"Черкесский этикет – творение всего народа. Поэтому он тесно связан с его
историей, вернее сказать, он "растворён" в его истории, он его история.
Не случайно в черкесском этикете остались следы каждой эпохи этой
истории, начиная с периода матриархата до настоящего времени. В этом
плане можно привести примеры из нартского эпоса, в котором нашли своё
отражение и матриархальный и патриархальный периоды истории черкесов и
их преломление в черкесском этикете. Именно в нартском эпосе можно
проследить путь становления и развития черкесского этикета, ибо он
создавался и развился в период от родового строя до появления
феодализма. Именно на стадии феодализма окончательно сформировался
черкесский этикет в таком виде, в каком мы его знаем и каким его узнали
европейцы.
Рыцарское,
уважительное отношение к женщине по черкесскому этикету выработано у
черкесов ещё в эпоху нартов. Об этом красноречиво свидетельствуют
многие нартские сказания, где в центре событий и объектом всеобщего
уважения выступает женщина.
В нартском эпосе, например, часто выступает "мать нартов" – Сатаней. Она – величественная фигура матриархата. Знаменательно, что создатели эпоса обрекли всех своих героев на физическую смерть, а Сатаней наделили бессмертием. В этом плане можно согласиться с В. И. Абаевым, который считает, что можно мыслить нартов без любого из героев, даже главнейших, но нельзя их мыслить без Сатаней. Она – олицетворение доброты, чистоты и неугасимого огня любви к очагу, к ближним [1]. Это касается прежде всего более раннего этапа становления нартского эпоса, когда женщина выступает во всех вопросах жизни общества в роли главного действующего лица.
Так и в других нартских сказаниях, посвящённых Адиюх, Даханаго, Малечипх, легко прослеживаются черты матриархата (материнско-родовой организации), следы которых запечатлены в Адыгэ Хабзэ в отношении к женщине. Словом, фактическое обожествление женщины, она священна, неприкосновенна, её слово – закон для всех. Эти традиции черкесского этикета уходят своими корнями в матриархально-родовой строй черкесов и их предков. Всё это наложило определённый отпечаток на этикет этого этноса.
В нартских сказаниях женщин наделяли неимоверной физической силой и по отношению к мужчинам, и по отношению к природе. Это говорит о том, что женщина занимала особое место в жизни народа.
Вот как эта сила женщины показана в нартском эпосе на примере одной из его героинь – Малечипх (Мэлэчыпхъу – "дочь Малеча".– К. У.) в сказании "Как Малечипх вышла замуж":
Малечипх реке великой
Говорит слова такие:
"Слушай, Псыж [2] полноводный,
Псыж холодный , бурливый,
Горделивый, свободный,
Разомкни свои волны
Перед вестником скорби!"
В тот же миг на семь протоков
Разделилась гладь речная,
И по камням семицветным
Конь ступает без опаски [3].
Таким образом, эти строки из нартского эпоса говорят о том, что женщина в жизни черкесов, как и у остальных народов мира на стадии матриархата, играла главную роль, и это отразилось в их культуре.
Однако
следует отметить, что основное ядро нартского эпоса относится ко
второму периоду общечеловеческой истории, а именно патриархату. И это
тоже наложило отпечаток на черкесский этикет. Культ мужчины, особенно
старшего члена семьи, рода, фамилии, общины – тхамады всегда
присутствует в нартском эпосе. Примечательно и то, что в этом эпосе
чётко прослеживается процесс перехода общества от матриархата к
патриархату, когда мужчина начинает занимать главное место в жизни
общества. Это видно из работы хасы нартов, куда вообще не приглашались
женщины, это видно и из многих нартских сказаний более поздних периодов
истории нартов.
В
сказании о бое Сосруко с могущественным и всесильным Тотрешем
отразилось патриархальное отношение к женщине. Например, о том, как
после поражения Сосруко, возвращавшийся домой, на вопрос матери –
Сатаней: "Что нового видел ты в пути на хасе?", он отвечает: "Женщина о
хасе не спрашивает, к женщине за советом не идут, кто идёт, тот не
мужчина!" [4]."
(Из статьи "Феномен Адыгэ Хабзэ и его роль в жизни народа")
----------------------------------------------------------
[1] См.: Нарты. Адыгский героический эпос. М., 1974. С. 17.
[2] Древнее адыгское название реки Кубань – Псыж, дословно: "древняя река".
[3] Нарты. Кабардинский эпос. М., 1951. С. 376.
[4] См.: Нарты. Адыгский героический эпос. М., 1974. С. 17–18.
Комментариев нет:
Отправить комментарий