20 октября 2021

Параллели сожжения домов в БМАК и Старой Европе.

"Благодаря тщательным раскопкам в поселении среднего энеолита Илгынлы-депе неподалёку от широко известного Алтын-депе удалось реконструировать облик домашних святилищ, так называемых "парадных комнат", в убранстве которых использовались чёрная, белая, красная краска, рельефные изображения змей и протом быка. Характерная особенность - эти помещения подвергались специальному разрушению (такие случаи были зафиксированы и в других поселениях этой эпохи (Энеолит СССР, 1982. С.46,48)) и сожжению. При этом хранившиеся в них ритуальные вещи, в частности антропоморфные изображения, ломали (Соловьёва, 2005)" 

(Из статьи Е.В.Антоновой "К проблеме формирования Бактрийско-Маргианского археологического комплекса". КСИА РАН. Вып. 223. 2009 г.).

"Парадные комнаты" жилищ БМАК функционально совпадают с "вестибюлями" архаических латинских жилищ. Напомню, что "вестибюль" присходит от имени богини жертвенного огня Весты (лат. vestibulum «посвящённый Весте»). 

О "круглых городах" Средней Азии.

В КСИА (ВЫП. 230. 2013 г.) меня заинтересовала статья «КРУГЛЫЕ ГОРОДА» ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ. Авторы - Г. А. Кошеленко и В. А. Гаибов - приводят нижеследующую картинку-таблицу населённых пунктов круглой формы:


1 – Елькен-депе 1 (Парфиена); 2 – безымянное депе (Парфиена); 3 – Эрк-кала (Маргиана); 4 – Кырк-депе (Маргиана); 5 – Меручак (верхний Мургаб); 6 – Бала-Мургаб (верхний Мургаб); 7 – арк Бактр (западная Бактрия); 8 – Дильберджин (западная Бактрия); 9 – Джагат-тепе (западная Бактрия); 10 – Алтын Дильяр (западная Бактрия); 11 – Емши-тепе (западная Бактрия); 12 – Кутлугтепе (западная Бактрия); 13 – Дашт-и Баргах (западная Бактрия); 14 – безымянное тепе (западная Бактрия); 15 – Кундуз Бала Хисар (восточная Бактрия); 16 – Кухна-кала (восточная Бактрия); 17 – Талашкан-тепе I (северная Бактрия); 18 – Хаитабад-тепе (северная Бактрия); 19 – Пачмак-тепе (северная Бактрия); 20 – Курганзол (северная Бактрия); 21 – Турпак-кала (Хорезм); 22 – Малый Кырк Кыз (Хорезм); 23 – Кой-Крылган-кала (Хорезм).

Авторы говорят, что "древнейшие населённые пункты с круглым или овальным планом относятся к первой половине I тыс. до н. э. Продолжают они возникать и в ахеменидский период. Самые поздние (по времени возникновения) населённые пункты относятся к концу IV в. до н. э. Позднее мы не знаем ни одного памятника этого типа

Явление Богородицы в Гарабандале.

 

Сравнение испанских 12-летних девочек с древнегреческими менадами напрашивается само собой.



19 октября 2021

Крупицы мудрости.

1. Технология — прекрасная вещь, но давайте не будем возводить её в ранг очередного эликсира роста. Технология так же реагирует на стимулы, как и всё прочее. Когда есть технология, но нет стимулов к её использованию, ничего особого не произойдёт. У римлян были паровые машины, но использовались они только для открывания и закрывания дверей храма. У них был даже автомат для продажи святой воды в храме, который работал, если опустить в него монетку. У них были машины для жатвы, подшипники, водяные мельницы и водяные насосы, но устойчивого экономического роста они не добились.

Уильям Истерли

2. История – это повествование о поступках, на которые людей толкнуло невежество вкупе с величайшей самонадеянностью, каковая побуждает узаконивать это невежество под видом политических и религиозных догм. 

Олдос Хаксли "Остров"

3. Люди понимают только чувства, сходные с их собственными чувствами; другие, как бы прекрасно они ни были выражены, не действуют на них: глаза глядят, но сердце не участвует, вскоре же и глаза отворачиваются.

Ипполит Тэн 

18 октября 2021

Матриархальные "корни" мистерий.

 

Ритуальные символы мистерий на малых пропилеях в Элевсинском святилище
 
А это - те же символы на крито-минойском саркофаге из Агиа Триада

О Боспорском "филиале" Элевсинских мистерий.

М. В. Скржинская в статье "Боспорские жрицы" говорит, что Деметру чтили во всех греческих полисах, и свидетельства об её культе известны во всех колониях Северного Причерноморья.

"Ежегодно, в начале осени, в Пантикапее (современная Керчь) отмечали праздник Фесмофории, на котором ведущую роль играла жрица, так как на главных таинствах этого праздника могли присутствовать только женщины. Этот праздник издавна отмечали в Афинах и во многих других греческих полисах, в том числе и в Милете, метрополии Пантикапея. Поэтому надо думать, что боспорские жрицы Деметры исполняли ритуалы так же, как было принято в метрополии. Античные авторы пишут, что Фесмофории сопровождались таинствами, на которых могли присутствовать лишь посвящённые. Например, Геродот (ii, 171) так написал об этом: «я хочу умолчать об обрядах на празднике Деметры, которые эллины называют Фесмофориями, поскольку непосвящённым сообщать об этом не дозволено».

Всем эллинам было известно, что мужчины не имеют права присутствовать при этих таинствах, которые проводились в особом закрытом помещении. В Афинах оно называлось фесмофорионом (aristoph. Thesm. 278, 880). На запрете мужчинам проникать в это помещение строилась интрига комедии Аристофана «Женщины на празднике Фесмофорий». Её впервые представили в афинском театре в 411 г. до н.э. Персонажи пьесы подозревают, что участницы таинства, пользуясь неприкосновенностью такого собрания, строят козни против мужчин; поэтому один из героев комедии, переодевшись в женское платье, проникает в фесмофорион и вступает в споры с женщинами. Конечно, в пьесе ничего не рассказывается о таинствах во время праздника.

О куретах и крито-минойских поселениях в Ионии.

М.Ю. Лаптева в статье "Крит и Иония во II тыс. до н.э. (мифологическая традиция и археология)" поднимает очень интересную тему талассократии Крита в середине II тыс. до н. э, точнее говоря, тему критского присутствия в Западной Малой Азии, а именно – в междуречье двух рек, Герма и Меандра, получившем, вероятно уже в гомеровский период, название Ионии. 


Раскопки, произведённые на Хиосе в 1938-1955 гг., обнаружили здесь критскую керамику Среднебронзового периода, аналогичную найденной в Трое VI. Также и на Самосе обнаружена минойская керамика Средне- и Позднеминойского периодов, найденная при раскопках на территории современного города Пифагорио, остатки святилища (предположительно, Геры), существовавшего от Среднеминойского до Позднеэлладского периода III. Раскопки Клазомен, расположенных на побережье залива Смирны, на месте современного холма Лиман Тепе, не оставляют сомнений в существовании здесь в середине II тыс. до н. э. критского поселения. Раскопки Лиман Тепе, произведённые в 90-е гг. XX века турецким археологом Х. Эрканалом выявили укреплённое поселение Раннебронзового периода II, окружённое массивными стенами, занимавшее территорию площадью в 6 гектаров. Поселение, насчитывающее пять культурных слоёв, существовало с IV тыс. до XIV в. до н. э. Стены поселения были аналогичны укреплениям Трои VI. 

О религиозном синкретизме.

Одни и те же древние греки могли одновременно поклоняться сразу трём богиням - Деметре, Кибеле и Артемиде. И, судя по всему, у них было представление о том, что это "лица" одной и той же богини. Это можно сравнить с православным представлением о том, что смоленская, владимирская и тихвинская иконы Богоматери - это не иконы трёх Богородиц, а иконы одной и той же Богородицы - пресвятой Девы Марии. 

К такому выводу я пришёл после прочтения статьи М. В. Скржинской "Какому божеству поклонялись ольвиополиты в святилище на Гипполаевом мысу?"

Тут возможно говорить лишь о временнОй акцентировке того или иного культа. Культ Кибелы распространился сравнительно поздно, уже в эллинистическую эпоху, но, если говорить об этом культе в терминах игры в гольф, "мячик" этого культа попал в уже готовую "лунку" более древних культов Деметры и Артемиды.

Можно ещё говорить о слиянии, почти до неразличимости, образов трёх богов - Диониса, Сабазия и Аттиса.   

От множества языческих богов "рябит" в глазах только при самом поверхностном взгляде. При более внимательном разглядывании конкретной исторической местности мы видим там совсем иное. Если и существуют в каком-то городе сразу несколько культов, то все они как бы выражают одну "суперидею", и участие в одном культе нисколько не противоречит участию в другом. Нет там такого, как в известном анекдоте: "Соломон Абрамович, одно из двух: вы или крестик снимите, или трусы наденьте".   

17 октября 2021

Родовое сознание: когда брат дороже мужа.

О сохранении пережитков матриархата в раннее средневековье свидетельствует гренландская песнь об Атли, а именно эпизод мести героини Гудрун за братьев своему мужу Атли. Гудрун убила сыновей Атли, угостила мужа блюдом из их сердец, затем убила его самого и завершила месть пожаром, в котором гибнет весь дворец. Этот эпизод показывает жестокость нравов и обычаев, считавшихся нормой взаимоотношений в эпоху перехода к патриархату, когда женщина ещё имела право мстить за своих кровных родственников. В то время узы кровного родства были священны и значили больше, чем узы супружеские, они определяли социальное поведение всех героев эпоса

(Цит. по: Попов М. Е. ЭПОС СЕВЕРНЫХ ГЕРМАНЦЕВ КАК ОТРАЖЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В РАННЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕРИОД

Саму Песнь об Атли можно прочитать здесь. В Примечаниях там верно говорится: "Форма этого сказания в «Песни об Атли» древнее, чем в «Песни о нибелунгах». Основное отличие заключается в том, что в «Песни об Атли» Гудрун мстит своему мужу Атли за то, что он убил её братьев Гуннара и Хёгни, тогда как в «Песни о нибелунгах» Кримхильда (Гудрун) мстит, наоборот, братьям за то, что они убили её мужа Зигфрида (Сигурда). Более древняя форма сказания отражает мораль родового общества (братья ближе мужа), менее древняя — мораль феодального общества (муж ближе братьев)".

Т. Г. Мякин о женских инициациях на Лесбосе.

Т. Г. Мякин в статье "«МУДРАЯ» САПФО ИЛИ ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ИНИЦИАЦИИ (САПФИЧЕСКИЙ ФИАС В СВЕТЕ НОВЕЙШИХ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ И ПАПИРОЛОГИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ)" говорит:

"Известно, что Платон, согласно сообщению Элиана, называл «поэтессу Сапфо, дочь Скамандронима, мудрой» (σοφήν, Ael. V. H. 12. 9). Опубликованный в 2004 г. папирусный фрагмент позволяет связать эту «мудрость» знаменитой поэтессы с её деятельностью хорэга и жрицы, руководившей возрастным служением девочек в культовом содружестве Артемиды, главной богини-воспитательницы девочек на Лесбосе".

И далее: "Как известно, в архаическую и классическую эпоху единственным видом общественной деятельности, которым могла заниматься греческая женщина, была деятельность жрицы (Dillon, 2002, 74). Под «пением» (μόλπα) у Сапфо следует понимать именно пение хора гетерии (у Сапфо – женского хора), связанного с почитанием божеств плодородия (у Сапфо – Артемиды). При этом гомосексуальные отношения, связывавшие старших и младших участниц женского хора, у Сапфо определяются глаголом πεδέπειν («любить (=входить в кого-либо)»). Мои выводы о связи этой «любви» с культом божеств плодородия подтверждает близкий по форме к лесбосскому πεδέπειν критский глагол πεδεπιθύω (букв. «горячо желаю кого-либо, приношу жертву вместе с кем-либо»). Во всём корпусе древнегреческих текстов он встречается лишь однажды – в архаической гортинской надписи VI–V вв. до н. э., где говорится именно о ритуальном гомосексуальном акте, совершавшемся между старшей женщиной и юной девочкой: «пусть не подлежат наказанию те (женщины), которые воспользовались…/ и возжелали (девочек, живущих) по закону при храме (τὰνς κατὰ νόμον τῶ ἐπ[ιναί]ω), для совместного обряда…» (πεδεπιθ[ῦσαι, IC IV, № 146, 2–3; Liddel–Scott 1996, suppl.: 244). Указанный возраст девочки («пятнадцатилетнюю» – τὰν τριFετηρίαν), а также связь ритуала с общегородским жертвоприношением «на Иде», позволяют увидеть в этом один из пережиточных обрядов женской инициации, где старшая женщина выступала, как и Сапфо на Лесбосе, в роли жреца, приобщающего девочку к тайнам богини плодородия. Как и обряд инициации критских юношей, женская инициация на Крите, таким образом, была неотъемлемой частью культа идейских богов – Геры, Зевса и его матери Реи".

О патриархальных "перекосах" ордынской Московии.

А. Г. Некита в статье "ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТРАНСФЕРЫ В ИСТОРИИ РУССКОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ: СУБЛИМАЦИЯ СОФИЙНОГО МАТРИАРХАТА В ИМПЕРСКОМ ПАТРИАРХАТЕ" говорит, что "фундамент славянской ментальности изначально базировался на гармоничном сочетании матриархальной и патриархальной символики как архетипического принципа формирования коллективного духа и культуры. В «Пчеле» XV в. читаем: «Матери боле любят сыны, яко же могут помогати им, а отци дщерь, зане потребуют помощи от отец...» – из чего следует, что в древнерусской семье мать занимала равное место с отцом, и вытекает эта идея из традиционных представлений о священной роли Матери и Отца в истории мироздания. Н. Пушкарёва тоже замечает эту особенность: «…были сферы общественной жизни, в которых приоритет принадлежал мужчинам: войны, политика, но существовали и области чисто женского «господства»: организация экономической жизни дома, семьи, воспитание детей, внутрисемейные отношения. «Матриархат» в доме был как бы балансом «патриархату» во всех областях общественной жизни вне его». 

И далее автор переходит к описанию высокого положения женщины в землях Великого Новгорода. Именно там сохранились многие древнерусские традиции, не нарушенные ордынским вторжением. "В отличие от княжеских верхушек разорённых земель, новгородская знать могла себе позволить не нарушать сложившуюся ранее естественную эволюцию имущественных отношений женщин знатных родов. В первую очередь это относилось к землевладению. Новгородские феодалы довольно быстро прибрали к рукам богатейшие в ресурсном отношении северные земли.


Поэтическое созерцание богини у Иосифа Бродского.

У Иосифа Бродского есть стихотворение, в котором угадываются черты Великой Матери богов и людей. То есть, черты космической богини угадываются в образе родной матери.

Матерь Мира , 1924 год, Н. Рерих

Я был только тем, чего
ты касалась ладонью,
над чем в глухую, воронью
ночь склоняла чело.

Я был лишь тем, что ты
там, внизу, различала:
смутный облик сначала,
много позже — черты.

Это ты, горяча,
ошую, одесную
раковину ушную
мне творила, шепча.

Это ты, теребя
штору, в сырую полость
рта вложила мне голос,
окликавший тебя.

Я был попросту слеп.
Ты, возникая, прячась,
даровала мне зрячесть.
Так оставляют след.

Так творятся миры.
Так, сотворив их, часто
оставляют вращаться,
расточая дары.

Так, бросаем то в жар,
то в холод, то в свет, то в темень,
в мирозданьи потерян,
кружится шар.

Сапфо была служительницей крито-минойской богини?

Т. Г. Мякин в статье "Культовое содружество Сапфо на Лесбосе в VII - VI веках до н. э.доказывает, что «фиалкогрудая богиня» Сапфо это Великая Артемида Термия.Именно в честь неё, владычицы горячих источников в Терми близ Митилены, устраивались празднества с атлетическими, а также музыкально-поэтическими состязаниями. Они назывались Панегиреи Тёплых ключей. Именно с выступлениями на этих празднествах связывал поэтическую славу Сапфо хорошо знавший лесбосскую поэзию ритор Гимерий. По Гимерию, Сапфо использовала свои выступления с лирой на панегиреях Артемиды как «основание» для прославления «девической красоты», Афродиты и Эротов.


16 октября 2021

Магия чисел.

Согласно современным клиническим наблюдениям, беременность длится 40 недель (10 лунных месяцев). Даже в современных клиниках беременность предпочитают наблюдать согласно лунному календарю. Он называется «акушерским» и длится 28 суток [БМЭ, 1982. С. 468], что отличает его от астрономического лунного месяца, продолжительность которого 29,5 суток.

 

«Кровные узы» как основа матриархата.

Е. Е. Даенин в статье "Несколько слов о «бесчестном» служении" говорит, что...

"Зарождение патриархальных форм правления было напрямую связано с расширением человеческого ареала, сопровождавшимся межплеменными конфликтами и внутриродовым переделом сфер влияния на межличностном и межполовом уровнях — в силу возникающих имущественных отношений. В этих условиях значение «кровных уз» — как основы матриархата — отодвигалось на второй план, доминирующую роль начинало играть формирование «групп по интересам», обладавших гораздо большей способностью к «укрупнению», нежели родовые общины. Тем самым слабейшие особи обоих полов вынуждались идти в услужение (в т.ч. — сексуальное) к более сильным «патриархам» — в обмен на общее покровительство и гарантированный «кусок мяса»."

Первое предложение о "расширении человеческого ареала" и связанного с ним "зарождения патриархата" слишком "расплывчато" и "обтекаемо". А вот второе и третье предложения — очень хороши.

О матриархальных "корнях" рыцарского этикета

"Черкесский этикет – творение всего народа. Поэтому он тесно связан с его историей, вернее сказать, он "растворён" в его истории, он его история. Не случайно в черкесском этикете остались следы каждой эпохи этой истории, начиная с периода матриархата до настоящего времени. В этом плане можно привести примеры из нартского эпоса, в котором нашли своё отражение и матриархальный и патриархальный периоды истории черкесов и их преломление в черкесском этикете. Именно в нартском эпосе можно проследить путь становления и развития черкесского этикета, ибо он создавался и развился в период от родового строя до появления феодализма. Именно на стадии феодализма окончательно сформировался черкесский этикет в таком виде, в каком мы его знаем и каким его узнали европейцы.

Рыцарское, уважительное отношение к женщине по черкесскому этикету выработано у черкесов ещё в эпоху нартов. Об этом красноречиво свидетельствуют многие нартские сказания, где в центре событий и объектом всеобщего уважения выступает женщина.

Про светофоры.

Сам я в Индии никогда не был, но наслышан премного о тамошней жизни в городах. Много документальных фильмов просмотрел по телеку и на YouTube. И давно уже обратил внимание на то, что в индийских городах на улицах нет светофоров (ну, или почти нет). И, "что интересно, почти нет аварий. Крайне редко встречаются дорожные инциденты" (Источник).

В Липецке, где я живу, количество светофоров на улицах увеличивается ежегодно. Светофоры ставят там, где раньше их не было. У меня нет автомобиля, я передвигаюсь по городу на общественном транспорте, но даже меня бесит это чрезмерное обилие светофоров. Конечно, водители возмущаются: "Всё сделано для людей, для пешеходов, всё против водителей. Ещё больше стало светофоров, которые по сути не нужны. На протяжении 1км на пр. Мира стоит 4 светофора", - пишет Антонина Чернышёва. "Антонина, на Московской у мебельного 3 через каждые 50 метров", - вторит ей Максим Соловьев (Источник). 

15 октября 2021

Женские образы Божества у св. отцов и церковных писателей.

Некоторые считают, что представление о Боге как о Матери является последствием проникновения феминистских идей в богословие. Ниже приведены цитаты духовных писателей, живших задолго до возникновения феминистского движения и использующих те же самые архетипы в своих размышлениях о Боге.

Так, в некоторых фрагментах «О Пасхе» св. Мелитона Сардийского (начало II в. – ок. 190 г.) встречаются следующие слова: «Воспевайте Отца, святые; пойте Матери (tēi mētri), девы» [1]. Климент Александрийский (150 – 215 гг.) пишет, что Бог-Отец, произведя Сына, стал Матерью: «Из любви Отец женою стал. И лучшим доказательством этого служит то, что Он Сам из Себя произвёл; а плодом, происшедшим из любви, состоит Любовь же» [2].

О пещерных святилищах минойского Крита.

Пещерные святилища представляют собой особенность минойского Крита: точно установлено существование во всяком случае пятнадцати, а с большой степенью вероятности — ещё такого же числа таких мест. Очевидно, встречи со священным искали именно в труднодоступных, тёмных и страшных местах. Это отдалённо напоминает пещеры эпохи раннего палеолита со стенами, покрытыми наскальными рисунками, где охотники создавали для себя некий потусторонний, нереальный мир.  

View of Mount Ida north of the Palace of Phaistos
where the Kamares cave sanctuary was located

Эпименид Критский как "проводник" минойской традиции в древнегреческой философии.

А. В. Лебедев в статье "Теогония" Эпименида критского и происхождение орфико-пифагорейского учения о реинкарнации высказывает предположение о том, что "Диктейская и Идейская пещеры [на Крите] в архаическую эпоху функционировали как оракулы, а Эпименид служил штатным гадателем в пещере Зевса и предсказывал будущее на основании своих вещих снов".

И далее: "Предположение о том, что критские сакральные пещеры могли функционировать как оракулы, высказывалось историками и археологами (Chaniotis 2006). В древности критяне славились именно как самые искусные толкователи снов. В эллинистической Александрии 2 в. до н. э. безымянный толкователь снов следующим образом рекламировал своё искусство:

νύπνια κρίνω, τοθεοπρόσταγμα χων·
τύχ᾽ἀγαθι· Κρής στιν κρίνων τάδε.
Толкую сновидения по распоряжению бога,
В добрый час! Толкователь снов критянин.

Указание на происхождение толкователя снов с Крита (подтверждаемое также дорийской формой γαθι) является гарантией достоверности толкований. Ссылка на «распоряжение» бога, то есть бога-целителя Сараписа, указывает на то, что гадатель имел официальный статус при храме, что он был назначен на эту должность, а не занимался частным бизнесом (Contra Renberg 2010: 650–651). Подобно тому, как александрийский критянин служил гадателем-снотолкователем при храме Сараписа, Эпименид мог служить жрецом-прорицателем в критской «пещере Зевса».

Пещера Зевса на Крите (Диктейская пещера)

Про экзогамные браки у манси.

Из статьи ЭтноФила "Почему одни манси не могут жениться на других" видно, что в древности у манси было две фратрии Пор и Мось. Предком Пор считается медведь, а предком Мось — человеческая женщина. 

Экзогамия характерна для родовой жизни. Деление на роды отмечается практически у всех автохтонных народов Западной и Восточной Сибири.

В древности брак не мог заключаться внутри рода, а также с родами общими по происхождению: в отношении к данному роду все остальные роды распадались на две группы — свои и чужие.

Очевидно, деление на две фратрии было первичной формой экзогамии. Существовал запрет на браки внутри фратрии.

манси конца XIX века
 

14 октября 2021

Священный остров Вайгач.

В продолжение темы "священных островов".

Остров Вайгач был священным местом для ненцев и для «сихиртя», населявших Европейских Север прежде них.

о. Вайгач на карте

Вплоть до 20-х годов прошлого века люди предпочитали тут не селиться. Аборигены верили, что только божества могут здесь находиться, и людям, осмелившимся нарушить их покой, грозит смерть. Ещё во второй половине XIX века русский писатель В. И. Немирович-Данченко писал: «При некоторых условиях и русские могли бы поселиться там (на Вайгаче), если бы не общая вера в неминуемую гибель, какая ждёт всякого промышленника, осмеливающегося пробыть здесь хотя бы одну зиму» (Немирович-Данченко В. И. Страна холода. Виденное и слышанное. СПб.; М., 1877. С. 379.)

Бвити, культ ибоги.

Марлин Добкин де Риос в своей монографии "Растительные галлюциногены" рассказывает о племенах фангов, живущих на юге Камеруна, в Экваториальной Гвинее и северных районах Габона.

Интересная особенность фангов заключается в том, что у них движение за возрождение традиционной культуры (бвити) связано с употреблением галлюциногенного растения tabernanthe iboga. В малых дозах ибогаин оказывает стимулирующее действие, в больших — вызывает видения и прозрения, являющиеся целью практикующих бвити. Передозировка может привести к смерти участника. Принимают ибогу обычно в виде кусочков коры, отвара или тонкой стружки. Ибогаин представляет несомненный интерес для медицины благодаря своей способности избавлять человека от опиатной и алкогольной зависимости без симптомов ломки всего за один-два приёма.

Одно сообщение, датируемое 1897 годом, утверждает, что галлюциногенные свойства растения были раскрыты перед племенами Габона пигмеями. Рассказывают, будто охотник-пигмей однажды увидел дикобраза, обгрызавшего корень дерева. Охотник метнул копьё и проткнул дикобраза, а вместе с ним и дерево; вытащив копьё и начав есть, охотник заметил, что мясо дикобраза очень горькое, что было совсем необычным. Через некоторое время у него начались видения, и позже он понял, что причиной им был тот корень, который грыз дикобраз. Так первые люди познакомились с Ибогой.

13 октября 2021

Владычицы ночи: секретный ритуал Бвити в Габоне.

"Согласно традиции народа фанг, ритуалы Бвити (или Буити) совершаются женщинами, которые считаются более духовными, чем мужчины, так как они могут приносить в мир жизнь в виде детей. Эта концепция распространяется и за приделами ритуала. В обычной жизни в больших семьях фанг царит матриархат.

Фото: Vlad Sokhin. Источник картинки.

В начале ритуала участники с песнями обходят вокруг храма. Песни — важнейшая часть жизни Бвити. Из поколения в поколение они передают все секреты фанг — от мифов о сотворении мира до ежедневных домашних дел. Всё делается с пением, и эти знания вот уже много веков сохраняются лишь в устной форме: в Бвити запрещено их записывать. 

Дама из Викса.

Кельтская гробница, обнаруженная в 1953 году недалеко от посёлка Викс в Бургундии (Франция), оказалась неразграбленной. Могила, находившаяся в центре большого кургана, датировалась примерно 500 годом до н.э. В погребальной камере стояла церемониальная 4-хколёсная колесница со снятыми колёсами, располагавшимися рядом.


Там же находилось золотое ожерелье в виде обруча весом 480 г, а также бронзовое ожерелье, шесть фибул, шесть браслетов и браслет из янтарных бусин. В могиле также были собраны предметы, импортированные из Италии и греческого мира, связанные с приготовлением вина, в том числе серебряная чаша, этрусский бронзовый кувшин и несколько чаш из Этрурии и Аттики. Одна из чашек датирована 525 г до н.э. А в углу гробницы стояла колоссальная бронзовая ваза («кратер») высотой 1,64 м и весом 200 кг, когда-то содержавшая 1100 литров вина, смешанного с водой. Вазу изготовили в греческой мастерской на юге Италии, вероятно, привезли по частям и собрали на месте, на что указывает алфавитная маркировка частей. Археологи нашли вазу раздавленной обвалившимся потолком; впоследствии её полностью реконструировали. 


Скелет сохранился плохо, но учитывая большое количество украшений и отсутствие оружия, а также некоторые другие факторы, пол определили как женский. Анализы показали, что Дама из Викса умерла в возрасте 30 - 40 лет. Вероятно, она происходила не из этой местности, а из Альп. У неё не было детей.


Дама из Викса, вероятно, правила местным народом, хотя точный статус покойной установить невозможно. Подконтрольная Даме из Викса территория, по-видимому, простиралась на 50 км вокруг. Недалеко от погребения, на вершине горы Лассуа археологи нашли остатки укрепленного поселения. В 2006 году в центре площадки обнаружили комплекс зданий высотой до 12 м, получивший название «Дворец Дамы из Викса». Источник.