Карл Кереньи говорит о "доисторической богине из фракийских гробниц у Филиппополя, на треугольнике лона которой изображена двойная спираль (рис. 12) [1]. Это - символ бесконечного чередования рождения, смерти и нового возрождения".
Рис.12 |
Карл Кереньи, конечно, учёный маститый, но здесь он ляпнул чепуху. Не может быть доисторическая богиня из фракийской гробницы. Это очевидный нонсенс. Фракийцы появились на Балканах уже в историческую, письменную эпоху, в VII или VI веке до н. э. А богиня действительно доисторическая. Она принадлежит к гораздо более древней культуре Караново.
"Lady of Pazardžik" of the Karanovo VI culture (c. 4500 BC). |
В то время никаких фракийцев на Балканах и в помине не было.
Культура Гумельница-Караново VI в 5 тысячелетии до н. э. |
Интересно, что спиральный мотив в изобилии встречается на "староевропейских" росписях керамики того времени. Приведу здесь лишь пару примеров подобных орнаментов.
Значит, надо полагать, в Старой Европе имела место быть вера в переселение душ (реинкарнация), если принимать в расчёт слова Карла Кереньи о том, что "спирали встречаются там, где существует вера в возрождение духов предков".
И, возвращаясь к двойной спирали, символу бесконечности на лоне богини, скажем несколько слов о человеческом сознании. Эта "штука" - явно нематериальная; мозг является "носителем" сознания, но бесполезно искать сознание в мозгу, там его нет. Сознание можно сравнить с музыкальным мотивом, а мозг — с виниловым диском, на котором записана музыка. Недаром же австралийская чуринга — это музыкальный инструмент типа «вихревой аэрофон». Диск может разбиться, но тот же музыкальный мотив можно записать и на другой диск.
Vinca Female Statuette |
---------------------------------------------------------------------------
[1] Согласно Hoernes-Menghin: Urgeschichte der bildenden Kunst in Europa, Wien 1925, 319, Abb. 1.
Комментариев нет:
Отправить комментарий