26 декабря 2021

Язык и ментальность народа.

"В английском языке есть правило: прилагательные в предложении должны следовать строгому порядку: «мнение — размер — возраст — форма — цвет — происхождение — материал». То есть будет правильным сказать «крупный пятилетний вороной конь» и совсем неправильным — «пятилетний крупный вороной конь». Тем, кто изучает английский язык, очень сложно запомнить и применять это правило. Но странная вещь: люди, для которых английский язык родной, всегда употребляют прилагательные именно в таком порядке. При этом они часто не знают об этом правиле и чаще всего не могут его сформулировать" (Источник).

Это очень хороший пример того, как Традиция (а язык - это именно традиция, причём самая мощная из всех традиций) оказывает своё незримое влияние на людей. 

В английском языке местоимение "я" - I - всегда пишется с большой буквы, даже если I стоит в середине предложения. Уважение к личности, к "я", заложено уже в самом языке, и с правилами грамматики "вбивается" в головы каждого ребёнка-школьника. Не отсюда ли "растут ноги" у английской демократии? Не здесь ли таятся истоки Великой хартии вольностей 1215 года?

А у нас, у русских, "я - последняя буква в алфавите". У нас, по традиции, сначала идёт фамилия, а потом - имя. Иванов Иван Иваныч. У англичан - наоборот: сначала - имя, а после имени - фамилия.

В этом смысле чрезвычайный интерес представляют языки древних матриархальных обществ. Я более чем уверен, что критское письмо и язык критян несли в себе матриархальную "идеологию". Типа, как на Руси дети, уча алфавит - "аз, (буки), веди, глаголь, добро, есть", - запоминали на подсознательном уровне: "я ведаю, что слово добро есть", так, может быть, и крито-минойцы учили наизусть: "женщина добро есть"?

Фестский диск


Между прочим, структура "фестского диска" очень сильно напоминает форму раковины головоногих моллюсков типа Nautilius pompilius ("кораблик). 


 Уже сама спиральная форма письма заключает в себе целое мировоззрение. 

Биографы подчёркивают, что Гераклит Эфесский «не был ничьим слушателем». То есть, он до всего дошёл сам. Может быть, созерцание древних символов открыло ему, что "всё течёт, и в одну реку нельзя войти дважды"? Хотя, с другой стороны, именно потому, что "всё течёт", мы неизбежно возвращаемся к своим истокам. Из устья реки вода попадает в море, где испаряется, поднимается в небо и дождём проливается на землю, питая истоки реки. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий