17 декабря 2021

Асабия Ибн Хальдуна (1).

chest_i_razym в записи "Ибн Хальдун всё придумал за нас ещё в 14 веке" говорит, что арабский философ Ибн Хальдун, занимавшийся проблемой упадка династий мусульманских держав, ввёл термин Асабия - сплочённость элиты, способность жертвовать собой ради всей группы. Асабия, по мнению Хальдуна, падает с каждым поколением правителей, проживших в городской цивилизации. На смену деградировавшим элитам приходят ребята с периферии цивилизации. В случае арабов - это бедуины и прочие племена, находящиеся ещё на этапе родоплеменных отношений.

Википедия, в принципе, говорит о том же: "Асабийя, или Асабия (араб. عصبية) — это термин, относящийся к социальной солидарности, где акцент делается на сплочённость и единство, групповое сознание, чувство общей цели и социального единства. Это понятие было достаточно распространено в доисламскую эпоху, но приобрело популярность в «Мукаддиме» Ибн Халдуна (Вали ад-Дин Абд ар-Рахман Ибн Мухаммад Ибн Халдун, 1332—1406), в которой он понимается как фундаментальная взаимосвязь индивидуумов в человеческом обществе. Ибн Хальдун понимает это понятие как основную движущую силу истории. Асабия циклична и непосредственным образом связана с ростом и падением цивилизаций. Среди причин ослабления асабии можно назвать: 

Во-первых: стремление нового лидера монополизировать власть, и как следствие всю славу победы. Для этого новый лидер начинает вести борьбу со своими конкурентами, с которыми ещё недавно они были товарищами. Система власти быстро приобретает иерархию, а бывшая сплочённость превращается в наёмничество.

Во-вторых, естественное стремление правителей к роскоши. Роскошь становится знаком статуса и власти. Поскольку для нижестоящих чиновников высшим образцом для подражания являются высшие, а высшие не могут допустить, чтобы кто-то из низших превзошёл их в роскоши/статусе, то тяга к престижному потреблению и контроль над ним быстро распространяются вверх и вниз по иерархии. Привычка к роскоши естественным образом, особенно при смене поколений, ведёт к смещению мотивации на сохранение во что бы то ни стало достигнутого уровня и качества жизни".

По-моему, асабия — это примерно то же самое, что пассионарность Льва Гумилёва. Это я сразу отметил. А затем прочитал подтверждение своей догадки: "«Асабия» Ибн Халдуна не совпадает, но вполне сопоставима с такими понятиями классической и современной социологии, как «нравственная сила» Эмиля Дюркгейма, «харизма» Макса Вебера, «пассионарность» Льва Гумилёва и «высокая эмоциональная энергия» Рэндалла Коллинза" (Источник).

Это чрезвычайно интересная тема для исследования, - тем более что здесь речь идёт об архаичных родо-племенных обществах, которые, на мой взгляд, "чреваты" матриархатом. Поэтому я надеюсь продолжить изучение этой темы, которая перекликается с моей концепцией "здорового" матриархального общества и "больного" патриархата. Ибн Халдун как раз указывает на "загнивание" государственности по мере укрепления "вертикали власти".

Комментариев нет:

Отправить комментарий