает источники пищи в окрестностях стоянки. Оставаться на ней после этого люди могут только мирясь с увеличением чистых затрат труда или уменьшением чистой отдачи: увеличение затрат труда имеет место, если люди предпочитают ходить за добычей всё дальше и дальше от стоянки, уменьшение отдачи — если они удовлетворяются сокращающимся количеством или худшим качеством пищи, добывая её в ближних пределах. Решение, конечно, в том, чтобы переместиться куда-нибудь ещё. Таким образом, первое и главное «узкое место» охоты и собирательства: эти занятия требуют передвижений для поддержания производства на должном уровне.

Но перемещения, более или менее частые и более или менее дальние — в зависимости от обстоятельств — только переводят в другие сферы производства то самое уменьшение отдачи, которое их порождает. Изготовление орудий труда, одежды, утвари, как ни легко оно даётся, оказывается бессмысленным, когда эти вещи становятся скорее обузой, чем удобством. Практичность, качество вещей падают ради их портативности. Сооружение постоянных жилищ также становится абсурдным, раз их предстоит вскоре покинуть. Отсюда столь аскетические представления охотников о материальном благосостоянии: стремление ограничиться минимальным оснащением, если вообще его иметь; предпочтение, отдаваемое мелким вещам перед крупными; нежелание иметь вещи в двух или нескольких экземплярах и т. п. 


Русские аборигены.

Маршалл Салинз в своей монографии "Экономика каменного века" (М.: ОГИ, 1999) на стр. 36 приводит таблицу дневного сна из двухнедельного наблюдения за группой австралийских аборигенов.


Как видно из таблицы, практически ежедневно аборигены спали в дневное время, - иногда урывками, иногда по 2-3 часа, а иногда и большую часть дня.

В связи с этим вспоминается утверждение английского путешественника Джерома Горсея о Московии конца XVI века как о Сонном царстве. Традицию послеобеденного сна соблюдали и цари, и монахи, и лавочники, и крестьяне, и мещане. Между прочим, Лжедмитрия разоблачили именно из-за того, что он не имел привычки дневного сна; самозванец не почивал после трапезы, как прежние цари.

Если рассматривать дневной сон как один из определяющих признаков "золотого века", то лучи этого века светили над головами русских крестьян вплоть до Нового времени.

«И пусть весь мир подождёт…»

Австралийские христиане.

Маршалл Салинз говорит, что европейцев всегда раздражали проявления «недостатка предусмотрительности» у охотников и собирателей. Сориентированный всегда на настоящее, «без малейшей мысли или заботы о том, что может принести с собой завтрашний день» (Spencer and Gillen, 1899, p. 53), охотник не желает экономить провизию и имеет обыкновение сразу поедать всю имеющуюся на стоянке еду, даже в объективно трудные времена. Базедов писал о коренных австралийцах, что их девиз, «облечённый в словесную форму, мог бы звучать так: если всего много сегодня, никогда не заботься о завтрашнем дне. В соответствии с этим, абориген склонен скорее устроить одно-единственное пиршество из всех имеющихся запасов, нежели растягивать их на скромные трапезы, совершаемые от времени до времени» (Basedow, 1925, р. 116).

В Евангелии сказано Иисусом Христом: "Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний день сам будет заботиться о своём, достаточно для каждого дня своей заботы (Мф. 6, 34), «...не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться» (Мф 6:25). 

Сказано, но исполняется теми, кто ходят в церкви ставить свечки. У них имеются холодильники (не редко по два или три), набитые продуктами "про запас". Стало быть, запасаясь "на чёрный день", они не верят в то, что Бог поможет им в трудной ситуации. По сути, они не верят в Божественный промысл и не предают себя в руки Божии.

Выходит, что австралийские аборигены живут в соответствии с Нагорной проповедью Христа и, хотя не ходят в церковь, являются подлинными христианами, в отличие от номинальных.

австралийский абориген
 
Икона аборигенов Австралии. "Чёрный" Христос с аборигенами, а белые изображены как иудеи, злыдни или бесы на фоне денежных знаков.

14 октября 2023

Свободные люди.

Маршалл Салинз говорит, что "охотники и собиратели работают меньше нас и добыча пропитания является у них не постоянным изнурительным занятием, а задачей, возникающей лишь периодически; времени на досуг у них — сколько угодно, а количества «дневного сна на душу населения в год» куда больше, чем в любом другом обществе". При этом он ссылается на материалы, собранные в 1948 году американо-австралийской научной экспедицией в Арнемленде. Это были кратковременные наблюдения, проведённые во время нецеремониальных периодов [1]. Наблюдения за жителями района Фиш Крик велись и фиксировались в течение 14 дней. Рис. 1.1 суммирует основные результаты исследований.


"Первое и наиболее очевидное заключение состоит в том, что труд этих людей не изнурителен. Время, затрачиваемое человеком на добывание и приготовление пищи, в среднем составляло 4-5 часов в день. Второе: они работают не непрерывно. Проблема добывания пищи не стоит перед ними постоянно; временами они добывают достаточно, чтобы снабдить себя впрок, благодаря чему у них остаётся масса времени, которое они могут проводить, ничего не делая", - комментирует М. Салинз.

"В полевых заметках исследователей показано, что эти люди сами задают себе темп, сами решают, какое количество [пищи] считать достаточным, и останавливаются, когда добывают его (McArthur, 1960, р. 92). Складывается впечатление, что охота и собирательство дают необычайно высокую степень свободы от хозяйственных забот. Группа из Фиш Крик имела на иждивении человека, который якобы был профессиональным (занятым полный день) мастером-ремесленником. Ему было лет 35-40, и, по-видимому, основной его специальностью было безделье.

Он совсем не ходил на охоту с другими мужчинами, но однажды ловил сетью рыбу со всей возможной энергией. Иногда он ходил в буш за гнёздами диких пчёл. Уилира был искусным умельцем, он чинил копья и копьеметалки, изготовлял курительные трубки и «музыкальные трубы» и однажды приделал рукоять к топору (по особой просьбе) с большим мастерством. Помимо этих занятий, большую часть времени он тратил на разговоры, еду и сон (McCarthy and McArthur, I960, p.148).

Когда мужик не кормил двух генералов.

Маршалл Салинз в своей монографии "Экономика каменного века" (М.: ОГИ, 1999) уделяет внимание свидетельствам сэра Джоржа Грея, чьи экспедиции в 1830-х годах охватили наиболее скудные районы запада Австралии, но чьё необыкновенно пристальное внимание к местному населению обязало его развенчать сообщения коллег об отчаянном экономическом положении туземных охотников. Ошибка, очень часто совершаемая, писал Грей, — полагать, что коренные австралийцы «имеют мало средств к существованию или временами испытывают чрезвычайную нужду в пище». Он заключает:

Вообще говоря, туземцы живут хорошо; в некоторых местах в определённые периоды года может ощущаться нехватка пищи, но в таком случае эти места на соответствующее время забрасываются. Однако путешественнику или даже туземцу-иноплеменнику совершенно невозможно судить о том, имеется ли в данной области в достатке пища, или нет... Но на своей собственной земле туземец совсем в ином положении; он точно знает, что эта земля родит, знает время, когда наступает сезон для определённых видов пищи, и лучшие способы эти виды пищи добыть. Исходя из этого, он регулирует своё пребывание в различных частях охотничьей территории; и я только могу сказать, что всегда находил великое изобилие в их хижинах.

И это при том, что Джорж Грей наблюдал жизнь своего рода «лишенцев», изгнанных с хороших земель и занимающих маргинальные убежища на тех территориях, на которые не позарились белые колонисты. Можно с полной уверенностью сказать, что если аборигены не голодали в пустынных западных районах, то о богатых восточных районах, занятых европейцами, и говорить нечего, - восточные земли изобиловали пищей. По словам раннего автора Клемента Ходжкинсона, описавшего природную среду в северо-восточной части Нового Южного Уэллса, несколько минут рыбной ловли могут дать достаточно, чтобы прокормить «всё племя» (Hodgkinson, 1845, р.223; ср. Hiatt, 1965, pp. 103-104).

Об условиях жизни первобытных охотников не следует судить, как замечает Карл Сауэр, по ситуации «уцелевших до настоящего времени их наследников, зажатых в самых скудных районах земли, таких как внутренние области Австралии, американский Великий Бассейн, арктическая тундра и тайга. Районы расселения древнего охотника изобиловали пищей». "Охотники XIX - XX века, вытесненные из лучших районов земного шара сначала земледелием, а позднее промышленным хозяйством, оказались в заметно худших экологических условиях, чем типичные верхне-палеолитические: эскимосы, как мы знаем, больше не могут охотиться на китов, бушмены лишены дичи, шошонская ореховая сосна была вырублена, а охотничьи земли шошонов — вытоптаны скотом. Если теперь этих людей описывают как поражённых бедностью, а их ресурсы как «скудные и ненадёжные», указывает ли это на традиционную ситуацию или на колониальное разорение?", - вопрошает Маршалл Салинз.

Вот этот фактор пищевого изобилия в архаических обществах никогда не надо упускать из виду. И надо учитывать этот фактор при написании картин, представляющих жизнь первобытных людей. Сытые люди — это, как правило, мирные, благодушные люди, не склонные к конфликтам и войнам.

13 октября 2023

"Охота на ведьм" как следствие победы христианства.

Хотя Маргарет Элис Мюррей изо всех сил старается представить ведьм как "последних из могикан" древней языческой религии Европы, все её потуги выглядят смешно. Я не вижу в её описаниях ни грамма язычества. Наоборот, при ознакомлении с т. наз. "ритуалами допуска" возникает чувство, что это те же христианские обряды, но вывернутые наизнанку, переиначенные. Вот, посудите сами:

"Как и при любом приобщении к новой вере, неофит должен был отвергнуть старую, и формуле отказа надлежало быть максимально недвусмысленной. «Я отвергаю и отрицаю Бога, благословенную Деву, святых, крещение, отца, мать, родственников, небо и землю и всё остальное в мире», — вот лишь одна из записей. Все они содержали «решительный отказ от Иисуса Христа и его веры». Далее следовало крещение, исповедание новой веры и принесение обетов верности: «Я всецело предаюсь в руки твои и власти твоей и не признаю никакого иного бога, потому что ты еси бог мой»."

Сколько я ни читал исследований по шаманизму, я нигде не встречал такого, чтобы духи требовали от неофита «решительного отказа от Иисуса Христа и его веры». Такие формулы отречения практикуются только в христианстве. ”Приступая к крещению, - писал Тертуллиан,- пред погружением в воду, там же и ещё несколько прежде в церкви, при возложении руки предстоятеля, мы свидетельствуем, что отрицаемся дьявола, и гордыни его, и ангелов его” (Источник). Крещение, исповедание новой веры и принесение обетов верности — это тоже из христианского "репертуара".

"Ведовское крещение методологически варьировалось от опускания головы в воду до простого окропления; полное погружение ни разу не упоминается. Ритуал, судя по всему, был общим для всей Западной и Центральной Европы. Сэр Джордж Маккензи по этому поводу цитирует Дельрио: «Дьявол же крестит их заново, отирая с чела их старое крещение»."

Тут тоже нет ничего сугубо языческого, - обряд перекрещивания еретиков существует в христианстве. 

"Джонет Морисон «имела свидание с дьяволом, и он спросил, как ей имя, и она ответила, Джонет Морисон, имя, которое дал мне Бог, и сказал он, не верь больше в Христа, а верь в меня. Я крещаю тебя именем Маргарет»."

В древнем христианстве при крещении человеку давалось новое имя, в знак начала новой (духовной) жизни. Ныне младенцев именуют родители, а не попы, поэтому церковное имянаречение "съехало" с крещения на монашеское пострижение, но суть осталась прежней.

"За крещением часто следовал поцелуй. Неофит целовал Великого Магистра в ту часть тела, которую он указывал. Это был знак абсолютного подчинения, каким в Средние века служило целование туфли папы римского или руки монарха".

В Церкви всегда практиковалось "святое целование", и, конечно, неизгладим из памяти поцелуй Иуды.

Поцелуй Иуды

"Охота на ведьм" и тоталитарное общество.

Маргарет Элис Мюррей в своей книжке "Бог ведьм" пишет:

"Французские инквизиторы приходили в совершеннейший ужас от того, сколько детей посвящалось нехристианскому богу: «Ведьмы привыкли крестить своих детей скорее на шабаше, чем в церкви, и отдают их чаще дьяволу, чем Богу». <...> В приюте для бедных девиц, основанном мадам Буриньон в Лилле, одна из девочек в 1661 году сообщила указанной мадам, что «её мать взяла её с собою, когда она была совсем маленькая, и даже отнесла её на руках к ведьмам на шабаш». Другая девочка, ещё младше возрастом, постоянно бывала на шабашах с тех пор, как была совсем крошкой. Мадам Буриньон, сама весьма набожная христианка, была чрезвычайно шокирована невежеством относительно христианской религии, выказываемым вверенными её попечению юными особами, и даже записала, что они «по большей части ничего не знают о факте собственного спасения и живут подобно животным» [1]. 

Если в ходе расследования выяснялось, что обвиняемая была вот таким образом посвящена в самом детстве, это считалось неопровержимым доказательством её происхождения из ведовской семьи. Данный факт сам по себе служил столь явным свидетельством ведовских наклонностей, что мало кто — если вообще хоть кто-то — мог избегнуть наказания после того, как это обстоятельство выходило на свет".

Из этого описания видно, насколько тоталитарным было общество во Франции XVII века. 

В нормальном обществе люди не суют свои носы в частную жизнь других людей. Мне, например, безразлично и вообще "по барабану", куда водит свою дочку молодая мама, живущая по соседству. Это её дело, а мне до того нет никакого дела. И государству, и церкви до того нет никакого дела. Никто не имеет права совать свой нос в её частную жизнь. Она родила ребёнка, и имеет полное право воспитывать его так, как сама считает нужным. Может брать его с собой в церковь, а может учить ведовству, как в повести А. И. Куприна «Оле́ся». 

Но в тоталитарном обществе у людей никакой частной жизни нет. В тоталитарном обществе все люди должны ходить строем, "радостным шагом, с песней весёлой". А кто отделяется от коллектива, не желает шагать в ногу или идёт не в ту сторону, тот нарушает тоталитарное единство и должен быть наказан. "Мы, понимаш, шагаем к свету, а она, значит, поклонница тьмы, если не шагает вместе с нами".

В приснопамятном СССР было тоталитарное общество. Поэтому там были "враги народа" и ГУЛАГ.

Если бы мальчику было всё равно, куда ходит Курышева Зина в её свободное время, то в СССР никакого ГУЛАГА не было бы. И если бы в XVII веке мадам Буриньон занималась своими личными делами, а не допытывалась у детей из приюта, куда они ходили со своими мамами, то никакой "охоты на ведьм" не было бы. 

-------------------------------------------------------------------

[1] Bourignon, A., La Vie Exterieur, pp. 223, 211, ed. 1661.

12 октября 2023

"Стражи дверей".

Маргарет Элис Мюррей в своей монографии "Бог ведьм" пишет:

"Малое божество, встречающееся во всех частях Вавилонии и во все периоды её истории, носило имя Энкиду и выглядело как мужчина о двух рогах. Его изображают сражающимся с животными или с посохом в руках, однако, основная его обязанность — быть стражем дверей".

Очень напоминает Минотавра. Может быть и Минотавр был "стражем дверей"? Если допустить, что на Крите до вторжения греков-ахейцев существовало матриархальное общество (причём это общество было теократическим!), там должны были иметься своего рода "охранные отряды" для поддержания правопорядка. "В разных матриархальных системах существовали различные правила, согласно которым выбирался верховный вождь: обычно им становился дядя царицы по материнской линии, её брат или сын тётки — опять же по материнской линии" (Р. Грейвс). На вождя возлагались судебно-охранительные функции, то есть можно сказать, что он был предводителем стражей порядка в матриархальном обществе. 

Энкиду и Гильгамеш

Собственно, именно такую систему правления Рене Генон называл "традиционной", когда во главе общества находятся священники, а стражами порядка являются воины. Спрашивается, почему священниками всегда должны быть непременно мужчины? У североамериканских индейцев-ирокезов всеми духовными делами заправляли как раз женщины, и это лишь один из многочисленных примеров.

Интересно было бы взглянуть на древний обычай "священных браков", который продержался на Востоке вплоть до эпохи вавилонского царства.

Шамхат и Энкиду

Насколько он был связан в выборами верховного вождя? И не были ли египетские фараоны такого рода вождями, если учитывать факт передачи наследования по материнской линии в Древнем Египте? 

Цари — бараны.

Маргарет Элис Мюррей в своей монографии "Бог ведьм" пишет:

"Когда Александр Великий возвысился превыше всех царей земных и провозгласил себя богом, в знак этого он должен был надеть рога — отсюда и прозвище, которым его именуют в Коране — Зул-Карнайн, Двурогий. В Египте рога его почитались атрибутом Амона, верховного божества".

"Согласно Геродоту, Амон (греч. Ἄμμων; Аммон) — имя Зевса у египтян. Пиндар написал гимн Амону, называя его «владыкой Олимпа». Его храм стоял в Фивах, его животное — баран. Амон Ливийский изображаем с крутыми рогами" (из Википедии).

Амон Ливийский

Как всем известно, баран
— жертвенное животное. Отсюда возникает парадокс: царь, который объявил себя превыше всех царей земных, добровольно напялил на себя личину жертвенного барана. Да и умер он после этого как-то подозрительно быстро.

Известный египтолог Ф. Питри считал, что "в дикий доисторический век египтяне, как и многие другие африканские и индейские народы, убивали своих царей-жрецов через установленный промежуток времени, для того чтобы дать возможность молодому царю в расцвете жизненных сил поддерживать царство в состоянии процветания". 

Существуют аналогичные представления и об эпохе матриархата. Вот, например, как об этом пишет Роберт Грейвс: "Нимфа, или царица племени, выбирала себе на год возлюбленного из числа юношей, состоявших в её свите, и в середине зимы, когда кончался год, он приносился в жертву. Его кровь разбрызгивали, чтобы плодоносили деревья, росли хлеба и давали приплод стада, а тело, вероятно, поедалось в сыром виде женским окружением царицы — жрицами в масках кобыл, сук и свиней" (Источник).

Можно было бы относиться к подобным историям как к досужим вымыслам, но вот, рассказ про Александра Македонского вносит ещё один дополнительный штрих в эту смутную картину, и приходит на ум поговорка "нет дыма без огня". 

Кентавры и гандхарвы.

Эротические забавы кентавров с девицами стали сюжетом для множества картин. 

Франц фон Штук. Прогулка. 1903

С другой стороны, таким же популярным сюжетом для живописи ещё с древних времён стало убийство Гераклом кентавра Несса.

Геракл и Несс. Рисунок на амфоре конца VII века до н. э.

Я полагаю, что кентавры, как и сатиры с их предводителем Паном, в греческую мифологию попали из догреческого наследия [1]. Если считать догреческое общество Эллады и Эгеиды матриархальным, тогда становятся понятными "тёрки" между кентаврами и патриархальными героями.

У элладских кентавров есть родственники в Индии. Это гандхарвы, которые, скорее всего, относятся к доарийскому пласту мифологии. Гандхарвы, как и кентавры, обитают в лесу. Они привлекают женщин неизъяснимым очарованием, очень сладострастны и искусны в любви, чудесно пахнут и одеваются в разноцветные одежды (их появление ассоциируют с радугой).

11 октября 2023

Про молоточковидные булавки (2).

В продолжение записи "Костяные молоточковидные булавки в погребениях древнеямной культуры". 

Л. С. Клейн говорит, что в 1960-е гг., раскапывая Турень-тепе, главный город «астрабадского бронзового века» Ирана, расположенный у юго-восточного угла Каспийского моря, французские археологи раскопали катакомбные могилы, относящиеся к последним векам III тыс. до н. э. Неподалёку от Турень-тепе ещё до последней мировой войны шведская экспедиция раскопала поселение той же культуры и того же времени — Шах-тепе. В одной из могил оказались обломки от не менее трёх «костяных» (по отчёту археологов) булавок.

Молоточковидные булавки из Закаспия
(Шах-тепе) и степные из Сев. Причерноморья


"
Это типичные для ямных и катакомбных могил Приазовья и Причерноморья «молоточковидные» булавки. Их у нас раньше считали костяными, но анализы показали, что они сделаны из оленьего рога. Булавок этих в наших степях найдено несколько сот. Они возникли как местное подражание бронзовым булавкам, импортировавшимся в степь с Северного Кавказа. Там головки этих булавок когда-то изображали колесницу или ось с колесёми, потом деградировали до молоточка. Кавказцы, видимо, носили их в причёске (в могилах они лежат у головы). У степняков, вероятно, не было таких причёсок — булавки стали использовать как амулет на шнурке, свисающий на грудь (судя по их положению в могиле и окружению — пронизками и т. п.). Булавки постепенно становились более короткими; рельефные изображения змей, извивавшихся по стержням бронзовых булавок, на роговых превратились в прочерченные вертикальные зигзаги, потом смысл изображений был забыт, зигзаги стали горизонтальными или распались на ромбические узоры, потом исчезли вовсе".

09 октября 2023

"Одетая в шубу из 30 шкур самок бобра"

Л. С. Клейн говорит, что "в Авесте бобёр считается священным животным, культовым животным богини Ардвисуры-Анахиты. В Авесте она описывается как одетая в шубу из 30 шкур самок бобра, «четырежды родивших, когда они шерстистей, когда их гуще мех...» («Ардвисур-яшт», 129). Вендидад (фархад 14) под страхом тяжкого наказания запрещает убивать самцов бобра".

А я-то думал, голову ломал, - во что одета богиня Иштар?

Богиня Иштар, украшение для мебели. Сирия, городище Мари, храм Иштар, южное крыло, сектор а24. Раннединастический период IIIB, 2500-2340 годы до нашей эры.

Похоже на то, что на ней одеяние из хвостов. Может быть даже из хвостов самок бобров. 

И вообще, я давно уже заметил, что на территории Передней и Средней Азии археологи раскопали на удивление много женских статуэток в меховых одеждах. Вот, например, "венера в мехах" из Маргианы.
 

Очевидно, это не повседневная женская одежда. На юге не носят меховые одежды. Возможно, в меха одевались для совершения каких-то ритуалов. На ум приходят "радения", экстатические пляски. В мехах, как и в шкуре животного, пот течёт ручьями и создаётся особого рода "магический жар", о котором говорит Мирча Элиаде.

Я полагаю, богини одевались в шубы из шкур самок бобра задолго до появления иранской "Авесты". Может быть, этот обычай уходит корнями в эпоху матриархата. Как известно, в семье бобров царит матриархат, то есть главой семьи является исключительно самка (Источник). Наверно, из-за этой особенности люди стали почитать бобров как священных животных.

08 октября 2023

Клейн — фамилия немецкая.

Весь день читал "Время кентавров" Л. С. Клейна и наконец понял, куда он клонит.

"Есть общая лексика у индоариев с италиками и кельтами, которую они не разделяют с другими индоевропейцами, разве что в некоторых случаях с германцами (но, как ни странно, не с греками). Эта лексика относится к терминологии религии, погребального культа и царской власти. Например, слово, означающее царя, — древнеиндийск. «раджа», латинск. «рекс» (женск. р. «регина»), кельт. «рикс», германск. «-рих» в составе царских имён Теодорих, Генрих и т. п., современное нем. «рейх» (впрочем, возможно, что у германцев это заимствование от кельтов). Существует некоторая вероятность, что в этих словах до нас дошла речь того мегалитического населения Западной Европы, которое передало мегалитическую идею индоевропейцам. Словом, похоже, что нащупан правильный путь в прослеживании грекоарийского этногенеза, а тем самым и в определении древнейшего очага индоевропейцев".

В общем, арийский путь, который нащупал Клейн с северо-запада на юго-восток.

Мегалитическую культуру воронковидных кубков (4000—2700 гг. до н. э.), расположенную на территории современной Германии, он считает "корневой", а ямная и катакомбная культуры у него получаются "промежуточными" на пути ариев от Балтики до Греции, Ирана и Индии.

"Греки нынче большей частью смуглые. Это можно было бы отнести за счёт вклада итальянцев (римское время) и турок (XV—XVIII вв.). Но уже в античное время греки были такими — это видно по изображениям на вазах и фресках. А вот древних своих героев греки изображали белокурыми и голубоглазыми. Ахилла, Одиссея, Менелая, Мелеагра, Радаманфа, Ариадну и других эпических и мифических героев греки называли «желтоволосыми», Ахиллова сына Неоптолема — «рыжим». Богов Аполлона, Диониса, Афину, Деметру, Эрота — «златовласыми», Афродиту — «золотой». Афину ещё и «голубоглазой»", - пишет Лев Самуилович.

Эту теорию "педалировали" в германском Третьем рейхе, и поэтому мне с Клейном не по пути. Диаметрально противоположная теория Марии Гимбутас мне больше нравится.

«Невидимый» насильник Персефоны.

"Имя хозяина загробного мира у древних греков — Аид, это означало «Невидимый»: он носил шапку-невидимку. В представлениях древних невидимость была как-то связана с укрыванием головы" (Л. С. Клейн).

Говорят, что это римская статуэтка Приапа (I в. до н. э.).

Но у него на лбу не написано, что это Приап. По-моему, стутуэтка гениально выражает суть «невидимого» Аида. У Аида нет своего собственного лица; он прячется под "шапкой"-личиной (гоголевский "Нос" - о том же):

Крестьяне 7000 лет назад.

Картинка из статьи Ивана Павлу "Linear Pottery Houses and Their Inhabitants".

Harta (Hungary). Linear Pottery house No.5. 

На картинке мы видим длинный дом ЛЛК и два забора по обеим сторонам дома. Очевидно, это загоны для содержания домашних животных. В статье говорится, что на месте раскопок археологи обнаружили кости коров, овец и диких свиней (кабанов). Кабанчики были объектом охоты в близлежащих лесах, а коров и овец разводили на молоко, мясо и шерсть. 

реконструкция ткацкого станка

Автор статьи отмечает трёхчастное деление домов ЛЛК, но однозначная интерпретация такого разделения пока невозможна. Предполагается, что в центральной части дома проживали люди, за перегородкой справа жители хранили выращенный ими урожай, а за перегородкой слева были ясли для содержания молодняка домашних животных. Время проживания определяется с 5600/5300 по 5100/4900 гг. до н.э.

Как видно, неолитические жители Старой Европы промышляли не только подсечно-огневым земледелием, но и животноводством. А кроме того они охотились в лесах и, наверно, ловили рыбку в речках. Я полагаю, что собирательством "даров природы" они тоже занимались.

Немного о катакомбной культуре.

Территории к северу от Чёрного моря некогда занимали скифы.

скифские памятники

"
Кто населял эту территорию до скифов, т. е. в бронзовом веке (III-II тыс. до н. э.), что за народ был тогда южным соседом прафинно-угров, мы знаем давно: здесь-το и были первые индоарии", - заявляет Л. С. Клейн.

"Археологическую культуру этого населения называют катакомбной, потому что покойники захоронены здесь под курганами не в простых ямах, а в отходящих от ямы боковых подземных камерах — археологи их прозвали катакомбами. Кстати, именно в таких могилах погребены позже скифские цари в знаменитых курганах Солоха, Чертомлык, Александропольский и др. Этот способ погребения скифы тоже унаследовали от своих предшественников здесь.

Реконструкция скифского кургана

Горькая "пилюля" героического эпоса.

"Обратимся к Гомеру, - пишет Л. С. Клейн. - Чем оканчивается повествование об осаде в старшей из двух поэм — «Илиаде»? По сути, ничем. В поэме нет победного финала. «Илиада» не знает взятия и разгрома Илиона. Лишь «Одиссея», младшая, позже составленная поэма, повествующая о возвращении героев, задним числом сообщает о том, как завершилась Троянская война. <...> Ахейцы, простояв под Троей 9 лет, на десятый вынуждены были снять осаду и, вернувшись на корабли, отплыть. По логике, это и есть конец. И этот конец — поражение. Но эпический певец не может примириться с такой концовкой, и вот появляется совершенно сказочный хеппи-энд — эпизод со спасительной придумкой хитроумного Одиссея, с троянским конём — даром данайцев".

Древнейшее известное изображение троянского коня на вазе с острова Миконос, датируемой примерно 675 годом до н. э. Ваза (пифос) с человеческими костями внутри была найдена в 1961 году.
 
Обработанное изображение Троянского коня с микенского сосуда 670 года до н.э.

Да, я тоже сомневаюсь в 10-летней осаде Трои. Известно, что в средние века с наступлением зимнего периода солдаты расходились по домам и все военные действия прекращались. Даже во время первой мировой войны солдаты, набранные из крестьян, ломились по домам, потому что надо землю пахать, хозяйством заниматься, а не кормить вшей в окопах. А какие проблемы были с логистикой, даже при Петре I?! В Азовском походе солдаты голодали как в блокадном Ленинграде. Греки, конечно, могли заниматься грабежами мирного населения вокруг Трои, но неужели они жили мародёрством 10 лет? В поставки продуктов питания для армии из Греции я просто не верю. 

И далее Л. С. Клейн говорит, что "Илиада" — это эпос типа русских былин, а в героическом эпосе историческая реальность отражается как в кривом зеркале.

07 октября 2023

"Ларису Ивановну хочу... и полцарства впридачу".

Л. С. Клейн говорит, что "у ахейцев явно соблюдался старый (известный в Египте) обычай передачи трона через женщину (царскую дочь или жену). Получив Гипподамию, Пелопс приобрёл вместе с ней и царство. Обоих сыновей Пелопса (Атрея и Феста) миф, чтобы сделать наследниками Пелопса, женит на его внучке Пелопии. Агамемнон получил микенский престол из рук тестя — Тиндарея. Одиссей, согласно Павсанию (III, 20.10-11), с трудом отделался от уговоров тестя остаться царствовать в Лакедемоне. Сватаясь к Пенелопе, женихи претендовали на освободившийся трон Одиссея. Орест становится царём не в царстве отца, Агамемнона, а в Спарте — женившись на дочери Менелая Гермионе, в Микенах же становится царём Пилад — сын сестры Агамемнона и муж его дочери. Ещё очевиднее роль Клитемнестры — при её жизни кто владел Клитемнестрой, тот и сидел на троне в Микенах, а Елена — сестра Клитемнестры. Если мы вспомним всё это, то притязания на Елену окажутся не столь уж несерьёзным поводом для войны.

Вот только о каком троне шёл спор — о спартанском ли? Действительно ли речь шла о том, чтобы восстановить справедливость и вернуть Менелаю похищенную суженую, или это фольклорная перелицовка ради очищения «своих», а на деле всё было наоборот, и ахейский династ претендовал на троянскую царицу Елену и тем самым на троянский трон?"

Как мы знаем, у ахейцев домохозяйством занимались женщины, а мужчины пасли скот, охотились и воевали. Наверно, не все домохозяйства были одинаковы; были среди них большие и очень богатые, как, например, микенское. И в тех больших домозяйствах имелись свои домохозяйки, вокруг которых крутилось и вертелось всё хозяйство. Если это так, то тогда понятно, почему, взяв в жёны богатую домохозяйку (или её дочь), мужчина становился "бенефициаром" домохозяйства.

Как-то иначе объяснить этот обычай я не могу.  

Путаница с пеласгами.

Л. С. Клейн приводит мнение Ф. Шахермейра о нашествии «народов моря» и дорийцев.

"Он [Ф. Шахермейр] проследил разные вторжения. Около 1200 г. до н. э. государства Крито-Микенского мира были разрушены и опустошены, а в Микенах, на Крите и в других центрах осели князьки из «народов моря», все эти сикулы, сардины, пелесет-филистимляне и прочие со своими дружинами. Они постарались побыстрее освоить местные достижения культуры и техники, так что через некоторое время возобновилось производство местной керамики, хотя и с некоторыми изменениями стиля, местной металлургии и т. п. Наиболее цепко пришельцы держались за свои привычные одежды, так что их пребывание на юге можно выявить по обилию центральноевропейских фибул в сочетании с булавками, перстнями и височными кольцами (неминойский и немикенский набор).

После примерно века некоторого мира и процветания под эгидой этих пришельцев (на Крите — крети или критян, филистимлян, видимо, отражённых в греческом предании под именем пеластов или пеласгов) конкуренция привела к раздорам, чем воспользовались северные соседи. После 1050 г. поднялись горные пастушеские племена северных окраин Греции — не только дорийцы Северо-Востока, но и племена Северо-Запада. Племена эти были не затронуты ахейской цивилизацией и сохраняли не только свои диалекты, но и старые способы погребения, архаичные одежды и обычаи. Они практиковали отгонное скотоводство и лишь немного земледелие (для земледелия в горах были очень скудные возможности). Придомным хозяйством занимались женщины, а мужчины пасли скот, охотились и воевали. Очень рано у них возникли три филы (объединения родов), связавшие родовой солидарностью крупные массы людей. Их знать всегда зарилась на богатства долинных поселений, и как только обороноспособность последних ослабла, горцы не преминули воспользоваться этим.

Шахермейр так описывает предполагаемый процесс. Вначале в среду равнинного населения вторгался горский князёк со своей дружиной и устраивал себе укреплённое гнездо, потом подчинял себе окрестности. Без крепкой государственной власти с ним было трудно справиться, потому что он пользовался поддержкой всей своей филы. Вскоре поблизости возникало второе гнездо, третье. Затем вся фила переселялась вниз и подчиняла себе всю местность. В остальном горцы вели себя так же, как и абсолютно чужестранные варвары — тотчас осваивали местную культуру и технику, а их князьки становились местной знатью. Им это было ещё легче ввиду языкового родства. От долинных соседей они быстро перешли к расположенным дальше на юг самым богатым местностям — бывшим центрам ахейского мира. Будучи сильнее других горцев, они овладели именно всем югом — Критом и Пелопоннесом.

Чем же археологически документируется их присутствие? «К сожалению, — пишет Шахермейр, — это не получается, ибо дорийцы, видимо, имели очень досадное для нас свойство — как только они завоёвывали чужие земли, сразу же перенимали там местную утварь, особенно керамику, и даже использовали дальше местные формы могил и обычаи погребения. Так, по крайней мере, в области Кносса, где вызванное дорийцами усиление заселённости не отмечается ни новой керамикой, ни новыми формами погребений, и самое большее, это что в одежде дорийские традиции, возможно, не совсем оставлены»". 

06 октября 2023

О преемственности изобразительных форм.

На стр. 86-87 книги "Время кентавров" Л. С. Клейна имеется рисунок с артефактами Баденской культуры (3600—2800 годы до н. э.).


О преемственности изобразительных форм говорилось в записи "Немного о Баденской культуре". В этой арийской патриархальной культуре сохранилось много легко узнаваемых черт матриархальной Старой Европы.

Сегодня я обратил своё внимание на вот эти фигурки:


Точно такие же формы женских статуэток обнаруживаются при раскопках поселений Трипольской культуры, которые создавались на тысячу лет раньше баденских.

 
Глиняные трипольские антропоморфные статуэтки

Вот что значит Традиция! Народа давно уже нет, а дух его продолжает жить.