09 июня 2022

"Per aspera ad astra". К звёздам — только через тернии, и никак иначе.

Высказывание Киры Муратовой (1934 — 2018) производит в уме "переоценку ценностей":

"Взаимосвязь между атомами и молекулами - это основа всего. Хаос происходит оттуда. Всё происходит оттуда. Все контакты и взаимодействия. Не может быть так, как в Библии: овцы и львы будут жить в гармонии друг с другом, и все будут счастливы. Никогда так не будет. Ни один социализм не приведёт нас к этому, ни один либерализм. Можно временно это создать. А потом вдруг придёт фашизм. Были Бетховен и Бах - и потом вдруг концентрационные лагеря. Ой, как же это возможно, немцы, культурный народ? Потому что внутри это всё равно есть, понимаете? Чем дольше всё хорошо - тем с более разрушительной силой прорывается хаос. Это как вулкан. Иногда у меня появляются иллюзии: я другая. Да, я другая. Но потом видишь, что ты не другая. Возможно, немного менее жестокая или просто хорошо воспитанная, но на дне - я такая же, как все. Я - часть хаоса".

С этой точки зрения, любопытно взглянуть на древнеримскую Bona Dea ("Благая Богиня"). Что это — наглядное свидетельство "тупизма" римлян в религии? Если мы согласны с Кирой Муратовой, то невозможно представить себе такую Благую Богиню. Потому что мир отнюдь не благ. Может быть,  образ Кали в индуизме более адекватно отражает суть Божества во вселенной?


Мне думается, Кира Муратова говорит, что да, вот такая она, Богиня! Прошу любить и жаловать. 

08 июня 2022

Я родился 25 июня.

Если сравнить жизнь человеческую с годом, то она начинается на рассвете 25 июня и заканчивается в ночь на 25 декабря. 

Сразу после рождения человек стареет, что отражено в английском языке. Там про трёхлетнего малыша говорят: "he is three years old", то есть буквально "ему три года старости". 

Металл со временем ржавеет, а человек — стареет. "Старость" в нём нарастает, а "молодость" с каждым годом сокращается как шагреневая кожа. И дни тоже сокращаются, а ночи увеличиваются.

Где-то кто-то сказал, что самое лучшее время года — начало марта, когда на дворе ещё лежит снег, но уже набухают почки на деревьях в саду, и всё впереди, и весна, и лето... 

С этой точки зрения, ещё лучшим временем года является ночь на 25 декабря, то есть момент нашей смерти. Там не только весна и лето, но и вся жизнь впереди. Ну, если разуметь так, как это преподносит Бхагават-гита (2:27): "Для рождённого смерть неизбежна, неизбежно рождение для умершего". 

Только наверно 25 декабря рождаются боги, а 25 июня — простые смертные. 

Седна.

Почти у всех эскимосов существует представление о "хозяйке моря" Седне. В одном из мифов она предстаёт девочкой, которая была выброшена из лодки, и, в то время как она цеплялась за борт каяка, отец отрубил ей пальцы. Из этих обрубленных пальцев произошли тюлени, киты и другие морские животные, а сама девочка опустилась на дно и стала матерью всей дичи на земле и всех зверей в море. Суть этой мифологемы можно изобразить схематически: дева отказывается выйти замуж (вступать в супружеские отношения с мужем), тем самым у неё возникает конфликт с отцом (мужем); она уходит или её изгоняют и она вступает в связь или с животным (собакой, медведем, китом), или с духом, или с мертвецом, в результате чего на земле появляются культурные блага.


В центре мифологемы находится идея о самопожертвовании. Очевидно, без жертвы невозможны ни культурные блага, ни сама культура. Это и понятно: для созидания культурных благ потребно время, которое человеку взять больше неоткуда, как только "выкроить" из своей личной жизни.

 

Уличное искусство Боготы.

 


Источник - Street art Канделярии

О близости культуры хаттов к культурам Эгеиды.

Если язык хаттов был столь близок языку крито-минойцев, то, надо полагать, такими же родственными были их культуры.

Да, действительно, у хаттов мы видим того же рогатого бычка, как и у минойцев.

Бронзовый бык хаттов из Аладжа-Хююка, 3 тыс. до н.э. Источник картинки

Бронзовый бык - хаттский церемониальный штандарт. Аладжа-Хююк.

Для сравнения: глиняная статуэтка быка, минойская цивилизация, музей Ираклиона.


А это — что такое?


maximus101 говорит, что это "церемониальный штандарт. Возможно это изображение солнечного диска". Допустим. Солнце между рогами быка... Где-то я уже это видел... Ну да, на росписях крито-минойских сосудов.


Вверху справа — что там изображено между рогами быка? Тут плохо видно, зато на следующей иллюстрации (из книги М. Гимбутас "Цивилизация Великой богини: мир Древней Европы". М., РОССПЭН, 2006, стр. 244) "солнце" изображено очень хорошо.


(3) Богиня, восстающая из головы быка. Деталь росписи на сосуде позднеминойской I культуры (Псейра, Восточный Крит): возрождение новой жизни предстаёт как появление бабочки между рогами быка, который символизирует матку.

(4) Богиня в короне и с крыльями бабочки поднимается между рогов. Оттиск печати, Закроc, Восточный Крит, среднеминойский период III." (стр. 271)

07 июня 2022

Анатолийские "корни" минойцев.

Минойский и хаттский языки — такие же родные братья, как, например, русский и украинский языки.

Источник картинки

В статье "Talking Neolithic: the case for Hatto-Minoan and its relationship to Sumerian" представлены доказательства, которые связывают минойский язык с хаттским языком второго тысячелетия до н.э. северной Анатолии. Анализ хаттской словесной системы поддерживает гипотезу о том, что, в свою очередь, хаттский язык связан с шумерским языком. 

Литовская Медейна и культ медведя.

В Литве, которая оставалась языческой ещё в XV веке, в принципе, могли сохраниться какие-то реликты неолитических культов Старой Европы. Авторы статьи "Медейна как реликт неолитических верований" - Yelena Kolesnikova, Mindaugas Peleckis - полагают, что "присутствие в литовской мифологии такого персонажа, как Медейна, может быть объяснено влиянием субстратного этноса, т.е., неких людей, основным занятием которых среди прочего была охота". "Древние балты были одними из первых индоевропейцев, появившихся на Восточно-Европейской равнине, их можно возводить непосредственно к племенам, создававшим шнуровую керамику (3200–2300 до н. э.). Люди, создававшие шнуровую керамику, очевидно, могли иметь непосредственные контакты с людьми, создавшими ямочно-гребенчатую керамику, датируемую примерно 6-м – 2-м тысячелетием до нашей эры".

"Поселения людей, создавших ямочно-гребенчатую керамику, располагались на берегах (моря или озёр), и хозяйство основывалось на охоте, рыбной ловле и собирательстве. Обычным жильём в Финляндии было, видимо, нечто вроде типи или, иначе, вигвама американских индейцев — переносной шалаш площадью около 30 м², в котором могло жить до 30 человек. В лесной полосе России на поселениях обнаруживаются круглые основания небольших жилищ, слегка углубленных в землю (сантиметров на 40). Из искусства для этой культуры характерны маленькие керамические фигурки и головы животных (обычно лося или медведя) из камня. Захоронения устраивались внутри поселения, и покойников покрывали красной охрой" (Источник).

Реконструкция по черепу неолитической женщины из Караваихи (территория Вологодской области) // Герасимов М. М. Восстановление лица по черепу: современный и ископаемый человек. - М., 1955. - С. 349

Третий Рим в зеркальном отражении Первого Рима.

"Древнеримские женщины эпохи Империи могли себе позволить довольно много по сравнению с предыдущим периодом истории. Например, иметь собственное имущество и денежные средства, а также агитировать за кандидатов на выборах. На стенах Помпей сохранилось немало надписей, где женщины рекомендуют соседям, за кого стоит голосовать" (Источник).

Здесь само собой напрашивается сравнение древнеримских женщин эпохи Империи с советскими женщинами. Ни для кого не секрет, что в СССР женщины чувствовали себя гораздо более свободными и независимыми, чем в царской России, в связи с чем говорят даже о "советском матриархате".

На самом деле, конечно, никакого матриархата в СССР не было. Как, впрочем, не было и патриархата, в традиционном понимании этого слова. А что же было? Было гипертрофированное развитие государственности. Россия и при царях представляла собой «чу́дище о́бло, озо́рно, огро́мно, стозе́вно и ла́яй», а при Сталине это "чудище" стало ещё более огромным. Все мужчины в СССР стали "винтиками" государственного механизма, и поэтому все разговоры о патриархальности утратили свой смысл: какой же ты - "патриарх", если ты не можешь ни бзднуть, ни пёрнуть "без санкции соответствующих органов"?! Очевидно, и в древнем Риме эпохи Империи наблюдалась схожая картина: чем больше "государства", тем меньше "патриархии". Исконный же, "кондовый" патриархат, как мы знаем, существовал у римлян времён Республики, когда гордый патриций чувствовал себя царём и богом над своими домочадцами. Нечто подобное мы наблюдаем и в культовом фильме "Жила-была одна баба" (по мнению историка Давида Фельдмана, показанные в фильме события имеют документальную основу), - там глава тамбовского крестьянского семейства ведёт себя как древнеримский патриарх.

Так вот, советская власть устранила этот самодержавный патриархат. Однако ошибаются те, которые полагают, что вместо патриархата в СССР появился матриархат. Нет, всё было совсем иначе: вместо миллионов мужиков-"патриархов" в СССР встал во весь рост один Патриарх (с большой буквы). Ну, и этот Патриарх, скажем так, немного "приморил" мужичков. Ситуация стала схожей с порядками среди обезьян, где "альфа"-самец доминирует над всеми самцами в стаде и выступает защитником самок, которые могут обратиться к нему, если кто-то из самцов покушается на их сексуальную неприкосновенность.   

Феминизм и гомосексуальность.

abintra2 в посте "Женщины объяснили причины, по которым они предпочитают сексуальные отношения с другими женщинами " выложила перевод отрывка из книги Ш. Хайт, которая пишет:

"Я, представьте себе, довольно искренне говорила в течение моего 30-летнего замужества, что да, у меня был оргазм почти каждый раз. Но потом, застигнутая врасплох лесбийскими отношениями, я впервые испытала буйволинский,  с полным затмением, оргазм. Ух! Я ничего подобного никогда не испытывала".

В связи с этим у меня возник вопрос: а не являются ли феминистки тайными лесбиянками? 

Вот этот "буйволинский,  с полным затмением, оргазм" — что он, вообще, означает? Я думаю, сила оргазма зависит не от одной лишь стимуляции клитора (в противном случае "лучшими друзьями женщин" были бы вибромассажёры для стимуляции клитора), а, скажем так, от совпадения секс-партнёра с твоими внутренними ожиданиями. У каждого в глубине души существует тайный образ, сотканный из ночных фантазий о сексе. И если этот образ соответствует реальному партнёру, тут и случается оргазм "с полным затмением". Помнится, по молодости, довелось мне танцевать с одной девушкой, которая была мне очень приятна; я чуть было не испытал оргазм прямо во время танца, от одного лишь прикосновения к её телу; а потом у меня весь вечер "зудело" под ширинкой в штанах. Вполне возможно, что и автор книги, Ш. Хайт, встретила "то что надо" в лице той женщины-лесбиянки, в общении с которой она пережила "буйволиный" оргазм.

Недавно я касался этой темы. Я высказал осторожное предположение о том, что, возможно, в древних матриархальных обществах "первую скрипку" играли мужеподобные девы-урнинги. Может быть, и в современном феминизме тон задают лесбиянки?

06 июня 2022

Архетип "козла отпущения" в судьбе мужчины.

Почему — спрашивается — "козёл отпущения" [1], а не "коза отпущения"?

Очевидно, потому что козу — жалко, а козла — не жалко. Коза даёт молоко, от неё родятся козлята, а от козла — ни молока, ни козлят. Потеря козла для хозяйки не столь болезненна, как потеря козы. Именно поэтому, я думаю, для жертвоприношения отбирали козлов, а не коз. 

Моя сестра разводит кур и время от времени покупает цыплят, два или три дня назад вылупившихся из яйца. Так как в двухдневном возрасте ещё невозможно отличить курочек от петушков, среди птенцов, когда они подрастут, иной раз оказывается до половины самцов. Им сразу отрубают головы, и — в суп. А курочкам головы не рубят, потому что они несут яйца.

Я полагаю, что так же дело обстояло и с быками. Для "покрытия" самок достаточно иметь одного или двух быков в стаде, а много быков держать не имеет смысла. Если надо было устроить "пир на весь мир", конечно, резали быка, а не корову. Ну, а так как в древности не было светских праздников, - все праздники были религиозными (отсюда, кстати, англ. holiday - "праздник", букв. "святой день"), - то забой быка обставлялся как жертвоприношение. 

Жертвоприношение кому? Вопрос, конечно, интересный. Со стопроцентной уверенностью ответить на него нельзя, но я предполагаю, что — Богине. Дело в том, что мы имеем множество древних артефактов, где Богиня изображается рядом с быком (или быками).

Плита из Фамагусты (Кипр), наиболее архаичная по структуре. Она делится на три части, соответствующие трём частям космоса, – нижнюю, среднюю и верхнюю. 

О китайском матриархате.

"Китайцы, возможно, начали заниматься шелкоткачеством порядка 6000 лет назад. К такому выводу пришли учёные после обнаружения на севере страны "каменной" куколки шелкопряда. Как сообщили в управлении по делам культуры и туризма уезда Сясянь провинции Шаньси, камень с резьбой в виде куколки шелкопряда был недавно найден в ходе археологических раскопок неподалёку от села Шичунь этого уезда. Шичунь считается одним из ранних поселений, которые принадлежат к Яншао - культурам неолита в бассейне среднего течения Хуанхэ. Напомним, что в 1926 году Ли Цзи, один из основоположников китайской археологической науки, нашёл в этом уезде наполовину разрезанную человеком куколку шелкопряда, история которой насчитывает 5500 лет. Кстати, согласно историческим записям, Лэй-цзу, супруга легендарного китайского правителя Хуан-ди, считающаяся первооткрывателем шёлка, научила жителей нынешнего уезда Сясянь разводить шелкопряда и разматывать шёлк с его коконов" (Источник).

Хуан-ди — мифический персонаж. Имя Хуан-ди обычно переводится как «Жёлтый император», но иероглиф ди может означать не только «император», но и «дух» или «божество». Конечно, в эпоху неолита никаких императоров и духу не было, из чего мы делаем вывод о том, что мифологема о «Жёлтом императоре» — довольно поздний патриархальный конструкт, призванный внушить китайцам, будто империи и императоры существовали с самого появления человека на Земле. Это, конечно, чушь собачья, но к преданиям о Лэй-цзу стоит присмотреться внимательнее, в том смысле, что, возможно, именно женщины одомашнили тутового шелкопряда 6000 лет назад, хотя в Википедии сказано, что он был одомашнен около 3000 лет до н. э. Во всяком случае, ткачество — это исконно женское занятие. 

05 июня 2022

Ломать — не строить, душа не болит.

Малоазиатское побережье Эгейского моря. Город Эфес. На переднем плане — то, что осталось от храма Артемиды, некогда признанного «первым чудом света». Жалкие руины...

А когда-то он выглядел просто потрясающе: 

Малоазиатское побережье Эгейского моря. Храм Артемиды в Эфесе (графическая реконструкция пронаоса). Архитекторы Херсифрон и Метаген. Строился 120 лет. Завершён примерно в 450 году до н. э.


Прекрасный храм простоял почти сто лет до тех пор, пока в 356 г. до н. э. его не сжёг некий Герострат. Храм отстроили заново, причём второй храм получился даже несколько больших размеров. Интерьер нового храма украсили великолепные статуи Праксителя и Скопаса, а стены — живопись художника Апеллеса. Именно это сооружение признал первым из Семи чудес света Антипатр из Сидона (III век до н.э.), собственно, и составивший список:

«Но лишь увидел

Я Артемиды чертог, кровлю вознёсший до туч,

Всё остальное померкло пред ним; вне пределов Олимпа

Солнце не видит нигде равной ему красоты». 

Поклониться чертогу и его обитательнице съезжались люди со всего античного мира. Целый квартал вокруг храма служил «стерильной зоной», где под защитой богини любой мог укрыться от любого преследования. 

Простоял он половину тысячелетия, разрушен же и разграблен был готами в 268 г. нашей эры.

Но вот любопытная деталь: почитание Матери в этих местах не прекратилось, просто сменило форму. В семи километрах от разрушенного храма стоит дом, в котором, согласно преданию, скрывалась от преследований Дева Мария.

Дом Богородицы в Эфесе, Турция

Обнаружить дом помогли видения немецкой монахини Анны Эммерих: в 1822 году ей во сне явилась Пресвятая Богородица и подробно описала место в Эфесе, где она жила до своего Успения.  

"В круге Жизни".

Настоящее финское колдунство и мрачнейший этнический сюр на тему северного шаманизма от питерских Theodor Bastard при участии Антона Дмитриева из группы Verba, который прописал партии гитары и Яна Никитина из группы Театр Яда, которому принадлежат партии горлового пения. Режиссёр: Артур Меркулов. Theodor Bastard SELVA. Перепост из https://t.me/merjanin.


Я бы дал название этому мультфильму — "В круге Жизни". Бесконечные трансформации, одни биоформы "перетекают" в другие, так что создаётся впечатление о бесконечном кругообороте Жизни...

В прошлом году я похоронил в саду свою любимую собаку Азу, а этим летом над её могилкой выросла "жирная", сочная трава; сестра срезала серпом эту траву и скормила кроликам, одного из которых мы недавно съели... Да, все мы — в круге Жизни...

Несколько лет назад я смотрел документальный фильм, снятый по дневниковым записям одного самоубийцы, который, решив покончить с жизнью, ушёл в лес, разбил там палатку и ничего не ел более 40 дней, пока не умер. Всё это время он делал записи в дневнике, который потом случайно обнаружили туристы. Так вот, мне запомнилась одна его запись, сделанная незадолго перед смертью, когда на его руку сел комар, чтобы напиться его крови, а он не убил его, даже не спугнул его, а - как он сам написал, - "благословил" его. Типа, "теперь мы с тобой одной крови, ты и я". Проблеск космического сознания на пороге смерти...        

Мико — божьи девы в Японии.

"Мико (яп. 巫女) ж., нескл. — служительницы синтоистских храмов в Японии. В современном синтоизме мико помогают в проведении храмовых обрядов и осуществлении брачных церемоний, исполняют ритуальные танцы, занимаются гаданиями-омикудзи и просто поддерживают чистоту и порядок в храмах. Только незамужние девушки могут служить в качестве мико. Иногда в качестве мико подрабатывают студентки, особенно во время мацури (храмовых праздников-фестивалей), которые порой растягиваются на несколько недель. 


В древности мико вводили себя в транс исступлённой ритуальной пляской кагура (прообраз которой можно найти в мифе о том, как выманивали укрывшуюся в пещере богиню Солнца Аматэрасу-но Оомиками), которая должна была привлечь внимание ками (божества), который снисходил в тело шаманки. В таком состоянии мико совершали предсказания от имени богов, лечили болезни, давали советы политическим деятелям. Принято считать, что мико были девственницами, хотя доказательств тому нет. Скорее всего, девушки служили в храмах лишь до замужества, после которого оставляли службу и переключались на домашнее хозяйство" (из Википедии). 

Так как "мико имели большое влияние на элиту правящего класса, в период Нара (710-794 гг) и Хэйан (794-1185) правительственные чиновники пытались контролировать практику мико. Иногда официально запрещался ввод в транс. Во время периода Камакура (1185-1333) мико нищенствовали, приходилось подрабатывать проституцией. В период Мэйдзи (1868-1912) практика шаманских ритуалов была поставлена вне закона", - сообщается в статье "Японские традиции. Мико - служительницы синтоистских храмов".

04 июня 2022

Лор (отоларинголог) в Тибете.

Валентина Козинец в статье "О китайских драконах, нагах и тибетских духах лу" мимоходом упоминает китайского домового духа лу из книги Келъян «Женщины Тибета»:

«Пока я рассматривала червей, женщина вдруг подозвала меня к себе. Она внимательно посмотрела на меня и велела соседке принести немного простокваши, потом подула в чашку и … плюнула. Она протянула мне чашку со словами: ”Простоквашу подержишь во рту, только потом медленно проглотишь. Это хорошо поможет твоему горлу. Вы небрежно относитесь к духу домашнего очага и часто загрязняете домашний очаг, чем и рассердили духа вашего дома. В этом причина твоей болезни горла“. Говорят, что таких духов очень легко рассердить, но если их задобрить, они становятся очень дружелюбными». 

Вот такое удивительное лечение... 

Почему горло болит? — Плохая ты домохозяйка, домовой тобою недоволен. 

Вместо "пилюли" — плевок в простоквашу. Магия какая-то...

Ну, без некоторой доли "магии" не обходился даже Иисус Христос. Как известно, исцеляя слепого, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и брением [1] помазал глаза слепому, повелев позже пойти и умыться. Вот брение - это и есть "магия". Ведь Христос, по идее, мог бы обойтись и без ритуала с помазанием глаз слепому. Тем более, что за такого рода "магию" Иисуса обвиняли в колдовстве, считали, что Он творит чудеса силой князя бесовского...

Костяные мегалиты Чукотки.

Валькар с Эквенского поселения. Чукотка. 1-е тыс. н. э. Источник картинки.

Это тип древнего жилища, который кроме эскимосов распространился у чукчей и алеутов, то есть народов арктического побережья Тихого океана, занимающихся зверобойным промыслом. Это были полуземлянки, реже наземные строения, на каркасе из китовых рёбер, крытом шкурами и дёрном. В постройке также использовали камень и плавник (деревья, плавающие в море и выбрасываемые на берег). Имел летний и зимний выход по углубленному в землю крытому коридору. Пол мостили лопаточными костями кита и каменными плитами. Отапливался каменной жировой лампой.

Этот тип жилья очень сильно напоминает древние коридорные гробницы. Вот, для сравнения, Брин-Келли-Ду (букв. «холм в тёмной роще») — мегалит в Уэльсе.

Только здесь вместо китовых костей — камни. 

О демократичности индейских обществ.

"Как полагает историк Джон Уайт, не менее половины индейских племен на территории современных США были матриархальны и матрилинейны. И сегодня у 25% признанных правительством США индейских общин женщины играют доминирующую роль. Матрилинейность, характерная для архаичных обществ, означает определение имени и ведение счёта рода по матери. Это несло и правовые последствия — наследование имущества по женской линии, женское управление судьбой семьи и общины. Так, женщины племени навахо имели больше прав на домашнее имущество, распоряжение семейным доходом и судьбу детей. 

Даже патриархальные индейские сообщества отличались демократичностью в отношении женщин и почтением к ним как к источнику жизни. Трепетное отношение к жизни женщин иногда использовалось европейскими колонизаторами — взяв их в заложники, можно было легко принудить индейских мужчин сложить оружие. Так, например, поступил 7-й кавалерийский полк Джорджа Кастера в «битве» при Уошите в 1868 г. В ходе быстрого нападения на мирное селение полк пленил более пятидесяти женщин и детей, и затем американцы принудили многочисленную группу индейцев покинуть свои земли и уйти в резервации. Оберегая своих жён и сестер, шайенны готовы были подчиниться воле захватчиков. Индеец племени сиу Рональд Громовая лошадь говорит о женщинах: «Мы верим, что женщина намного ближе к богу, чем может оказаться мужчина. […] женщины, так как даруют жизнь, создают её, намного более святые и духовные существа, чем мужчины. Они важнее мужчин»." 

Из статьи Константина Котельникова "Индианки. Мир победившего феминизма".

03 июня 2022

"Охота на ведьм" у индейцев.

Кэролин Найтхаммер в своей монографии "Дочери Земли: жизнь и легенды индейских женщин" касается очень интересной темы — веры в колдовство в среде североамериканских индейцев. В некоторых индейских племенах имела место быть "охота на ведьм", и, кажется, она никак не была связана с аналогичной европейской "охотой на ведьм" XVI-XVIII вв. 

"У ламми существовало тайное общество, члены которого действовали как дружинники, казня тех, кого считали опасными для племени. Когда тайное общество приговаривало ведьму, его члены брали длинную зелёную палку и проталкивали её в прямую кишку своей жертвы до самого горла, заставляя кровь и плоть вытекать изо рта. Затем, стонущую ведьму тащили на площадь — её ужасная смерть служила напоминанием о том, что случается с людьми, которые злоупотребляют своей силой" (Источник). 

Чем эти индейские "дружинники" отличаются от опричников Ивана Грозного? — Ничем. Тот же кровавый террор. 

"Навахо и апачи также испытывали очень сильные чувства к колдовству. Среди навахо престарелых бездетных женщин часто подозревали в колдовстве, особенно тех, кто был очень богат (получив богатство с помощью своей силы) или тех, кто был очень беден (таким образом искал избавления от своей бедности).

Апачи, как и навахо, никогда на самом деле не видели, чтобы кто-то занимался колдовством; они просто видели результаты того, что они интерпретировали как колдовство. Кто-то внезапно заболел, человек необъяснимо умер после того, как перебросился парой слов с кем-то, кто вёл себя странно, - вот те случаи, которые вызывали обвинения в колдовстве. Правдоподобного обвинения одного человека, подкреплённого несколькими другими недовольными гражданами, обычно было достаточно, чтобы “доказать” вину ведьмы из племени апачей.

Признание, данное под страхом пыток, принималось как полное доказательство злодеяния. Обвиняемая ведьма могла попытаться защитить себя от обвинений и добиться успеха, если докажет, что у неё нет сверхъестественных способностей и что она не хотела причинить вред жертве. Если ведьма не добивалась успеха в своей защите, её подвешивали за запястья к дереву так, чтобы её ноги едва касались земли. Затем под ней разводили костёр, и она медленно сгорала заживо. “Ведьмы не сгорают быстро; они продолжают жить долго”, - заявил один из апачей". 

Вот вопрос: как отличить ведьму от шаманки? — Никак. У шаманки имеются служебные духи, и она обладает сверхъестественными способностями. 

Кэролин Найтхаммер выдвигает вполне правдоподобную теорию "охоты на ведьм" у индейцев:

"Вера в колдовство была очень мощным методом социального контроля. Если бы женщина знала, что любые действия, которые в чём-то отличаются от обычного, узкого круга действий, которые она должна совершать, вызовут подозрение у того, кто может наблюдать за ней, она, несомненно, очень хорошо подумала бы, прежде чем отступать от своего обычного поведения. Таким образом, страх перед колдовством также оказывал мощное стабилизирующее влияние на общество. Любого, кто был бунтарём, иконоборцем или даже слишком либеральным, немедленно клеймили ведьмой и сжигали или убивали за её проступки. Это был самый эффективный способ быстро пресечь любые революционные мысли". 

Я думаю, что сильные мира сего прибегают к террору, когда они чувствуют, что их власть держится "на соплях". То есть, за ними нет никакого морального авторитета, и поэтому они нагоняют страх на общество. Они и сами трясутся от страха за свою жизнь, им везде мерещутся заговорщики. Именно страх заставляет их действовать по принципу "бей своих, чтоб чужие боялись". Для нагнетания страха "козлами (или, точнее, "козами") отпущения" выбираются самые беззащитные люди, одинокие женщины со "странностями", и у них из кишок через рот выдавливается говно, чтобы весь народ буквально "застыл" в шоке и ужасе. Таким народом-паралитиком и дурак может править, что, собственно, и требуется вождю-дураку.  

Пост в посвятительных практиках индеанок.

Кэролин Найтхаммер пишет:

"Женщины-манданы, желающие получить видение, постились в своих садах или на помостах для сушки кукурузы. Они верили, что сверхъестественные силы, которые человек получает, прямо пропорциональны его страданиям." 

И как тут не вспомнить про Одина?! Чтобы узнать тайны мёртвых и обрести дар ясновидения, Один, пронзённый собственным копьём, девять дней висел на мировом древе Иггдрасиль.


Кэролин Найтхаммер продолжает:

"Когда Р. Л. Олсон исследовал квинолт вдоль побережья Вашингтон, ему рассказали историю молодой женщины, решившей стать знахаркой. Она ушла в горы одна и постилась десять дней. Каждый день она трудилась, собирая сучья и ветки деревьев, пока не собрала огромную кучу дров. На десятую ночь она подожгла кучу и села ждать. Когда прыгающее пламя начало вздыматься и выделять сильный жар, молодая женщина услышала жалобный вой, доносившийся с соседней горы. 

Женщина посмотрела на вершину, и ей показалось, что та покачивается. Крик приближался, и огонь становился всё жарче. Когда женщина отошла от костра, перед ней появилось огромное животное, похожее на дикую кошку. У животного был острый нос, а морда была такой длинной, что волочилась по земле. Приблизившись к костру, животное подняло голову и завыло. Молодая женщина испугалась и сказала животному: “Я не хочу такой (силы). Я не хочу, чтобы ты был моим духом-хранителем.” 

Странное животное отступило, но вскоре вода в близлежащем озере зашипела и закипела, и множество видов животных поплыли к ней. Женщина была так напугана, что потеряла сознание, и у неё было видение, в котором животные принесли ей пять видов духов на выбор. Она выбрала дух, который мог вернуть потерянные души" (Источник). 

Раиса Максимовна как жена Чингачгука.

Сегодня утром я прочитал про Раису Максимовну Горбачёву:

"В детстве Раи Титаренко не было ничего, что могло бы предсказать её будущий взлёт. Ее отёц, Максим Андреевич, родом из Чернигова, всю жизнь проработал на строительстве железных дорог. Одна из веток проходила через алтайское село Веселоярск. Тут он влюбился в местную девушку, Сашу, женился на ней… Саша – Александра Петровна – была из крестьян; до конца своей жизни оставалась неграмотной – в крестьянских семьях не было принято учить дочерей. Её отца в начале тридцатых раскулачили, а затем посадили по обвинению в троцкизме. Ни Саша, ни её отец так и не поняли, кто такой Троцкий и что такое троцкизм. Его жена умерла от горя и голода, оставив четверых детей…".

"Вот где "корни" перестройки!", - подумалось мне.

Раиса Максимовна в молодости

02 июня 2022

"Венеры" как секс-куклы?

В. Искрин в своей монографии "Загадка венеры каменного века" (СПб. : Нестор-История, 2013) выдвигает интересную гипотезу. По его мнению, палеолитические "венеры" изготавливались женщинами. "Но для кого? Не для собственного же употребления. Ведь не женским, а мужским глазам свойственно «потреблять» женскую наготу. Для кого же тогда предназначались эротические статуэтки? Ответ на этот вопрос может быть только один: статуэтки предназначались для мужчин других родовых организаций. Не слишком ли смелым является такое предположение? Нет, оно представляется вполне уместным и логичным: первобытный род был экзогамен (экзогамия означает внешний брак), мужчины и женщины рода вступали в сексуальные отношения, соответственно, с женщинами и мужчинами другой родовой организации. Брачная сходка мужчин и женщин, представлявших различные родовые организмы, была единственным местом, где передача фигурок была возможна". 

Савиньянская венера

"В целом первобытный род, в смысле взаимоотношений мужчин и женщин, несомненно, является асексуальным образованием", - далее пишет В. Искрин, и здесь я с ним согласен: действительно, внутри рода все являются "братьями" и "сёстрами" друг другу, все пожилые женщины - "матери", а мужчины - "отцы". По этой причине секс внутри рода приравнивается к инцесту и табуируется. 

Как верно замечает автор, для человека его постоянная сексуальная готовность может обернуться разрушительными последствиями. "Все мы видели или знаем из собственного опыта, какую власть над человеком имеет сексуальное чувство. Пленённый им человек теряет ориентацию в мире, перестаёт заботиться о собственной безопасности, забывает о занятиях и ценностях, которые совсем недавно казались ему первостепенными. Не случайно психиатры сексуальную озабоченность с такой симптоматикой квалифицируют как любовную манию. Вы представили человека в таком состоянии? А теперь полностью отнимите у него способную в определённой степени сдерживать сексуальное чувство волю. Вы полýчите лишённое разума животное, без тормозов, одержимое половым инстинктом, не видящее ничего, кроме предмета переполняющего его желания. Да, именно животные ведут себя так в период полового влечения. Правда, этот период краток. Происходит спаривание, половая тяга угасает и жизнь возвращается в обычную, нормальную колею. Нетрудно представить, что случилось бы с особью и видом, если бы состояние сексуальной одержимости продолжалось неограниченно долго.

Вы представляете, уважаемый читатель, какая угроза нависла над нашим животным предком с его постоянной половой готовностью. Создав социальные накопления, он получил постоянную готовность, а получив эту готовность, наверняка мог бы одним махом уничтожить всё накопленное, если бы не нашёл выход из созданного им же противоречия, противоречия между выпущенной на свободу биологической, животной природой и будущим человеческим существованием. Думаю, не надо объяснять, что обуревающая существо перманентная сексуальная мания напрочь отбросила бы труд, коллективизм, зачатки мышления, сохранение припасов и всё прочее, что по крупицам собиралось в течение тысячелетий и что в потенции составляло социальное будущее.

И выход, единственно возможный, был найден. В борьбе противоположных тенденций секс, благо в лице экзогамной деятельности самцов имелась такая возможность, был вынесен за пределы сообщества".

Про индейский матриархат (3).

Кэролин Найтхаммер пишет:

"В некоторых племенах на западной стороне континента мы также видим женщин на руководящих должностях. Среди синкайетк, салишского племени, которое жило вдоль нижней части реки Колумбия на юго-востоке Вашингтона, а также в некоторых соседних группах, известны женщины, выполнявшие функции вождей бэндов. Её официально избирал и устанавливал совет, хотя и требовалось, чтобы женщина, занимающая эту должность, состояла в родстве с вождём.

Степень власти, которой она пользовалась, варьировалась от группы к группе. В одной из групп, о которой мы имеем сведения, мужчина-вождь был её руководителем, а женщина-вождь- советником в случаях убийства, мести или чрезвычайных ситуаций. Если решение женщины отличалось от решения мужчины, люди были вольны следовать любому из них.

Это признание синкайетк равенства полов не является неожиданным. Один из первых путешественников, побывавших в этом районе, заметил, что вдоль нижнего течения Колумбии, где копание корней женщинами в значительной степени способствовало поддержанию племени, они, казалось, обрели атмосферу свободы и независимости, неизвестную среди соседних племён. Пожилые женщины пользовались особым уважением, с ними советовались по всем важным вопросам. 

В Северной Калифорнии у нисенан во главе иногда стояла женщина. Вождество было в первую очередь наследственным, и если после смерти вождя не находилось родственника мужского пола, способного занять эту должность, его преемницей могла стать вдова, дочь или племянница покойного. Женщина на этом посту не имела фактической власти, хотя с ней всегда советовались ведущие мужчины; мера власти, которой она обладала, зависела от степени её поддержки населением. Помимо консультирования совета, в её обязанности входило планирование общественных мероприятий и сбора продуктов, разрешение споров, выполнение функций официальной хозяйки и организация "больших праздников" или торжеств.

В юго-западных группах, где женщины часто имеют высокий статус и пользуются большим уважением, мы находим несколько племён, в которых женщины занимали особые руководящие должности. В обществах пуэбло мужчины обычно управляли правительствами и контролировали церемонии, но женщины занимали важное место в религии и, благодаря контролю над домашним хозяйством, имели больше прав в гражданских делах, чем кажется на первый взгляд.
Мужчины возвращались вечером домой после обсуждения политики с другими мужчинами, и если мужчина имел мнение, которое было неприемлемо для его жены или тёщи, это могло поставить его в несколько неудобное положение.

Лидеру города хопи обычно помогала его родственница, которую называли "Хранительница огня". Её выбирали на эту должность, исходя из её мудрости, ума и интереса к религиозным церемониям. Офис главного жреца или вождя находился в доме этой женщины и он советовался с ней при принятии многих решений, опираясь на её опыт и знание прецедентов. Каждый клан в деревне хопи также возглавлялся матриархом, или матерью клана, которая пользовалась определёнными привилегиями в силу своего старшинства. Мать клана всегда консультировала родственников-мужчин по любому вопросу, который входил в её компетенцию или сферу влияния, например, по поводу семейных ссор или других подобных споров. Матриарх ведущего клана не всегда занимала должность Хранителя огня - иногда считалось, что более молодая женщина больше подходит для этой работы.

Западные апачи признавали некоторых сильных и влиятельных женщин "женщинами-вождями". Почти все они были жёнами вождей или субвождей; однако, несмотря на то, что жене главы оказывалось определённое уважение, не каждая женщина, чей муж был главой, считалась женщиной-вождём. Статус типичной женщины-вождя не был наследным и официально её не избирали - она просто вживалась в свою роль и получала признание, поскольку проявляла мудрость и силу и была ярким примером женственности апачей. Она никогда не была праздной, и благодаря трудолюбию накопила богатство - ещё одно необходимое условие для женщин-вождей. От неё ожидалось, что она будет очень щедрой, делясь своей едой и другими материальными благами с теми, кому повезло меньше.

Иногда женщина-лидер апачей могла выступать на совете или на военном танце, пытаясь вдохновить мужчин, но обычно её функции включали организацию других женщин в группы по сбору дикой пищи, побуждая их вносить еду для общественных праздников и церемоний и убеждая их собрать достаточное количество продовольствия на зиму. Она также давала советы по уходу за детьми и семейной жизни" (Источник). 

Мы с тобой одной крови...

Фотография Анны Жаворонковой. http://light.lifeisphoto.ru/slideshow_recom.aspx?id=4789

 

Про индейский матриархат (2).

Кэролин Найтхаммер пишет:

"Английским рассказам о выдающихся индейских женщинах предшествовали сообщения де Сото и сопровождавших его испанцев. В начале мая 1540 года, сбившись с пути и проведя несколько дней в блужданиях по пустошам нынешней юго-восточной Джорджии, Фернандо де Сото и его передовой отряд наткнулись на трёх индейцев, сообщившим испанцам, что в ближайшем городе под названием Кутифачике живёт женщина-правительница, которая уже получила известие об их скором прибытии и ожидает их.

Когда отряд подошёл к берегу реки, отделявшей их от города, появились четыре каноэ с родственницей правителя и множеством подарков, в том числе шалями и прекрасно выделанными шкурами. Женщина приветствовала гостей, объяснив, что сама вождь не пришла, посчитав, что полезнее остаться в деревне и организовать приём гостей. Затем она сняла со своей шеи нитку жемчуга и надела её на де Сото в знак дружбы. Вскоре прибыли каноэ, чтобы доставить всю группу в Кутифачике. Вождь встретила испанцев очень радушно, предложив им большое количество еды и много прекрасного жемчуга. После недели такого обхождения солдаты захотели поселиться там, но де Сото жаждал продолжить поиски золота.

Он хотел, чтобы вождь сопровождала его отряд, дабы заручиться её поддержкой в других городах, но к этому времени ей надоело грубое поведение белокожих исследователей, и она просто хотела, чтобы они покинули её город. В обмен на гостеприимство, оказанное ему милостивой правительницей, де Сото приставил к ней охрану и заставил вождя и нескольких её женщин-рабынь сопровождать его. В каждом городе жители быстро подчинялись приказам своей правительницы, и даже самые бедные деревушки вносили свой вклад в помощь странным людям. Примерно через две недели вождю удалось сбежать от похитителей и скрыться в своём доме с несколькими рабынями" (Источник). 

Про индейский матриархат.

Кэролин Найтхаммер пишет:

"Хотя ни в древние, ни в современные времена не существовало истинного матриархата [1], ирокезы подошли к нему так близко, как ни одно другое общество. Ирокезы представляли культуру Вудленда и населяли территорию, на которой сейчас находится Нью-Йорк.

Женщины в этом обществе имели преимущество в экономическом плане, поскольку они владели полями, урожаями и домами. Происхождение прослеживалось по женской линии, и все титулы, права и собственность передавались по женской линии. Несмотря на то, что власть оставалась в руках мужчин, женщины осуществляли контроль этой власти.

Хотя женщины ирокезов фактически не занимали должность вождя (в этом племени их называли сахем), именно они не только выбирали вождей, но и решали, достойно ли работают выбранные ими мужчины. Каждый клан делился на роды, и во главе каждого рода стояла старшая женщина - матрона, которая занимала своё положение благодаря возрасту и своим лидерским и дипломатическим качествам. Одной из её обязанностей была координация хозяйственной деятельности женщин-членов клана - не только их работы в поле, но и пожертвования продуктов на благотворительность и общественные праздники. 

После смерти одного из сахемов выбор преемника возлагался на матрону его рода, которая советовалась со своими родственницами. Если поведение нового сахема было неудовлетворительным, матрона трижды предупреждала его, давая ему шанс исправиться. После чего матрона обращалась к совету с просьбой о его низложении. В силу своего положения матрона должна была всегда вести себя с большим приличием, чтобы, когда ей приходилось делать замечание провинившемуся вождю, её предупреждения вызывали уважение.

Женщины-вожди не были редкостью среди ранних северо-восточных индейцев, согласно сообщениям некоторых первых английских поселенцев. Конечно, среди этих первых путешественников не было квалифицированных антропологов - тогда их вообще не было, - и дошедшие до нас рассказы об этих влиятельных женщинах удручают своей краткостью.

Ещё в 1584 году английские исследователи встретили на берегах нынешней Вирджинии женщину, которую они назвали королевой, поскольку она была замужем за мужчиной, которого они считали королём. Она была величественна и красиво одета, на ней был длинный кожаный плащ, подбитый мехом, головная повязка из белого коралла и серьги длиной до пояса из жемчуга размером с горошину. Когда эта женщина посещала белых, её всегда сопровождали сорок или пятьдесят фрейлин.

Что касается женщин, которые были самостоятельными правителями, то одни из самых ранних сведений касаются женщины, которую пилигримы называли "королевой Массачусетса", вдовы, которая после смерти мужа заняла его пост вождя конфедерации различных индейских племён в Массачусетсе. В конце концов племена начали воевать друг с другом, и к 1620 году у королевы остались только остатки одного племени, нипнеты или нипмаки. В 1643 году эта женщина и ещё четыре видных вождя заключили договор с поселенцами, согласившись подчиниться британскому правлению, если им будет предложена защита от других племён.

Две женщины-вождя сыграли важную роль в оказании помощи королю Филиппу, сахему вампаноагов, в его неудачной войне против англичан в 1675-1676 годах. Одной из таких храбрых вождей и борцов была Ветаму, также известная как скво-сахем покассет, присоединившаяся к Филиппу в его попытках создать конфедерацию индейских племён Восточного побережья, чтобы остановить английскую колонизацию индейских земель. Скво-сахем привела триста воинов и доставила провизию для помощи в борьбе, в ходе которой коренные американцы напали на пятьдесят два из девяноста существовавших английских городов, полностью разрушив двенадцать из них. Возможно, им удалось бы выбить всех колонистов с этой земли, но предательство в рядах индейцев переломило ход событий, и к концу лета 1676 года двадцать шесть оставшихся воинов Ветаму были застигнуты врасплох и заключены в тюрьму. Ветаму одной удалось избежать плена, и позже она утонула при попытке пересечь реку. Когда англичане нашли её тело, они отрубили ей голову и повесили её на столб на виду у последних воинов, которые выразили свою скорбь громкими стенаниями и причитаниями" (Источник).