17 декабря 2021

Общий исторический очерк арийской экспансии.

Сергей Петров в статье "Как индоевропейцы покорили мир" даёт общий исторический очерк арийской экспансии. У него написано всё верно, поэтому я решил "скопипастить" первую часть его очерка в свой блог.

"Индоевропейцы являются потомками древних северных евразийцев – охотников-собирателей приледниковой мамонтовой степи, имевших преимущественно мужскую гаплогруппу R* и женскую гаплогруппу U*. Придя в Восточную Европу из Сибири к концу последней ледниковой эпохи (т.е. ранее 14 тыс. до н.э.), они образовали здесь общность восточноевропейских охотников-собирателей – носителей главным образом выделившихся из R* мужских гаплогрупп R1a и R1b.

Ок. 5000 г. до н.э. под влиянием балканских неолитических земледельцев в среде этих охотников-собирателей распространяются скотоводство (в меньшей степени также земледелие) и медная металлургия. Вследствие этого на Средней и Нижней Волге возникают Самарская и Хвалынская энеолитические культуры (5000-4000 гг. до н.э.) – первые достоверные индоевропейские культуры с установленным присутствием гаплогрупп R1a и R1b. В 1-й половине V тыс. до н.э. их носители одомашнивают дикую лошадь – тарпана, потомками которого являются все современные домашние лошади (ботайцы спустя тысячу с лишним лет под индоевропейским влиянием одомашнивают лошадь Пржевальского, но этот эпизод остаётся без последствий).

Индоевропейское общество переживает социальное расслоение и милитаризацию, появляются военные вожди, чьи символы власти включают скипетры с конеголовыми навершиями. Около середины V тыс. до н.э. начинается военная экспансия самарско-хвалынских индоевропейцев, основным орудием которой, вероятно, служат кони. Первой её жертвой становится жившая где-то в Северном Предкавказье популяция кавказских охотников-собирателей, от которой индоевропейцы наследуют набор южных по происхождению материнских гаплогрупп (вдобавок к собственным линиям северноевразийской гаплогруппы U) и около половины своих аутосомных генов.

В Северном Предкавказье возникает и распространяется от Заволжья до Трансильвании Новоданиловская культура (4500-4000 гг. до н.э.), юго-западным ответвлением которой становится культура Суворово (4300-4000 гг. до н.э.). С культурным горизонтом Суворово-Новоданиловка связано появление курганов над захоронениями. Носители этих культур хоронят свою знать в индивидуальных могилах в сопровождении оружия и богатых погребальных даров. Одновременно с этим Днепро-Донецкая культура на среднем Днепре под влиянием самарско-хвалынской экспансии сменяется культурой Средний Стог, у носителей которой засвидетельствованы гаплогруппы R1a и R1b.

Юго-западный натиск культуры Суворово, в носителях которой видят предков хеттов и других анатолийских индоевропейцев, приводит на рубеже V-IV тыс. до н.э. к гибели неолитических земледельческих культур «Старой Европы» – Болград, Гумельница, Караново и Варна. Продолжением Суворово являются культуры Чернаводэ в Румынии (4000-3200 гг. до н.э.) и Езеро в Болгарии (3300-2700 гг. до н.э.), отмечающие путь индоевропейцев в Анатолию, где их присутствие документально засвидетельствовано с XX в. до н.э. Вместе с хеттами и родственными им племенами в Анатолию и дальше на Ближний Восток приходят одомашненные кони.

Ок. 3500 г. до н.э. в среде позднехвалынских индоевропейских племён южнорусских степей происходит изобретение колёсной повозки, которое быстро распространяется на запад в Европу и на юг через Кавказ на Ближний Восток. Использование колёсных повозок значительно увеличивает площадь пастбищ и поголовье скота, что, в свою очередь, ведёт к демографическому взрыву. Археологическим выражением этих событий становится Ямная культура (3500-2500 гг. до н.э.). Индоевропейцы Ямной культуры переходят к полноценной мясо-молочной диете, вследствие чего у них возникает и закрепляется ген лактозной терпимости, делающий их более рослыми и сильными по сравнению с неолитическими земледельцами.

Первой волной нового этапа индоевропейской экспансии становится миграция из волжско-уральских степей на Алтай поздних хвалынцев или ранних ямников, создающих Афанасьевскую культуру (3500-2500 гг. до н.э.). Их вероятными потомками являются тохары, присутствие которых засвидетельствовано в I тыс. н.э. в тысяче километров к югу от Алтая – в Таримском бассейне (современный Синьцзян).

Западная миграция ямников приводит к возникновению ок. 3300 г. до н.э. в низовьях Днестра, Прута и Дуная Усатовской культуры, носители которой подчиняют себе живущих севернее неолитических земледельцев культуры Кукутени-Триполье (5200-2600 гг. до н.э.). Дальнейшая миграция этих групп ямников приводит их вверх по Дунаю на Венгерскую равнину, однако западнее реки Тисы они, вероятно, не продвигаются. Эти балканские ямники, как и ямники из Самарской, Оренбургской и Ростовской областей и Предкавказья, а также афанасьевцы, являются носителями в основном мужской гаплогруппы R1b-Z2103. 

Источником индоевропейской колонизации Европы становятся, по всей видимости, северо-западные области Ямной культуры, где линия R1a-M417 присутствует уже ок. 4000 г. до н.э. на территории культуры Средний Стог. Носители этой мужской гаплогруппы создают огромный горизонт культур Шнуровой керамики и Боевых топоров в Центральной, Северной и Восточной Европе (2800-2000 гг. до н.э.). Мужчин предшествующих им в этих областях неолитических земледельческих культур (Трипольской, Шаровидных амфор, Воронковидных кубков) индоевропейцы в основном истребляют, женщин – частично истребляют, частично ассимилируют, наследуя от них ок. 17% своих аутосомных генов. Шнуровики являются основными предками современных центрально-, северно- и восточноевропейцев". 

Значит, что такое "истинные арийцы"? Арии — это, во-первых, металлическое (медное, а затем и бронзовое) оружие; во-вторых, это быстроногие кони, позволяющие совершать грабительские рейды и уходить от погони; и, в-третьих, это особого рода менталитет "воинов света", солнцепоклонников, сражающихся с "силами тьмы". Очевидно, для древних ариев представители староевропейских земледельческих культур были чем-то в роде "фашистов". Ограбить и перебить "фашистов" — дело "богоугодное", так как "фашисты" — это "слуги дьявола". В общих чертах это противопоставление небесно-божественного и подземно-демонического присутствует в реконструкции Вяч. Вс. Иванова и В. Н. Топорова т. наз. "основного мифа индоевропейцев", который представляет собой сюжет змееборчества, противопоставление, оппозицию двух антагонистов — антропоморфного божества-Громовержца и его противника — хтонического Змея. Если посмотреть, например, на доминирование змеиных мотивов в Трипольской культуре, то трипольцев можно отождествить со змеепоклонниками, то есть "слугами дьявола", который является противником Бога.

В целом, концепция дьявола появляется и оформляется в поздних патриархальных культурах. В более ранних матриархальных культурах имелись лишь "зачатки" этой концепции. Я имею в виду быкоголового консорта Богини, который в патриархальной мифологии превратился в Минотавра. Очевидно, в крито-минойской культуре он не имел демонических черт, а выступал скорее как непослушное дитя своей Матери. Подобный сюжет имеет место быть в русских народных сказках. Например, братец Иванушка не слушает свою сестру, пьёт воду из козлиного следа и сам становится козлёнком, что приводит к его и его сестру к мучениям-"страдам", которые напоминают инициатические или мистериальные таинства. То есть, "бычок" в матриархальной мифологии был инкорпорирован в мистериальный сюжет, он являлся частью этого сюжета. Вполне возможно, что так же обстояло дело и со Змеем. В патриархальной же культуре Змей из "соработника" превратился в "богопротивника", и это превращение повлекло за собой раскол, разделение мира на "своих" и "чужих", открыло эпоху религиозных войн.

Комментариев нет:

Отправить комментарий