"Благодаря тщательным раскопкам в поселении среднего энеолита Илгынлы-депе неподалёку от широко известного Алтын-депе удалось реконструировать облик домашних святилищ, так называемых "парадных комнат", в убранстве которых использовались чёрная, белая, красная краска, рельефные изображения змей и протом быка. Характерная особенность - эти помещения подвергались специальному разрушению (такие случаи были зафиксированы и в других поселениях этой эпохи (Энеолит СССР, 1982. С.46,48)) и сожжению. При этом хранившиеся в них ритуальные вещи, в частности антропоморфные изображения, ломали (Соловьёва, 2005)"
(Из статьи Е.В.Антоновой "К проблеме формирования Бактрийско-Маргианского археологического комплекса". КСИА РАН. Вып. 223. 2009 г.).
"Парадные комнаты" жилищ БМАК функционально совпадают с "вестибюлями" архаических латинских жилищ. Напомню, что "вестибюль" присходит от имени богини жертвенного огня Весты (лат. vestibulum «посвящённый Весте»).
В "вестибюле" горел священный огонь, там же находилась статуэтка богини, и, в общем, это была сакральная территория, где не допускались убийства и другие "чёрные" дела.
Кстати, а не отсюда ли идут мужские уличные "разборки"?
Типа, дом - это женская сакральная территория, где не принято заниматься мордобитием, а на улице мужики не только дрались, но и стрелялись на дуэли.
Ну, и второе, что приходит на ум в связи с сожжением "парадных комнат" БМАК, это вероятная параллель с сожжением домов носителями Трипольской культуры и других культур Старой Европы. Здесь может быть и отдалённая связь с намеренным повреждением верхнепалеолитических "венер". Наверно все слышали фразу "намолённое место". Так говорят о каком-то сакральном месте, которое обладает (потенциально) чудотворной силой. Вполне возможно, что и раньше были такие места. Там, где горел семейный очаг, женщины занимались ворожбой. И, можно предположить, что после того, как жильцы покидали дом, сакральное место предавали огню, дабы оно не могло быть использовано посторонними лицами, с колдовскими целями.
Комментариев нет:
Отправить комментарий