Если язык хаттов был столь близок языку крито-минойцев, то, надо полагать, такими же родственными были их культуры.
Да, действительно, у хаттов мы видим того же рогатого бычка, как и у минойцев.
Бронзовый бык хаттов из Аладжа-Хююка, 3 тыс. до н.э. Источник картинки |
Бронзовый бык - хаттский церемониальный штандарт. Аладжа-Хююк. |
Для сравнения: глиняная статуэтка быка, минойская цивилизация, музей Ираклиона.
А это — что такое?
maximus101 говорит, что это "церемониальный штандарт. Возможно это изображение солнечного диска". Допустим. Солнце между рогами быка... Где-то я уже это видел... Ну да, на росписях крито-минойских сосудов.
Вверху справа — что там изображено между рогами быка? Тут плохо видно, зато на следующей иллюстрации (из книги М. Гимбутас "Цивилизация Великой богини: мир Древней Европы". М., РОССПЭН, 2006, стр. 244) "солнце" изображено очень хорошо.
(4) Богиня в короне и с крыльями бабочки поднимается между рогов. Оттиск печати, Закроc, Восточный Крит, среднеминойский период III." (стр. 271)
Вот, оказывается, что "солнце" — это Богиня в виде бабочки, а бык — это "кокон". Душа — энтелехия тела, как бабочка — энтелехия кокона. Я думаю, нет никакой проблемы связать душу и Богиню воедино, - представления индуизма о Брахмане и Атмане позволяют представить, как это вообще возможно: Атман — "частица" Брахмана, заключённая в телесную облочку.
В это связи довольно любопытно, что город Аринна был главным священным городом хаттов, а центральным (главным) божеством в Аринне была богиня Солнца Вурунсему.
В летописи Хаттусили I, помимо перечисления даров для храма в Аринне, царь так говорит о Солнечной богине Аринны: "И меня Богиня Солнца Аринны как дитя своё на колени свои клала, и за руку она меня держала. И передо мною в бой Богиня Солнца Аринны устремлялась, мне споспешествуя" (Источник).
Возможное изображение хеттской богини Солнца, 15-13 вв. до н. э. |
У хаттов довольно часто встречается изображение оленей.
Но, в принципе, олень и бык являются взаимозаменяемыми образами. Свет между рогами оленя — этот архетип встречается во многих культурах.
Вот, даже имеется такое изображение:
Христос между рогов оленя св. Губерта |
Здесь христианский крест совмещён с крито-минойским лабрисом. Это как раз доказывает, что коллективное Бессознательное Карла Юнга — не пустая болтовня; архетипы коллективного Бессознательного действительно вечны (как платоновские "идеи") и пребывают во всех веках человеческой истории.
Как пишет maximus101, "от 3 тыс. до н.э. из Анатолии дошли преимущественно только женские изображения, что свидетельствует о существовании какого-то матриархата у хаттов. Со времен Чатал-Хююка (6 тыс. до н.э.) здесь мало что изменилось - главное почитаемое божество у хаттов видимо Богиня Мать. Далее эта традиция будет продолжаться - у хеттов солнечная богиня города Аринна возможно также была верховным божеством, у фригийцев на эту роль претендовала Богиня Ма или Кибела и т.д.
И далее представляет "интересный стенд, на котором можно проследить трансформацию фигуры Богини Матери в символическое изображение из алебастра, похожее на гитару. Видимо, это находки из более южного района - Культепе, Каниша - первого центра государства хеттов".
Удивительные параллели с так называемыми "скрипичными идолами" Эгеиды. (См. запись "Про кикладские "скрипичные" статуэтки".)
Скрипичные идолы Раннего Кикладского периода в археологическом музее Афин |
Скрипичная Кикладская фигурка, 3200-2800 год до н. э., музей кикладского искусства Гуландриса |
Это ещё одно свидетельство близости культуры хаттов с культурами Эгеиды.
Комментариев нет:
Отправить комментарий