04 января 2024

Scribo ergo sum.

"Индейцы навахо всегда оставляют часть декора горшка, корзины или одеяла незаконченной. Когда шаман инструктирует своего ученика, он всегда что-то недосказывает. Эта «боязнь завершённости» представляет собой «вечную тему» культуры навахо" (К. Клакхон. Зеркало для человека. Введение в антропологию).

Наверно я в прошлой жизни был индейцем навахо. Потому что мне хорошо знакома та «вечная тема», о которой говорит К. Клакхон. У меня тоже присутствует «боязнь завершённости». Лет двадцать подряд я писал историю христианства, но так и не завершил. Рукопись - огромная кипа бумаги - лежит и пылится в книжном шкафу. Теперь я взялся за исследование матриархата — дело, которое, конечно, не может быть завершено, как из-за бездонной глубины "раскопок", так и из-за моей недолговечности. 

Не знаю, как там у навахо, а у меня, кажется, «боязнь завершённости» является обратной стороной боязни небытия. Немного перефразируя Рене Декарта, могу сказать о себе: «Пишу, следовательно, существую».

Комментариев нет:

Отправить комментарий