Сергей Петров в статье "Индоевропецы: Начало" говорит, что появление неолитической производящей экономики на территориях Восточно-европейской равнины относится к VI тысячелетию до н.э. Первые животноводы и земледельцы пришли в приднестровские степи из долины Дуная. Ими были носители Кришской культуры, которые ок. 5800-5700 гг. до н.э. расселились к востоку от Карпат. Вместе с кришцами пришли коровы, овцы и козы, первоначально приручённые в Анатолии и затем распространившиеся с неолитическими мигрантами в Грецию и дальше на север.
"Обширные пространства на юге Русской равнины от правобережья Днепра до левобережья Волги в это время занимал пояс родственных мезолитическо-субнеолитических культур. Их носители всё ещё были охотниками и собирателями, однако уже были знакомы с керамикой. Первыми ок. 7000-6500 гг. до н.э. обожжённые глиняные горшки стали производить носители Елшанской культуры в Среднем Поволжье (Самарская и Ульяновская области), которая, таким образом, является самой древней керамической культурой в Европе. Оттуда производство керамики стало постепенно проникать на юг и запад и к 6200-6000 гг. до н.э. широко распространилось среди обитателей южнорусских степей.
Первыми из них с производящей экономикой кришцев столкнулись носители Буго-Днестровской культуры, через которых навыки скотоводства и земледелия начали распространяться далее на восток. После 5200 г. до н.э. Кришскую культуру сменила культура Кукутени-Триполье, распространившаяся с юго-запада в долины Днестра и Южного Буга. Буго-Днестровская культура была ею полностью поглощена. Генетически трипольцы были типичными неолитическими земледельцами. По аутосомным генам они являлись более чем на 80% потомками выходцев из Анатолии (и на оставшуюся долю – потомками западных и восточных охотников-собирателей).
Восточными соседями трипольцев были племена Днепро-Донецкой культуры, известные своими могильниками Васильевка, Волошское и Мариевка, располагавшимися у днепровских порогов. Главными занятиями носителей первого этапа Днепро-Донецкой культуры (5700-5200 гг. до н.э.) были охота (на дикую лошадь, благородного оленя, косулю, кабана, бобра), рыболовство и собирательство. В 5200-5000 гг. до н.э. под западными влияниями в их образе жизни происходят существенные перемены. В захоронениях у днепровских порогов начинают появляться кости домашних коров, овец и коз.
От Днепра новая животноводческая экономика продолжила своё победное шествие на восток. Вскоре одомашненные коровы, овцы и козы достигли волжско-уральских степей. Результатом этого стало возникновение обширной культурно-экономической общности восточных охотников-собирателей, освоивших животноводство. Эта общность простиралась от Днепра на западе, служившего границей неолитической земледельческой культуры Кукутени-Триполье, до реки Урал на востоке, за которой обитали люди Атбасарской культуры, по-прежнему остававшиеся охотниками и собирателями, и от Чёрного моря, Кавказа и Каспийского моря на юге до северных лесов, где жили племена, родственные обитателям степей, но пока производящую животноводческую экономику не принимавшие.
Экономическая революция породила революцию социальную. В южнорусских степях, ранее характеризовавшихся единообразно бедным погребальным инвентарём, появляются захоронения, отличающиеся исключительным богатством. Они принадлежали племенным вождям, сосредоточившим в своих руках крупные стада скота. Главными знаками их власти были каменные зооморфные или четырёхгранные булавы (прообразы более поздней ваджры). При погребении этих вождей в жертву приносились овцы, козы, быки и кони. Обычно основная часть туши съедалась участниками погребального пира, а в могилу клались только голова и задние конечности. В загробный мир умерших сопровождало оружие – кинжалы, топоры, стрелы и копья, а также украшения – пояса и ожерелья из раковин и зубов бобра, оленя и коня, подвески из хрусталя и порфира, полированные каменные браслеты, пластинки для одежды и головных уборов и шейные подвески из кабаньих клыков и бусы, браслеты и ожерелья из меди.
На Балканах медная металлургия зародилась незадолго до 5000 г. до н.э. и быстро распространилась на восток, достигнув волжско-уральских степей примерно к 4600 г. до н.э."
Итак, что мы здесь видим? Скотоводство-животноводство и металлургия распространялись с запада на восток, с территории Старой Европы на территорию Великой Степи. Керамика - наоборот - распространяласт с востока, точнее говоря, с Дальнего Востока, на запад. И то, и другое, и третье появилось на территории Восточно-европейской равнины ок. 5000 г. до н. э.
Примерно в это же время была одомашнена дикая лошадь. И, пожалуй, вклад от домашней лошади в преобразование общества был больше, чем скотоводство, металлургия и керамика вместе взятые. Потому что лошадь означала невиданную прежде мобильность. Как «для бешеной собаки семь вёрст — не крюк», так и для наездника проскакать 30 или 40 километров — плёвое дело. Причём, надо ведь учитывать, что поначалу далеко не все имели одомашненных лошадей. В основном люди ходили пешком. И по сравнению с пешеходами всадники сразу же оказались в выигрышном положении. Чем они не замедлили воспользоваться. Прискакать в деревню на лихом коне, быстро схватить какую-нибудь зазевавшуюся девчонку или что "плохо лежит", и ускакать с добычей, - это стало основной мужской "профессией" на многие века вперёд.
Комментариев нет:
Отправить комментарий