07 июня 2022

Литовская Медейна и культ медведя.

В Литве, которая оставалась языческой ещё в XV веке, в принципе, могли сохраниться какие-то реликты неолитических культов Старой Европы. Авторы статьи "Медейна как реликт неолитических верований" - Yelena Kolesnikova, Mindaugas Peleckis - полагают, что "присутствие в литовской мифологии такого персонажа, как Медейна, может быть объяснено влиянием субстратного этноса, т.е., неких людей, основным занятием которых среди прочего была охота". "Древние балты были одними из первых индоевропейцев, появившихся на Восточно-Европейской равнине, их можно возводить непосредственно к племенам, создававшим шнуровую керамику (3200–2300 до н. э.). Люди, создававшие шнуровую керамику, очевидно, могли иметь непосредственные контакты с людьми, создавшими ямочно-гребенчатую керамику, датируемую примерно 6-м – 2-м тысячелетием до нашей эры".

"Поселения людей, создавших ямочно-гребенчатую керамику, располагались на берегах (моря или озёр), и хозяйство основывалось на охоте, рыбной ловле и собирательстве. Обычным жильём в Финляндии было, видимо, нечто вроде типи или, иначе, вигвама американских индейцев — переносной шалаш площадью около 30 м², в котором могло жить до 30 человек. В лесной полосе России на поселениях обнаруживаются круглые основания небольших жилищ, слегка углубленных в землю (сантиметров на 40). Из искусства для этой культуры характерны маленькие керамические фигурки и головы животных (обычно лося или медведя) из камня. Захоронения устраивались внутри поселения, и покойников покрывали красной охрой" (Источник).

Реконструкция по черепу неолитической женщины из Караваихи (территория Вологодской области) // Герасимов М. М. Восстановление лица по черепу: современный и ископаемый человек. - М., 1955. - С. 349

Теоретически, конечно, вполне возможно, что в Литве сохранилось наследие Старой Европы, но меня терзают смутные сомнения, - уж больно похоже имя Медейна на Мадонна.

Авторы говорят, что "немаловажным фактом, указывающим на архаичность Медейны, является её связь с медвежьим ритуалом". Кстати, скульптуру, изображающую Медейну на медведе, можно увидеть в центре Вильнюса (рис. 1).

Рис. 1. Медейна на медведе (фото Риты Даукшайте)

Далее авторы пишут: "Довольно неестественно предполагать, что языческая Русь существенно отличалась от языческой Литвы по своему быту и основным хозяйственным занятиям: основным занятием в обоих обществах было земледелие, а охота и лесное собирательство были вспомогательными занятиями. Было бы неестественно предполагать, что литовцы языческого периода были больше связаны с лесами/охотой, чем люди языческой Руси. Однако одним из центральных персонажей языческой литовской мифологии является божество леса/животных, а в языческой славянской мифологии эквивалентные персонажи отсутствуют".

Ну, кое-что всё же сохранилось. Я имею в виду русские народные сказки про Машу и медведя. Как говорил Пушкин, "сказка — ложь, да в ней намёк...".


Мишка косолапый давно был замечен в педофильских наклонностях, - любит он "возиться" с девочками. По всей видимости, в северных лесах медведь заменял быка, который, как известно, являлся девочкам, сидевшим в одиночестве и темноте внутри своих menstruation huts. (См.: Древнейшее таинство на Земле.) Наверно, оттуда пошли всякие кривотолки о "медвежьих свадьбах" (См.: Культ медведя и медвежья свадьба в Мерянском Поволжье.)

Комментариев нет:

Отправить комментарий