Т. Г. Мякин в статье "Культовое содружество Сапфо на Лесбосе в VII - VI веках до н. э." доказывает, что «фиалкогрудая богиня» Сапфо это – Великая Артемида Термия.Именно в честь неё, владычицы горячих источников в Терми близ Митилены, устраивались празднества с атлетическими, а также музыкально-поэтическими состязаниями. Они назывались Панегиреи Тёплых ключей. Именно с выступлениями на этих празднествах связывал поэтическую славу Сапфо хорошо знавший лесбосскую поэзию ритор Гимерий. По Гимерию, Сапфо использовала свои выступления с лирой на панегиреях Артемиды как «основание» для прославления «девической красоты», Афродиты и Эротов.
Т. Г. Мякин считает, что Артемиду Эфиопию (или Эфопию), издревле чтившуюся на Лесбосе и связываемую литературной традицией с Сапфо, со всей безусловностью следует прямо отождествить с Артемидой Термией. Ведь "эфопа", производным от которого является эпиграфическое наименование этой богини "эфопия", Схолиями к Гомеру определяется как «чёрное или горячее», соответствуя, таким образом, и характеру источников, которыми распоряжается Артемида Термия.
И затем Т. Г. Мякин указывает на то, что эта местночтимая Артемида Эфиопия была древней крито-минойской богиней. Он считает, что Г. Мейcон прав, отождествляя лесбосскую Артемиду Термию с древней «богиней Lazpa (Лесбос)», известной хеттским царям ещё в XIII в. до н. э. Понятно и почему митиленские девушки, современницы Сапфо, «в танце обходили прелестный алтарь как некогда критянки», и почему Сапфо упорно соотносила Афродиту с Критом, а не с Кипром.
Всегда в окружении «чистых Харит и пиерийских Муз», эта «фиалкогрудая» Артемида Термия и Эфиопия (Эфопия), действительно, не что иное, как унаследовавшая многие черты минойской богини древняя богиня-владычица (potnia) острова. Ведь, согласно Плинию Старшему, Лесбос раньше назывался Aethiope (Эфиопия). На древность этого названия указывает словарь Гесихия, толкуя
Перед нами, как кажется, жреческое служение Артемиде юных девочек-«олениц», засвидетельствованное для Фессалии – метрополии Лесбоса, и имеющее характер предсвадебной искупительной жертвы и инициации (ср. «Артемиде Пагаситиде Динатида, дочь Меланфия, отслужив оленицей»). По истечении срока жених, по-видимому, платил за невесту род выкупа и «фиалкогрудая богиня оставляла свой гнев». Не случайно, на митиленских монетах Артемиду изображали едущей на олене.
Комментариев нет:
Отправить комментарий