05 января 2024

Что в черепе тебе моём?

"Женский череп больше похож на череп младенца чем, мужской череп", - говорит В. А. Геодакян. Это опять же к парадоксальной теме неотении или ювенализации человечества (см.: "Женский выбор и ювенализация человечества", "Женский выбор и ювенализация человечества (2)"). 

Неотения. Взрослый шимпанзе и его дитёныш.

Как я уже говорил, женское лицо педоморфно, и мужчина — сознаёт он это или нет — пленяется и очаровывается именно детским (= ангельским) лицом женщины.

"Мозжечок у женщин значительно больше, чем у мужчин. Мозжечок является наиболее древней частью мозга".

А это объясняет, почему именно Ева, а не Адам, общалась со змеем в Эдемском саду. Ведь рептилии намного древнее людей, они ровесники динозавров.

При этом вспоминается заповедь Иисуса Христа, обращённая у ученикам: "будьте мудры, как змии, и просты, как дети" (Мф. 10:13; 18:3). То есть, будьте как женщины.   

Заботливые бабушки.

"Максимальная длительность жизни людей близка к 100 годам, но репродуктивная функция женщин заканчивается примерно к половине этого срока, задолго до выхода из строя других систем. Менопауза имеет место только у человека и в выраженном виде у других современных приматов отсутствует. Размножение у человека не заканчивается раньше, чем у других обезьян, основное отличие состоит в низкой смертности среди взрослых особей, которая приводит к большей длительности жизни после менопаузы. Эта характеристика не связана напрямую с прогрессом медицины, так как наблюдается также в популяциях не имеющих доступа к лекарствам.

Гипотеза “заботливых бабушек”. Гипотеза основана на предположении, что пожилые женщины играли, и играют в настоящее время, существенную роль в выживании детей. Исследования, проведённые в современных обществах охотников-собирателей и у ранних земледельцев, подтверждают справедливость этого предположения. Действительно, бабушки со стороны матери часто обеспечивают значительную долю пропитания для внуков, принося растительную пищу и мелких беспозвоночных (аче Парагвая, хадза Танзании, бушмены Намибии). Кроме этого бабушки присматривают за старшими детьми" (В. А. Геодакян).
 

Ну, о бушменах Намибии
подробно рассказывает Лоуренс Грин в книге "Последние тайны старой Африки" (Пер. с англ., с сокращ. М.,1966.), причём на основе собственных наблюдений. "В естественных условиях бушмены самые крепкие люди, с которыми когда-либо приходилось сталкиваться врачам. Хотя точно установить возраст бушмена и трудно, но всё же можно с уверенностью сказать, что столетние бушмены составляют значительный процент, если учесть те опасности, которым постоянно подвергаются жители пустыни. Я знал одного бушмена, которому было за сто, и у него сохранились зубы" (Грин, с. 124). Значит, имелись старые быбушки и у первобытных людей. Хотя часто их изображают дикарями-троглодитами, непременно с зубодробительными дубинками в руках; чуть что, - они сразу хватаются за свои дубинки и бьют ими по зубам кого ни попадя; соответственно, живут они по 20 - 25 лет от силы.

Я нисколько не сомневаюсь, что в древности имелись дикари такого типа, но легко представить себе, что случилось бы с тем первобытным обществом, где все отношения регулировались бы силой кулака. Очевидно, больше всего тумаков доставалось бы женщинам и особенно детям, потому что они не могут дать "сдачи". Соответственно, детская смертность, и без того высокая в архаических обществах, стала бы ещё выше, женщины умирали бы от побоев в самом цветущем возрасте, а бабушек и в помине бы не было. 

Говорят, на о. Новая Гвинея имелись такие агрессивные общества, но - и это нужно подчеркнуть - агрессия мужчин была направлена вовне, а не внутрь собственного общества. Мужчины занимались разбоем в соседних деревнях, а своих женщин и детей не трогали. И опять же, для возникновения таких набегов на соседние деревни потребна известная плотность населения. В эпоху верхнего палеолита люди жили как бушмены, - мелкими группами, рассеянными на больших необитаемых пространствах.   

Мужчины. Квёлый народец с кучкой долгожителей.

Виген Артаваздович Геодакян говорит (Два пола. Зачем и почему? Эволюционная теория пола Москва, 2012), что мужская смертность всё время превышает женскую и более высокая смертность мужчин наблюдается почти от всех болезней, за немногими исключениями (коклюш, кариес, некоторые гонококковые инфекции и др. Мужчины имеют также более высокую смертность как от преднамеренных так и от непреднамеренных повреждений в результате более рискованного поведения, агрессии и предпочтения опасных профессий (полицейские, пожарники, солдаты и др.) [1].


Но тут есть один удивительный нюанс. Несмотря на то, что средняя длительность жизни больше у женщин, “чемпионы”-долгожители — мужчины. Например, в центральной части Южного Закавказья в 40-х годах прошлого века из 15 долгожителей в возрасте 110–140 лет было 14 мужчин. В Абхазии в 20-х годах XX века все верхние ступени возрастной лестницы также занимали мужчины. Странно также, что феномен долгожительства встречается в популяциях, живущих отнюдь не в оптимальных условиях.

И тут я вспомнил про фотографию, сделанную в 1912 году, на 100-летнем юбилее Бородинской битвы, с живыми участниками этой битвы. Поразительно то, что это обыкновенные русские мужики.


04 января 2024

Scribo ergo sum.

"Индейцы навахо всегда оставляют часть декора горшка, корзины или одеяла незаконченной. Когда шаман инструктирует своего ученика, он всегда что-то недосказывает. Эта «боязнь завершённости» представляет собой «вечную тему» культуры навахо" (К. Клакхон. Зеркало для человека. Введение в антропологию).

Наверно я в прошлой жизни был индейцем навахо. Потому что мне хорошо знакома та «вечная тема», о которой говорит К. Клакхон. У меня тоже присутствует «боязнь завершённости». Лет двадцать подряд я писал историю христианства, но так и не завершил. Рукопись - огромная кипа бумаги - лежит и пылится в книжном шкафу. Теперь я взялся за исследование матриархата — дело, которое, конечно, не может быть завершено, как из-за бездонной глубины "раскопок", так и из-за моей недолговечности. 

Не знаю, как там у навахо, а у меня, кажется, «боязнь завершённости» является обратной стороной боязни небытия. Немного перефразируя Рене Декарта, могу сказать о себе: «Пишу, следовательно, существую».

Клайв Клакхон. Ещё один антрополог - «мясник».

Читаю "через силу", заставляю себя читать "Зеркало для человека. Введение в антропологию" Клайва Клакхона, потому что постоянно хочется плеваться. "Человек – это домашнее животное", - пишет сей "антрополог". Потом ещё раз повторяет, но уже с оговоркой: "Люди суть животные. Но человек – это очень специфичное животное, и не следует слишком уверенно проецировать на людей наблюдения, сделанные над не-людьми".

Какой ты, нах, антрополог?! Ты не антрополог, а скотолог.

Антропология начинается с изучения сугубо человеческого в человеке, то есть сознания. Исследование черепов не даёт ровным счётом ничего (если не принимать в расчёт материалистический бред XIX века о том, что мозг производит мысли так же, как поджелудочная железа - желудочный сок). Настоящий антрополог должен заниматься исследованием содержимого сознания, а не исследованием содержимого черепов.

Впрочем, далее автор делает весьма ценное замечание (из-за этих-то разбросанных там и сям "перлов" и приходится читать его): "В древних и средневековых религиях понятие «раса» либо занимает незначительное место, либо вообще отсутствует. Большинство великих мировых вероисповеданий были тесно связаны с концепцией всеобщего братства". Вот именно! Это потому что в древности не измеряли черепа, как это стали делать в XIX и XX веке. 

И вот ещё хорошо сказано: "Как религиозная, так и политическая ненависть в прошлом обычно обращалась в большей мере на тех, кто представлялся чужим скорее в культурном, нежели в биологическом отношении. Библия живо описывает чувство глубокого разочарования, которое вызывали браки с не-евреями во времена Эзры, но фактор «крови» представлялся скорее вторичным или побочным, существенным же был культурный фактор. Самоизоляция евреев в христианской Европе эпохи Средневековья имела культурные, а не биологические основания. Мотивировалась эта замкнутость не стремлением оставить незамутнённой чистоту еврейской крови, – даже если порой и звучали апелляции к «семени Авраамову», – но пламенным желанием сохранить нетронутым свой способ существования, особенно – религию".

Об избирательности культурных предпочтений.

"Полинезийцы научились использовать огнестрельное оружие невероятно быстро, а бушмены после нескольких веков общения с европейцами обходятся без него так же, как и без лошади", - справедливо замечает Клайд Клакхон в своей монографии "Зеркало для человека. Введение в антропологию".

Вот это действительно интересно. Я уже говорил о странной избирательности земледельческих культур на протяжении всей истории человечества. Всегда рядом, буквально по соседству, жили земледельцы и кочевники. Почему одни племена становились земледельческими, а другие, живущие по соседству, - нет? Ответа я не знаю. Если на мокрую шерстяную тряпку положить сухую тряпку из льна или хлопка, то последняя непременно пропитается водой. А люди — не тряпки, у них такое не работает. Или работает, но не всегда.

Очевидно, подобная же избирательность имеет место быть и в отношении вопроса о неизбежности войн в человеческой среде. К. Клакхон пишет: "Неясно, велись ли войны в позднем каменном веке. Определённые данные свидетельствуют, что война была неизвестна в раннем каменном веке в Европе и на Востоке. В поселениях отсутствуют сооружения, которые могли бы защитить их обитателей от нападения. Оружие, как кажется, также служило только средством охоты. Ряд выдающихся этнологов, сравнивая исторические данные, полагает войну не врождённым свойством человеческой природы, а извращением последней. Организованная наступательная война неизвестна у аборигенов Австралии". Всё это так. Однако никто же не станет спорить, что история изобилует примерами, когда рядом, по соседству, проживают два народа, один из которых мирный, а другой - воинственный. Что заставляет народ "бряцать оружием", пренебрегая мирным, созидательным трудом? Вопрос, конечно, интересный. 

Ещё один пример удивительной избирательности дают острова Океании. На одном острове Полинезии у аборигенов матрилинейный счёт родства, а на соседнем острове — патрилинейный. На одном острове — матрилокальные браки, на другом — патрилокальные. Чем это объяснить?

Не меньшее удивление вызывает различие цивилизационных форм. Пять тысяч лет назад в Индии одни люди проживали в городах типа Хараппы со всеми "удобствами", а недалеко от них жили люди в условиях каменного века. Река Инд тут ни при чём. "Среда обитания предрасполагает к развитию сельского хозяйства – но не обязывает к нему". На о. Крит нет полноводных рек, а люди там жили примерно на том же уровне цивилизации, что и люди в долине реки Инд. "Сама по себе среда обитания не творит. Гавани Тасмании так же хороши, как гавани Крита или Англии, но в Тасмании мореходство не стало определяющим для культуры".

03 января 2024

"Хозяйки тайги".

А. А. Бурыкин в статье "Представления манси о хозяйках леса мис-нэ и их аналоги в религиозных воззрениях народов Сибири и Дальнего Востока" говорит, что у хантов и манси "особое место занимают сверхъественные существа-духи, именуемые по-хантыйски миш, по-мансийски мис, точнее мис-нэ, представляемые в роли прекрасных девушек, имевших функции покровительства охотникам и принесения охотничьей удачи". 

"Персонажи, сходные с мансийскими хозяйками тайги мис-нэ, имеются у целого ряда народов Западной и Южной Сибири. Согласно воззрениям алтайцев, среди обитателей мира духов имеются духи албыс или албасты, - они встречаются с охотниками и вступают с ними в связь".

(А я, просматривая по вечерам передачи телеканала "Глазами туриста", задавался вопросом: и чего это молодые мужчины строят избушки и землянки в лесу и уходят туда ночевать? — Теперь всё понятно...)

"Считается, что этих духов-девушек приманивают сказки и песни, рассказываемые охотниками — так появляется мост, связывающий сказительную традицию, в которой заключена способность привлекать покровительствующих духов, и шаманскую практику, в которой важное место занимает призывание духа-помощника".

"Такие же духи в женском обличье есть и у тувинцев, но у них они не так прелестны, как у алтайцев. Впрочем, у тувинцев албасы могли менять пол и нападать на мужчин и женщин, превращаясь при этом в существа противоположного пола по отношению к тому, на кого они нападали. Также у ительменов, согласно описанию Е. П. Орловой, имеется дух фех, который превращается то в мужчину, то в женщину в противоположность полу того человека, с которым он встречается в лесу". 

Древнейшее изображение лабиринта?

Обычно бык, изображённый на этой верхнепалеолитической фреске из пещеры Ласко, трактуется как раненый зверь с выпущенными кишками.


Однако сегодня я увидел другого бычка среди петроглифов нагорья Тассили в Северной Африке.

North African hartebeest with double spiral by David Coulson

Тут я ещё вспомнил о том, что Карл Кереньи в своей монографии "Исследования лабиринта" приводил изображения внутренностей жертвенных животных, по которым, вероятно, производилось гадание.


Интересно, что
кишки изображены в форме спирали. «Они повёрнуты влево и затем разветвляются» - переводит надпись ассириолог, опубликовавший первое исследование этого сюжета. Он добавляет: «Это должно означать, что внутренности образуют сначала закрученную влево спираль, которая потом заканчивается, и отдельные кишки напрямую стремятся к выходу из кишечника. Рисунок подтверждает это объяснение».

Из вавилонского «архива внутренностей» II.

Карл Кереньи связывает кишки во чреве животного с подземным миром во "чреве" Матери Земли. Так, может быть, и в эпоху верхнего палеолита подземный мир, облечённый в спиральную форму, уподоблялся внутренностям? Может быть, на фреске из пещеры Ласко мы видим древнейший прообраз лабиринта? Тем более, что пещера и образ птицы связаны по смыслу - так же, как лабиринт и журавли.

Кристенсен писал о том, что лабиринт «со своими поворотами и тупиками, из которых никто не в состоянии найти выход», может быть лишь отражением царства мёртвых. Ну, да, это так. Однако, тем не менее, выход из лабиринта есть. Недаром же там изображена птица-душа рядом с умирающим человеком. Выход не в горизонтально-телесной, а в вертикально-духовной плоскости.

Дольмены и Гипогей Мальты.

Гипогей Хал Сафлиени на о. Мальта можно рассматривать как большой дольмен, а дольмены Западного Кавказа — как миниатюрные "гипогеи".

Гипогей Хал Сафлиени

Гипогей использовался как склеп, поскольку там были обнаружены кости 7000 человек. Эксперты говорят, что это было место, где люди проводили ночь, практикуя инкубацию, то есть исцеление посредством снов. Такая интерпретация использования гипогея возникла потому, что именно здесь археологи нашли статуэтку Спящей Леди.

Интересные, однако, получаются инкубации — в склепе с покойниками. А что, в другом месте, без покойников, нельзя было устроить инкубации? Так, может быть, это были вовсе не инкубации, а нечто иное?

Известно, что "избранник духов" во время своей "шаманской болезни" долго блуждает по лесу, и бывает так, что он, как бы случайно, набредает на аранкас покойного шамана. Там-то и происходит "крещение" неофита духом покойного шамана.

Может быть, с тою же целью совершались "инкубации" и в Гипогее? Если люди там спали, то они, по сути, спали в могиле.

Ну а дольмены как будто специально сделаны так, чтобы можно было вытащить пробку и, если не залезть внутрь дольмена, то, по крайней мере, "выпустить джина из бутылки".

"После захоронения шаманы не забываются людьми. Каждый может прийти и обратиться к духу покойного с просьбой о помощи. Аранкасы находятся в священных рощах, к которым и сейчас устраиваются специальные экспедиции. Считается, что после просьбы обратившегося человека, дух шамана снова появляется на земле и помогает просившему. Как же получается, что дух может связываться с людьми? Всё дело в захоронении шамана. Несмотря на то, что плоть исчезает, остаётся тело смерти – кости. И через своё захоронение шаман ещё долгое время может помогать людям на земле" (Источник).

Всё из вышесказанного может быть отнесено и к дольменам. А про Гипогей на Мальте мы знаем, что в своё время туда совершались паломничества чуть ли не со всего Средиземноморья.

"Наши мёртвые нас не оставят в беде,
Наши павшие — как часовые…
Отражается небо в лесу, как в воде, —
И деревья стоят голубые..." (В. Высоцкий) 

02 января 2024

"Нить Ариадны". Реконструкция первоначального смысла.

Стоит вспомнить, что лабиринт — это не только запутанные ходы дворца в Кноссосе, но первоначально — сакральный магический танец. Карл Кереньи говорит, что "шведские крестьяне в Финляндии называют Юнгфрудан наряду с библейскими именами ещё и «Танцем девушки». Это имя, похоже, берёт своё начало ещё в период существования соответствующих практик. Есть сведения о том, что на Аландских островах и в финских шхерах каменные лабиринты использовались для организации игр, в ходе которых в центре садилась девушка, а юноши бегали по проходам между камнями, пока не добирались до неё".

"Английские лабиринты - не каменные, а земляные - обычно располагаются поблизости от какого-либо священного места, церкви или капеллы - и, таким образом, рядом с кладбищем. Последнее обстоятельство обычно оставляют без внимания, считая, что лабиринты использовались для покаянных шествий. На деле эти сооружения постоянно привлекали детей, устраивавших здесь свои игры; у игроков при этом возникало ощущение тесноты и одновременно наслаждения - скорее язычески-мирское, чем покаянно-христианское. Большинство лабиринтов, находившихся на территории средневековых французских соборов, пришлось уничтожить, поскольку дети использовали их как игровые площадки, соревнуясь в том, кто из них первым доберётся до центра. Это - нечто вроде спонтанного оживления древней практики в «эпоху смерти»".

"Гомер рассказывает о танцевальной площадке («χόρος»), которую Дедал построил (ήσκησεν) в Кноссе для Ариадны. Такие же танцы юноши и девушки танцевали на другой знаменитой площадке, которую Гефест изобразил на щите Ахилла: ухватив друг друга за запястье, «легко, словно сидящий гончар, пробующий новый круг», вереница танцующих совершала, таким образом, круговое движение, подобное движению гончарного круга. Но эта вереница была длинной, потому что вскоре оказывалось так, что они «танцевали одной вереницей напротив другой, друг против друга». Это неизбежно происходило, если рисунком танца была меандровая спираль или круглый лабиринт: находившиеся в голове вереницы двигались навстречу тем, кто шёл за ними. Какой бы из двух названных выше вариантов ни был правильным, рисунком танца всё равно являлся лабиринт, и это предположение многократно подтверждается античными источниками.

Найденные в Делосе надписи упоминают верёвки и факелы, которые использовались во время танца на празднике в честь Афродиты. Верёвка и свет факелов напоминают и о празднествах в честь Персефоны. Per manus reste data virgines sonum vocis pulsu pedum modulantes incesserunt «...поющие девушки, взявшись за верёвку, пошли, отбивая такт ногами» - так Ливий описывает «танец Прозерпины» в Риме.

Эти два обстоятельства тесно связаны между собой, так как шедшего во главе вереницы называли γερανουλός,  «журавлём». Остальных «журавлей» вёл за собой их «вожак». Использование верёвки имеет как раз в таком танце большой смысл, ведь речь идёт о подражании сложному рисунку лабиринта; танцоры держат в руках нить Ариадны. В мифе она сначала была размотана, а потом вновь смотана; точно так же в танце геранос она вела танцоров сначала «внутрь», а затем «наружу». В центре спирали танцор поворачивал и возвращался тем же путём, которым шёл; однако теперь это путь не смерти, а рождения. Этот сюжет отлично подходит к мифологии самого острова Делос - места рождения Аполлона. Считается, что и описанный Ливием танец «происходит из Греции и посвящён Аполлону».

О рисунке делосского танца можно судить по тому, что его танцевали вокруг алтаря, построенного из левых рогов. Налево - это в сторону смерти. Танцующие, как и в танце маро, двигались к смерти, чтобы в конце концов выйти к истоку жизни. Присутствие верёвки и название танца - геранос, «журавлиный танец» - весьма примечательны и заслуживают того, чтобы поговорить  о них отдельно.

Использование верёвки, казалось бы, исчерпывающе объясняет сложность рисунка танца-лабиринта. Но ведь именно сложные фигуры в танце выполнить тем легче, чем больше свободы для движения есть у танцующих! Тем более что танец, связанный с птицами, должен содержать в себе отсылку к свободному полёту. Конечно, нам нелегко представить себя на месте «танцора-журавля». Однако, возможно, мы можем сделать кое-какие умозаключения, основываясь на ситуации, в которой ощущение лабиринта возникло у современного человека и было подробно описано. Речь идёт о лунатической ходьбе (automatisme ambulatoire), в процессе которой человек сохраняет ясность сознания, находится даже в состоянии гипермнезии, и всё же ходит, словно по лабиринту - сначала влево, потом, достигнув центра, вправо. Этот опыт неоднократно сопровождается феноменом левитации - человек чувствует, что поднимается над полом, словно его подхватывает мощный ветер. Он пытается удержаться, ухватиться за твёрдую поверхность; я беру это описание практически дословно из врачебного отчёта. При этом речь не идёт о безумце; пациентка прекрасно сознаёт, где она находится, и вообще пребывает в состоянии «двойного сознания». Она цепляется за садовую ограду, за падубы, чтобы не улететь и не утратить связь с этим миром. Возможно, верёвка служила делийским и италийским танцорам для той же цели? Было ли их ощущение полёта столь сильным, что они вынуждены держаться друг за друга и за посюстороннюю реальность?".

«Гигантские шаги» — деревенская карусель
 
Maypole Dancers

Символ бесконечности на лоне богини.

Карл Кереньи говорит о "доисторической богине из фракийских гробниц у Филиппополя, на треугольнике лона которой изображена двойная спираль (рис. 12) [1]. Это - символ бесконечного чередования рождения, смерти и нового возрождения".

Рис.12
 

Карл Кереньи, конечно, учёный маститый, но здесь он ляпнул чепуху. Не может быть доисторическая богиня из фракийской гробницы. Это очевидный нонсенс. Фракийцы появились на Балканах уже в историческую, письменную эпоху, в VII или VI веке до н. э. А богиня действительно доисторическая. Она принадлежит к гораздо более древней культуре Караново.

"Lady of Pazardžik" of the Karanovo VI culture (c. 4500 BC).

Чуринги и лабиринты.

У австралийских аборигенов существует легенда о предках людей «альчерингах» – полулюдях, полуживотных, носивших при себе «чуринга» – деревянные или чаще каменные плоские предметы. Впоследствии они переселились под землю, но оставили каждый свой след на земле в виде дерева, скалы и т. п.; и если женщина, проходя мимо такого места, почувствует, что беременна, считается, что в неё предок бросил чурингу, и его дух вошёл в неё. Отцом ребёнка будет тот или иной предок данной местности.

 

Тут возникает вопрос о наследовании. Я понимаю, что у аборигенов нет никакой собственности (ну или почти нет), но всё же. Кто наследует бумеранг? Если формальным отцом ребёнка является давным-давно умерший предок, то все разговоры о наследовании не имеют смысла.

— Какой такой бумеранг? Это Мишкин бумеранг, а твой папа - Гришка, который умер 300 лет назад. 

Значит, по идее, при таком раскладе возможно лишь наследование по материнской линии.

На чурингах аборигенов центральной Австралии, изученных Гезой Рохеймом, помимо других изображений всегда есть спирали. Последние, по словам аборигенов, обозначают те места, где живут духи прежде, чем они входят в тело женщины: пещеры, корни деревьев, клубни, вода. Иначе говоря - те места, через которые мёртвые возвращаются к жизни.

Карл Кереньи в своей монографии "Исследования лабиринта" (СПб., 2020) говорит, что "спирали встречаются там, где существует вера в возрождение духов предков". При этом он упоминает чуринги австралийских аборигенов, которые "раскручивают, позволяя тем самым обитающим в них душам перейти в новую жизнь".

Я думаю, что души предков живут не в самих священных дощечках, а в мифическом «времени сновидений». А через дощечки, или, точнее говоря, через спирали на дощечках, как через отверстия, они попадают в наш мир.

Во всяком случае, эти спирали напоминают нам древние каменные лабиринты. Вполне возможно, что лабиринты также являлись фокальными точками соприкосновения двух миров, или двух времён - времени профанного и времени сакрального.

01 января 2024

О «племенах» австралийских аборигенов.

Р. М. Берндт и К. Х. Берндт в совместной работе "Мир первых австралийцев" замечают: 

"Термин «племя» часто применяется в литературе об аборигенах неверно: так называют любую группу людей, живущих и кочующих совместно. Трудности в распознании объединений, которые действительно являются племенами, усугубляются ещё и тем, что в языках некоторых этнических групп аборигенов нет слова, эквивалентного слову «племя». <...> Существует мнение, что относительно района Западной пустыни следует говорить не о племенах, а о диалектных или лингвистических объединениях. То же можно сказать и о других районах Австралии, например о Западном и Северо-Восточном Арнемленде.

Что мы подразумеваем под понятием «племя»:

1. Племенем мы называем группу людей, которая занимает определённую территорию и претендует на право охоты и на отправление религиозных обрядов на ней благодаря действию какого-либо мифологического предписания или установки, сделанной каким-либо мифическим существом. Члены племени — фактически или в своих представлениях — связаны общей генеалогией и признают общие правила, регулирующие их поведение. Границы между такими объединениями часто обусловлены природными факторами. Однако иногда трудно определить, какому племени принадлежит та или иная местность, так как члены одного племени могут иметь право охотиться во владениях другого. Наибольшие трудности при определении границ территории обнаруживаются в Западной пустыне. Вопреки общераспространённому мнению, границы племенных территорий являются или были довольно неопределёнными и подвижными, и аборигены совершенно не боялись вступать на территории соседних племён, опасность представляло лишь вторжение в священные места.

2. Термин «племя» означает группу людей, которая владеет общим языком, или диалектом при условии, что они сами признают эту общность.

Немного о киммерийцах.

Жили-были в своё время кочевники-киммерийцы. После вытеснения киммерийцев из Северного Причерноморья скифами, те "прошлись копытом" по Передней Азии, Анатолии и Балканам.

Миграции киммерийцев

Поразительно, однако, то, что киммерийцы, некогда представлявшие собой грозную силу и навожившие ужас на жителей Закавказья, Малой и Передней Азии, не оставили после себя никаких следов. Известный немецкий археолог Рената Ролле заявила, что никто не показал археологических свидетельств присутствия киммерийцев в южной части России и в других странах. "Таким образом следует признать, что в настоящее время в степной зоне Восточной Европы не известно ни одной археологической культуры или группы памятников, которые могли бы однозначно трактоваться как "киммерийские". Все мыслимые сочетания черногоровских и новочеркасских древностей с этниконом "киммерийцы" или "скифы" перебраны в отечественной литературе, но позитивный результат не достигнут, так как ни одно из этих сочетаний не может быть признано убедительным", - приходят к заключению А. Ю. Алексеев, Н. К. Качалова и С. Р. Тохтасьев в совместном исследовании "Киммерийцы: этнокультурная принадлежность" (СПб., 1993).

Кочевники вообще похожи на саранчу: эти насекомые, умножаясь в числе, в какой-то момент "становятся на крыло" и летят куда-то, пока не исчезнут где-нибудь в пустыне или в море. 

Изображение киммерийцев на ионийском саркофаге (Клазомены, VI век до н. э.)

Понятно, что кочевники не сидят на одном месте, и "перекати-поле" не образует культурного слоя. Но скифы хотя бы оставили после себя многочисленные погребения, а где погребения киммерийцев? Или они не "заморачивались" погребением умерших? Типа, "сдох Трофим, ну и хер с ним"? Удивительно всё-таки, насколько киммерийцы отличаются от строителей западно-кавказских дольменов. Одни прилагали колоссальные усилия для сооружения многотонных каменных гробниц, а другие, кажется, вовсе не копали никаких могил.   

О рабстве у индейцев северо-запада Америки.

Ю. П. Аверкиева в своей монографии "Рабство у индейцев Северной Америки" приводит свидетельства американских авторов, которым трудно поверить.

"Во время зимних праздненств, когда люди были разделены не по родам, а по тайным обществам, рабы служили пищей для членов главного общества, общества каннибалов. "Церемония каннибализма, - пишет Boas, - состояла в том, что раб убивался, раздирался на куски и съедался каннибалами. Посвящение молодого каннибала происходило в лесу, откуда он должен был возвращаться в исступлённом состоянии. Ему приготавливали раба, или же он сам съедал первого попавшегося. В легендах часты упоминания о каннибале, поедающем 2-3 рабов. Позже, с исчезновением рабства, каннибал кусал встречавшихся; ему приготовляли вместо мяса рабов вяленую мертвечину" (стр. 79).

Это описание напоминает мне бредни православных сектоведов про "хлыстов" (христоверов). Что это вообще за "церемония каннибализма", о которой я слышу впервые? И почему этот Boas не называет ни название тайного общества, ни название племени, в котором практиковалась столь странная церемония? Похоже на бла-бла-бла пустопорожнее.

И ещё одну странность я заметил. С одной стороны, Ю. П. Аверкиева говорит, что "семьи рабов жили в доме хозяина [1]", а, с другой стороны она пишет о племени кассей, ссылаясь на высказывание Sterns'а, что они "с рабами обращаются как с собаками". Что-то тут не так. Не может человек в здравом уме держать в своём доме врагов. Римляне содержали своих рабов в эргастулах [2]. 

Новейшие сведения о количестве рабов у хайда сообщает Murduck, который пишет, что "большинство домохозяйств рабов не имело, а наибольшее число их для домохозяйств равнялось трём". Ладно, я ещё могу как-то понять, если в домохозяйстве хайда имелась одна девочка-рабыня. Её можно запугать, и, при случае, с ней можно легко справиться. Но если в домохозяйстве держать трёх женщин, и тем более трёх мужчин, это будет не жизнь, а сущий ад. Аверкиева пишет, что "рабами были преимущественно захваченные в бою пленники". Это самая опасная категория рабов. И вот, при всём при этом, "раньше каждый туземец хорошего происхождения имел раба, а некоторые начальники имели пять и шесть", - свидетельствует Sproat в отношении нутка. Рабы выполняют все работы по хозяйству. Старые, дряхлые рабы ухаживают за детьми. В легендах цимшиян вождь приказывает рабам носить своё плачущее дитя. Там же сына вождя воспитывает рабыня, а рабы ухаживают за ним, приготовляют ему смолу для жевания, ежедневно перевозят его на остров, где он любит играть. Жена вождя приказывает рабам приготовить сытную пищу сыну; рабы его кормят, а мать ребёнка ничуть не боится того, что рабы могут отравить его или удавить.

31 декабря 2023

Потлач как обоснование лидерства.

Ю. П. Аверкиева сообщает, что такое индейский потлач.

"Обычай состоял в том, что вождь собирал праздненство и во время его раздавал своим родичам или членам племени накопленное им богатство. Своё положение вождь завоёвывал через потлачи: чем богаче он раздавал, тем больше становился его ранг, тем больше было его влияние".

Понятно, что этот обычай коренится в самых древних охотничьих практиках. Мне доводилось читать в этнографической литературе, что, например, на о. Новая Гвинея охотник прикладывает неимоверные усилия для того, чтобы стать "бигменом". Потому что настоящий "бигмен" («насяльника») должен быть богатым и щедрым.

Ю. П. Аверкиева говорит, что "полученный на таком потлаче подарок должен был позже, на потлаче же, быть возвращён. Случалось так, что кто-либо из вождей раздавал до 1000 одеял, но ожидал впоследствии получить вдвое больше".

Тут у автора концы с концами не сходятся. Она же сама связывает потлачи с вождями, - именно вожди раздают накопленное богатство. Простой индеец не может устроить потлач. Да, он может взять одно одеяло у вождя, он может взять у кого-нибудь взаймы другое одеяло, но потлач из двух одеял смешон. Да и не потлач это вовсе, а возвращение кредитору кредита с процентами. Кстати, Ю. П. Аверкиева приводит мнение F. Boas, который видит основной принцип потлача во вложении капитала в рост. Хм, если это так, то возникает вопрос: почему тогда потлачи были запрещены канадским правительством и королём Георгом? Канадские власти же никогда не запрещали деятельность банкиров, дающих деньги под проценты. Википедия сообщает, что "причиной запрета стала крайняя разорительность данного праздника <...> Племена северо-запада были самыми зажиточными в Северной Америке, и в ходе подобных демонстраций изобилия пускалось на ветер имущество и ценности на сотни тысяч долларов" (Источник).

На мой взгляд, наиболее глубинной причиной существования потлачей у индейцев северо-запада было желание удачливых охотников продемонстрировать сородичам, что удача, "фортуна", "пруха", "везуха" - на их стороне. Кстати, у древних римлян Фортуна была богиней. Она изображалась держащей в руке рог изобилия. Что, в общем, напоминает образ палеолитической "венеры" Лоссельской. 

Венера Лоссельская. 23-е тысячелетие до н. э.

Лесная женщина.

Л. В. Кашлатова в статье "Женский пантеон божеств и духов среднеобских хантов (по данным фольклорных источников" рассказывает о лесном духе Мис-Нэ.

фольклоре она показана как красивая, привлекательная, добрая лесная женщина. Если охотник, встретивший её в лесу, соглашается жить с ней, то она приносит мужчине охотничье счастье, если отказывается, то Мис-Нэ отбирает охотничью удачу. В фольклоре обских угров есть множество сюжетов о Мис-Нэ, где она либо одаривает охотников, либо наказывает, может даже навлечь смерть. Автором записан старинный рассказ йис потыр об истории одного охотника: «Мужчину застала ночь в пути, он остановился в охотничьей избушке и решил переночевать в ней. Вдруг среди ночи дверь распахнулась и в доме оказалась женщина, лица своего она не показывала. Мужчина рассердился и прогнал её. По возвращению из леса, он никому не сказал об этой встрече. Осенью этого мужчину постигло несчастье он утонул. Во время похорон при проведении обряда гадания родственники узнали, что его наказала и забрала лесная женщина Мис-Нэ». В случае отказа жениться на Мис-Нэ мужчина через короткое время должен был умереть, та же участь ожидала весь род. Образ Мис-Нэ считается древним, её относят к первым жителям земли. Часто в сказках встречается эпизод, где говорится, что она сама выбирает себе мужа. Мис-Нэ имеет на одной ноге звериное копыто, обладает способностями быть невидимой или помешивать кипящий суп рукой вместо черпака".

Не знаю как другие читатели, а я сразу увидел в этом описании образ Бабы-Яги и образ Артемиды. Значит, наша русская Баба-Яга — это alter ego Артемиды! Обе они изначально являются "хозяйками зверей". Отличие лишь в том, что в аутентичной языческой мифологии "хозяйка зверей" предстаёт как "красивая, привлекательная, добрая" женщина, а в русских сказках она выглядит как страшная бабчила (очевидно, такая пертурбация образа произошла под влиянием церковно-православного нарратива). 

Баба-Яга
 
Диана

Немного про индейцев северо-запада Америки.

Ю. П. Аверкиева в монографии "Рабство у индейцев Северной Америки" (Ленинград, 1941) говорит, что на северо-западном побережье рабство бытовало, вероятно, с IX-X вв. до конца XIX столетия.

Интересно, а что было раньше? В VIII веке не было рабства?

Автор пишет о наличии богатых и бедных среди индейцев побережья конца XIX века. Богатыми становились те индейцы, которые имели много сыновей-помощников. Вождём рода обычно являлся глава наиболее влиятельной семьи; он же был обычно и вождём посёлка. "Глава хозяйства, которое превосходит богатством, численностью и влиянием все другие в селении, номинально является вождём селения". Слово "вождь" является синонимом "богатый" в языках индейцев побережья. 

Частной собственности на угодия ещё не существовало; рыбалки, охотничьи, ягодные и другие территории считались собственностью рода. Вторжение на территорию рода чужеродца влекло за собою наказание его, вплоть до смерти.

С разложением родо-племенных отношений участились попытки богатых и влиятельных семей захватить лучшие участки в частное пользование. У северных племён наследовал обычно племянник, к которому переходили права его дяди на пользование охотничьими территориями и рыбалками, его дом, лодки, рабы, его имена и пляски. В случае отсутствия племянника всё это переходило его матери или тётке. 

Но были часты отклонения от этого правила. В легендах цимшиян встречаем описание случаев передачи права на территорию сыну.

Характерный случай приводится в легенде хайда об индейце, который пользовался одним ручьём и передал его своему сыну, и за это его сестра стала бросать в ручей грязь. Действия сестры объясняются тем, что согласно правилам наследования её племени её брат должен был передать свой ручей не сыну своему, а сыну сестры, своему племяннику. Этот случай в легенде характеризует процесс разрушения материнских прав в связи с укреплением частной собственности.

Хотя родовые угодья не были ещё собственностью вождей, но пользование ими обязывало членов родов отдавать часть своего промысла вождю, как распорядителю этих угодий. 

Я думаю, что эти подношения возникли сами собой, из естественного желания членов слабых родов заручиться поддержкой местного "кулака" и его сыновей. "Если на меня станут катить бочку члены других родов, я попрошу помощи у вождя", - думал про себя "маленький человек" из племени тлинкит, наваливая на плечи горную козу и направляясь к дому вождя.

Многие "прогрессивные" учёные этнографы называли "дикарями" членов родо-племенных обществ. В таком случае, их обычаи следовало бы называть "дикарскими". Но вот что удивительно: существовал в советском обществе XX века и существует в постсоветском обществе XXI века такой же "дикарский" обычай "давать на лапу". Он сам собою зарождается в среде "глубинного народа": какая-нибудь тщедушная старушенция суёт "дохтуру" "тыщёнку", чтоб он её хорошо лечил. Похожим образом в стародавние времена женщины во время сбора ягод в лесу оставляли лешему угощение в виде пищи и обязательно отдавали ему первую горсточку ягод, подкупая этим благосклонность лесного духа.

30 декабря 2023

О партеногенезе, или «девственном размножении».

"... А на берегах озера Севан обитают ящерицы, которым не нужны самцы. Они откладывают неоплодотворённые яйца, из которых выводятся исключительно самки", - пишет В. И. Искрин.  

"Что касается непорочного зачатия, то мы имеем всего лишь один «достоверный» пример такового. Однако надо предполагать, что в опыте, поставленном две тысячи лет назад, не было устранено влияние определённых внешних факторов. Дело в том, что партеногенетическим путём на свет может появиться только девочка. В организме матери нет Y-хромосом. Видимо, нет их и у святого духа. Он ведь нематериален".

К тому же, Святой Дух на иврите (‏רוח הקדש‎‏‎, Руах hакодеш), на арабском языке (روح القدس, Ар-рух аль-кудс) и в прочих семитских языках (Ру́ах) — женского рода

Вот интересное мнение на сей счёт.

"Версия о зачатии Марии от духа не могла возникнуть в ивритоязычной или в арамееязычной среде. Дело в том что Дух на иврите и на арамейском - женского рода. Поэтому например в Евангелии евреев говорится: "Дух святой - Матерь Моя". Ко времени написания евангелия Филиппа уже появилась версия о непорочном зачатии. Филипп, критикуя его, говорит: "Некоторые говорили, что Мария зачала от духа святого. Они заблуждаются... Когда бывало чтобы женщина зачала он женщины?", имея в виду женский род слова Дух в иврите и арамейском. Ясно отсюда, что версия непорочного зачатия от духа возникла в грекоязычной среде на более позднем этапе. Разумеется, Иерусалимской общине эта версия была не знакома" (Источник).

Слабый пол.

"Несомненно, что девочки намного более успешно, чем мальчики, проходят экзамен рождения. Среди мертворождённых на 100 девочек приходится примерно 130 мальчиков [1]", - сообщает В. И. Искрин.

А вот ещё: "В первые пятнадцать лет жизни здоровье женщин по всем параметрам выше, чем здоровье мужчин" [2].

P.S. И ещё "до кучи": "Датские медики, изучив медицинские данные 4835 человек среднего возраста на протяжении 20 лет, обнаружили, что мужчины гораздо хуже женщин переносят разрыв отношений и одиночество. Чем больше разрывов отношений они прошли и чем дольше они живут сами, тем больше у них хронических воспалений. У женщин в подобных ситуациях ничего подобного не наблюдается" (Источник). 

P.P.S. Женщины выносят все виды условий, понижающих жизнеспособность, лучше мужчин: голод, усталость, шок, болезни и др. Американский антрополог Дональд Грейсон в своих работах пишет, что в экстремальных ситуациях выживает больше женщин. Например, после землетрясения в Спитаке живыми из-под завалов было спасено в 1.5 раза больше женщин.

--------------------------------------------------------------------------

[1] См.: Урланис Б.Ц. Различия в уровне смертности по полу. Избранное. – М., 1985. С. 179; Бодрова В. Средняя продолжительность жизни в европейских социалистических странах // Продолжительность жизни. – М., 1974. С. 79; Бедный М. С. Мальчик или девочка? – М., 1987. С. 23.

[2] См.: Римашевская Н., Лахман И. Комплексная программа «Таганрог» // Наука и жизнь. 1987. № 7. С. 4.

Чем больше стресса, тем больше девочек?

Армянский исследователь Камалян обнаружил, что у отцов, длительное время работающих на больших высотах, преимущественно рождаются дочери. В семьях сотрудников высокогорных научных станций и геологических экспедиций на 100 девочек рождалось всего 35,8 мальчика!

В. И. Искрин, комментируя этот феномен, говорит, что ему не раз приходилось слышать, что после длительного воздержания мужчины повышается вероятность рождения от него девочки.

Василий Розанов был уверен, что "классический еврей не имеет [сексуального] общения иначе, чем в субботу, смотря на всякое остальное, как на блуд и нечистоту"; интересно было бы проверить соотношение девочек и мальчиков в семьях таких "классических" евреев, которые занимаются сексом только раз в неделю, в ночь с пятницы на субботу.

Приведу здесь ещё одно сообщение о том, что у матросов субмарин рождается больше дочерей. "Команда исследователей провела расследование и выявила, что служащие подводного военного флота чаще выносят из роддома девочек, чем представители других профессий. Ход и результаты работы представлены в журнале Military Medicine" (Источник).

Хотя, может быть, тут причина в стрессовом состоянии психики, а не в сексуальном воздержании. Например, спустя несколько месяцев после катастрофического землетрясения в Кобе (Япония) и наводнения в Брисбене (Австралия) в этих городах было зарегистрировано заметное увеличение рождений девочек. В этом же ряду стоят, к примеру, и последствия лондонского смога 1952 года, после которого в британской столице несколько повысилась доля женского населения. В принципе любое техногенное или иное вредное химическое воздействие (извержение вулкана, лесной пожар, возгорание торфяника и т. д.), если оно в силу тех или иных обстоятельств более болезненно сказалось на женщинах, чем на мужчинах, влечёт за собой подобный результат.

Если немного пофантазировать, то можно представить себе некое дикарское древнее общество, в котором мужчины "катят бочку" на женщин и доводят их до стрессовых состояний психики. Женщины, испытывая перманентный стресс, рожают дочерей, и через два-три поколения в деревне сам собою исчезает источник стресса.