26 декабря 2021

Язык и ментальность народа.

"В английском языке есть правило: прилагательные в предложении должны следовать строгому порядку: «мнение — размер — возраст — форма — цвет — происхождение — материал». То есть будет правильным сказать «крупный пятилетний вороной конь» и совсем неправильным — «пятилетний крупный вороной конь». Тем, кто изучает английский язык, очень сложно запомнить и применять это правило. Но странная вещь: люди, для которых английский язык родной, всегда употребляют прилагательные именно в таком порядке. При этом они часто не знают об этом правиле и чаще всего не могут его сформулировать" (Источник).

Это очень хороший пример того, как Традиция (а язык - это именно традиция, причём самая мощная из всех традиций) оказывает своё незримое влияние на людей. 

В английском языке местоимение "я" - I - всегда пишется с большой буквы, даже если I стоит в середине предложения. Уважение к личности, к "я", заложено уже в самом языке, и с правилами грамматики "вбивается" в головы каждого ребёнка-школьника. Не отсюда ли "растут ноги" у английской демократии? Не здесь ли таятся истоки Великой хартии вольностей 1215 года?

А у нас, у русских, "я - последняя буква в алфавите". У нас, по традиции, сначала идёт фамилия, а потом - имя. Иванов Иван Иваныч. У англичан - наоборот: сначала - имя, а после имени - фамилия.

В этом смысле чрезвычайный интерес представляют языки древних матриархальных обществ. Я более чем уверен, что критское письмо и язык критян несли в себе матриархальную "идеологию". Типа, как на Руси дети, уча алфавит - "аз, (буки), веди, глаголь, добро, есть", - запоминали на подсознательном уровне: "я ведаю, что слово добро есть", так, может быть, и крито-минойцы учили наизусть: "женщина добро есть"?

Фестский диск


Внутренняя феминность.

"Как может женщина ожидать от мужчины хорошего отношения, если у него отсутствует связь с внутренней фемининностью, то есть со своей душой? Ни одна женщина не в состоянии заменить ему эту внутреннюю связь; она лишь может принимать на себя мужские проекции и в какой-то степени нести их на себе" (Джеймс Холлис).

Внутренняя феминность. Анима...

Юнг рассматривал Аниму как проводника между сознанием мужчины и его Бессознательным. "Анима — это персонификация всех женских психологических тенденций в психике мужчины", - говорит Мария-Луиза фон Франц.

Вот как классифицирует эти мужские и женские тенденции арабский врач и философ Сар-Динол.

Здесь надо заметить, что некоторые мальчики от рождения развиваются в русле женских тенденций. Им не нужно открывать в себе Аниму, они и так одной ногой стоят в сфере Бессознательного. 

25 декабря 2021

С Рождеством Христовым!

Я поздравляю с Рождеством тех, кто достоин встать рядом. Встать рядом с Иисусом из Назарета. В его либеральных убеждениях совершенно невозможно сомневаться. "Познайте истину", - говорил Он, "и истина сделает вас свободными". Евангелие - это история свободы, это история эмансипации человеческой личности от гнёта государства и общества. Рождество - это наш праздник. Западный мир живёт по Евангельской хартии, по хартии индивидуализма, свободы и человеческого достоинства. Иисус Христос приходил не зря.

Валерия Новодворская

В. И. Новодворская

 

24 декабря 2021

Размышлизмы о посвящении Богу и обрезании.

В статье "Человеческие жертвоприношения в иудаизме: Закон о первородных" Сергей Петров говорит, что:

"Книга Исхода содержит требования к евреям посвящать (qadaš) или отдавать (natan) Яхве каждого материнского первенца мужского пола среди людей и животных: «И сказал Яхве Моисею, говоря: Посвящай мне (qaddeš-li) каждого первенца, открывающего каждую утробу (kol bəḵor peṭer kol reḥem) среди сынов Израилевых, среди людей и среди скота (ba’adam uḇaḇəhema): мои они» (Исх. 13, 2); «Первенца из сынов твоих отдавай мне (bəḵor baneḵa titten li); то же делай с волом твоим (šoreḵa) и с овцою твоею (ṣo’neḵa). Семь дней пусть они будут при матери своей, а в восьмой день отдавай их мне» (Исх. 22, 29-30). В соответствии с этими требованиями в Книге Неемии после восстановления Иерусалимского храма иудеи обязуются «приносить начатки с земли нашей и начатки всяких плодов со всякого дерева каждый год в дом Яхве, и первенцев из сыновей наших и из скота нашего (bəḵorot banenu uḇəhemtenu), как написано в законе, и первородное от крупного и мелкого скота нашего (bəḵore ḇəqarenu wəṣo’nenu) приводить в дом бога нашего к жрецам, служащим в доме бога нашего» (Неем. 10, 35-36)".
Сергей Петров интерпретирует это "посвящай мне каждого первенца, открывающего каждую утробу" как требование Яхве совершать сожжение каждого младенца-первенца. Однако возникает вопрос: почему Яхве гнушается младенцами женского пола? Почему он говорит: "первенца из сынов твоих отдавай мне"? И почему именно в восьмой день после рождения?

Известно, что обрезанию подвергаются еврейские младенцы мужского пола на восьмой день после рождения. Обрезание на иврите — это «брит», что означает «союз». Союз между Яхве и еврейским народом. Как говорит В. Розанов, "в секунду обрезания Ангел Иеговы сходит на обрезаемого младенца и остаётся на нём до самой смерти" (Источник). 

И далее у Розанова: "Ангел Иеговы" -- тёмное место Библии, тёмное понятие её, о коем есть даже целые исследования, сводящиеся к тому, что он относится к Иегове, как тень к предмету, запах к цветку и заместитель к замещаемому. Никогда не скажется: "Иегова (или Элогим,-- другое имя Божие) послал ангела Иеговы", но иногда в местах, где ожидается по ходу изложения слово "Иегова" -- сказано "ангел Иеговы". Таким образом, "ангел Иеговы сошёл на младенца" -- вовсе не далеко от мысли, что "на мне, Янкеле, Иегова имеет своё пребывание, начиная с 8-го дня от рождения".

Вообще говоря, всё, что связано с обрезанием, смутно и неясно. "Темна вода во облацех". Одним словом, таинство. 

Однако известно, что процедура обрезания являлась финальной частью инициатических практик многих традиционных обществ, сохранивших архаический уклад жизни. "Обычай О. был широко распространён на Ближнем Востоке (особенно у египтян, аммонитян, едомитян и моавитян, см. Иер. 9:24–26 (МТ: «...все эти народы обрезаны...»). Причём, у египтян, по сообщениям античных авторов, обрезанными были лишь жрецы, то есть те, кто посвятил себя (или кого посвятили в детстве) на служение богу.  

22 декабря 2021

Норманны Бронзового века?

В 1942 году в одном из болот Дании были обнаружены два рогатых шлема, которые поначалу были датированы эпохой викингов, однако анализ, проведённый при помощи современного оборудования, позволил датировать их примерно 900 годом до нашей эры.

Органические остатки в роге одного из шлемов дали достаточно большой образец для датировки. Роберто Фортуна и Кира Урсем/Национальный музей Дании

Команда исследователей также установила, что шлемы были богато украшены длинными перьями и волосом из конской гривы. 

Это озадачило экспертов, ведь подобная стилистика не характерна для народов Северной Европы. Исследователи выдвинули довольно смелую гипотезу на этот счёт. Они предполагают, что декор этих головных уборов мог быть вдохновлён подобной символикой далёкой Сардинии. Но что могло связывать тысячелетия назад две части доисторической Европы, разделённые тысячами километров? Возможно, вдоль побережья Атлантического океана ранее существовал неизвестный нам морской путь, соединяющий Скандинавию со Средиземным морем, предположили авторы работы. Источник.

Да, действительно, шлемы из Дании напоминают шлемы из Сардинии. 

Бронзовая статуэтка воина с острова Сардиния

Я уже не раз высказывал предположение о том, что один из "народов моря", сарды, или шерданы, были не коренными обитателями Сардинии, а морскими разбойниками, типа позднейших викингов. Вполне возможно, что они захватили остров и сделали его базой для набегов на другие территории, например, на земли Древнего Египта. 

Откуда пришли шумеры?

"Выжимки" с ветки форума "Новый Геродот":

"Шумеры, шумерийцы, древний народ, населявший Южное Двуречье. Судя по скудным лингвистическим и топонимическим данным, Ш. не были автохтонами страны. 

Большинство учёных утверждают, что именно в эпоху расцвета культуры Эль-Обейда, т.е. во второй половине IV тысячелетия, в Месопотамии появляются шумеры - народ, который в более поздних письменных документах называет себя "черноголовыми".

Это был народ, этнически, по языку и культуре чуждый семитским племенам, заселившим Северную Месопотамию приблизительно в то же время или немного позднее.

Необходимо отметить, что большинство известных нам древнейших городов имеет нешумерские названия. А поскольку эти города возникли в глубочайшей древности, напрашивается вывод, что нешумерские названия - это названия дошумерские".  

"Вообще, шумерский язык плохо вписывается в любую систему, хотя бы потому, что о нём мало что известно, но если притягивать за уши, то он структурно ближе всего к серии: баскский--этрусский--нахско-дагестанкие--абхазско-адыгейские--хурритский (Урарту)--бурушаски (предгорья Гиндукуша).

Хотя реальность существования этой средиземноморско-кавказской макросемьи не доказана, у этих языков много такого, что их объединяет и выделяет из языкового окружения. Если она существовала как единое целое, то это было очень давно -- скорее всего ещё в палеолите -- 10-25 тыс лет до н.э. и сравнительное языкознание так далеко проникнуть почти не может". 

Бытовой "матриархат". Наглядный пример.

 


Страусы против "естественного отбора" Дарвина.

 


Я давно уже видел этот диснеевский мультик про страусиху Гортензию, которая "строит глазки" Дональду и "пристаёт" к нему. Оказывается, такое поведение вполне нормально для страусов. 

В журнале «Вокруг света» № 11, ноябрь 2017, опубликована статья Алексей Опаева "Бабье царство: как устроено страусиное общество", в которой говорится, что "в семьях этих птиц царит абсолютный матриархат". 

"Молодые самки страусов впервые показывают самцам, кто будет хозяином в гнезде, уже на этапе формирования пары. Это важное действо приходится на тяжелейший сухой сезон, когда птицы большими группами, до сотни особей, собираются у немногочисленных невысохших водоемов. У страусих брачная активность проявляется раньше, чем у их будущих партнеров. Самка придирчиво осматривает самцов, выбирает одного и принимается ухаживать за ним. Счастливый избранник при этом продолжает заниматься своими делами, лишь изредка удивленно поглядывая на «выкрутасы» страусихи, которая вся вытягивается, поднимает крылья и хвост, одновременно испражняясь на виду у самца.

Через несколько дней или даже недель самец начинает отвечать взаимностью и проделывает те же «упражнения» уже синхронно с самкой. И вот тут дамы целиком берут руководство дальнейшими действиями кавалера на себя. Например, страусихам нравятся ритуальные поединки между самцами, и они направленно инициируют их, заигрывая с соседями. Соревнуясь за невесту, соперники грозно кружат вокруг друг друга, пританцовывая и вскидывая крылья, а самка стоит рядом и наблюдает за процессом. Но остаётся всегда с первоначальным избранником".

Да, на это надо обратить особое внимание: несмотря на брачные поединки самцов, самка всегда остаётся с первоначальным избранником, даже если он пустился в бегство.

Бытовой "матриархат".

По мнению политолога Екатерины Шульман, "мы — страна бытового матриархата. Причём это настолько у всех перед глазами, что никто не замечает. Матери семейств определяют, где живёт семья, как живёт, как тратятся деньги, где учатся дети, когда делать ремонт, куда поехать в отпуск. Отцы семейств решают важные вопросы: кто виноват — Россия или Америка, или кто начал Вторую мировую войну" (Источник).

"Когда говоришь «бытовой матриархат», - поясняет Е. Шульман, - люди слышат следующее: нам в России не нужен феминизм, у нас и так правят женщины. Нет, имеется в виду совершенно не это. Бытовой матриархат не делает жизнь женщин ни богаче, ни безопаснее, ни благополучнее."

"В условиях ограниченности ресурсов принятие решений по основным вопросам преимущественно лежит на женщине. Но в данной ситуации это скорее бремя, а не привилегия, поскольку вам надо свести концы с концами", - далее разъясняет Диляра Ибрагимова, доцент кафедры экономической социологии департамента социологии НИУ ВШЭ.

Да, такого рода бытовой "матриархат" я много раз встречал при исследовании обществ, сохранивших архаический уклад жизни. Об этом можно почитать, например, в моей записи "Своеобразный матриархат племени химба". Женщины химба всё тянут сами – детей, дома и скотину. Примерно такое же положение дел наблюдается и в тех обществах, которые называют матриархальными, - моусо в Китае, минангкабау в Индонезии. Женщины, обременённые домашним хозяйством, трудятся как пчёлки с утра до вечера, а мужчины у них - на подхвате. Бытовой "матриархат" широко распространён и в негритянских, пардон, афро-американских семьях современных США. Не знаю, как сейчас, а в 1950-60х годах существовало выражение Black Matriarchy (чёрный матриархат), которое было общепризнанным для описания отношений в семьях американских негров. Очевидно, такие "матриархальные" отношения сложились из-за того, что чернокожие "багама мамы" получали социальные пособия на детей, а их мужья частенько сидели дома без работы и жили на пособие. 

20 декабря 2021

Россыпь афоризмов (курам поклевать)

 

Родословная от пра-пра-пра… бабушки.

Изначально было общество матриархат и родословная велась с ас-асан (здесь аса – мать, ас-асан – «от маминой матери», т.е. пра-пра-пра… бабушки). Личностью помнящей и передаюшей сородичам шежере рода была бабушка, т.е. ас-асан – сасан. Даже после смены матриархата патриархатом название сказителей старины и родословной (шежере) оставалось по-прежнему — сасан, что прочно сохранилось до сих пор единственно у тюрков-башкир. И изначальное единое шежере всех тюрков, впоследствии написанное на пергаменте («на собачьей коже»), как известно, долгое время хранилось у представителей материнской фратрии человечества – усарганских башкир, но подлинник которого с течением времени и разных обстоятельств был безвозвратно утерян, а теперь мы имеем лишь его переписанный с подлинника на бумагу список под названием «Үҫәргән тәуарихы» (История Усарган). Источник.

Башкирки. Фотография сделана в салоне в Уфе.

 

О человеческих жертвоприношениях у древних евреев и пунов.

Сергей Петров в своей статье "Человеческие жертвоприношения в иудаизме: Памяти еврейского б-га Молоха" приводит цитаты из библейской книги Левит: «Из детей твоих не отдавай на служение Молоху» (Лев. 18, 21); «Кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между Израильтянами, даст из детей своих Молоху, тот да будет предан смерти: народ земли да побьет его камнями; и Я обращу лице Мое на человека того и истреблю его из народа его за то, что он дал из детей своих Молоху, чтоб осквернить святилище Мое и обесчестить святое имя Мое; и если народ земли не обратит очей своих на человека того, когда он даст из детей своих Молоху, и не умертвит его, то Я обращу лице Мое на человека того и на род его и истреблю его из народа его, и всех блудящих по следам его, чтобы блудно ходить вслед Молоха» (Лев. 20, 2-5).  

Также он цитирует книгу пророка Иеремии, сетующего, что иудеи «устроили капища Ваалу в долине сыновей Енномовых, чтобы проводить через огонь сыновей своих и дочерей своих в честь Молоху» (Иер. 32, 35), и одно место из четвёртой книги Царств, где говорится о реформе царя Иосии, который, якобы, «осквернил Тофет, что на долине сыновей Еннома, чтобы никто не проводил сына своего и дочери своей чрез огонь Молоху» (4 Цар. 23, 10).

Очень трудно из этих цитат обоснованно доказать практику человеческих жертвоприношений. Но С. Петров изо всех сил тщится и старается. Однако у него ничего не получается.

Еврейская энциклопедия подчёркивает, что "свидетельства о культе Молоха встречаются как в юридических и исторических, так и в пророческих главах Библии. В юридических и исторических контекстах (Лев. 18:21; 20:2–5; Втор. 18:10; ср. II Ц. 16:3; 17:17; 21:6; 23:10) говорится о проведении детей через огонь, то есть языческой церемонии религиозной инициации (посвящения). В противоположность этому пророки (Иер. 7:31; 19:5,6; Иех. 16:21; 20:31; 23:37; 39; ср. Ис. 57:5; Пс. 106:37,38) говорят о сожжении или принесении детей в жертву языческим богам. Так, слова Иеремии (7:31), говорившего от имени Яхве: «Устроили высоты Тофета, что в долине сынов Хиннома, чтобы сожигать сыновей и дочерей своих в огне, чего Я не повелевал и что Мне на сердце не приходило», — звучат как полемика с теми, кто придерживался подобных взглядов. То есть еврейские пророки выступали против древнесемитских обрядов посвящения и клеймили участников этих обрядов, "проводящих своих детей через огонь", как детоубийц.  Еврейская энциклопедия говорит, что пророки могли позволить себе риторическую красочность в пылу полемики.

Теперь нам надо установить, как же на самом деле выглядел этот обряд проведения детей через огонь.

Первая волна арийской экспансии в Старую Европу.

Сергей Петров в статье "Индоевропейцы: Начало индоевропейских завоеваний" сообщает:

"Социальное расслоение и милитаризация привели к бурной экспансии индоевропейцев, которая началась в середине V тысячелетия до н.э. Около 4500 г. до н.э. Днепро-Донецкая культура мезолитических охотников-собирателей и ранних скотоводов в междуречье Днепра и Донца сменяется новой – Среднестоговской, которая обнаруживает явные черты сходства с Хвалынской. <...> По сравнению с днепро-донецкими, на среднестоговских поселениях в 2 раза больше конских костей (в среднем 54%). Отмечаются изменения и в антропологии – черепа среднестоговцев более грацильны, чем массивные днепро-донецкие, и сходны с хвалынскими. Таким образом, есть основания предполагать вторжение на Днепр племён из волжско-донского региона, по всей видимости, верхом на конях. Данное предположение полностью подтверждается генетикой. 

Распространение индоевропейцев через степные пространства на юго-запад вдоль черноморского побережья отмечает культура Суворово (4300-4000 гг. до н.э.), представляющая собой продолжение Новоданиловской культуры и обычно объединяемая с ней в культурный горизонт Суворово-Новоданиловка.  

Культура Суворово

Суворовская культура известна только по своим захоронениям".

Значит, надо полагать, что арии-"суворовцы", подобно цыганам, постоянно кочевали и проживали в кибитках, от которых не осталось никакого следа.

"В отличие от области Новоданиловской культуры в днепро-азовской степи, где обычными были каменные насыпи над могилами, а курганы возводились редко, носители культуры Суворово в дунайской дельте предпочитали насыпать над своими мёртвыми курганы, окружённые кольцами из больших камней (кромлехами)".

В записи "Сооружение мегалитов как защитная реакция культуры Старой Европы" я уже высказывал предположение о том, что мегалитические сооружения свидетельствуют о, скажем так, неустойчивости и зыбкости той исторической эпохи, в которую они возводились. Чтобы могилы предков не были разрушены и осквернены, они окружались огромными, неподъёмными камнями. В таком смысле мегалиты можно понимать как культурные артефакты, появляющиеся на территориях, где имело место быть "трение" между представителями двух антагонистических культур. И появление в дунайской дельте курганов, окружённых кольцами из больших камней, подтверждает это предположение.

Сергей Петров говорит, что в суворовских погребениях на территории нынешних Молдавии, Румынии, Болгарии, Македонии и Трансильвании были обнаружены типично арийские скипетры и булавы.

Конеголовые скипетры и четырёхгранные булавы-ваджры культурного горизонта Суворово-Новоданиловка.

О прошлом и будущем.

В детстве я очень увлекался фантастикой, любил читать книжки про будущее человечества. А в старости увлёкся древней историей, и теперь исследую прошлое человечества. Настоящее время меня никогда не интересовало. Настоящее — скучно. Как говорил Н. В. Гоголь, "скучно жить на этом свете, господа!" Смотрю я на то, что сейчас происходит в России, и это навевает зевоту. Власти сами развалили СССР в 1991 году, а теперь вновь стараются собрать СССР. Ну ей-богу, как дети малые, играющие в кубики. 

19 декабря 2021

О древнегреческой демократии.

Автор вконташного паблика Клиометрика в записи "Постклассическое процветание: тиранов убиваем, с царями договариваемся" сообщает интересные сведения о древнегреческой демократии, которые я раньше не знал.

"После восстановления демократического правления в Афинах после поражения "переворота четырёхсот" в -410, в соответствии с декретом Демофанта, поддержанным народным собранием, все граждане торжественно поклялись в будущем убивать врагов демократии и их пособников, и награждать убийц тиранов".

Демократия, оказывается, не произрастает сама собой, как сорная трава. Для установления демократической формы правления требуется коллективная клятва граждан полиса.

"Уже в -404 клятва прошла проверку: после поражения в Пелопоннесской войне в Афинах была установлена проспартанская олигархия. Через несколько месяцев началось восстание, в котором олигархическое правительство было свергнуто, и восстановлена демократия. Спарта пробовала вмешаться, но, видя решимость афинян, уступила. По видимому, афиняне пришли к выводу, что метод работает. Клятва была повторена в -336, когда была опасность промакедонского переворота. По афинскому образцу, тираноборческие законы были приняты в других демократических полисах".

Тем не менее, далеко не во всех греческих полисах существовала демократия, что видно на нижеследующей таблице.


Прохиндиада, или эпос о Гильгамеше.

После смерти месопотамцев ждала не самая приятная участь: их Подземное царство было тёмным и сырым местом, совсем не похожим на загробный мир египтян.

Итак, обычный человек должен был радоваться жизни, стараясь получить от неё как можно больше. А что же получать? Совет на этот счёт даёт один из персонажей «Эпоса о Гильгамеше» — богиня Сидури, содержащая пивнушку на краю Вселенной:

Ты же, Гильгамеш, насыщай желудок,
Днём и ночью да будешь ты весел,
Праздник справляй ежедневно,
Днём и ночью играй и пляши ты!
Светлы да будут твои одежды,
Волосы чисты, водой омывайся,
Гляди, как дитя твою руку держит,
Своими объятьями радуй подругу —
Только в этом дело человека!

Перевод отрывка из «Эпоса о Гильгамеше» взят из: Я открою тебе сокровенное слово. Литература Вавилонии и Ассирии. Перевод с аккадского. Сост. В.К. Афанасьева, И.М. Дьяконов. М., 1981.

На иллюстрации — предположительное изображение Гильгамеша из дворца Саргона II в Дур-Шаррукине. Лувр.

Источник

Богини Анатолии.

Одним из главных божеств хеттского пантеона была Солнечная богиня города Аринна, супруга бога Грозы. Большой храм Хаттусы посвящён именно этим божествам. 

Возможное изображение Солнечной богини города Аринна. XIV—XIII вв. до н.э. Музей искусства «Метрополитен».

Солнечная богиня города Аринна играла важную роль как покровительница царской власти: победы в сражениях цари считали следствием её поддержки. Например, именно она помогает Мурсили II в сюжетах из «Десятилетних анналов». Иногда в роли покровительниц царей могли выступать хурритская богиня Хепат или одна из ипостасей месопотамской богини Иштар

Богиня Хепат (слева) и царица Пудухепа (права). Рельеф Фрактин.

Приручение коня в Самарской культуре положило начало закату Старой Европы.

Сергей Петров в статье "Индоевропейцы: Самарская и Хвалынская культуры" говорит, что:

"По всей видимости, одомашнивание коня произошло в первой половине V тыс. до н.э. в областях Самарской и Хвалынской археологических культур. К тому времени носители данных культур уже несколько столетий имели дело с домашними коровами, овцами и козами. Приручение коня стало возможным благодаря применению к нему навыков обращения с уже одомашненным скотом. Первые коневоды на Средней и Нижней Волге видели в лошади пока ещё не средство передвижения, а источник дешёвого мяса на зиму. Прокормить в зимний период лошадь гораздо легче, чем крупный и мелкий рогатый скот, потому что она может сама откапывать из-под снега траву копытами, а также разбивать ими лёд, чтобы напиться. Естественно, это было очень важно как раз в областях распространения Самарской и Хвалынской культур с их суровыми зимами.

Область Самарской культуры 1-й половины V тыс. до н.э.

Южной соседкой Самарской была несколько более поздняя Хвалынская культура (5000-4500/4000 гг. до н.э.), существовавшая в лесостепных, степных и полупустынных районах правого и левого берега Волги и Северо-восточного Прикаспия.

С Хвалынской культурой связаны находки конеголовых скипетров.

Скипетр, топоры и украшения из могильника Хвалынск I
 

Все скипетры Хвалынской культуры и ставшей её преемницей Новоданиловской культуры (всего 11) были найдены в погребениях, что свидетельствует об органической духовной связи данного предмета с носителями этих культур. Можно заключить, что конеголовые навершия, крепившиеся на деревянные рукояти и служившие символами власти военных вождей, возникли в среде Хвалынской культуры на юге лесостепного Среднего Поволжья. Они являются косвенным свидетельством начала военного использования коня.
                                      Реконструкция конеголового навершия с рукоятью

Матриархат «по нужде».

Мой "матриархат" обусловлен неизбывной Мечтой о Женщине. Вот, судьба распорядилась так, что я всю жизнь прожил с карикатурой на Женщину, пародией на Женщину (имею в виду свою душевнобольную сестру). Сегодня с утра пораньше она снова закатила истерику. Мне-то деваться некуда: я родную сестру (какая бы она ни была) на улицу не выкину. А жена могла бы и уйти из этого "дурдома". Ей не позавидуешь: нужно ангельское (или ослиное) терпение, чтобы жить с моей сестрой под одной крышей. Но она, моя ослица с ангельскими крыльями, терпит, а я нахожу убежище в своём бложике, где тишь, да гладь, да Божья благодать... Пишу здесь о мирном матриархальном обществе, которого мне самому больше всего не хватает.  

Иван Сандырев (1932-2002) Северная песня. 1978 г.


18 декабря 2021

Хозяйка Медной горы vs. Медный всадник.

"Большинство жителей Екатеринбурга предпочитают матриархат, следует из опроса компании «СберСтрахование». Такой семейный уклад выбрали 68% горожан — это максимальный показатель по России. Наименьшее число приверженцев матриархата зафиксировали в Санкт-Петербурге — 14%.

Исследование провели в конце ноября в 37 городах России с населением более 500 тыс. человек".

Источник

Интересно, с чем связано такое предпочтение жителей Екатеринбурга? Может быть, название города влияет на менталитет его жителей? Типа, в городе Екатерины предпочитают матриархат, а в городе Петра - патриархат? В таком случае, в давнее культурологическое противопоставление Москвы Питеру следует внести коррективу: ныне не Москва, а Екатеринбург претендует на культурный антипод Петербурга. 

Кстати, там же, в Екатеринбурге, стоит памятник Хозяйке Медной горы - антипод питерского Медного всадника.

Хозяйка Медной горы.г.Екатеринбург.

Арии — трипольцам: «Вашим салом – по вашим мусалам».

Сергей Петров в статье "Индоевропецы: Начало" говорит, что появление неолитической производящей экономики на территориях Восточно-европейской равнины относится к VI тысячелетию до н.э. Первые животноводы и земледельцы пришли в приднестровские степи из долины Дуная. Ими были носители Кришской культуры, которые ок. 5800-5700 гг. до н.э. расселились к востоку от Карпат. Вместе с кришцами пришли коровы, овцы и козы, первоначально приручённые в Анатолии и затем распространившиеся с неолитическими мигрантами в Грецию и дальше на север.

"Обширные пространства на юге Русской равнины от правобережья Днепра до левобережья Волги в это время занимал пояс родственных мезолитическо-субнеолитических культур. Их носители всё ещё были охотниками и собирателями, однако уже были знакомы с керамикой. Первыми ок. 7000-6500 гг. до н.э. обожжённые глиняные горшки стали производить носители Елшанской культуры в Среднем Поволжье (Самарская и Ульяновская области), которая, таким образом, является самой древней керамической культурой в Европе. Оттуда производство керамики стало постепенно проникать на юг и запад и к 6200-6000 гг. до н.э. широко распространилось среди обитателей южнорусских степей. 

Первыми из них с производящей экономикой кришцев столкнулись носители Буго-Днестровской культуры, через которых навыки скотоводства и земледелия начали распространяться далее на восток. После 5200 г. до н.э. Кришскую культуру сменила культура Кукутени-Триполье, распространившаяся с юго-запада в долины Днестра и Южного Буга. Буго-Днестровская культура была ею полностью поглощена. Генетически трипольцы были типичными неолитическими земледельцами. По аутосомным генам они являлись более чем на 80% потомками выходцев из Анатолии (и на оставшуюся долю – потомками западных и восточных охотников-собирателей).

Восточными соседями трипольцев были племена Днепро-Донецкой культуры, известные своими могильниками Васильевка, Волошское и Мариевка, располагавшимися у днепровских порогов. Главными занятиями носителей первого этапа Днепро-Донецкой культуры (5700-5200 гг. до н.э.) были охота (на дикую лошадь, благородного оленя, косулю, кабана, бобра), рыболовство и собирательство. В 5200-5000 гг. до н.э. под западными влияниями в их образе жизни происходят существенные перемены. В захоронениях у днепровских порогов начинают появляться кости домашних коров, овец и коз.  

От Днепра новая животноводческая экономика продолжила своё победное шествие на восток. Вскоре одомашненные коровы, овцы и козы достигли волжско-уральских степей. Результатом этого стало возникновение обширной культурно-экономической общности восточных охотников-собирателей, освоивших животноводство. Эта общность простиралась от Днепра на западе, служившего границей неолитической земледельческой культуры Кукутени-Триполье, до реки Урал на востоке, за которой обитали люди Атбасарской культуры, по-прежнему остававшиеся охотниками и собирателями, и от Чёрного моря, Кавказа и Каспийского моря на юге до северных лесов, где жили племена, родственные обитателям степей, но пока производящую животноводческую экономику не принимавшие.  

Экономическая революция породила революцию социальную. В южнорусских степях, ранее характеризовавшихся единообразно бедным погребальным инвентарём, появляются захоронения, отличающиеся исключительным богатством. Они принадлежали племенным вождям, сосредоточившим в своих руках крупные стада скота. Главными знаками их власти были каменные зооморфные или четырёхгранные булавы (прообразы более поздней ваджры). При погребении этих вождей в жертву приносились овцы, козы, быки и кони. Обычно основная часть туши съедалась участниками погребального пира, а в могилу клались только голова и задние конечности. В загробный мир умерших сопровождало оружие – кинжалы, топоры, стрелы и копья, а также украшения – пояса и ожерелья из раковин и зубов бобра, оленя и коня, подвески из хрусталя и порфира, полированные каменные браслеты, пластинки для одежды и головных уборов и шейные подвески из кабаньих клыков и бусы, браслеты и ожерелья из меди. 

На Балканах медная металлургия зародилась незадолго до 5000 г. до н.э. и быстро распространилась на восток, достигнув волжско-уральских степей примерно к 4600 г. до н.э."   

17 декабря 2021

«Омикрон» пугает.

Попова назвала «пугающими» темпы роста заражаемости омикрон-штаммом (Источник). Страны "Большой семёрки" назвали самую серьёзную угрозу для здоровья человечества - это омикрон-штамм коронавируса, сообщается на сайте британского Минздрава (Источник). Новый вариант COVID «Омикрон» размножается в дыхательных путях человека в 70 раз быстрее, чем штамм «Дельта» (Источник).

Вот когда пожалеешь, что не живёшь в стране за "железным занавесом". Сталин, если я не ошибаюсь, лишь один раз вылетал за пределы СССР, в Тегеран в 1943 году. А нынешние "тузы" скачут по белу свету, как блохи, и заносят заразу в Россию. Вот у меня денег нет, и я по заграницам не шастаю, народ не заражаю. 


 

Асабия Ибн Хальдуна (1).

chest_i_razym в записи "Ибн Хальдун всё придумал за нас ещё в 14 веке" говорит, что арабский философ Ибн Хальдун, занимавшийся проблемой упадка династий мусульманских держав, ввёл термин Асабия - сплочённость элиты, способность жертвовать собой ради всей группы. Асабия, по мнению Хальдуна, падает с каждым поколением правителей, проживших в городской цивилизации. На смену деградировавшим элитам приходят ребята с периферии цивилизации. В случае арабов - это бедуины и прочие племена, находящиеся ещё на этапе родоплеменных отношений.

Википедия, в принципе, говорит о том же: "Асабийя, или Асабия (араб. عصبية) — это термин, относящийся к социальной солидарности, где акцент делается на сплочённость и единство, групповое сознание, чувство общей цели и социального единства. Это понятие было достаточно распространено в доисламскую эпоху, но приобрело популярность в «Мукаддиме» Ибн Халдуна (Вали ад-Дин Абд ар-Рахман Ибн Мухаммад Ибн Халдун, 1332—1406), в которой он понимается как фундаментальная взаимосвязь индивидуумов в человеческом обществе. Ибн Хальдун понимает это понятие как основную движущую силу истории. Асабия циклична и непосредственным образом связана с ростом и падением цивилизаций. Среди причин ослабления асабии можно назвать: 

Во-первых: стремление нового лидера монополизировать власть, и как следствие всю славу победы. Для этого новый лидер начинает вести борьбу со своими конкурентами, с которыми ещё недавно они были товарищами. Система власти быстро приобретает иерархию, а бывшая сплочённость превращается в наёмничество.

Во-вторых, естественное стремление правителей к роскоши. Роскошь становится знаком статуса и власти. Поскольку для нижестоящих чиновников высшим образцом для подражания являются высшие, а высшие не могут допустить, чтобы кто-то из низших превзошёл их в роскоши/статусе, то тяга к престижному потреблению и контроль над ним быстро распространяются вверх и вниз по иерархии. Привычка к роскоши естественным образом, особенно при смене поколений, ведёт к смещению мотивации на сохранение во что бы то ни стало достигнутого уровня и качества жизни".

Общий исторический очерк арийской экспансии.

Сергей Петров в статье "Как индоевропейцы покорили мир" даёт общий исторический очерк арийской экспансии. У него написано всё верно, поэтому я решил "скопипастить" первую часть его очерка в свой блог.

"Индоевропейцы являются потомками древних северных евразийцев – охотников-собирателей приледниковой мамонтовой степи, имевших преимущественно мужскую гаплогруппу R* и женскую гаплогруппу U*. Придя в Восточную Европу из Сибири к концу последней ледниковой эпохи (т.е. ранее 14 тыс. до н.э.), они образовали здесь общность восточноевропейских охотников-собирателей – носителей главным образом выделившихся из R* мужских гаплогрупп R1a и R1b.

Ок. 5000 г. до н.э. под влиянием балканских неолитических земледельцев в среде этих охотников-собирателей распространяются скотоводство (в меньшей степени также земледелие) и медная металлургия. Вследствие этого на Средней и Нижней Волге возникают Самарская и Хвалынская энеолитические культуры (5000-4000 гг. до н.э.) – первые достоверные индоевропейские культуры с установленным присутствием гаплогрупп R1a и R1b. В 1-й половине V тыс. до н.э. их носители одомашнивают дикую лошадь – тарпана, потомками которого являются все современные домашние лошади (ботайцы спустя тысячу с лишним лет под индоевропейским влиянием одомашнивают лошадь Пржевальского, но этот эпизод остаётся без последствий).

Индоевропейское общество переживает социальное расслоение и милитаризацию, появляются военные вожди, чьи символы власти включают скипетры с конеголовыми навершиями. Около середины V тыс. до н.э. начинается военная экспансия самарско-хвалынских индоевропейцев, основным орудием которой, вероятно, служат кони. Первой её жертвой становится жившая где-то в Северном Предкавказье популяция кавказских охотников-собирателей, от которой индоевропейцы наследуют набор южных по происхождению материнских гаплогрупп (вдобавок к собственным линиям северноевразийской гаплогруппы U) и около половины своих аутосомных генов.

16 декабря 2021

О семейном бюджете русских крестьян.

Автор Фотоблога №1005001 говорит, что в среднестатистической крестьянской семье Средней полосы России конца XIX века, не смотря на небогатый, если не сказать аскетичный уклад жизни, бюджет был абсолютно раздельный. И он приводит цитату из книги Ольги Семёновой-Тян-Шанской "Жизнь «Ивана». Очерки из быта крестьян одной из черноземных губерний". Под именем "Иван" она описывает некий собирательный образ простого русского крестьянина с самого рождения и до cмepти.

Бюджет у мужа и жены в семье был раздельный. Мужу принадлежала вся усадьба, хлеб, лошади, свиньи, весь инвентарь. Жене - посуда, одежда, лён, куры, корова. Овцы - общее имущество, но бывали овцы "собинки" - частное имущество бабы, которое после её смepтu переходило дочери.
Крестьянская семья в праздничных нарядах. Русские. Рязанская губерния. Касимовский уезд. Фотограф Машечкин В.М. 1910 г.

Что принадлежит мужчине и что он приносит в дом

Мужнина вся усадьба, хлеб, лошади, овцы, весь полевой инвентарь. Муж строит на свои деньги избу, двор, амбар, ригу, покупает лошадь и другую скотину, телегу и прочее. Он покупает и хлеб, крупу, говядину, капусту, соль, керосин («газ»), солому для отопления. Мужик плетёт лапти на всю семью. Вьёт все верёвки. Валенки на всю семью доставляет мужик.