07 октября 2023

Путаница с пеласгами.

Л. С. Клейн приводит мнение Ф. Шахермейра о нашествии «народов моря» и дорийцев.

"Он [Ф. Шахермейр] проследил разные вторжения. Около 1200 г. до н. э. государства Крито-Микенского мира были разрушены и опустошены, а в Микенах, на Крите и в других центрах осели князьки из «народов моря», все эти сикулы, сардины, пелесет-филистимляне и прочие со своими дружинами. Они постарались побыстрее освоить местные достижения культуры и техники, так что через некоторое время возобновилось производство местной керамики, хотя и с некоторыми изменениями стиля, местной металлургии и т. п. Наиболее цепко пришельцы держались за свои привычные одежды, так что их пребывание на юге можно выявить по обилию центральноевропейских фибул в сочетании с булавками, перстнями и височными кольцами (неминойский и немикенский набор).

После примерно века некоторого мира и процветания под эгидой этих пришельцев (на Крите — крети или критян, филистимлян, видимо, отражённых в греческом предании под именем пеластов или пеласгов) конкуренция привела к раздорам, чем воспользовались северные соседи. После 1050 г. поднялись горные пастушеские племена северных окраин Греции — не только дорийцы Северо-Востока, но и племена Северо-Запада. Племена эти были не затронуты ахейской цивилизацией и сохраняли не только свои диалекты, но и старые способы погребения, архаичные одежды и обычаи. Они практиковали отгонное скотоводство и лишь немного земледелие (для земледелия в горах были очень скудные возможности). Придомным хозяйством занимались женщины, а мужчины пасли скот, охотились и воевали. Очень рано у них возникли три филы (объединения родов), связавшие родовой солидарностью крупные массы людей. Их знать всегда зарилась на богатства долинных поселений, и как только обороноспособность последних ослабла, горцы не преминули воспользоваться этим.

Шахермейр так описывает предполагаемый процесс. Вначале в среду равнинного населения вторгался горский князёк со своей дружиной и устраивал себе укреплённое гнездо, потом подчинял себе окрестности. Без крепкой государственной власти с ним было трудно справиться, потому что он пользовался поддержкой всей своей филы. Вскоре поблизости возникало второе гнездо, третье. Затем вся фила переселялась вниз и подчиняла себе всю местность. В остальном горцы вели себя так же, как и абсолютно чужестранные варвары — тотчас осваивали местную культуру и технику, а их князьки становились местной знатью. Им это было ещё легче ввиду языкового родства. От долинных соседей они быстро перешли к расположенным дальше на юг самым богатым местностям — бывшим центрам ахейского мира. Будучи сильнее других горцев, они овладели именно всем югом — Критом и Пелопоннесом.

Чем же археологически документируется их присутствие? «К сожалению, — пишет Шахермейр, — это не получается, ибо дорийцы, видимо, имели очень досадное для нас свойство — как только они завоёвывали чужие земли, сразу же перенимали там местную утварь, особенно керамику, и даже использовали дальше местные формы могил и обычаи погребения. Так, по крайней мере, в области Кносса, где вызванное дорийцами усиление заселённости не отмечается ни новой керамикой, ни новыми формами погребений, и самое большее, это что в одежде дорийские традиции, возможно, не совсем оставлены»". 

Я всегда считал пеласгов до-греческим автохтонным (коренным, аборигенным) населением Эллады. Но, вполне возможно, что пеласгами (из первоначального пеласты) греки называли потомков пелесет, одного из индоевропейских "народов моря", осевших на островах Эгеиды. 

Получается путаница. Если пеласги — это северные варвары, то надо отделять их от тех пеласгов, которые были носителями догреческого (неиндоевропейского!) субстрата.

 

По всей видимости, уже древние греки классического периода путали "понаехавших" пеластов-пеласгов-филистимлян с остатками аборигенного, неиндоевропейского населения Эллады, и, по-видимому, этим объясняется полнейшая неразбериха и "каша" в свидетельствах древнегреческих авторов (см. статью "Пеласги" на Википедии).

Конечно, тут надо бы отделить "мух" от "котлет" и ввести отдельный, особый термин для тех жителей Эгеиды, которые сохранили свою культурную идентичность после вторжения греков-ахейцев. Не могли же греки вкупе с "народами моря" везде и поголовно вырезать коренное население! Какой смысл тогда переселяться в новое место, если там некого эксплуатировать?

Комментариев нет:

Отправить комментарий